Региональные аспекты обеспечения занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования региональная политика в сфере занятости.
Предметом исследования являются процесс модернизации и развития социальных функций служб занятости населения в Брянской области.
Целью курсовой работы является характеристика региональных аспектов обеспечения занятости населения.
Для реализации поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
- дать понятие занятости населения;
- выявить общую тенденцию на региональном рынке труда;
- рассмотреть разграничение полномочий органов государственной власти в области содействия занятости населения Российской Федерации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Понятие занятости населения 5
1.2 Общая оценка тенденций на региональном рынке труда 11
1.3 Разграничение полномочий органов государственной власти в области содействия занятости населения Российской Федерации 14
2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ 17
2.1 Основные направления деятельности Управления государственной службы занятости населения Брянской области в целях обеспечения занятости населения 17
2.2 Роль региональной службы занятости в управлении трудовыми отношениями 31
2.3 Направления совершенствования обеспечения занятости населения Брянской области 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41

Вложенные файлы: 1 файл

210565 Региональные аспекты обеспечения занятости населения.docx

— 84.88 Кб (Скачать файл)

Для Брянской области характерно и снижение качества рабочей силы (уровень образования, квалификации и др.) при повышении требований к нему работодателей. Эта проблема осложняет работу региональной службы занятости населения. Но именно основными и взаимосвязанными параметрами, которые влияют на уровень трудоустройства населения Брянской области и на характеристики ее рынка труда, являются экономическая ситуация в регионе и качество рабочей силы. При прогнозируемой неблагоприятной экономической ситуации в Брянской области ее рынок труда характеризуется преобладанием спроса на низкоквалифицированную рабочую силу, а среди безработных граждан наблюдается значительная доля высококвалифицированных специалистов, которые не пойдут на вакансии, связанные с их профессиональной дисквалификацией и маргинализацией. Безработица в Брянской области может существенно вырасти за счет повышения требований к квалификационному и профессиональному уровню рабочей силы, возрастным параметрам, когда потребность работодателя в неквалифицированном труде резко снижается. В этом случае среди безработных начинают преобладать граждане с низким уровнем образования и квалификации. В системе важнейших социальных задач региональной службы занятости населения в Брянской области остаются: содействие трудоустройству граждан и обеспечение работодателей рабочей силой в соответствии с потребностями экономики; содействие развитию кадрового потенциала, повышению конкурентоспособности безработных и ищущих работу граждан; обеспечение права граждан на защиту от безработицы.

В то же время дисбаланс структуры рабочих мест и рабочей силы сохраняет высокий уровень влияния на состояние рынка труда. В этих условиях значение службы занятости возрастает, но, как мы видим, в силу различных структурных и управленческих особенностей она не может вывести политику занятости и управления трудом в Брянской области на более высокий качественный уровень.

Повышение эффективности работы региональной службы занятости населения в Брянской области предлагается на основе внедрения новых для данной сферы стратегии. Служба занятости по отношению к данной стратегии должна будет осуществлять поддерживающие мероприятия на основе информационных и активизирующихся социальных ресурсов, которые включают в себя следующие:

  • содействие проведению адекватной самооценки (что конкретно интересует, где хотелось бы работать, как соотносятся желания личности с уровнем профессионализма);
  • точное формулирование цели поиска нового рабочего места (оценка предпочтений, ориентация на государственные или частные структуры, желание жить или работать в большом городе, небольшом поселке или в сельской местности);
  • предоставление информации о реальном рынке рабочих мест и оценка возможностей трудоустройства (количество вакансий интересующих должностей, состояние отрасли и перспективы ее роста).

К числу контролируемых факторов можно отнести те, которыми могут управлять субъекты рыночных отношений (наемные работники, работодатели, посредники при найме и др.).

На стратегию в деятельности региональной службы занятости населения в Брянской области в случае ее внедрения могут оказать влияние и неконтролируемые факторы  внешней среды:

  • политико-правовая среда;
  • социально-экономическая среда: экономическая ситуация страны в целом и региона, темпы экономического роста и спада производства, уровень инфляции и безработицы, увеличение цен на товары и услуги, экономический потенциал и степень развития социально-бытовой и социально- культурной инфраструктуры, деятельность органов управления;
  • демографическая среда;
  • социально-психологическая среда: поведение субъектов трудовых отношений, их ориентации и интересы и пр.;
  • научно-техническая среда: темпы научно-технического развития, внедрение новейших технологий, автоматизация производства и пр.;
  • экологическая среда: наличие экологически загрязненных и опасных территорий, строительство экологически вредных производств;
  • культурная среда: культура общества, включая национальные культуры, влияющие на половозрастные особенности вовлечения трудоспособного населения в общественное производство;
  • независимая информационная среда: печать, телевидение, радио, информационные агентства и т.д.

