Регулирование и контроль в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 09:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение и определение роли регулирования и контроля в системе менеджмента.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть значение понятия «регулирование»;
- рассмотреть функции регулирования;
- определить понятие контроль и обозначить его виды;
- рассмотреть этапы контроля;
- определить роль регулирования и контроля в системе менеджмента.

Содержание

Введение..…………………………………………………………………….……5
1 Регулирование: общая характеристика
Определение регулирования ……………………………….…….….......8
Функции регулирования………………………………………………...11
Теоретические основы контроля
2.1 Понятие «контроль» и его виды…….……………………………….…15
2.2 Этапы контроля……………………………………………………….…23
3 Роль регулирования и контроля в системе менеджмента…………………31
Заключение ……………………………………………………………………....36
Список использованных источников…………………………………………...39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая менеджментт.docx

— 73.97 Кб (Скачать файл)

  Как показывают исследования, менеджеры большую часть своего  рабочего времени тратят на  коммуникации, то есть на обмен  информацией. Характер этих связей  может быть самым различным,  так как он зависит от координируемых  процессов. Наиболее часто используются  заседания, документы, отчеты, служебные  записки, компьютерная и телефонная  связь, средства радио и телевещания.  С помощью этих и других  форм связи устанавливается взаимодействие  между подразделениями организации,  осуществляется маневрирование  ресурсами, обеспечивается единство  и согласование всех стадий  процесса управления (планирования, организации, мотивации и контроля), а также действий руководителя [2, c. 111-112].

Именно потому, что обмен  информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, коммуникацию можно назвать связующим звеном. Это означает, что для успеха менеджеров и организаций, для координации  их деятельности необходимы эффективные  коммуникации. Неэффективные коммуникации, например, по времени и качеству, не позволяют осуществлять эффективное  регулирование и координацию  как деятельности людей, групп и  организации в целом, так и  выполнение функций управления.

Система регулирования - новая  концепция управления, порожденная  практикой современного менеджмента [2, c. 114-115]. Одной из основных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе. Регулирование обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки (в том числе компьютерной) основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений. Координация является функцией по упорядочению деятельности. Она призвана обеспечивать согласованность действий для успешного достижения цели. Данная функция может реализовываться в различных формах: уточнения функций; согласования целей и задач, планов и мероприятий. Координация - это одно из основных средств повышения эффективности деятельности в любой сфере, так как позволяет сконцентрировать усилия на необходимом направлении, избежать параллелизма и дублирования. Несмотря на широкий диапазон взглядов на место координации в управлении, с учетом всех классификационных признаков, есть основания для выделения координации в качестве самостоятельной функции управления, так как она имеет свою специфическую цель - поддержание пропорциональности в деятельности системы. Она проявляется на всех стадиях процесса управления.

В ходе любой деятельности неизбежно возникают отклонения, которые вызываются, с одной стороны, изменениями ситуаций, с другой - недостатками в деятельности как объекта, так и самого субъекта управления. В этой связи необходима соответствующая функция для амортизации негативных явлений. Эту роль и выполняет функция регулирования. Функция регулирования направлена на поддержание динамического равновесия системы в ходе  обеспечения ее жизнедеятельности. Она способствует адаптированию системы к постоянно изменяющимся ситуациям, предупреждению и устранению отклонений от запланированных мероприятий. Регулирование призвано придать деятельности нормальный ход.

Регулирование необходимо отличать от функции организации, в которую  оно иногда включается. Последнее  объясняется сходством целей  их функций. Основное отличие в том, что организация обеспечивает создание и подготовку системы для выполнения поставленных задач, установление необходимых  для этого отношений между  структурными единицами, а регулирование  направлено на своевременное корректирование  действий исполнителей, субъекта управления. В результате регулирования внешние  и внутренние факторы, дезорганизующие деятельность, нейтрализуются. Большую роль в регулировании играет связь между субъектом и объектом управления. Хорошо отлаженная система информации позволяет не только устранять отклонения в деятельности, но и предупреждать их. Регулирование осуществляется в основном путем распорядительной деятельности субъекта в форме приказов, указаний, распоряжений.

.

