Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:43, курсовая работа
Главная цель курсовой работы - исследование маркетинговой деятельности КУП «Сморгонский литейно-механический завод».В основные задачи входит:
- дать теоретическое обоснование маркетинговой стратегии предприятия;
- проанализировать хозяйственную деятельность предприятия и деятельность на рынке хлебопекарной продукции;
- предложить рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.
Введение…………………………………………………………………………...4
1 Маркетинг, как функция управления …………………………………………..5
Цели и содержание маркетинговой деятельности предприятия …………5
Современное состояние маркетинга в промышленном секторе РБ……...7
Анализ состояния маркетинга в организации……………………………..10
2.1 Организационно – экономическая характеристика «Сморгонского литейно-механического завода……………………………………………………………10
2.2Система маркетинга в организации………………………………….……..13
3 Совершенствование маркетинговой деятельности на «Сморгонском литейно-механическом заводе»……………………………………………………………18
Пути развития маркетинга на «Сморгонском литейно-механическом заводе»…………………………………………………………………………….18
Альтернативная модель развития маркетинга на «Сморгонском литейно-механическом заводе»…………………………..…………………………..........20
Заключение………………………………………………………………………...24
Список использованных источников…………………………………
Примечание – Источник: собственная разработка на основе годовых отчетов за 2010-2012 гг.
Из данной таблицы видно, что в 2010-2012 гг. наблюдалась тенденция к снижению производства решеток для КРС, а также решеток для СТФ. Необходимо отметить, что с каждым годом возрастает объем производства люков, дождеприемников, печного литья и элементов благоустройства, если в 2010 г. их общее количество составляло5300 т, то в 2012 г. их былопроизведено 6204 т.
Производственным заданием на 2013 г. предусматривается произвести 7540 тн чугунных изделий, что составит 116,8% к уровню прошлого года.
Анализ основных технико-экономических показателей работы предприятия рассчитан и приведен в таблице В.1 приложении В.
По данным основных технико-экономических показателей и результатам их анализа можно сделать вывод о том, что предприятие работает стабильно, без убытка.
За отчетный период (2012 г.) выручка СЛМЗ составила 26357 млн. руб. В 2013 г. планируется увеличить выручку до 32255 млн. руб., что составит 122,4 % по сравнению с предыдущим годом. Следует отметить тот факт, что в 2013 г. планируется увеличение себестоимости продукции на 5950 млн. руб. Это произойдет в основном за счет увеличения затрат на материальные ресурсы на 3030 млн. руб. Также произойдет увеличение себестоимости и за счет остальных статей затрат: расходы на оплату труда – на 1730 млн руб, отчисления на социальные нужды – на 570 млн. руб, амортизация основных средств – на 620 млн. руб. Индекс себестоимости продукции составит 1,29.
Одним из главных показателей деятельности предприятия является прибыль от реализации продукции, а также рентабельность реализованной продукции и рентабельность продаж. В 2012 г. прибыль предприятия составила 2248 млн руб, что на 42,7 % меньше, чем планируется на 2013 г. Главной причиной увеличения прибыли является выход завода на новые рынки сбыта, а также экспорт отдельных видов продукции. Уровень рентабельности реализованной продукции в эти периоды составит 10,7 % и 11,5 % соответственно. Чистая прибыль предприятия в 2013 г. составит 1866,2 млн руб.
В деятельности Сморгонского литейно-механического завода необходимо отметить и отрицательные моменты. Например, сальдо внереализационных доходов и расходов имеет отрицательное значение: в 2011 г. оно составило минус 140 млн руб, а в 2012 г. – минус 109 млн руб, а в 2012 г. пранируется снизить до минус 87 млн руб. Сальдо операционных доходов и расходов имеет положительное значение: в 2012 г. оно составило 138 млн руб, а в 2013 г. это показатель немного снизится – до 8,0 млн руб.
Еще одним положительным моментом можно назвать тот факт, что предприятие не имеет просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.
Немало важным для предприятия является его трудовые ресурсы. Среднесписочная численность работников в 2011 г. составила 178 человек, в 2012 г. предприятие увеличило численность рабочих на 4 человека, т.е. до 182 человек. Размер тарифной ставки 1-го разряда на предприятии составляет 225 тыс. руб. Среднемесячная зарплата на 1 работника составляет: в 2011 г -966,9тыс. руб., в 2012 г. –1305,9 тыс. руб., т.е. увеличится в3,18 %.
