Рационализация процесса распределения и делегирования полномочий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня руководитель не в состоянии единолично решать все возникающие управленческие проблемы, даже непосредственно входящие в круг его служебных обязанностей, поскольку их слишком много, они разнообразны и специфичны, а его знания, опыт и имеющийся запас времени ограничены.
Поэтому, сохраняя за собой выработку стратегии, контроль и общее управление, он передает решение менее значительных проблем, необходимые для этого права и сопряженную с ними ответственность подчиненным, обладающим необходимыми знаниями, опытом, заинтересованностью принять участие в управлении. В результате в рамках управленческой структуры происходит расщепление и рациональное перераспределение прав, обязанностей и ответственности между ее субъектами.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
1. Делегирование полномочий и ответственности на современном этапе развития менеджмента. 5
1.1 Понятие и сущность делегирования полномочий. Полномочия и ответственность, их виды. 5
1.2 Централизация и децентрализация управления. 12
1.3 Делегирование прав и ответственности подчиненным. 20
1.4 Основные принципы делегирования полномочий. 23
1.5 Типы управленческих структур 30
2 Анализ состояния менеджмента в муниципальном унитарном предприятии ВКХ «Водоканал» Балтийского городского округа 39
2.1 Организационно-экономическая характеристика МУП ВКХ «Водоканал». 39
2.2 Анализ структуры управления предприятием 42
2.3 Анализ кадрового потенциала предприятия 49
2.4 Основные пути решения проблем МУП ВКХ «Водоканал» в управлении предприятием. 55
3 Препятствия на пути осуществления метода делегирования полномочий и эффект при их ликвидации. 58
3.1 Причины низкой эффективности делегирования. Факторы, повышающие эффективность делегирования. 58
Заключение 64
Список использованных источников 67
Приложение А 68

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по МЕНЕДЖМЕНТУ.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)
    1.    Делегирование прав и ответственности подчиненным.

Для решения вопроса  о делегировании зарубежные специалисты  в области управления рекомендуют  использовать так называемую матрицу  Эйзенхауэра, которая в значительной степени облегчает ориентировку в ситуации (рис.3). [1, с.272]

 

Рис. 3. Матрица Эйзенхауэра.

 

Обычно делегируются следующие виды полномочий:

  • решать частичные, узкоспециальные проблемы, в которых исполнители заведомо разбираются лучше руководителя;
  • осуществлять подготовительную работу, носящую в большинстве случаев рутинный характер, но тем не менее позволяющую продемонстрировать свои способности;
  • присутствовать на мероприятиях информационного характера, выступать с обобщениями, делиться опытом.

 В то же время не делегируется решение проблем, связанных с выработкой политики и стратегии; особо важных и срочных; предполагающих действия в условиях критических ситуаций или повышенного риска; общее руководство; рассмотрение конфиденциальных вопросов; поощрение и наказание сотрудников (только выработка для этого нормативов). [1, с.272]

Существующая на Западе практика выработала две модели делегирования  полномочий.

Традиционная  модель (делегирование задач, или ограниченное делегирование) предполагает, что исполнителям даются задания, которые руководителю нецелесообразно выполнять самому, и предоставляется возможность проявлять инициативу в деле поиска путей их решения. Исполнители отвечают за результаты своей деятельности перед ним (а тот в свою очередь перед высшим руководством). Поэтому он вмешивается в действия сотрудников и иногда приписывает себе их успехи.

Бад-Гарцбургская модель Р.Хена (делегирование ответственности, или полное делегирование) состоит в том, что подчиненным передается не только решение задач, но и ответственность перед вышестоящим руководством за все, что они делают в рамках соответствующих функций. Работник в этих условиях не может больше прятаться за спину руководителя а тот – приписывать полученные им результаты себе. [1, с.273]

Делегирование полномочий и ответственности требует:

  • четкого разграничения ответственности исполнителя и руководителя;
  • определения случаев, когда работники могут принимать решения сами, и лиц, с которыми нужно контактировать.

Поскольку способность  людей реализовывать полномочия в тех или иных конкретных ситуациях не может быть четко определена заранее, их делегирование связано с риском. Однако он оправдан вследствие немалых выгод.

Во-первых, в организации  делегирование полномочий:

  • уменьшает иерархичность;
  • приближает принятие решений к месту реализации, повышает их качество, гибкость, оперативность;
  • предотвращает потери времени на ожидание указаний;
  • улучшает морально-психологический климат;
  • способствует обучению персонала, подготовке кадрового резерва.

Во-вторых, руководители:

  • освобождаются от текучки и могут заняться решением наиболее сложных и важных проблем;
  • получают возможность рациональнее распределить нагрузку среди подчиненных, выявить среди них помощников.

