Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 00:47, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Менеджмент".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 80.58 Кб (Скачать файл)

2. Принципы производственного менеджмента.

1. Научность в сочетании с  элементами искусства. Менеджер  в своей деятельности использует  данные и выводы множества  наук, но в то же время должен  постоянно импровизировать, искать  индивидуальные подходы к ситуации  и к людям. 2. Целенаправленность  управления. Управленческий процесс  должен подчиняться принципу  целенаправленности, то есть быть  всегда ориентированным на решение  конкретных проблем, осуществляться  не «просто так», а ради чего-то  определенного. 3. Функциональная специализация  в сочетании с универсальностью. Суть его состоит в том, что  к каждому объекту управления  имеется свой подход, учитывающий  его специфику. 4. Последовательность  управленческого процесса. элементы из которых он состоит, должны следовать друг за другом в определенном порядке. Нельзя, например, сначала отдать распоряжение, а затем уже обдумывать его правомерность. 5. Оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой подсистемой с ее саморегулированием. Непрерывно приходится контролировать и поведение объекта управления, который все время стремится вырваться из-под опеки. 6. Учет личных особенностей работников и общественной психологии. Он тесно связан с другими принципами, так как индивидуальные особенности лежат в основе принятия самостоятельных решений. 7. Обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности является одним из важнейших принципов управления. Избыток прав по сравнению с обязанностями приводит к управленческому произволу.    8. Обеспечение общей заинтересованности всех участников управления в достижении целей, стоящих перед фирмой. Достигается путем материального и морального поощрения отличившихся работников. 9. Всемирное обеспечение состязательности участников управления. Речь идет не только о стремлении выполнить лучше других порученное дело, но и о необходимости поощрения конкуренции при замещении должностей в сфере управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методы производственного менеджмента.

1. Организационные методы Суть их состоит в том, что, прежде чем какая-то деятельность будет осуществляться, она должна быть правильно организована: фиксирующими правила поведения персонала в различных ситуациях. Иными словами, необходимо сначала создать организацию, расставить по местам людей, дать им задания, показать, как действовать, и уже после этого руководить их действиями. Таким образом, организационные методы управления предшествуют самой деятельности, создают для нее необходимые условия. 2. Административные методы они называются методами властной мотивации и сводятся прежде всего к открытому принуждению людей к той или иной деятельности, или к созданию возможностей для такого принуждения. Условием применения таких методов является преобладание однозначных способов решения задач, отклонение от которых недопустимо.. 3. Экономические методы Административные методы перестали отвечать реальным потребностям управления. Нужны были другие, позволяющие исполнителям самим проявлять инициативу на основе материальной заинтересованности и отвечать за принятые ими решения. Экономические методы управления предполагают косвенное воздействие на его объект. 4.Социально-психологические методы . Социально-психологические методы, появившиеся в 20-х годах XX столетия. Они сводятся к двум основным направлениям: во-первых, к формированию благоприятного морально-психологического климата в коллективе, способствующего большей отдаче при выполнении работы за счет повышения настроения людей; во-вторых, к выявлению и развитию индивидуальных способностей каждого, позволяющих обеспечить максимальную самореализацию личности в производственном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. История развития произ-ного менеджмента ( Ф. Тейлор)

Тейлором были выдвинуты прогрессивные  идеи и положения, внесшие вклад  в развитие крупного, научно организованного  общественного производства. Выдвигая главной целью максимальное увеличение производительности труда, Тейлор предлагал  конкретные решения, направленные на рациональное использование труда рабочих  и средств производства; ведение строго регламента на применение материалов и инструментов; стандартизацию инструментов, рабочих операций; точный учет рабочего времени; установления контроля за каждой операцией. Идеи Тейлора способствовали усовершенствованию организации работы мастеров и бригадиров. Тейлор обосновал в результате своих исследований необходимость разделения труда непосредственно в сфере управления. По его рекомендации планирование было выделено в самостоятельную функцию управления. Тейлор предложил заранее планировать методы работы и всю производственную деятельность предприятия в целом. В исследованиях Тейлора содержится разработка различных систем сдельной оплаты труда в соответствии с научно обоснованными методами нормирования труда.

 

5. История развития производственного менеджмента (Ф. И. Л. Гилберт, Г. Эмерсон)

Супруги Гилберт показали, что основные элементы производственных операций не зависят от содержания работы. Исследуя технологические операции, они разработали  методику микроанализа движений, что  положило начало научной организации  рабочих мест. Выявили, что причина  усталости это малый интерес  к работе. Стали изучать самого человека. В исследованиях американского  ученого Г. Эмерсона были рассмотрены вопросы рациональной организации труда не только отдельного исполнителя, но и всякой целесообразной деятельности человека с точки зрения производительности и предложена методика достижения максимальной эффективности. Г. Эмерсон выдвину 12 принципов производительности: 1. Отчетливо поставленные идеалы и цели. 2. Здравый смысл. 3. Компетентная консультация. 4. Дисциплина. 5. Справедливое отношение к персоналу. 6. Быстрый, надежный, точный и постоянный учет. 8. Нормы и расписания. 9. Нормализация условий. 10. Нормирование операций. 11. Писаные стандартные инструкции. 12. Вознаграждение за производительность.

