Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:58, курсовая работа
Объектом исследования региональная политика в сфере занятости.
Предметом исследования являются процесс модернизации и развития социальных функций служб занятости населения в Брянской области.
Целью курсовой работы является характеристика региональных аспектов обеспечения занятости населения.
Для реализации поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
- дать понятие занятости населения;
- выявить общую тенденцию на региональном рынке труда;
- рассмотреть разграничение полномочий органов государственной власти в области содействия занятости населения Российской Федерации;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Понятие занятости населения 5
1.2 Общая оценка тенденций на региональном рынке труда 11
1.3 Разграничение полномочий органов государственной власти в области содействия занятости населения Российской Федерации 14
2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ 17
2.1 Основные направления деятельности Управления государственной службы занятости населения Брянской области в целях обеспечения занятости населения 17
2.2 Роль региональной службы занятости в управлении трудовыми отношениями 31
2.3 Направления совершенствования обеспечения занятости населения Брянской области 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
1.2 Общая
оценка тенденций на
В 2010 г. была преодолена острая фаза экономического кризиса в России. Уже с конца 2009 г. наблюдается возобновление роста российской экономики. Так, увеличение ВВП во втором полугодии 2009 г. в среднем составило около 1,5%9. В годовом исчислении объем ВВП на душу населения за 2010 г. вырос на 14,2% по сравнению с 2009 г. Ситуация на рынке труда улучшилась благодаря возобновившемуся росту производства.
Население России в 2010 г. уменьшилось на 2,2 млн. человек и составило 142,9 млн. человек10. За период с 2002 по 2010 г. людей умерло больше, чем родилось. Хотя миграционный прирост все это время был положительный, но он так и не смог компенсировать смертность. Среднегодовая численность занятых в экономике увеличилась и составила 69,8 млн. человек в 2010 г., в 2009 г. она составила 69,4 млн. человек. Однако численность экономически активного населения практически не изменилась: в 2010 г., как и в 2009 г., она была на отметке 75,4 млн. человек. В 2010 г. численность безработных составила 5,6 млн. человек. Это намного ниже уровня, зарегистрированного в 2009 г. (6,2 млн. человек), что отражается в относительно стабильном числе вакансий на рынке труда.
Вместе с тем положительные тенденции пока носят неустойчивый характер. Экономический рост и увеличение объема промышленного производства в одних секторах сочетаются с падением в других. Тенденции уменьшения численности населения и безработных при стабильной динамике численности активного населения и увеличения численности занятых позволяют предположить, что активизируются процессы вовлечения на рынок труда пенсионеров. По всей видимости, происходит активизация неформальных трудовых отношений. По оценкам Росстата, неформальная составляющая в экономике составляет примерно 16% от ВВП. Можно сказать, что это неформальный рынок труда и скрытая оплата труда. По имеющимся оценкам, в неформальном секторе занято около 13 млн человек, или 17 - 18% экономически активного населения.
Определяющим фактором неформальной занятости является специфика самих отношений занятости. В современной России она может быть понятна только в контексте реальных условий развития экономики и предпринимательства. Быстрое развитие неформальной занятости - своеобразный способ компенсации недостаточности масштабов массового предпринимательства11.
При бесконтрольном росте неформальной занятости существует опасность выхода России на периферию мировой системы хозяйства. Движение работников в сферу неформальной занятости может стать тормозом на пути освоения новых технологий, модернизации индустрии и развития науки. Разрастание сферы неформальной занятости может привести к деградации части общества.
Главным направлением решения данной проблемы является создание экономически благоприятных условий для легализации неформального бизнеса, повышения заинтересованности населения в легальном предпринимательстве, развития малого предпринимательства. Разумеется, необходимо также смягчение налоговых нагрузок и административного давления. В связи со структурными изменениями экономики, ростом сферы услуг в пореформенный период появляются новые формы занятости. Эти изменения дали толчок к росту процесса высвобождения рабочей силы из такого традиционного сектора экономики, как промышленность. Именно промышленность предъявляет больший спрос на стандартную занятость, которая осуществляется по найму в режиме полного рабочего дня на основе бессрочного трудового договора под непосредственным руководством работодателя.
В то же время увеличение информационной экономики и соответствующее повышение спроса на оказание услуг в сфере информационных технологий предъявляют новые требования к рынку труда, способствуют появлению высококвалифицированных специалистов, которые могут функционировать в условиях гибкого рабочего времени и удаленного рабочего места. Постоянно возрастающие требования бизнеса меняют условия взаимодействия субъектов трудовых отношений. Этот процесс становится довольно актуальным в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», в котором с 2011г. в связи с уплатой страховых взносов определена существенно более высокая нагрузка на работодателя как по сравнению с ЕСН, так и по сравнению с тарифами 2010 г. Общая сумма страховых взносов составила 34% вместо 26% по ЕСН, как было ранее (без учета регрессии). Введение такой повышенной нагрузки довольно сильно изменило позицию работодателя к оформлению трудовых отношений стандартными способами. Сказалось, разумеется, и влияние мирового финансового кризиса. Работодатели понимают, что в условиях кризиса необходимо или сокращать штат организации - увольнять работников по инициативе администрации по экономическим причинам, или же переводить трудовые отношения в новые формы. Выбирая второй вариант, работодатели стремятся сократить издержки на содержание персонала и в результате находят возможности использовать новые нестандартные формы занятости, которые бы облегчали взаимодействие предложения и спроса на рынке труда и делали его достаточно гибким. В этих целях работодатели практикуют: временный перевод на другую работу в случае производственной необходимости, перемещение и совмещение, поручение работ, не входящих в круг обязанностей работника; неформальную занятость.