В-третьих, подчиненным делегирование позволяет:

  • проявить инициативу и самостоятельность;
  • продемонстрировать имеющиеся у них способности, знания, опыт и приобрести новые;
  • развить себя как личность;
  • создать стартовую площадку для дальнейшего продвижения по служебной лестнице;
  • получить большую удовлетворенность от работы. [1, с.274]

Однако, несмотря на это, и руководители, и подчиненные  часто сопротивляются делегированию  полномочий. Причинами этого бывают:

  • непонимание важности и отсутствие четкой политики в этом вопросе;
  • существующие в организации авторитарные традиции;
  • неумение определить объект делегирования; отсутствие времени для постановки задач подчиненным, помощи и контроля;
  • неуверенность руководителей в себе, их недостаточная компетентность, боязнь потерять место, власть, престиж, любимое дело, которому отданы многие годы (считается, что ради «хобби» руководитель может оставлять за собой не более 5 процентов объема соответствующей работы), прослыть бездельником;
  • неспособность рисковать, неверие в возможности подчиненных, боязнь нести ответственность за их неудачи;
  • опасение конфликтов с исполнителями в случае возложения на тех дополнительных обязанностей.

Подчиненные в свою очередь  уклоняются от принятия полномочий по таким причинам, как:

  • нехватка знаний, некомпетентность;
  • отсутствие веры в себя;
  • страх ответственности за ошибки;
  • боязнь оказаться умнее руководителя;
  • перегрузка другими обязанностями;
  • недостаток информации, ограничивающий реальную возможность что-то сделать;
  • формальный подход к делу со стороны администрации, имеющий форму «фиктивного делегирования», т. е. передачи тех полномочий, которые исполнители давно уже имеют. [1, с.275]
    1.  Основные принципы делегирования полномочий.

Рассматриваемые ниже принципы делегирования полномочий являются основополагающими для правильного делегирования полномочий. Несоблюдение их на практике может привести к тому, что делегирование будет неэффективным, организация нежизнеспособной, а процесс управления значительно затруднится.

  1. Принцип делегирования на основе ожидаемых результатов.

Поскольку смысл полномочий заключается в предоставлении управляющему некоего инструмента для внесения соответствующего вклада в дело достижения целей предприятия, то полномочия, делегируемые индивидуальному управляющему, должны быть достаточными для обеспечения возможности достижения ожидаемых результатов. Слишком много управляющих стремится разделить и дефинировать полномочия по объему делегируемых или приобретаемых прав, вместо того чтобы вначале понять те цели, которые необходимо достигнуть, а только затем определить свободу действий, необходимую для этого. Только так управляющий способен делегировать полномочия в четком соответствии с предъявляемыми им потом требованиями к подчиненному. Часто руководитель имеет представление о том, что необходимо сделать, но не задумывается над тем, располагает ли подчиненный необходимыми для этого полномочиями. Порой он просто не хочет признать, что выполнение задачи требует предоставления большей свободы действий подчиненному, также нечетко представляет себе ожидаемые результаты. Поэтому нет ничего удивительного, что на предприятиях получило распространение ошибочное представление о делегировании "ответственности".

Делегирование в соответствии с ожидаемыми результатами предполагает, что цели установлены, а планы разработаны, что они доведены до сведения подчиненных и поняты ими, что введены соответствующие должности, которые будут способствовать выполнению поставленных задач. Кроме того, данный тип делегирования указывает на то, что планирование является необходимой предпосылкой для осуществления любых стоящих перед управляющими целей и что на практике все функции управляющего сливаются в единый вид деятельности.

  1. Принцип функциональной дефиниции.

Структурное деление  — это группировка видов деятельности, обеспечивающая достижение поставленных целей, и управляющий каждого из подразделений должен обладать полномочиями, необходимыми для координации действий этого подразделения с предприятием в целом. Исходя из этого, принцип функциональной дефиниции означает, что: чем яснее определены ожидаемые от управляющего или структурного подразделения результаты, чем четче и полнее определены направления их деятельности и делегированные организационные полномочия, чем яснее осознаны должностные и информационные взаимосвязи с другими управляющими и подразделениями, тем больший вклад способны внести эти управляющие и структурные подразделения в реализацию целей предприятия. Несоблюдение данного принципа способно вызвать путаницу и неразбериху в вопросе о том, что именно и от кого именно следует ожидать. Данный принцип (который относится и к делегированию и к структурному делению), будучи концептуально весьма простым, зачастую трудно применим на практике. Четкое определение содержания работы и делегирование необходимых для ее выполнения полномочий в большинстве случаев требуют терпения, высокого интеллекта и ясного представления о целях и планах. Ясно, что весьма непросто дать определение содержания работы, если у руководителя нет четкого представления о том, какие результаты он хочет получить.

