Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:58, курсовая работа
Объектом исследования региональная политика в сфере занятости.
Предметом исследования являются процесс модернизации и развития социальных функций служб занятости населения в Брянской области.
Целью курсовой работы является характеристика региональных аспектов обеспечения занятости населения.
Для реализации поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
- дать понятие занятости населения;
- выявить общую тенденцию на региональном рынке труда;
- рассмотреть разграничение полномочий органов государственной власти в области содействия занятости населения Российской Федерации;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Понятие занятости населения 5
1.2 Общая оценка тенденций на региональном рынке труда 11
1.3 Разграничение полномочий органов государственной власти в области содействия занятости населения Российской Федерации 14
2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ 17
2.1 Основные направления деятельности Управления государственной службы занятости населения Брянской области в целях обеспечения занятости населения 17
2.2 Роль региональной службы занятости в управлении трудовыми отношениями 31
2.3 Направления совершенствования обеспечения занятости населения Брянской области 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
Данное направление способствует: трудоустройству несовершеннолетних граждан на временные рабочие места и получению заработка (дохода) учащимися в свободное от учебы время, снижению уровня безнадзорности и беспризорности подростков, предотвращению наркомании и употребления алкогольной продукции, позволяет приобрести опыт работы и овладеть навыками профессиональной деятельности. Приоритетным правом при трудоустройстве на временную работу пользуются дети-сироты, дети, оставшиеся без родителей, подростки из семей безработных граждан, подростки из неполных, многодетных и неблагополучных семей, а также подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.
В 2011 году трудоустроено 5826 человек. В 2012-2014 годах планируется трудоустроить 16152 человека, по 5384 человека ежегодно.
Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
Организация работы с безработными гражданами по этому мероприятию осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 28 июня 2007 года № 449.
Основная цель данного мероприятия – обеспечение гражданам в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущим работу впервые, возможности трудоустройства на условиях временной занятости для получения необходимых трудовых навыков, повышения их конкурентоспособности и адаптации на рынке труда, закрепления на первом рабочем месте.
В 2011 году трудоустроен 101 человек. В 2012-2014 годах планируется трудоустроить 150 человек, по 50 человек ежегодно.
4. «Трудоустройство граждан в сельской местности». (С 2012 года - Содействие безработным гражданам в переезде и переселении в другую местность)
Достижение задачи «Трудоустройство граждан в сельской местности» осуществляется за счет реализации следующего мероприятия:
Содействие семьям в переселении для работы в сельской местности.
1. Организация содействия
безработным гражданам в
2. Организация содействия безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости)
Организация работы с гражданами, переселяющимися для работы в сельскую местность осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 года № 533 «О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность» (с изменениями от 21 декабря 2000 года).
Переселение граждан и членов их семей для трудоустройства в сельскую местность осуществляется в целях содействия их занятости на предприятиях и в организациях независимо от формы собственности.
В 2011 году организовано переселение 8 семей.
В 2012-2014 годах будет оказано содействие безработным гражданам в переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости 30 человекам, по 10 человек ежегодно.
В 2012-2014 годах будет оказано содействие безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости 15 человекам, по 5 человек ежегодно.
5. Социальная поддержка безработных граждан.
Социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, осуществляются в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 ноября 2006 года № 819.
Планируется обеспечить:
5.1. Выплата пособий по безработице.
В соответствии с Законом о занятости гарантируются выплаты безработным гражданам пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности.
В 2011 году первоначально Рострудом доведена прогнозируемая численность безработных граждан, получающих пособие по безработице в среднемесячном исчислении – 12720 человек (протокол от 03.12.2010 года № 10), фактическая численность безработных граждан, получающих пособие по безработице в среднемесячном исчислении сложилась в количестве 10034 человека.
Выплата стипендий гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости.
В соответствии с законодательством о занятости населения в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан по направлению органов службы занятости, гражданам выплачивается стипендия, в том числе в период временной нетрудоспособности.
