Цели и основные направления инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационный Менеджмент.docx

— 197.57 Кб (Скачать файл)

Введение 
 

     Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

     Существует  множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций, до государства, в целом, призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.

     Место и роль инновационной политики в  структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, последующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики.

     Основная  масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности. В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический, коммерческий результату. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат "чистой науки", полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для предпринимательства.

     В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

     В соответствии с международными стандартами  инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

     Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).

     Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.

     Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

 

      1 Цели и основные направления инновационного менеджмента 
 

     Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компанией. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

     Главное внимание в инновационном менеджменте  уделяется выработке стратегии  инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии  фирмы, так как определяет все  остальные направления ее развития.

Осуществление инновационного менеджмента  в целом предполагает:

     - разработку планов и программ инновационной деятельности;

     - наблюдение за ходом разработки новой продукции, и ее внедрением;

     - рассмотрение проектов создания новых продуктов;

     - проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;

     - обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;

    - обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;

     - создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до серийного производства продукции.

     Особенностью  современного этапа развития инновационной  деятельности является образование  в крупнейших фирмах единых научно-технических  комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла "наука - производство". Создание целостных  научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации фирмы.

 

      2 Разработка и внедрение новой продукции 
 

     2.1 Понятие «нового  продукта» 

     Товар с новыми свойствами, производство и сбыт которого добавляются к существующему ассортименту, обычно называют новым продуктом. Простые усовершенствования существующих изделий сюда не входят. Новые изделия могут быть или принципиально новым продуктом или комбинацией новых приспособлений, механизмов, без изменения самого продукта.

Цели  процесса инновации  можно свести к  следующим:

    1) нахождение нового технического решения задачи – создание изобретения;

    2) проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР);

    3) налаживание серийного производства продукции;

    4) параллельная подготовка и организация сбыта;

    5) внедрение нового товара на рынок;

   6) закрепление на новых рынках путем постоянного совершенствования технологии, повышения конкурентоспособности продукта.

   Инновационная деятельность составляет органическую часть маркетинговой деятельности фирмы. В особенности это относится к фирмам, занятым производством наукоемкой продукции. У них наблюдается особо тесное взаимодействие службы НИОКР со службой маркетинга.

     Подразделения НИОКР становятся  трансформаторами идей и разработок, исходящих от потребителей. Они принимают активное участие в разработке программ маркетинга по продукту. Между изучением потребностей и НИОКР существует обратная связь, позволяющая в процессе НИОКР максимально учитывать требования потребителей и корректировать в соответствии с ними технико-экономические показатели нового изделия с целью их оптимизации. 

     2.2 Этапы выведения нового продукта на рынок 

     В ходе инновационного процесса предприятие создает новые, потенциальные возможности, оценивает их, устраняет наименее привлекательные, изучает представление потребителей о них, разрабатывает продукцию, испытывает ее и внедряет на рынок.

     Этот  длительный процесс, можно рассматривать, состоящим из вполне определенных этапов, на каждом из которых, нужно принимать соответствующие обоснованные решения.

Назовем основные этапы инновационного процесса:

    - генерация идей;

    - отбор идеи;

    - разработка замысла и его проверка;

    - экономический анализ;

    - разработка товара;

    - пробный маркетинг;

    - коммерческая  реализация.

   Разработка  нового товара должна быть четко спланирована и каждый этап создания новинки тщательно проработан.

     Такой подход, казалось бы, ведет к увеличению сроков разработки новшеств и к их удорожанию. Вспомним, однако, что самыми дорогостоящими являются завершающие этапы инновационного процесса. При тщательном и систематическом планировании, отсев менее перспективных идей происходит раньше, большинство причин, ведущих к неудаче на рынке, вовремя устраняется, значительно экономятся время и средства.

     Так, по результатам специально выполненных исследований, американские промышленные компании в 1969г. должны были начинать работать в среднем с 58 идеями новых товаров, чтобы получить одну удачную новинку. А в 1981г. этим же фирмам для получения одного удачного товара потребовалось только 7 идей. Такое улучшение (и значительная экономия средств) явилось результатом более тщательной разработки новинки на каждом этапе этой работы.

     Из  всего вышесказанного не следует, однако, что каждый этап должен хронологически следовать один за другим. Часто пользуются параллельно- последовательной организацией инновационного процесса, что позволяет сократить уровень затрат и сроки проведения работ на 15-20 процентов по сравнению с последовательной организацией. Кроме того, параллельно последовательная организация работ должна значительно уменьшить объем доработок на этапе изготовления опытного образца.

     Вместе  с тем в результате совмещения этапов с целью сокращения времени часто возникают, так называемые, издержки по ошибке, которые ведут к увеличению затрат по сравнению с исходным  параметром реализации новшеств. Отсюда ясно, что инновационный менеджмент предназначен также  для  выбора  и обеспечения оптимального сочетания времени и затрат. 

Этап  генерации идей.

     Разработка  любой инновации начинается с генерации идей.

Генерация идей- постоянный и систематический поиска возможностей создания новых товаров

     Для успешной деятельности на рынке предприятие должно иметь управленческий механизм, способный использовать любые идеи, из какого бы источника они не появлялись.

     Анализируя  информационные потоки, стимулировавшие  возникновение нововведения, и выделяя те из них, характер которых имел наибольшее значение для зарождения идеи новшества, исследователи выдвигают гипотезы "технологического подталкивания" и "подтягивания спросом". В соответствии с этими гипотезами обычно выделяют научно-техническую (технологическую) и экономическую (коммерческую) информацию: первая содержит сведения о существующих технологических возможностях решения той или иной проблемы, вторая - о нуждах потребителя. Преобладающим фактором является "подтягивание спросом". Так, за рубежом в среднем в 75 процентах случаев источником нововведений являются рыночные факторы.

     Источники, ориентированные на рынок, выявляют возможности, основанные на определяемых в ходе специальных исследований - опросы клиентуры, групповые обсуждения, анализ поступающих писем и жалоб - желаниях и нуждах потребителей. Затем на удовлетворение этих желаний ориентируются научные исследования и конструкторские разработки, и в результате появляются такие товары как шариковые дезодоранты, светлое пиво, легко открываемые банки с газированными напитками.

     Существующие в данный момент научно технические плен и возможности (гипотеза "технологического подталкивания") также представляют собой поле для "сбора" идей новшеств. Не менее важным источником идей являются фундаментальные научные исследования, которые направлены на получение новых знаний и косвенно приводят к возникновению инноваций. Чаще всего, таким образом, возникают совершенно новые товары и технологии (телевизоры, видеомагнитофоны, антибиотики, синтетические волокна, лазерная обработка металлов), порождающие затем лавинообразный процесс усовершенствований и

модификаций.

     Важным  источником инноваций может быть деятельность конкурентов. Появление новинки на рынке чаще всего  становится  отправной  точкой  поиска конкурирующего новшества. Отметим также, что имитация инноваций, а иногда  и прямое заимствование  идей  и  разработок  являются  хоть  и  неэтичной,  но реальной практикой рыночного поведения предприятий.

Информация о работе Цели и основные направления инновационного менеджмента