За последние два десятилетия в нашей стране значительно возросло количество трудоспособного населения, имеющего высшее образование. Такое образование позволяет человеку как личности стремиться к повышению качества жизни и принимать правильные управленческие решения на каждом этапе своей жизни. Работник может задумываться, а так ли ему необходимо работать по найму в офисе организации, тратить каждый день на дорогу минимум 2 часа? Массовое проникновение информационно-коммуникационных технологий в личную жизнь практически каждого работника делает необязательным совместное присутствие людей в определенном физическом пространстве. Современный работник может трудиться удаленно от офиса, не теряя постоянного контакта с коллегами и работодателем.
На наличие и качество
трудовых ресурсов региона
Таблица 1
Разграничение полномочий органов государственной власти в области содействия занятости населения РФ
Полномочия органов государственной власти РФ |
Полномочия органов государственной власти субъектов РФ |
Совершенствование государственной политики, принятие федеральных законов и нормативных правовых актов РФ в сфере занятости населения |
Контроль над обеспечением государственных гарантий в сфере занятости населения, трудоустройством слабозащищенных категорий населения в пределах установленной квоты и регистрацией их в качестве безработных |
Внедрение федеральных программ в области занятости населения |
Регистрация безработных граждан и граждан с целью содействия их трудоустройству |
Ратификация норм социальной поддержки безработных граждан |
Предоставление государственных услуг в соответствии с законодательством о занятости населения |
Реализация мер активной политики занятости населения |
Реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения |
Мониторинг состояния и прогнозирование рынка труда |
Проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан |
Формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения |
Контроль над исполнением предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения |
Рейтинг приоритетных специальностей для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан |
Организация мероприятий по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан |
Информирование о положении на рынке труда в РФ, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы |
Анализ причин нарушений законодательства о занятости населения в субъекте РФ, подготовка предложений по совершенствованию законодательства |
Финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан и контроль над целевым использованием средств |
|
Контроль над соблюдением и исполнением законодательства РФ о занятости населения |
- |
В соответствии с законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» органы государственной службы занятости населения включают:
– федеральный орган исполнительной власти, реализовывающий функцию контроля в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, разрешения коллективных трудовых споров, а также трудовой миграции;
– государственные учреждения службы занятости населения.
В соответствии с законом, региональные органы государственной службы занятости проводят оценку состояния занятости населения региона и прогнозируют ее развитие.
По нашему мнению, перспективы общероссийского рынка труда в существенной мере обусловлены состоянием локальных рынков рабочей силы. Разработанные отечественными экономистами-трудовиками современные методические подходы к прогнозированию рынка труда в целом и занятости населения в частности не находят применения в государственном регулировании. При этом существующие социально-экономические прогнозы на среднесрочную перспективу предполагают в своей структуре и прогноз рынка труда.
Государственные службы занятости вынуждены самостоятельно разрабатывать методики мониторинга и прогнозирования рынка труда, а также определять инструментарий его регулирования. Значимость территории Краснодарского края для первоочередной реализации стратегии социально-экономического развития определяется высокой плотностью населения, наличием особо охраняемых территорий с уникальными биоресурсами, традиционной специализацией на сельском хозяйстве и рекреации, т.е. отраслях особенно чувствительных к качественным параметрам трудовых ресурсов.
В соответствии с Положением об управлении государственной службы занятости населения Брянской области, утвержденным постановлением администрации Брянской области от 21 декабря 2006 года №793, управление является органом исполнительной власти Брянской области, осуществляет исполнительно-распорядительные функции в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы на территории Брянской области.
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Министерство), законами Брянской области, постановлениями (распоряжениями) администрации Брянской области.
Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через государственные казенные учреждения - центры занятости населения во взаимодействии с органами исполнительной власти Брянской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Финансирование управления
осуществлялось за счет
Основная цель управления государственной службы занятости населения Брянской области на 2009 – 2011 г.г. заключается в обеспечении защиты населения области от безработицы, содействии в трудоустройстве и обеспечении социальной поддержки безработных граждан.
Достижение данной цели направлено на реализацию прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы, а также создание необходимых условий для устойчивого экономического роста, увеличения конкурентоспособности региональной экономики и роста благосостояния населения.
Для достижения поставленной цели «Обеспечение защиты населения Брянской области от безработицы, содействие в трудоустройстве и обеспечение социальной поддержки безработных граждан» выделяются пять задач:
1. Трудоустройство граждан, ищущих работу.
Достижение задачи «Трудоустройство граждан, ищущих работу» осуществляется за счет реализации следующих мероприятий:
- организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Организация работы с безработными гражданами по этому мероприятию осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан испытывающих трудности в поиске работы, в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 28 июня 2007 года № 449.
К гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона о занятости населенияотносятся: инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф); граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые.
Информация о работе Региональные аспекты обеспечения занятости населения