6. История развития производственного менеджмента ( А. Файоль, Г. Форд)

Файоль разложил на элементы управление производством. Сформировал. 14 принципов управления:1. Разделение труда. 2. Властные полномочия. Официальная власть должна быть подкреплена личным авторитетом и дополнена ответственностью.3. Дисциплина. 4. Единоначалие. Работник должен получать распоряжения и указания от своего непосредственного руководителя.5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна иметь план и одного руководителя. 6. Подчиненность личных интересов общим. 7. Вознаграждение8. Централизация. для каждого типа решений должен существовать соответствующий уровень.9. Весь персонал должен быть распределен в строгом соответствии с иерархической структурой. 10. Порядок. 11. Беспристрастность. Менеджеры всех уровней управления должны справедливо относится к своему персоналу12. Стабильность персонала. Имеются в виду высокие расходы на подготовку знающих организацию и работающих в ней менеджеров13. Инициатива.14. Корпоративный дух. Г.Форд продолжил дело Тейлора в области организации производства. Среди основных идей -применение им сборочных линий и налаживание высокоэффективного массового производства. «Важная роль» человека, о которой он говорил, отнюдь не понималась им как честное закручивание гаек на сборочном конвейере. Ему была не безразлична судьба тысяч рабочих. Он создавал условия для их духовного развития. Такие условия были только в компании Форда. Солидная зарплата, позволявшая снимать нормальное жилье для семейных. Добротные общежития для холостых. Нормированный рабочий день. Практически стопроцентные гарантии трудоустройства. Таким образом, Г.Форд был одним из основоположников современного представления о рабочем как потребителе и, соответственно, развитии рынка через массовое производство и высокие зарплаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.История развития производственного менеджмента ( У. Шухарт, У. Э. Деминг)

1924 и 1950-Внедрение системы контроля  качества. В 1924 г. Уолтер Шухарт использовал методы статистики в целях контроля качества и заложил основы статистического отбора выборок образцов и контроля качества процессов. Проблема взаимозаменяемости деталей нашла окончательное разрешение. Труды Шухарта выявили необходимость представления производства как системы. С течением времени стало очевидным, что такие факторы, как конструкция изделия, материалы, оборудование, квалификация рабочих, отношение к работе со стороны служащих, текучесть рабочей силы и условия труда взаимодействуют с требованиями потребителей в отношении качества продукции и цен на нее, а также с финансовыми вопросами. Одним из тех, кто обратил на это внимание, был У. Эдвардс Деминг (1950 г.). Также известен разработкой системного подхода к улучшению качества, который он смог представить в простой и понятной форме - в виде цикла улучшений PDCA (цикл Шухарта – Деминга). Он считал, что менеджмент должен способствовать улучшению условий труда и рабочих процессов и повышению качества изготавливаемых изделий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.История развития производственного менеджмента ( опыт СССР)

В 60-е годы В.А. Авиловым проводились  исследования, связанные с разработкой  методик применения математико-статистических методов в анализе производства. Различные аспекты управления и  методология их анализа и решения  представлены в работах Г. Х. Попова. Для решения многих задач производства имеет совершенствование труда. В послевоенные годы в нашей стране получили распространение многостаночное движение, совершенствование организации  трудового процесса на основе применения передовой технологии, рационализации инструментов и приспособлений, организации  рабочих мест. Инженером Ф.Л. Ковалевым  разработан метод отбора наиболее рациональных приемов труда, применяемых передовыми рабочими, их дальнейшего усовершенствования и последующего массового внедрения. Практически все исследования производства особо выделяют такую функцию  управления, как организация. Эта  функция охватывает различные виды исполнительной оперативной деятельности. Организация как функция управления имеет целью обеспечить слаженность  всех действий и элементов производственной системы: рациональную организацию  труда; обеспечение производства сырьем и материалами; наилучшие технологии; оптимальная структура производства. Деятельность по организации касается как управляемого объекта, так и  органа управления, т.е. всей системы  управления. При этом взаимодействие должно быть налажено не только внутри данной системы, но и с внешней  средой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.9. Произ-ный менеджмент как система.

Произв.система – сложная система взаимосвяз-х элементов произв.процесса, образующих единое целое и функцион-х в целях произв-ва промыш.продукции или оказания услуг.