И, наконец, для эффективного функционирования каждой организации необходимы инвестиции. В 2013 г. планируется довольно крупное инвестирование основного капитала предприятия. Основная часть этой суммы составляет заемные и привлеченные средства, т.е. кредит банка в размере 855 млн руб.
Далее мы более подробно рассмотрим систему маркетинга на Сморгонском литейно-механическом заводе.
Организационная структура маркетинговой деятельности на СЛМЗ определена как конструкция организации, на основе которой осуществляется управление маркетингом, иными словами - это совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью.
Любая организационная структура управления маркетингом должна строиться на основе следующих размерностей: функции, географические зоны деятельности, продукты (товары) и потребительские рынки. На СЛМЗ служба маркетинга построена по функциональному принципу организации.
Предприятием была выбрана структура данного типа, т.к. она целесообразна для предприятий, у которых количество товаров и рынков невелико. В этом случае рынки и производимые товары рассматриваются как однородные, для работы с которыми создаются специализированные отделы. На рисунке Г.1 приложение Гпредставлена схема службы маркетинга, организованной по функциям.
Служба маркетинга на заводе занимается маркетинговой проработкой осваиваемых видов продукции. При этом отдел маркетинга и развития работает с упором на внутренний рынок в основном с целью расширения продаж.
Служба маркетинга предприятия, при взаимодействии с подразделениями предприятия является одним из основных инициаторов, координаторов и несет полную ответственность за предложение и обоснование коммерческой целесообразности разработки и производства нового продукта, а также коммерческую реализацию нового изделия. Служба маркетинга согласует технические мероприятия по улучшению качества продукции и процессов производства.
Задача службы маркетинга заключается в том, чтобы держать курс на потребителя, постоянно следить за тем, что ему нужно, а также следить за деятельностью конкурентов, определять слабые и сильные их стороны, исходя из этого, определять направление совершенствования маркетинговой деятельности, разрабатывать и добиваться выполнении планов и программ маркетинговой деятельности. Доводить маркетинговую информацию до всех других подразделений предприятия.
Таким образом, разработчики получают от маркетинговой службы информацию о развитии продукта, о том, в каком направлении нужно совершенствовать выпускаемую продукцию и какую новую разрабатывать. Производственники узнают, какой должен быть ассортимент выпускаемой продукции, каковы сроки обновления продукции. Подразделения, связанные с ценовой политикой, исходя из информации, полученной от службы маркетинга, должны уметь правильно определять цены. Кадры соответственно решают вопросы увольнения и найма, повышения квалификации и другие.
Руководитель маркетинговой службы выполняет функции посредника между подразделениями и сотрудниками предприятия, занимающимися разработкой продукта, его производством, стимулированием продаж, доведением литых чугунных изделий до потребителей. При этом руководитель маркетинга и его аппарат отслеживают состояние внешней среды маркетинга, обращает в первую очередь внимание на деятельность конкурентов.
Специалисты отдела маркетинга должны иметь возможность получить быструю и квалифицированную юридическую консультацию. Имеются законодательные акты и другие официальные документы, относящиеся к разным аспектам хозяйственной и коммерческой деятельности- разработке нового изделия, производству, определению цен, упаковке, рекламе и т.д.
В настоящее время ощущается острая нехватка обученных и опытных специалистов по маркетингу, и поэтому их работа должна хорошо оплачиваться. Следовательно, отделу маркетинга необходимо поддерживать тесные контакты с отделом кадров для того, чтобы подготовить четкое описание должностных обязанностей каждого из сотрудников и требований, которым должны отвечать соискатели. Характер инструктажа и, если необходимо, программа обучения новых работников также должны вырабатываться совместно отделом маркетинга и отделом кадров. В то время как общий инструктаж обычно проводится отделом кадров, специальная подготовка по вопросам маркетинга является обязанностью отдела маркетинга.
Необходимо отметить, что маркетинговая служба оказывает значительное влияние на реализацию всех важнейших функций предприятия. А основной функцией маркетингового отдела является разработка эффективной маркетинговой политики.
