Анализ критерий и факторов конкурентоспособности товаров и их взаимосвязь с его качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня в России проблема конкурентоспособности и участие в ее решении государства стоит очень остро. Увеличение экспорта отечественных товаров в условиях постоянно растущих требований внешнего рынка невозможно без повышения их качества. Сегодня среди составляющих конкурентоспособности товара цена уже не доминирует. На лидирующие позиции выходят потребительские свойства (функциональность, дизайн) и уровень сервиса, под которым понимается не только возможность ремонта, но и быстрота, с которой он может быть произведен в любой точке планеты.
Целью работы является анализ критерий и факторов конкурентоспособности товаров и их взаимосвязь с его качеством.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИЗДЕЛИЙ 4
1.1. Конкурентоспособность и качество изделия, их взаимосвязь и различия 4
1.2. Конкурентоспособность изделия 10
1.3. Факторы конкурентоспособности 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ, ПРОИЗВОДИМОЙ ОАО «ВОЛГОГРАДНЕФТЕМАШ» 18
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 18
2.2. Влияние рыночных факторов конкурентоспособности на товары, производимые ОАО «Волгограднефтемаш» 35
2.3. Пути повышения конкурентоспособности производимой продукции 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая . Конкур, качество.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня в России проблема конкурентоспособности  и участие в ее решении государства  стоит очень остро. Увеличение экспорта отечественных товаров в условиях постоянно растущих требований внешнего рынка невозможно без повышения их качества. Сегодня среди составляющих конкурентоспособности товара цена уже не доминирует. На лидирующие позиции выходят потребительские свойства (функциональность, дизайн) и уровень сервиса, под которым понимается не только возможность ремонта, но и быстрота, с которой он может быть произведен в любой точке планеты.

Именно то обстоятельство, что современный  мировой рынок - это рынок покупателя, и побуждает правительства всех промышленно развитых и многих развивающихся стран всячески способствовать наращиванию национального экспорта.

Целью работы является анализ критерий и факторов конкурентоспособности  товаров и их взаимосвязь с  его качеством.

Актуальность темы обусловлена  тем, что заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИЗДЕЛИЙ

1.1. Конкурентоспособность и качество изделия, их взаимосвязь и различия

 

Конкурентоспособность товаров - способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении  с другими аналогичными товарами, представленными на рынке. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами предложения, устанавливаемыми продавцами товаров. Кроме того, на конкурентоспособность влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, количество конкурирующих продавцов, ситуация на рынке, колебания спроса.

Качество продукции  – совокупность свойств продукции, обуславливающие ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

Качество тесно связано с  взаимоотношениями людей в процессе производства и потребления продукции.

Улучшение качества  продукции способствует:

1) более полному удовлетворению  населения в продовольствии;

2) важнейший фактор повышения эффективности производства;

3) повышение качества – это  в конечном счете и вопрос  ее количества, экономии ресурсов, более полного удовлетворения  человеческих потребностей.

В условиях развивающегося рынка продукция  должна быть и конкурентоспособной.

Требования к качеству продукции формируется потребителями рынком, конкуренцией, а также государственными органами.

На качество продукции оказывают  влияние следующие факторы.   

1) Качество рабочей силы.

а) фондовооруженность труда;

б) квалификация работников;

в) материальное стимулирование;     

2) Качество материальных ресурсов:

а) качество основных средств;

б) качество оборотных средств  [3, c. 10-19].

Более высокие качественные характеристики основных и оборотных средств  способствуют получению продукции  лучшего качества, вследствие чего повышается продажная цена и прибыль (районирование сорта, корма, снижение трудоемкости, материалоемкости, сокращение издержек производства). Корма более высокого качества снижают затраты их на производство продукции.

Производство лучшей продукции требует дополнительных затрат в расчете на  единицу продукции, применения более совершенной технологии, проведение лабораторных анализов.

Превышение дополнительных доходов  от реализации продукции по повышению  качества над расходами и есть критерий экономической эффективности мероприятий по улучшению качества продукции.

Создание продукции высокого качества происходит одновременно с повышением производительности труда. Они определяются одними факторами: уровнем технологической  оснащенности агротехники и зоотехнической работы, степенью внедрения достижения НТП. Квалификация трудовых ресурсов.

