Анализ критерий и факторов конкурентоспособности товаров и их взаимосвязь с его качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня в России проблема конкурентоспособности и участие в ее решении государства стоит очень остро. Увеличение экспорта отечественных товаров в условиях постоянно растущих требований внешнего рынка невозможно без повышения их качества. Сегодня среди составляющих конкурентоспособности товара цена уже не доминирует. На лидирующие позиции выходят потребительские свойства (функциональность, дизайн) и уровень сервиса, под которым понимается не только возможность ремонта, но и быстрота, с которой он может быть произведен в любой точке планеты.
Целью работы является анализ критерий и факторов конкурентоспособности товаров и их взаимосвязь с его качеством.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИЗДЕЛИЙ 4
1.1. Конкурентоспособность и качество изделия, их взаимосвязь и различия 4
1.2. Конкурентоспособность изделия 10
1.3. Факторы конкурентоспособности 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ, ПРОИЗВОДИМОЙ ОАО «ВОЛГОГРАДНЕФТЕМАШ» 18
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 18
2.2. Влияние рыночных факторов конкурентоспособности на товары, производимые ОАО «Волгограднефтемаш» 35
2.3. Пути повышения конкурентоспособности производимой продукции 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая . Конкур, качество.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

Иными словами, конкурентоспособность - понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок. Чтобы удовлетворить свою потребность, покупателю недостаточно приобрести товар. Если это технически достаточно сложное изделие, то покупателю придется нести расходы по эксплуатации, оплачивать  труд обслуживающего персонала, тратить деньги на его обучение, страхование и т.д.

Таким образом, затраты покупателя состоят из двух частей: расходов на покупку и расходов, связанных с потреблением, называемых ценой потребления. Цена потребления обычно значительно выше продажной цены (в общих эксплуатационных расходах за весь срок службы транспорта продажная цена занимает не более 20%, грузового автомобиля - 15%, магистрального самолета 10 - 12%, бытового холодильника - примерно 10%), поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагают по минимальной цене на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у потребителя [7, c. 58-65].

Однако этот экономический показатель при всей его важности не исчерпывает полностью понятия конкурентоспособности. Число параметров конкурентоспособности зависит от вида и сложности изделия в техническом и эксплуатационном отношениях, а также от требуемой точности оценки, цели исследования и других внешних факторов. Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя. Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях. Превышение норм, стандартов и правил не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает ее, поскольку ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительной ценности, в силу чего представляется ему бесполезным.

Изучение конкурентоспособности  товара должно вестись непрерывно и  систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие упреждающие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). При этом исходит из того, что выпуск предприятием нового продукта, прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен.

Вместе с тем любой товар  после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить - невозможно. Поэтому новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему ему выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием.

Иначе говоря, конкурентоспособность  новых товаров должна быть опережающей  и достаточно долговременной. Особое внимание уделяется не столько улучшению технических параметров изделия, сколько снижению цены его потребления.

Как свидетельствует мировая практика, именно этот параметр зачастую становился решающим, хотя новый товар продавался по существенно более высокой цене.

 

1.3. Факторы конкурентоспособности

 

Конкурентоспособность продукции (услуги) зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы.

Технико-экономические  факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др.

Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу.); предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные выполнению.

Эти факторы определяющим образом влияют на конкурентоспособность продукции. Итак, конкурентоспособность зависит от рассмотренных выше факторов. Определить характер этой зависимости и выразить ее количественно трудно, однако ее наличие является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности. Более всего для этой цели подходят экспертные методы. При этом целесообразно изучать влияние указанных факторов на предпочтительность товаров [5, c. 112-125].

Объективный фактор, объясняющий  многие глубинные причины наших  экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины  повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой, - это качество создаваемой и выпускаемой продукции.

Конкурентоспособность и качество - концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.

Качество - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, мерилом результативности их хозяйственной деятельности, экономического благополучия страны.

Фактор конкуренции  носит принудительный характер, заставляя производителей под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности [4, c. 67-87].

В условиях развитого  конкурентного рынка маркетинг  становится эффективным средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможности.

Произошедший в России с большими трудностями переход  к рыночной экономике заставил по-новому взглянуть на проблему качества, исходя из того, что развитой конкурентный рынок диктует уровень и динамику развития качества продукции, определяет конкурентоспособность ее изготовителей.

Учитывая вышеизложенное, можно  сделать вывод, что основным критерием оценки качества продукции должна быть ориентация на интересы конкретного покупателя, на учет степени удовлетворения его потребностей, которые чаще всего выражаются в виде появления у него дополнительного дохода или новой услуги от использования продукции или услуги более высокого качества. Смысл ориентации на конкретного покупателя состоит в том, что продавец не располагает свои усилия, а концентрирует их на наиболее перспективной для его товара группа покупателей. Жесткая ориентация поставщика на конкретного покупателя позволяет им заранее определять параметры качества  продукции, что создает условия для более полного использования их потенциала повышения конкурентоспособности промежуточной и конечной продукции.