Система – совокуп. взаимосвяз. элементов, предназнач.для достижения опред.цели.

Признаки пр.системы:

1.Взаимод.коллектива людей, машин, природной среды и возмущающих отклонений, влияющих на произв.систему.

2.Наличие подсистем, имеющих  содержат.характер действий.

3.Наличие целей функционирования  и критерия эффект-ти достижения целей.

4.Иерархич.структура управления с вертик. и горизон.связями между подсистемами.

5.Большое кол-во и разнообразие  связей.

6.Движение больших трудовых, мат-х  и инфо-х потоков между подсистемами.

Полная система произв.деяте-ти называется операционной. Операционная – система, использующая мат-е, инфо-е или финан-е ресурсы (вход) для преобразования их в результат (выход) в виде продукции или услуги. Она состоит из след.подсистем:

1.Перерабатывающая 

2.Подсистема обеспечения – обеспеч.выполн.функций перерабат.системы и содержит след.компоненты:

-нормативно-методическое обеспечение

-ресурсное

-информационное 

-правовое

-организационно-технолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Характерные признаки  и свойства предприятия как  производственной ситемы.

Произв.предприятие рассматр. в каче-ве произв.системы, т.к. ему присуще характ-ые для системы признаки:

1.Целенаправленность(спосб-ть создавать продукцию и услуги)

2.Полиструктурность(одноврем. существ-е взаимосвяз.подсистем )

3.Сложность(наличие полиструкт., в кач-ве основых элем-в трудящихся и воздействия внеш.среды)

4.Открытость(тесное взаимод. с внешней средой)

Предпр.представл. динамичную систему, облад.способностью притерпевать изменения, переходить из одного качественного состояния в другое, оставаясь в тоже время системой, благодаря след. свойствам:

1.Результативность

2.Надежность

3.Гибкость

4.Долговременность

5.Управляемость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Сущность и формы  концентрации производства.

Концентрация – процесс сосредоточения произ-ва на крупных предпр-х в оптим-х размерах.

Различают абсолютную и относительную  концентрацию. Абсолютная – увелич.размеров предприятия. Относительная – характ.удельный вес продукции крупных предприятий в общем объеме произ-ва и в промыш-ти в целом.

Процесс концентрации произ-ва осуществл. по след.направлениям:

1.Концентр. конструктивно и технолог.однородно продукции на специал-х предпр-ях. Эффективность достиг. за счет снижения величины пост.затрат на ед.продукции.

2.Комбинирование технолог.разных произ-в в рамках одного предприятия. Эффект-ть обеспечив. за счет сокращения длит-ти произв.цикла, снижения величины транспорт-х издержек и за счет комплексного использ.сырья.

3.Концентр. путем соедин.научных и произв-х структур в рамках одной компании. Эффект-ть обеспеч. за счет сокращ.длит-ти инновац-го цикла.

4.Концентр. путем создания национ. и транснац-х корпораций. Эффект-ть обеспеч. за счет существ-я единой организ-й и информ-й произв.системы.

В зависимости оттого на каком уровне и как происходит укрупнение произ-ва различают след.формы концентрации:

1.Агрегатная (увеличение единичной мощности оборудования)

2.Технологическая (укрупнение цехов,  участков в составе предпр., достиг.как за счет качеств-го улучшения техники, так и путем кол-ва однотипного оборудования)

3.Заводская (увеличение размеров  предприятия, кот.может происходить, как за счет объедин.нескольких предприятий в одно, может осущест-ся за счет увелич.технолог.концентрации, за счет увелич. кол-ва произв-в в составе предприятий)

Концентрация развивается на основе влияния след.факторов:

-рост потребности в опред.видах продукции

-НТП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.Показатели уровня  концентрации.

Показатели характеризующие абсолютную концентрацию:

1.Объем проз-ва продукции за год

2.Среднегодовая числ-ть промышленно-производственного персонала

3.Среднегодовая численность основных  произв.фондов

Показатели относительной концентрации:

1.Оьъем выпуска продукции за  год, приходящийся в среднем  на 1 предприятие

2.Удельный вес продукции, выраб.крупными предприятиями в общем объеме произ-ва продукции

3.Удельный вес числа крупных  предприятий в общей их численности  по промышл-ти в целом

4.Удельный вес численности промышленно-производственного  персонала крупных предприятий  в общей их числ-ти

5.Удельный вес основных произв.фондов сосредоточенных на крупных предпр. в общей их стоим-ти по промыш-ти в целом.

 

 

 

 

 

 

 

13.Оптимизация размеров  промышленных предприятий.

Оптимальным считается такой размер предприятия, при котором достигается  наилучшее значение по критериальному показателю. В качестве такого критерия могут выступать: min затрат, max прибыли, определенный уровень рентабельности, max социальный или экологический эффект.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"