Если в начале 90-х годов ХХ в. для наших людей незаметным было стремление к профессиональной переориентации, то сейчас значительная часть безработных готова к этому. Прежнее ориентирование лишь люмпенизированной части населения на случайные заработки заменяется сегодня почти массовой готовностью всего безработного контингента к любым видам деятельности и при любых условиях, и здесь открываются определенные возможности для изменения стратегии и приоритетов службы занятости населения по Брянской области в направлении использования маркетинга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По итогам проведенного исследования можно сделать вывод, что несмотря на многочисленные дополнения и изменения правового, экономического и социального характера, касающиеся требований современного рынка труда, многие вопросы занятости и формирования рабочих мест остаются открытыми. Главным образом это относится к вопросу трудоправовой связи новых видов занятости и новых рабочих мест.

Словосочетание «трудовая занятость» надо понимать условно - как вид занятости граждан, работающих исключительно по трудовому договору в качестве наемного работника.

С развитием рынка труда стали расширяться иные виды занятости граждан и, соответственно, масштабы формирования рабочих мест, которые, однако, учитываются и регламентируются государственными органами в меньшей степени, чем рабочие места, занимаемые при трудоустройстве граждан в качестве наемных работников.

Эффективность работы многих современных организаций все чаще определяется совместным трудом работников разных форм и видов занятости.

В числе мероприятий, проводимых государственными органами, некоторые направлены на развитие такого прогрессивного вида занятости, как самозанятость (ст. 7 Закона о занятости), ведущая к созданию и развитию среднего класса, формированию структуры гражданского общества в России. За рубежом самозанятые граждане, «свободные трудящиеся» успешно трудятся совместно с наемными работниками на одном предприятии, у одного работодателя, входя в единый трудовой коллектив. Видимо, наступает время для упрощения перехода трудящихся граждан из одного вида занятости в другой, из одной группы (категории) работников в другую с сохранением (изменением) социально-правового статуса и связанных с ним гарантийных и компенсационных выплат.

За последние два десятилетия в нашей стране значительно возросло количество трудоспособного населения, имеющего высшее образование. Такое образование позволяет человеку как личности стремиться к повышению качества жизни и принимать правильные управленческие решения на каждом этапе своей жизни.

Говоря о сугубо социальных аспектах деятельности региональной службы занятости населения в Брянской области, нужно отметить, что недостаточная реформированность трудовой сферы, приведшая к преобладанию неэффективной занятости (большие потери рабочего времени за счет недоиспользования мощностей, а также предоставления административных отпусков до трех процентов занятых, низкой производительности и оплаты труда), привела к наличию значительного числа неформально занятых, к отсутствию экономически обоснованной зависимости доходов работника от его трудового вклада.

Другим немаловажным аспектом, влияющим на работу региональной службы занятости населения, является то, что снижение трудового потенциала квалифицированных и высококвалифицированных кадров за счет сокращения производства в оборонно-промышленном, аграрном комплексах, сельхозмашиностроении и станкостроении, науке и научном обслуживании подрывает основу для развития высокотехнологических производств.

Заметным явлением, осложняющим работу службы занятости в Брянской области, является усиление профессиональной миграции. Чаще всего смена работы предполагает переход в непрофильные сферы приложения труда, что влечет за собой снижение профессионализма, квалификации, преемственности опыта, навыков и т.д.

Для Брянской области характерно и снижение качества рабочей силы (уровень образования, квалификации и др.) при повышении требований к нему работодателей. Эта проблема осложняет работу региональной службы занятости населения. Но именно основными и взаимосвязанными

Повышение эффективности работы региональной службы занятости населения в Брянской области предлагается на основе внедрения новых для данной сферы стратегии. Служба занятости по отношению к данной стратегии должна будет осуществлять поддерживающие мероприятия на основе информационных и активизирующихся социальных ресурсов, которые включают в себя следующие:

