Цели, основные направления инновационного менеджмента. Инновационный потенциал предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 09:54, реферат

Краткое описание

В самом общем виде инновационный менеджмент — это система подготовки и принятия решений, направленных на формирование, поддержку и развитие инновационно-технического потенциала России в целом, каждого предприятия, каждой организации в частности.
Инновационный менеджмент является одной из форм общего, функционального менеджмента, объектом которого выступают процессы инновационно-технологического развития. Другими словами, инновационный менеджмент представляет собой систему, совокупность систематизированных знаний по современному менеджменту о методах создания трудоемких инноваций и их эффективности.

Вложенные файлы: 1 файл

1_Инновации.docx

— 35.49 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Менеджмент»

на тему: «Цели, основные направления инновационного менеджмента. Инновационный потенциал предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В самом общем виде инновационный менеджмент — это система подготовки и принятия решений, направленных на формирование, поддержку и развитие инновационно-технического потенциала России в целом, каждого предприятия, каждой организации в частности.

Инновационный менеджмент является одной из форм общего, функционального менеджмента, объектом которого выступают процессы инновационно-технологического развития. Другими словами, инновационный менеджмент представляет собой систему, совокупность систематизированных знаний по современному менеджменту о методах создания трудоемких инноваций и их эффективности.

Основоположником системы научного менеджмента по праву считается известный английский ученый Фредерик У. Тейлор. Свои принципы научного управления он впервые опубликовал в 1911 г.

В своих работах он сформулировал две основные задачи менеджмента:

- обеспечение наибольшего процветания предпринимателя;

- повышение благосостояния каждого работника.

Повышение эффективности производственных процессов предполагает широкомасштабное внедрение прогрессивных нововведений. Эффект при этом следует оценивать с точки зрения не только экономической, но и научно-технической, социальной, экологической, правовой и др. При этом необходимо иметь в виду, что основное влияние на качественный уровень конечных результатов производства и управления оказывают инновационные процессы, которые и образуют предмет инновационного менеджмента.

Из такой трактовки следует, что управление инновационными процессами на любом уровне предполагает их качественные и количественные изменения. Они обусловливаются применением современных средств, обеспечивающих единство науки, техники, производства, потребления, нацеленное на удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте. Такова основная задача инновационного менеджмента на всех предприятиях и фирмах, а не только тех, что лидируют в передовых наукоемких отраслях. Для улучшенного решения этой задачи необходимо тщательное изучение прогрессивного опыта управления исследованиями и разработками там, где обнаружилось умение быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, достигнуты хорошие результаты внутрифирменного взаимодействия при прохождении новой идеи по всем фазам инновационного цикла и т.д.

Формой документального представления основных положений инновационной политики предприятия является соответствующая программа. В ней отражаются взаимосвязанные по срокам, ресурсам и исполнителям основные цели, задачи и этапы реализации на относительно близкую либо более отдаленную перспективу. Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:

- разработку планов и программ инновационной деятельности;

- наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;

- рассмотрение проектов создания новых продуктов;

- проведение единой инновационной политики: координация деятельности в этой области в производственных подразделениях;

- обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;

- обеспечение инновационной деятельности квалифицированными кадрами;

- создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем – от идей до серийного производства продукции.

Наиболее эффективным вариантом достижения целей инновационного менеджмента является разработка и выполнение производственных, технологических, исследовательских проектов по каждому мероприятию или по определенным их совокупностям. И здесь в качестве одного из наиболее действенных современных средств менеджмента на первый план выдвигается управление проектами.

Особенности такого управления на уровне отдельного предприятия или фирмы зависят от размеров и масштаба производственной деятельности, места в рыночной структуре. В зависимости от профиля деятельности и потребностей предприятия могут проводиться в жизнь различные инновации или их совокупности: разработка и внедрение новой техники, конструктивных материалов, прогрессивных технологий; определение и реализация рациональной ассортиментной, кадровой инвестиционной политики; совершенствование организационной структуры управления и т.д. Все указанные и подобные им процессы целесообразно осуществлять в форме проектов, дающих достаточно точную количественную оценку предполагаемых качественных изменений. Это соответствует требованиям достоверности намечаемого и, кроме того, позволяет обеспечить необходимый управленческий контроль за ходом выполнения проектов.