Выход на рынок всегда есть вступление в конкурентоспособную борьбу. В условиях высокой насыщенности товарных рынков каждый продавец вынужден вести постоянную борьбу за рынки сбыта. Наиболее распространенной формой адаптации продукции к требованиям рынка является стандартизация и модификация товара. Стандартизация обеспечивает массовое серийное производство. Модернизация позволяет улавливать изменения в спросе и покупательской способности населения. Среди многих товарных стратегий завоевания рыка западно-европейские последователи выделяют следующее:

1.   Обеспечить отличие товара по основным потребительским свойствам от товаров конкурентов.

2.   Отыскать новые технологии, обеспечивающие производство данного товара с наименьшими издержками и достичь лидерства путем создания высококачественного товара при сохранении прежней реализационной цены.

3.   На основе перехода от последовательного к параллельному методу организации производства разрабатывать пионерный товар, который будет лидером на рынке в ближайшие годы.

4.   Выйти на рынок с новым товаром. Конкурентоспособен не тот, кто много производит, а тот, кто быстро обновляет. Это основной критерий конкурентоспособности.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ПРОДУКЦИИ, ПРОИЗВОДИМОЙ ОАО «ВОЛГОГРАДНЕФТЕМАШ»

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

 

ОАО «Волгограднефтемаш» - один из крупнейших в России производителей технологического оборудования для газовой, нефтяной и нефтехимической отраслей промышленности; входит в десятку социально значимых и градообразующих предприятий.

Официальной датой образования  завода считается сентябрь 1941 года. ОАО «Волгограднефтемаш» было преобразовано  в акционерное общество 29.07.1993 года, на базе НПО «Волгограднефтемаш», входящего  в государственный газовый концерн  «Газпром». С 1993г. ОАО «Волгограднефтемаш» является дочерним обществом ОАО «Газпром».

Опыт работы, накопленный заводом  за 71 - летнюю производственную деятельность, высококвалифицированные кадры, техническое оснащение производства уникальным оборудованием, применение новейших технологий, а также наличие собственного причала на Волге обеспечивают возможность поставки крупногабаритного оборудования с полной степенью монтажной готовности и высокого качества, что позволяет значительно сократить сроки монтажа и ввода объектов в эксплуатацию. Объединив возможности научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов, ОАО «Волгограднефтемаш» внедрило в производство более двадцати новых высокопрочных марок сталей, стойких к коррозийному растрескиванию. Аппараты, изготовленные из них, способны выдерживать режимы работы в температурных интервалах от -70о С до +550о С, работать во многих агрессивных средах, условиях высокого давления и на морских глубинах.

Основной вид хозяйственной  деятельности ОАО «Волгограднефтемаш» - выпуск оборудования для нефтяной, газовой и химической промышленности:

-аппараты, работающие под высоким  давлением с агрессивными средами  (реакторы, колонны, сепараторы, абсорберы,  пылеуловители, теплообменники и  т.д.);

- насосы центробежные для перекачки  нефтяных и химических продуктов;

-стальная арматура для магистральных  газопроводов.

Широкая номенклатура поставляемой продукции  определяется высоким уровнем технологической  оснащенности. ОАО «Волгограднефтемаш»  использует весь накопленный опыт и  потенциал для удовлетворения запросов потребителей.

В состав ОАО «Волгограднефтемаш»  входит:

1. Головное предприятие - Волгоградский  завод нефтяного машиностроения  им. Петрова – расположено на  расстоянии 8 км от центра города, 0,7 км от реки Волги и 2 км  от железнодорожной станции Ельшанка. На территории завода имеется разветвленная сеть железной дороги, на берегу Волги собственный причал, оснащенный 320-тонными кранами. Общая площадь территории завода 460300 м2. Площадь застройки 249000 м2.

Органами управления ОАО «Волгограднефтемаш» являются: Общее собрание акционеров, Совет директоров, единоличный исполнительный орган (Генеральный директор). Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества является ревизионная комиссия.

Организационная структура предприятия  является линейно-функциональной, основывается на развитой иерархии управления и высокой степени формализации и отличается максимальной четкостью и деперсонализацией. К недостаткам данной структуры можно отнести то, что она является громоздкой, имеет длинную цепь команд - существует большое число подразделений по вертикали, каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели предприятия. Соответственно, структура не обладает необходимой гибкостью и оперативностью, что при большей ориентации на рынок вызовет трудности в адаптации к изменениям внешней среды. Взаимоотношения между функциональными и линейными подразделениями сложны - те и другие пытаются отстаивать свой приоритет, что иногда приводит к конфликтам.

Общая численность производственного персонала – 4852 чел. (из них 30% - молодежь в возрасте до 35 лет), в том числе инженерно-технического персонала в отделах: 824 чел. Доля сотрудников, имеющих высшее профессиональное образование, составляет 23,3%. Характерными качествами управленческого персонала являются высокий профессионализм: сотрудники обладают необходимым опытом для подготовки контрактов на поставку оборудования в любую страну мира, компетентны в вопросах кредитно-финансовой, банковской и таможенной деятельности. ОАО «Волгограднефтемаш» регулярно проводит программы по повышению квалификации сотрудников [16].

Информация о работе Анализ критерий и факторов конкурентоспособности товаров и их взаимосвязь с его качеством