  • содействие проведению адекватной самооценки (что конкретно интересует, где хотелось бы работать, как соотносятся желания личности с уровнем профессионализма);
  • точное формулирование цели поиска нового рабочего места (оценка предпочтений, ориентация на государственные или частные структуры, желание жить или работать в большом городе, небольшом поселке или в сельской местности);
  • предоставление информации о реальном рынке рабочих мест и оценка возможностей трудоустройства (количество вакансий интересующих должностей, состояние отрасли и перспективы ее роста).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята 13 декабря 1993 // СПС Гарант, 2009.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2012) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
  3. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 30.12.2012) «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета. 06.05.1996. № 84.
  4. Астраханцева, О.А. Социальная политика в сфере регулирования занятости / О.А. Астраханцева // Вестник Бурятского университета. Серия 5: Философия и социология. Вып. 12. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2006.
  5. Бородянский Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице // Человек и труд. 2011. №9.
  6. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для Вузов, 2-е изд. Испр. И доп. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 2003.
  7. Джиоев С.Х. Особенности обеспечения трудовой занятости в условиях глобального финансового кризиса. М., 2011. – 367 с.
  8. Дунаева Н. А. Молодежь на рынке труда // Вопросы экономики. - 2012.-№1. – 563 с.
  9. Зудина Л.Н. Организация управленческого труда. М.: ИНФРА-М, 2012. – 653 с.
  10. Капелюшников Р.И. Основные направления реформы трудовых отношений в Российской Федерации // Вопросы экономики. 2012. №2.
  11. Киселев И.Я. Новый облик трудового права стран Запада (прорыв в постиндустриальное общество). М., 2013. – 764 с.
  12. Колосов В. Правовое регулирование занятости // Социс. 2012. №1.
  13. Крыгин А.А. Состояние регионального рынка труда  //  Кадровый вестник. 2012. № 2
  14. Маслова И.С. Неформальная занятость в России / И.С. Маслова, Т.А. Бараненкова, Е.С. Кубишин, Ин-т экономики РАН. М.: Наука, 2007. – 349 с.
  15. Маслова И.С. Новые тенденции в занятости населения // ЭКО. 2002. № 12.
  16. Нижегородцев Р. Рынок труда: иллюзии равновесия и проблемы переходной экономики // Проблемы теории и практики управления.- 2005 – 542 с.
  17. Новейшие тенденции на рынке труда. Справка // Отечественные записки.- 2005 № - 5
  18. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Бабынина Л.С. Экономика труда: Учебник. Т. 1. М., 2007. – 611 с.
  19. Основные направления действий на рынке труда Российской Федерации на 2011 - 2015 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/docs/doc_ projects/554.
  20. Роструд России: деятельность органов службы занятости 2011 год  // Человек и труд. 2012. № 4.
  21. Сазанова Мелена Тенденции спроса и предложения на рынке труда // Кадровый вестник. 2012. № 1.
  22. Сойфер В.Г. Занятость рабочих мест: некоторые актуальные проблемы // Законодательство и экономика. 2011. № 10.
  23. Утинова С. О специфике российского рынка труда // Российский экономический журнал. 2011. № 8.
  24. Чернейко Д. Рынку труда необходим действенный регулирующий механизм // Человек и труд. 2012. № 6.
  25. Шевченко Д. Две стороны рынка труда и образования // Комсомольская правда. 2012. №15.

 

1 Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 30.12.2012) «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета. 06.05.1996. № 84.

2 Маслова И.С. Новые тенденции в занятости населения // ЭКО. 2002. № 12. С. 152 - 158.

3 Джиоев С.Х. Особенности обеспечения трудовой занятости в условиях глобального финансового кризиса. М., 2011. С. 9 - 12.

4 Сойфер В.Г. Занятость рабочих мест: некоторые актуальные проблемы // Законодательство и экономика. 2011. № 10. С. 55 - 62.

5 Киселев И.Я. Новый облик трудового права стран Запада (прорыв в постиндустриальное общество). М., 2003; Он же. Сравнительное трудовое право России и за рубежом. М., 2005.

6 Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Бабынина Л.С. Экономика труда: Учебник. Т. 1. М., 2007. С. 116, 358.

7 Заславская Т., Шабанова М. Неправовые трудовые отношения: реакция россиян // Человек и труд. 2004. № 4. С. 42.

8 Коммерсантъ. 2010. 27 сент.

9 Основные направления действий на рынке труда Российской Федерации на 2011 - 2015 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/docs/doc_ projects/554.

10 Маслова И.С. Неформальная занятость в России / И.С. Маслова, Т.А. Бараненкова, Е.С. Кубишин, Ин-т экономики РАН. М.: Наука, 2007.

11 Маслова И.С. Неформальная занятость в России / И.С. Маслова, Т.А. Бараненкова, Е.С. Кубишин, Ин-т экономики РАН. М.: Наука, 2007.


Информация о работе Региональные аспекты обеспечения занятости населения