На любом предприятии все разработки, предлагаемые к внедрению, можно разделить на две группы. В первую входят все проекты повышения качественного уровня ранее освоенной продукции и совершенствования действующих технологий. Вторую группу составляют проекты создания принципиально новых продуктов и процессов. Однако такое разделение не следует абсолютизировать. На практике существует ряд проблем, общих для обеих групп. Например, крупномасштабное внедрение инноваций различного типа, как правило, влечет за собой временное ухудшение показателей основной деятельности предприятия. Данная проблема в настоящее время стоит особенно остро перед предприятиями государственного сектора, которые в прошлом зарекомендовали себя вполне прочно стоящими на ногах, экономически независимыми. Теперь в условиях утраты государственных “подпорок” и подчинения требованиям хозяйственной самостоятельности, возникновения и развития конкуренции многим предприятиям все труднее удержать свои позиции в инновационной сфере, особенно в сравнении с новыми структурами, представляющими негосударственные формы собственности и проводящими активную инновационную и инвестиционную политику.

Одной из причин трудностей, с которыми столкнулись прежде успешно действующие предприятия, является обнаружившаяся неспособность их руководителей и специалистов просчитать возможные последствия изменения инновационной политики государства в новых условиях, характеризующихся появлением и постепенным расширением рыночных отношений. В этих условиях практически единственным средством выхода из кризиса является оптимизация инновационной политики предприятия при внедрении в производственную практику эффективных средств, приемов и методов управления, включая, в числе первостепенных, управление проектами.

Преимущества данного типа управления для любого предприятия или фирмы состоят в том, что требование четкого соблюдения его условий и принципов позволяет значительно снизить степень неопределенности достижения целей их инновационной политики. Это обеспечивается посредством сочетания “мягких” приемов управления персоналом и численных “жестких” методов в процессе управления проектами. В итоге создается необходимая база для получения ожидаемого комплексного эффекта по различным направлениям инновационной деятельности.

Особую важность управление проектами как элемент инновационного менеджмента приобретает для предприятий и фирм, находящихся в рисковой зоне или приближающихся к ней. Здесь применение рассматриваемого подхода может стать основным средством выхода из опасного положения, поскольку предполагает рационализацию необходимых для стабилизации производственного процесса ресурсов на основе их комплексной оценки и другие подобного характера нововведения.

Применение методов управления проектами эффективно и для тех предприятий и фирм, которые находятся в относительно благоприятных хозяйственных условиях: оно создает основу для того, чтобы в ходе оценки различных вариантов проектов с достаточной точностью определить вероятность возникновения кризисных тенденций в их деятельности, а, следовательно, и предотвратить такого рода тенденции или по меньшей мере ослабить их.

Факторы и условия, влияющие на эффективность инновационного менеджмента вообще и управление проектами как его элемент в частности, сложны и разнообразны. Анализ их сущности, причин возникновения, влияния на различные аспекты работы предприятия составляет основу выработки его инновационной политики. Особое внимание необходимо уделять анализу состояния и вариантов рационализации организационных структур, форм, методов и средств управления на базе повышения качественного уровня потенциала предприятия – кадрового, информационного, технического и др. Но любые практические мероприятия, позволяющие в конечном итоге повысить эффективность процессов инновационного менеджмента, должны ориентироваться на выпуск наукоемкой конкурентоспособной продукции и получение прибыли по результатам ее реализации.

В своем развитии предприятие опирается на стратегии, планы и программы, основой составления которых являются прогнозируемые и имеющиеся значения показателей, отражающих состояние компании. Необходимость оценки и диагностики деятельности с последующей разработкой комплекса решений определяется требованиями, выдвигаемыми рынком. 