 

 

 

 

2 Теоретические основы контроля

 

2.1 Понятие «контроль» и его виды

 

Контроль - одна из функций  управления, без которой не могут  быть реализованы в полной мере все  другие функции. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки  для внесения корректив в запланированные  показатели развития как отдельных подразделений, так и всей фирмы [3, c. 89-94]. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.

Контроль (фр. — проверка чего-либо) является одной из общих  функций менеджмента, т.е. специализированным видом управленческой деятельности. Наряду с планированием и организацией, функция контроля выступает в качестве основной задачи руководства организации, дающей возможность устанавливать отклонения результатов текущей деятельности от запланированных, анализировать причины этих отклонений и вырабатывать соответствующие корректирующие меры для их устранения. Место контроля в системе менеджмента определяется, исходя из его роли в осуществлении процесса достижения целей функционирования организации. Будучи заключительным этапом этого процесса, контроль обеспечивает возможность слежения за характером изменений объекта управления в сравнении с его желаемым состоянием.

В функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах деятельности всех подразделений фирмы, сравнение  их с плановыми показателями, выявление  отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей. В связи с этим контроль рассматривается не только как фиксирование отклонений, но и как анализ причин отклонений и выявление возможных тенденций развития. Наличие отклонений в одном из звеньев может потребовать принятия срочных решений, касающихся оперативной деятельности конкретного подразделения. Важной функцией контроля является разработка стандартной системы отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ как по результатам хозяйственной деятельности фирмы в целом, так и каждого отдельного подразделения. Поэтому осуществление функции контроля опирается в первую очередь на организацию системы учета и отчетности, включающей финансовые и производственные показатели деятельности и проведение их анализа.

Фирмы широко используют две формы контроля - финансовый и административный [4, с. 100]. Финансовый контроль осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам, идентичным для местных и зарубежных дочерних компаний. Число позиций и сроки представления отчетности могут быть различными. В центре внимания находятся такие показатели, как уровень прибыли, издержки производства и их отношение к чистым продажам, эффективность капиталовложений, обеспеченность собственными средствами, финансовое состояние и др. Анализ этих показателей осуществляется отдельно по каждому центру ответственности, а также по фирме в целом.

На практике существует три  основных вида контроля: предварительный, текущий и итоговый. Рассмотрим их подробнее.

Предварительный контроль предшествует активной деятельности фирмы. По своему содержанию это организационный контроль, основная задача которого заключается в проверке готовности к началу работы производственного аппарата, управленческой системы, персонала.

Первое направление предварительного контроля - проверка соответствия управленческой системы фирмы существующей структуре  организации, качества уже принятых решений и документов, правильности их оформления, степени ознакомления с ними исполнителей и усвоения поставленных задач - ведь четкость установок и доходчивость инструкций во многом предопределяют успех работы.

Другое направление предварительного контроля призвано прежде всего ответить на вопрос, может ли персонал решить предусмотренные планом задачи. Поэтому кадровые службы тщательно изучают сотрудников, принятых на работу, их профессиональную пригодность: отбирают лиц, обладающих наиболее подходящими для выполнения предстоящей работы навыками, знаниями и опытом. Такой контроль осуществляется на основе заранее разработанных требований, предъявляемых к каждой категории специалистов, с помощью тестов, экзаменов, собеседований.

В сферу предварительного контроля за персоналом входят такие вопросы, как понимание людьми целей своей деятельности, специфики и опасностей работы, знание прав, обязанностей, нормы выработки, условий поощрения. Контроль за персоналом призван также следить за состоянием подготовки и переподготовки кадров, их инструктированием, состоянием условий труда, возможностями развития творчества и рационализаторства.

Третье направление предварительного контроля - состояние материальных и финансовых ресурсов фирмы, которые проверяются на их наличие, соответствие реальных потребностям по структуре и количеству, гарантированность поставок сырья, материалов, комплектующих изделий, наличие на складах запасов и остатков готовой продукции [5, с. 56].

Средством предварительного контроля финансовых результатов фирмы  служит ее бюджет или смета, позволяющие проверить правильность и обоснованность предстоящих расходов и надежность источников доходов. При этом сметы являются основным средством контроля административных и сбытовых расходов. Обычно они составляются исходя из прежнего опыта, но по ряду категорий затрат простая статистика прошлых лет не дает достаточной информации для определения необходимого уровня затрат с учетом новых условий (особенно, когда речь идет о рекламе), поэтому при контроле используются сравнения с достижениями других фирм и среднеотраслевые показатели.