В соответствии с протоколом Роструда от 03.12.2010 года № 10 прогнозируемая численность граждан, получающих стипендию в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости населения определена в количестве 3720 человек. По итогам года фактическая численность безработных граждан, получающих стипендию составила 3720 человек.
Возмещение затрат Пенсионному фонду РФ за выплаченные пенсии, назначенные безработным гражданам досрочно
В соответствии с Законом, безработным гражданам предпенсионного возраста, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации (гражданам, выработавшим необходимый трудовой стаж и имеющим из-за возраста ограниченные перспективы дальнейшего их трудоустройства) может быть оформлена досрочная пенсия. Это позволяет снизить напряженность на рынке труда, перераспределить имеющиеся или создаваемые рабочие места в пользу экономически активного населения более молодых возрастов.
В 2011 году Рострудом доведена прогнозируемая численность получателей пенсий, назначенных безработным гражданам досрочно в количестве 503 человека (протокол от 03.12.2010 года № 10), фактическая численность составила 479 человек.
Всеми предпринимаемыми мерами
общегосударственной политики (инвестиционные
программы, дотации, субвенции, кредиты,
налоговые льготы и т.д.) предприятия Брянской
области создают новые рабочие места и
осуществляют подбор персонала в сотрудничестве
с региональной и местными службами занятости
населения. На уровне регионального регулирования
рынка труда посредством деятельности
служб занятости могут решаться такие
задачи, как: минимизация оттока квалифицированных
кадров за рубеж или в другие регионы России,
ограничение нежелательных и нелегальных
форм иммиграции; содействие занятости
вынужденных переселенцев. Однако социальный
контекст и общие правила работы региональной
службы занятости населения в Брянской
области и определение стратегических
направлений в политике трудоустройства
и социальной поддержки незанятого населения
определяется федеральным центром, и на
региональном уровне места для административно-
Помимо задач, закрепленных за макроуровневым регулированием, на уровне региона проводится работа, связанная с разработкой и применением методов региональной дифференциации общегосударственных мер социально-экономической политики в сфере занятости населения в контексте управления трудом. Социальный аспект деятельности по регулированию рынка труда на региональном уровне определяется рядом задач. Содержанием этой работы, результаты которой сказываются на ситуации регионального рынка, являются регулирование процесса увольнения и приема на работу, что увеличивает приток или отток контингента незанятых лиц со стороны предложения на рынке труда. Сохранение, ликвидация и создание рабочих мест облегчает решение проблем рынка труда в регионе со стороны спроса на рабочую силу. Предоставление вторичной занятости на уровне региона при переводе работников с полной на частичную занятость увеличивает нагрузку на социальную систему региона. Состав самих элементов социального регулирования рынка труда на уровне Брянской области уже значительно проще, чем на общегосударственном уровне. Часть направлений регулирования осуществляется преимущественно властями федерального уровня: такова в основном демографическая политика, многие аспекты внешнеэкономической политики (курс рубля, уровни пошлин, лицензии и квоты).
Говоря о сугубо социальных аспектах деятельности региональной службы занятости населения в Брянской области, нужно отметить, что недостаточная реформированность трудовой сферы, приведшая к преобладанию неэффективной занятости (большие потери рабочего времени за счет недоиспользования мощностей, а также предоставления административных отпусков до трех процентов занятых, низкой производительности и оплаты труда), привела к наличию значительного числа неформально занятых, к отсутствию экономически обоснованной зависимости доходов работника от его трудового вклада.
