Цели и основные направления, научно-методические основы инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:40, контрольная работа

Краткое описание

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований научно-технического прогресса.
Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий; "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т.п.

Содержание

Свойства и функции инноваций……………………………………….3
Цели и основные направления, научно-методические основы инновационного менеджмента………………………………………………10
Список использованной литературы…………………….……………..……12

Вложенные файлы: 1 файл

Innovatsia.docx

— 34.38 Кб (Скачать файл)

                                             Содержание

  1. Свойства и функции  инноваций……………………………………….3
  2. Цели и основные направления, научно-методические основы  инновационного менеджмента………………………………………………10

Список использованной литературы…………………….……………..……12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Свойства и функции инноваций

В мировой экономической  литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в  реальный, воплощающийся в новых  продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в  рамках экономических исследований научно-технического прогресса.

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий; "инновационная  деятельность", "инновационный  процесс", "инновационное решение" и т.п.

Инновация, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Инновация — введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

Различные ученые, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, В.Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, Й. Шумпетер, Э. Роджерс и др.) трактуют это  понятие по-разному в зависимости  от объекта и предмета своего исследования, но анализ этих разных определений  инновации приводит к выводу, что  специфическое содержание инновации  составляют изменения, а главной  функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийским ученым Й. Шумпетером выделено пять типичных изменений:

1) использование новой  техники, новых технологических  процессов или нового рыночного  обеспечения производства (купля  – продажа);

2) внедрение продукции  с новыми свойствами;

3) использование нового  сырья;

4) изменения в организации  производства и его материально-технического  обеспечения;

5) появление новых рынков  сбыта.

Эти положения были сформулированы Й. Шумпетером еще в 1911 г. Позже, в 30-е  годы, он ввел понятие инновации, трактуя  его как изменение с целью  внедрения и использования новых  видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации  в промышленности. Иногда инновация  рассматривается как процессная система, тем самым признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженную стадийность.

Методология описания инноваций  в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах. Для  координации работ по сбору, обработке  и анализу информации о науке  и инновациях в рамках Организации  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была образована Группа национальных экспертов по показателям науки  и техники, которая разработала  так называемое Руководство Фраскати («Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и  экспериментальных разработок»). Документ получил такое название в связи  с тем, что первая версия рекомендаций была принята в итальянском городе Фраскати в 1963 году.

     

Новшество - новый порядок, новый метод, изобретение.

 
   

Нововведение- новая научно-организационная  комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским  духом

 

Инновация -Совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке  новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования

Инновация - Общественно-технико-экономический  процесс, который через практическое использование идей и изобретений  привадит к созданию лучших по своим  свойствам изделий, технологий, и  в случае, если инновация ориентирована  на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход

Получившее новое качество новшенство с момента принятия к  распространению


Периодически положения  Руководства Фраскати уточняются, что  обусловлено изменениями в стратегии  научно-технической политики на национальном и международном уровнях, в организации  научных исследований и разработок. В одной из последних редакций Руководства Фраскати (1993 г.) содержатся основные понятия, относящиеся к  научным исследованиям и разработкам (НИОКР), их состав и границы, а также  методика измерения численности  персонала, занятого исследованиями и  разработками. Методика сбора данных о технологических инновациях базируется на рекомендациях, принятых в г. Осло (Норвегия) в 1992 г. Она получила название "Руководство Осло".

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной  деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового  или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Инновация может быть рассмотрена  в динамическом и статическом  аспектах. В последнем случае инновация  представляется как конечный результат  научно-производственного цикла.

Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но отнюдь не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на повышение конкурентоспособности, создание новшества, которое будет признано уникальным в определенной области.

Научно-технические разработки и нововведения выступают как  промежуточный результат научно-производственного  цикла и по мере практического  применения превращаются в конечный результат – научно-технические  инновации (НТИ). Научно-технические  разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью  его практического применения, а  НТИ – это материализация новых  идей и знаний, открытий, изобретений  и научно-технических разработок в процессе производства с целью  их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей.