Текущий контроль обычно существует в двух формах: стратегического и оперативного. Объект стратегического контроля - эффективность использования ресурсов фирмы с точки зрения ее конечных

целей. Процесс стратегического контроля включает сбор, обработку и оценку информации об уровне производительности труда, внедрении и использовании достижений НТР, новых методов работы, технологий и т.п. как в фирме в целом, так и ее отдельных подразделениях.

Оперативный контроль направлен  на текущую производственную и хозяйственную  деятельность фирмы. К его разновидностям относятся движение изделий в технологическом процессе (соблюдение последовательности операций и нормативов времени на них), загрузка оборудования: соблюдение графика работы: уровень себестоимости; степень организованности работы подразделения в целом (комплекс мер по ее повышению называется диспетчированием); запасы сырья, готовых изделий, незавершенного производства; качество; текущее поступление и расходование финансовых средств [6, с. 98].

Третий вид контроля (наряду с предварительным и текущим) - итоговый. Обычно он связан с оценкой выполнения фирмой своих планов и требует всестороннего анализа не только результатов деятельности за истекший период, но одновременно сильных и слабых сторон, с тем чтобы получить дополнительную информацию для составления новых планов. Иногда он может носить общий характер, то есть просто признавать работу в истекшем периоде удовлетворительной или неудовлетворительной без какой бы то ни было детализации.

С точки зрения подхода  к реализации контроль делится на внутренний и внешний. Последний осуществляется руководством или специальными сотрудниками - контролерами. В условиях внутреннего контроля исполнители сами следят за своей работой или ее результатами и вносят по мере необходимости коррективы в собственную деятельность. Рассмотрим эти подходы более подробно.

Идея внешнего контроля основывается на том непреложном факте, что люди, по крайней мере, формально, лучше выполняют свои обязанности, если знают, что за ними наблюдает руководитель или его представитель. Психологи считают, что на это имеется несколько причин. Наиболее очевидная состоит в том, что по результатам контроля происходит оценка сотрудников и связанные с ней поощрение, наказание, продвижение по службе и т.п. Пристальный контроль может означать также, что данной сфере деятельности руководство придает большое значение и поэтому за нее стоит держаться. Наконец, поскольку итоги контроля обычно широко освещаются в коллективе, дополнительное усердие проявляется из побуждений честолюбия.

Успех внешнего контроля зависит  от ряда обстоятельств. Прежде всего должна быть предусмотрена так называемая “защита от хитреца”, то есть от того, кто пытается создать видимость активной и добросовестной работы, показать руководству то, что оно желало бы видеть. Чем выше степень бюрократизации фирмы, тем чаще поведение сотрудников ориентируется на контроль и тем больше времени тратится на обман начальства. Это особенно легко делать, если нет четко определенных нормативов работы, и ее результат не проходит рыночную оценку потребителем. Поэтому цели, которые ставятся перед людьми в системе внешнего контроля, должны быть достаточно трудными, не дающими исполнителям возможности засыпать на ходу и не оставляющими лазеек для лентяев, а по итогам внешнего контроля обязательно должно следовать поощрение, а если необходимо - наказание. Все это требует огромных материальных и трудовых затрат, которые в условиях усложняющегося производства становятся непосильными даже для крупных фирм. Выход из сложившегося положения состоит во внедрении практики внутреннего контроля, или самоконтроля. Главная цель последнего заключается в том, чтобы своевременно обнаружить проблемы и найти пути их решения, а не поймать кого-то за руку и наказать. Так как в условиях данной системы внешние оценки не оказывают влияния на заработную плату и положение работника, исполнители трудятся свободно, принимают активное участие в формулировке целей своей деятельности и сами контролируют их реализацию [7, с. 67]. Поскольку условиями внедрения самоконтроля являются преобладание групповых форм работы и принятия решений, здоровый морально-психологический климат, демократические формы руководства, что на практике встречается далеко не везде, внутренний и внешний контроль чаще всего применяются одновременно, в определенной пропорции. “Дозировка” при этом определяется рядом обстоятельств:

Информация о работе Регулирование и контроль в системе менеджмента