Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 15:08, курсовая работа
Сегодня для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные работники, высокоорганизованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества работника невозможно с помощью традиционных форм материального стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты и наказаний. Только те люди, которые осознают смысл своей деятельности и стремятся к достижению целей организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов. Формирование таких работников – задача мотивационного менеджмента.
Сегодня для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные работники, высокоорганизованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества работника невозможно с помощью традиционных форм материального стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты и наказаний. Только те люди, которые осознают смысл своей деятельности и стремятся к достижению целей организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов. Формирование таких работников – задача мотивационного менеджмента. [3]
Мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.
Неэффективная система
мотивации может вызвать у
работников неудовлетворенность, что
всегда влечет снижение производительности
труда. С другой стороны, эффективная
система стимулирует
Следовательно, имеет место актуальность вопроса изучения систем мотивации труда, используемых менеджментом в современных экономических условиях. Цель курсовой работы - совершенствование мотивации персонала.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- исследование теоретического
материала по проблемам
- анализ мотивации, используемой на предприятии ОАО «Строительный трест № 3 Ордена Октябрьской революции».
- разработка предложений
по совершенствованию
Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество «Строительный трест №3 Ордена Октябрьской революции».
Глава 1. Система управления мотиваций персонала на предприятии
1.1 Роль и значение мотивации персонала
В современном менеджменте
все большее значение
Мотивация – это процесс побуждения человека к определенной деятельности, приводящей к осуществлению целей организации, с помощью внутриличностных и внешних факторов.
В управлении
персоналом мотивация
- активизации мотивов работников (внутренняя мотивация);
- создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду.
В основе теоретических подходов к мотивации лежат представления, сформулированные психологической наукой, исследующей причины и механизмы целенаправленного поведения человека. С этих позиций мотивация определяется как движущая сила человеческого поведения, в основе которой находится взаимосвязь потребностей, мотивов и целей человека. Таким образом, мотивация труда – это стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности.[8]
Мотивация как функция
управления реализуется через
систему стимулов, т.е. любые действия
подчиненного должны иметь для
него положительные или
1.2 Теории мотивации
Методы мотивирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы мотивирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия. В настоящее время многогранность и неоднозначность процесса мотивации находит отражение в ряде мотивационных теорий, которые условно можно разбить на три группы:
- первоначальные;
- содержательные (анализ
потребностей основного
- процессуальные (учет поведенческих аспектов мотивационного процесса, определяемых конкретной ситуацией).[8]
1.2.1
Первоначальные теории
Первоначальные теории мотивации складывались исходя из анализа исторического опыта поведения людей и применения простых стимулов принуждения, материального и морального поощрения.
Наиболее известными являются:
- метода «кнута и пряника»;
- теории X, Y, Z по отношению к процессу труда.
Наиболее широко применяемой до сих пор является политика «кнута и пряника». Эта теория мотивации предпочтительна в экстремальных ситуациях, когда цель четко обозначена, и вряд ли пригодна для выполнения сложных проектов с большой продолжительностью и значительным числом участников.
Теория X была первоначально разработана Ф.Тейлором, а затем развита и дополнена Д. Мак Грегором, который добавил к ней теорию Y. Теория Z была предложена значительно позднее ,в 80-х гг. В. Оучи.
X, Y, и Z – это совершенно разные модели мотивации, ориентированные на разный уровень потребностей, и соответственно руководитель должен применять различные стимулы к труду.
В теории X в качестве явного стимула называется принуждение ,а вспомогательного – материальное поощрение.
Теория Y является антиподом теории X и ориентирована на следующие стимулы побуждения к труду: самоутверждение, моральное и материальное поощрение, принуждение.
Теория Z описывает хорошего работника, предпочитающего работать в группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу. Стимулы побуждения к труду для работников, описываемых теорией Z, эффективны в такой последовательности: материальное поощрение, моральное поощрение, самоутверждение, принуждение.
Таким образом, работники, описываемые теориями X, Y, и Z, образуют различные группы людей и предпочитают различные мотивы поведения и стимулы побуждения к труду. На предприятии представлены все типы людей ,и применение той или иной концепции мотивации определяется удельным весом работников конкретного типа в группе.[9]
1.2.2
Содержательные теории
Содержательные теории мотивации базируются на потребностях, являющихся основным фактором, побуждающим человека целенаправленно действовать. Наиболее известными теориями мотивации исследователей 1950-60-х гг. являются:
- теория иерархии потребностей А. Маслоу;
- теория существования, связи и роста К. Альдерфера;
- теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда;
- теория мотивационно - гигиеническая (двух факторов) Ф. Герцберга.[
Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп:
- физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;
- потребности в безопасности
и уверенности в будущем - защита
от физических и других
- социальные потребности - необходимость в социальном окружении. В общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка;
- потребности в уважении,
в признании окружающих и
- потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.
Потребности существования, по Альдерферу, включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: безопасности и физиологические.
Потребности связи отражают социальную природу человека быть членом семьи, иметь коллег, друзей и т.д. Поэтому к данной группе можно отнести потребности принадлежать к социальной группе, признания и уважения, а также ту часть потребностей безопасности пирамиды Маслоу, которая связана с групповой безопасностью.
Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию.
Теория приобретенных потребностей МакКлелланда связана с изучением и описанием влияния на поведение человека потребностей достижения, соучастия и властвования.
Потребность достижения проявляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал ранее. Люди, имеющие высокую потребность достижения, готовы браться за работу, несущую в себе элементы вызова, что позволяет им самостоятельно ставить цели.
Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Люди с высокой потребностью соучастия стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения, стремятся получить одобрение и поддержку со стороны окружающих, обеспокоены тем ,что о них думают другие.
Потребность властвования является приобретенной, развивается на основе обучения, жизненного опыта и состоит в том, что человек стремится контролировать людей, ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. Потребности, рассматриваемые МакКлелландом, не расположены иерархически и могут иметь различную степень проявления.
Теория мотивации Фредерика Герцберга появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека. Ф. Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой.
Первая группа факторов (гигиенические факторы: условия труда, заработная плата, статус, режим работы, отношения с коллегами, качество контроля со стороны руководства) связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа.
Вторая группа факторов
мотивации связана с
Отсутствие мотивирующих факторов не приводит к неудовлетворенности работой, но их наличие приносит удовлетворение и мотивирует работников к более производительному труду.
Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части работы.
1.2.3
Процессуальные теории
В процессуальных теориях анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Выделяют три основные процессуальные теории мотивации:
- теория ожидания В. Врума;
- теория справедливости Адамса;
- теория Портера - Лоулера.
Теория В. Врума базируется на том, что активная потребность не единственное необходимое условие мотивации человека к достижению определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. Ожидания можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. При анализе мотивации к труду теория подчеркивает важность следующих факторов:
- ожидания результатов
– это соотношение между
- ожидания в отношении
результатов – это ожидания
определенного вознаграждения
- валентность – это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения.
Если значение любого из этих факторов будет мало, то мотивация будет слабой, а результаты труда низкими. Для эффективной мотивации менеджер должен установить точное соотношение между достигнутыми результатами и вознаграждением.
Согласно теории Адамса, люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс. Модель теории справедливости представлена на рисунке 1.
Информация о работе Система управления мотивацией на предприятии