Задача специалистов сводится к тому, чтобы рассчитать, изыскать возможности для роста предприятия и, соответственно, принять на этой основе ту или иную стратегию в зависимости от складывающейся ситуации. В экономике исследуемая категория получила название «потенциала». 

Большая советская энциклопедия, в широком смысле, определяет потенциал как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области. 

Понятие потенциала тесно связано со структурой целей и обычно определяется как "совокупность возможностей" предприятия. 

Под потенциалом предприятия принято понимать совокупность ресурсов, которые характеризуют его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и другие производственные резервы, которые могут быть использованные в экономической деятельности. 

Данное определение характеризует потенциал в совокупности потенциалов его составляющих: экономического, финансового, производственного, кадрового и т.д. Поскольку областью исследований являются инновации, то наибольший интерес представляет инновационный потенциал предприятия.  Именно он является ядром всего потенциала, объединяя в себе элементы потенциалов, характеризующих хозяйственную единицу.

Инновационный потенциал организации – это совокупность характеристик предприятия, определяющих способность компании к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений.

Также под инновационным потенциалом понимается способность предприятия создавать новую стоимость путем привлечения всех его имеющихся материальных и невещественных активов с целью его инновационного развития. 

В рыночных условиях инновационный потенциал формируют все ресурсы, которые обеспечивают достижение конкурентных преимуществ предприятия путем разработки и ввода инноваций. Наряду с производственным, финансовым, маркетинговым, трудовым, управленческим и коммуникационным потенциалами инновационный потенциал играет существенную роль в экономическом росте субъектов хозяйственной деятельности. 

К элементам инновационного потенциала фирмы относятся: 
- материально-технические ресурсы; 
- финансовые ресурсы; 
- организационные ресурсы; 
- кадровые ресурсы; 
- социально-психологические факторы.

В целом, инновационный потенциал формируется из двух основных материальных и невещественных составляющих: инновационного потенциала материальных ресурсов и интеллектуального потенциала. Каждая составляющая инновационного потенциала имеет свою специфику использования для развития, испытывает влияние различных факторов, формирует сильные и слабые стороны предприятия. Структура состава инновационного потенциала представлена на рис. 1.

 
 




 

Рис. 1. Составные элементы инновационного потенциала предприятия.

Основную видимую часть инновационного потенциала составляют материальные ресурсы, которые подразделяют на оборотные активы и основные средства. К основным средствам относятся: машины, оборудование, транспортные средства, инструменты и приборы, библиотечные фонды. Здесь важно учесть, что объект основных средств признается активом, если существует вероятность получения предприятием экономической выгоды от его использования. Оборотные активы в большей своей части представлены финансовыми ресурсами и отгруженной продукцией, которые вместе составляют финансовые возможности для последующих инвестиций и реализации проектов.

Другое дело обстоит с интеллектуальным потенциалом. Данный потенциал представляют невещественные активы, действие которых приводит к небывалым результатам. Основной особенностью данного потенциала является то, что он может качественно преобразовывать деятельность предприятия, влияя на все его сферы от производства до управления. 

Учитывая неоднородность интеллектуального потенциала, среди его ресурсов следует различать: нематериальные активы, маркетинговые ресурсы, управленческо-инфраструктурные ресурсы и трудовые ресурсы.

В соответствии с действующим законодательством нематериальные активы – это неовеществленные активы, то есть немонетарные активы, которые не имеют материальной формы, могут быть идентифицированные (отделенные от предприятия) и содержаться предприятием с целью использования в течение периода более одного года (или одного операционного цикла, если он превышает один год) для производства, торговли, в административных целях или предоставленный в аренду другим лицам.

Объектами неовеществленных активов считаются: 
- права на объекты промышленной собственности (право на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, ноу-хау, защита от недобросовестной конкуренции и т.д.); 
- права на знаки для товаров и услуг (товарные знаки, торговые марки, фирменные названия); 
- авторские и смежные с ними права (право на компьютерные программы и т.д.); 
- другие невещественные активы (право на осуществление деятельности, использования природных ресурсов, имущества).

Информация о работе Цели, основные направления инновационного менеджмента. Инновационный потенциал предприятия