  1. Скалярный принцип.

Скалярный принцип относится  к цепочке прямых должностных  отношений руководителей и подчиненных в масштабе всей организации. Всегда должно быть лицо, обладающее верховной властью в организации. Чем отчетливее линия должностной связи высшего управляющего с каждым из подчиненных, тем эффективнее процесс принятия решений и коммуникация.

Данная шкала описывается  Файолем как:

«...цепочка руководителей  от высшего управляющего до низших. Линия полномочий — это путь, по которому проходят (через каждое звено в цепочке) все коммуникации от высшего управляющего к низшим и наоборот. Это обусловливается как потребностями в поддержании связи, так и принципом единоначалия, однако он не всегда является кратчайшим. В крупных концернах, и особенно в правительственных, он порой угрожающе длинен».

Ясное понимание скалярного принципа — есть необходимое условие для нормального функционирования организации. Подчиненные должны знать, во-первых, кто делегирует им полномочия, а во-вторых, на чье усмотрение они должны передавать решение проблем, выходящих за рамки их полномочий. И хотя командная цепочка вполне может использоваться самостоятельно для передачи только информации, отказ от нее при принятии решений приводит к нарушению системы принятия решений и подрыву самой системы управления.

  1. Принцип уровня полномочий.

Принцип уровня полномочий вытекает из совокупности принципа функциональной дефиниции и скалярного принципа. На каждом организационном уровне имеются полномочия для принятия решений в рамках компетенции предприятия. Принцип уровня полномочий означает, что: сохранение эффективности делегирования требует, чтобы решения в пределах полномочий отдельных сотрудников принимались ими, а не переадресовывались на высшие организационные уровни. Другими словами, на каждом уровне управляющие должны принимать все те решения, на которые у них хватает полномочий, а на усмотрение своего руководства передавать решение лишь тех вопросов, которые выходят за рамки их компетенции. Часто высшие управляющие, утверждая, что прекрасно понимают всю важность делегирования полномочий вниз дают понять, что гораздо большую тревогу они испытывают в связи с распространением  среди подчиненных практики делегирования "вверх". Иначе говоря, как указал в беседе с авторами один из управляющих высокого звена, часто случается, что, поручив решение той или иной проблемы своим подчиненным, высшие управляющие через несколько дней или недоль обнаруживают, что вопрос вновь передан на их усмотрение. Очевидно, что во избежание этого необходимо не допускать повторной переадресации проблем вверх. Если право принятия решения делегировано должным образом, то руководителю нe следует поддаваться искушению принять решение самому. Подчиненные обычно быстро уясняют, кто из руководителей охотно принимает решения за них.

Если исходить из принципа уровня полномочий, то становится ясным, что, если управляющие хотят добиться эффективности делегирования и  тем самым снять с себя определенную часть нагрузки по принятию решений, они должны быть уверены, что полномочия ясны подчиненному, что он их четко осознает.

  1. Принцип единоначалия.

Одним из основных принципов управления является принцип единоначалия, который формулируется следующим образом: чем полнее взаимосвязь подчинения подчиненного с руководителем, тем меньше вероятность получения им противоречивых указаний и тем выше чувство персональной ответственности за результаты работы. При рассмотрении вопроса делегирования полномочий предполагалось, что (за исключением случаев обязательного разделения полномочий) право свободы действия в определенной области деятельности передается подчиненному только одним руководителем. Несмотря на то, что подчиненный может в принципе получить полномочия от двух или более руководителей и соответственно быть подотчетен им всем, существенные трудности, с которыми сопряжена работа в подчинении двух или более руководителей, очевидны. Поскольку принимаемое обязательство по существу носит персональный характер, делегирование несколькими руководителями полномочий одному человеку часто приводит к противоречиям как в полномочиях, так и в ответственности. Принцип единоначалия весьма полезен для внесения ясности в систему взаимосвязей полномочия — ответственность. Так, президент фирмы обычно не распределяет сбытовую деятельность между подразделениями сбыта, производства, по связям с общественностью, финансов, бухгалтерского учета и кадров, если ими не руководит одни человек. Вместо этого, поскольку сбыт является своего рода связующим видом деятельности, руководство этой работой поручается управляющему по сбыту. Если же для руководства сбытовым подразделением президент вместо одного управляющего назначает некий исполнительный комитет, то единоначалия уже не будет. Заставить каждого ответственного работника сбытового подразделения подчиняться не одному управляющему, а каждому из членов комитета — значит вызвать неразбериху и нарушить эффективность работы.

Информация о работе Рационализация процесса распределения и делегирования полномочий