Как известно маркетинговая политика предприятия включает в себя товарную, ценовую, сбытовую политику, а также политику продвижения товара на рынке. Принимая решение о том, как удовлетворить нужды покупателей, отдел маркетинга и развития на «Сморгонском литейно-механическом заводе» разрабатывает свою систему маркетинга.
Товарная политика.
Основная цель предприятия заключается в том, чтобы выпускать конкурентоспособную продукцию. На сегодняшний день на предприятии выпускается широкий ассортимент изделий из литого чугуна, которые удовлетворяют разные группы населения. Это: люки, дождеприемники, элементы благоустройства, печное литье, решетки для КРС и СТФ и т.д.
Из выше перечисленного можно сделать вывод, что СЛМЗ выпускает достаточный ассортимент чугунных изделий для населения города, района и страны в целом. Специалисты завода и дальше работают над обновлением и расширением ассортимента выпускаемой продукции.
Весь ассортимент продукции завода выпускается с учетом потребностей населения нашего региона. С этой целью проводятся опросы населения, анкетирование среди населения и работников торговли, выставки, на которых выслушиваются мнения покупателей относительно новых видов продукции. Основной целью данных мероприятий является выпуск продукции, которая пользуется спросом у покупателей и которая будет покупаться.
Основным показателем конкурентоспособности продукции является ее качество, внешний вид и цена.Специалисты «Сморгонского литейно-механического завода» постоянно работают над улучшением качества выпускаемой продукции, модернизацией выпускаемой продукции, чтобы она была привлекательной и удобной в использовании.
Ценовая политика.
Для того, чтобы продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить на них цены, которые были бы приемлемы покупателям, иначе этот товар не будет конкурентоспособен. Поэтому предприятие должно выбрать правильную ценовую политику. Цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.
Сложность ценообразования состоит в том, что цена - категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.
Таблица 4 - Цены реализации продукции (без НДС) за 2010-2012 гг., руб.
Перечень продукции |
2010г. |
2011г. |
2012 г. |
Люки |
1090000 |
1121000 |
1190000 |
Дождеприемники |
793000 |
828000 |
940000 |
Печное литье и элементы благоустройства |
378000 |
482000 |
544000 |
Решетки для КРС |
458000 |
572000 |
608000 |
Решетки для СТФ |
307000 |
393000 |
439000 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе годовых отчетов за 2010-2012 гг
Из данных таблицы мы видим, что уровень цены на продукцию с каждым годом увеличивался на 3-10 %. В основном данное изменение связано с увеличением себестоимости продукции, а также с увеличением уровня инфляции в стране.
Сбытовая политика.
Сбытовая политика организации напрямую связана с товарной и ценовой политикой. Ведь для того, чтобы продукция была конкурентоспособна на рынке товаров, она должна быть качественнее, чем продукция конкурентов. Также необходимо постоянно обновлять ассортимент производимой продукции, открывать фирменные магазины или секции. Такое развитие событий возможно лишь в случае постоянного использования более производительного технологического оборудования, повышение производительности труда, что привело бы к снижению себестоимости и повышению конкурентоспособности продукции. Одновременно это приведет и к увеличению объемов реализации выпускаемой продукции.
Таблица 5 - Программа реализации продукции (без НДС) за 2011-2012 гг., млн руб.
Перечень продукции |
2011 г. |
2012 г. |
Темп прироста, % | |||
кол-во,т |
стоим-ть, млн |
кол-во, т |
стоим-ть, млн |
кол-во, % |
стоим-ть, % | |
Люки |
3015 |
3379,8 |
3260 |
3879,4 |
108,1 |
114,8 |
Дождеприемники |
1315 |
1088,82 |
1418 |
1332,92 |
107,8 |
122,4 |
Печное литье и элементы декора |
1404 |
676,728 |
1526 |
830,144 |
108,7 |
122,7 |
Решетки для КРС |
111 |
63,492 |
109 |
66,272 |
98,2 |
104,4 |
Решетки для СТФ |
168 |
66,024 |
140 |
61,460 |
83,3 |
93,1 |
Из
данной таблицы видно, что предприятие
планирует уменьшить
Более успешному продвижению продукции на рынок способствуют также проведение выставок-продаж, выставок-ярмарок. Проведение таких мероприятий дает положительный эффект особенно при внедрении в производство новых видов изделий.