Свойства инноваций

Непременными свойствами инновации являются:

1) научно-техническая новизна;

2) производственная применимость.

Коммерческая реализуемость (3 свойство) по отношению к инновации  выступает как потенциальное  свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия.

Из вышеизложенного следует, что инновацию как результат  нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Инновации  присущи в равной мере все три  свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую  необходимость, осознанную через потребности  рынка. Обратим внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений  и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода. На практике понятия "новшество", "новация", "нововведение" нередко  отождествляется, хотя между ними есть известное различие.

Распространение нововведений, как и их создание, является составной  частью инновационного процесса.

Различают три логические формы инновационного процесса:

1) простой внутриорганизационный  (или натуральный);

2) простой межорганизационный (или товарный);

3) расширенный.

Первый из них предполагает создание и использование новшества  внутри одной организации, новшество  в этом случае не принимает товарной формы.

При простом межорганизационном инновационном процессе новшество  выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя  и производителя новшества от функции его потребителя.

Третий – расширенный  инновационный процесс проявляется  в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии  производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию  потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум  два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество –  технологический процесс, его производитель  и потребитель могут совмещаться  в одном хозяйствующем субъекте.

Простой инновационный процесс  переходит в товарный за две фазы:

1) создание новшества  и его распространение;

2) диффузия нововведения.

Первая фаза – это последовательные этапы НИОКР, организация опытного производства и сбыта, организация  коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются  предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями  нововведения, а также между производителями  и потребителями.

Распространение инновации  – это информационный процесс, форма  и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому  использованию этой информации. Ведь дело в том, что хозяйствующие  субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют  неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность  к их усвоению.

Диффузия инновации –  процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам  между членами социальной системы  во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т.п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами, диффузия –  это распространение уже однажды  освоенной и использованной инновации  в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число  как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики. Непрерывность нововведенческих процессов  определяет скорость и границы диффузии нововведений в рыночной экономике.

В реальных инновационных  процессах скорость диффузии нововведений зависит от различных факторов:

а) формы принятия решения;

б) способа передачи информации;

в) свойств социальной системы;

г) свойств самого нововведений.

Свойствами нововведений являются:

1) относительные преимущества  по сравнению с традиционными  решениями;

2) совместимость со сложившейся  практикой и технологической  структурой;

3) сложность;

4) накопленный опыт внедрения  и др.

Один из главных факторов распространения любой инновации  состоит в ее взаимодействии с  соответствующим социально-экономическим  окружением, существенным элементом  которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Й. Шумпетера, диффузия нововведений – это процесс  кумулятивного увеличения числа  имитаторов (последователей), внедряющих нововведения вслед за новатором  в ожидании более высокой прибыли.

Субъектов инновационного процесса можно разделить на группы:

1) новаторы;

2) ранние реципиенты;

3) раннее большинство;

4) отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут  быть индивидуальные изобретатели, исследовательские  организации. Они заинтересованы в  получении части дохода от использования  изобретений.

В качестве ранних реципиентов  выступают предприниматели, первыми  освоившие новшество. Они стремятся  к получению дополнительной прибыли  путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название «пионерских» организаций.

Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество  в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску  новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.

К. Маркс и Й. Шумпетер считали ожидание сверхприбылей (предпринимательского дохода) главной движущей силой принятия нововведений. Предприниматель, осуществляя  нововведения, нарушает состояние экономического равновесия и присваивает возникшую  в связи с этим дополнительную прибыль. Его временная монополия  на использование новшенства, защищенная коммерческой тайной или патентом, обеспечивает предпринимателю получение  избыточной прибыли вплоть до достижения экономикой нового состояния равновесия. Обладая временной монополией, предприниматель использует ее в конкурентной борьбе, имея возможность снизить цены на свою продукцию, чтобы вытеснить конкурентов, и за счет расширения масштабов производства увеличить массу прибыли даже при снижении ее доли в единице товара.

Информация о работе Цели и основные направления, научно-методические основы инновационного менеджмента