Другим немаловажным аспектом, влияющим на работу региональной службы занятости населения, является то, что снижение трудового потенциала квалифицированных и высококвалифицированных кадров за счет сокращения производства в оборонно-промышленном, аграрном комплексах, сельхозмашиностроении и станкостроении, науке и научном обслуживании подрывает основу для развития высокотехнологических производств. Хотя это именно та сфера деятельности, в которую потенциальные инвесторы готовы вкладывать наибольшие средства. В таком случае мы видим структурную взаимосвязь экономических и социальных проблем, в которую упирается работа региональной службы занятости населения. Здесь присутствует трудно решаемая структурная проблема, которая ведет к сбоям в деятельности института государственного управления в сфере занятости населения. Заметное социальное влияние оказывает и продолжающееся падение спроса на рабочую силу, дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда области. Заметны социальные последствия и того, что в Брянской области происходит ухудшение качественных характеристик рабочих мест, возрастает среди них доля морально и физически устаревших. Медленное наращивание новых рабочих мест заметно в производственных отраслях, хотя именно там находится самая болевая точка. В частности, важным социально значимым фактором стал вывод рабочих мест в результате реструктуризации угольной отрасли Восточного Донбасса, который не компенсируется введением альтернативных производств для высвобождаемых шахтеров.
В этом
социальном контексте управление
трудом
посредством деятельности службы занятости
населения представляет собой специфическую
область деятельности по формированию
рационального поведения гражданина,
обратившегося в данные службы, его потенциальных
работодателей и органов государственного
управления. Поэтому управление трудом
является способом реализации функций
службы занятости населения: организационно-
На основе использования статистических данных и обобщения результатов социологических исследований показана региональная специфика этой проблемы: наличие скрытой безработицы (работа в режиме неполного рабочего времени). Доля работников крупных и средних предприятий, занятых неполное рабочее время, в среднесписочной численности за первое полугодие 2010 г. составила 6%. Численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, составляла 26,2 тыс. чел., или 3,3% от среднесписочной численности (3,8 % - в 2010 г.), а численность работников, занятых неполное рабочее время по инициативе администрации, - 20,6 тыс. чел., или 2,6% среднесписочного состава (3,8 % - в 2010 г.). Наибольшие размеры неполной занятости отмечались в строительстве (19,4% от среднесписочной численности), на предприятиях промышленности (15,4%), в научных учреждениях (14,6%), материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках (6,8%). Проблемным вопросом остается и сохранение значительной доли занятых в «теневом секторе». Эти рабочие места могут быть высокодоходными, но, не обеспечивая необходимой социальной защищенности работнику, а государству – налоговых отчислений в бюджет и внебюджетные фонды, они тормозят поступательное развитие экономики. Неформальная занятость на первых порах снижает социальную напряженность в обществе, уменьшая численность безработных, но увеличивает число социально незащищенных граждан. Сохраняется тревожная тенденция, связанная с дальнейшим разрушением структуры занятости, которая характеризуется нестабильностью и низкой оплатой рабочих мест. Впервые за несколько последних лет уровень замещения выбывших работников принятыми составлял 100,5% против 98,8% за соответствующий период прошлого года.
Заметным явлением, осложняющим работу службы занятости в Брянской области, является усиление профессиональной миграции. Чаще всего смена работы предполагает переход в непрофильные сферы приложения труда, что влечет за собой снижение профессионализма, квалификации, преемственности опыта, навыков и т.д. Наиболее значительное повышение коэффициента текучести по отношению к прошлому году наблюдалось в сельскохозяйственных, финансово-кредитных, страховых предприятиях и организациях бытового обслуживания, здравоохранения, физкультуры и соцобеспечения. Снижение текучести кадров наблюдалось в торговле и общепите, культуре и искусстве. Невелика и доля тех, кто открывает собственное дело, хотя намерение сделать это, можно предполагать, сегодня есть у значительно большего числа людей, чем прежде. Сейчас у людей поколебалась уверенность в том, что удастся найти и получить достойную по оплате и другим критериям работу, соответствующую их профессиональному уровню. У преобладающего большинства работников, особенно умственного труда, такая уверенность не только поколеблена, она просто исчезла.
Информация о работе Региональные аспекты обеспечения занятости населения