Каждый покупатель приобретает  ту продукцию, которая наиболее удовлетворяет  его потребности.

Поэтому конкурентоспособность продукцию можно определить только сравнивая продукцию конкурентов между собой.

Следует иметь ввиду, что конкурентоспособность  продукции определяется теми свойствами ее, которые представляют интерес  для покупателя (свежесть, вкус и  др.) Все другие параметры продукции, выходящие за счет границы, не рассматриваются.

Изучение конкуренции должно проводиться  систематически и непрерывно. Это  даст возможность уловить момент, когда она начнет снижаться и  вовремя принять меры для ее сокращения производству и при повышении  конкурентоспособности увеличивается ее производство.

Роль качества и конкурентоспособности  продукции.

За счет улучшения качества продукции  решаются следующие задачи:

1.)        Повышение производительности труда;

2.)        Обеспечение экономической эффективности производства за счет увеличения цен на качественную продукцию;

3.)        Гарантированный сбыт за счет высоких потребительских свойств;

4.)        Повышение экспортных возможностей;

5.)        Более выгодная реализация продукции;

6.)        Обеспечение продукцией, безопасной для здоровья людей.

При проведении комплексного исследования рынка и оценки собственных возможностей, важное место занимает анализ конкурентоспособности  своей и конкурирующей продукции.

Перед тем, как предлагать свою продукцию  на рынке продавец должен знать, по каким факторам качества его продукция отстает или опережает своих конкурентов, на какие из них делать упор, чтобы найти своего потребителя.

При сегментировании рынка предприятия  должны:

1)     устанавливать потребности рынка;

2)     выявлять группы фактических и потенциальных покупателей и их требования и качеству и цене;

3)     изучать формировать мнения покупателей об ассортименте и качестве продукции;

4)     изучать спрос на новую продукцию;

5)     выявлять новые формы и способы использования выпускающейся продукции [6, c. 25-41].

Каждое предприятие должно работать над совершенствованием качества, это  закрепит предприятие на рынке.

Желание любого потребителя – иметь  качественный товар по доступной  цене.    

Чтобы повысить качество необходимо:

1)       определить требования и желания потребителя;

2)       учесть импорт продовольственных товаров, их сравнить с отечественной;

3)     изменение стайлинга (упаковка, дизайн и т.д.) с учетом возможного предприятия;

4)     определить оптимальный уровень качества, удовлетворяющего потребителя по качеству и цене;

5)    разработать новые товары с учетом прогнозируемых требований потребителей к качеству товаров в перспективе;

6)    выбор источников информации для получения данных о ситуации на рынке о качестве продукции конкурентов.

Таким образом, первостепенной задачей  является определение требований и  желаний потребителей в отношении  качества продукции. И на этой основе определяется объем спроса на продукцию  данного качества и определяется система обеспечения спроса, т.е. выпуск продукции данного качества.

В условиях рыночной экономики самой  трудной задачей является не производство, а сбыт продукции. Для обеспечения  устойчивых темпов расширенного воспроизводства  на предприятии необходимо постоянное совершенствование производства, направленного на расширение выпуска продуктов ими изделии  более высокого качества и обеспечение систематического обновления ассортимента продукции. Качество продукции является основным критерием формирования цены ее реализации. Повышение качества продукции равнозначно сбережению труда и материальных ресурсов. Чем полнее данный вид продукции удовлетворяет производство ими потребление, тем меньше потребность в ней. Появляются возможности экономии труда и материальных ресурсов и снижения на этой основе издержек производства и сбыта продукции. Кроме всего сказанного, качество продукции непосредственно влияет на спрос и являются важнейшим фактором конкурентоспособности товара [2, c. 34-45].

В практической деятельности и в  теоретических изысканиях нередко ставится знак равенства между качеством иконкурентоспособностью либо вообще не делается различий между ними. Имеют место также споры относительно того, какое из двух понятий шире.

Качество, равно как и его  понятие, прошло многовековой путь развития, что, в частности, показано в таблице 1. Качество развивалось по мере того, как развивались, разнообразились  и множились общественные потребности и возрастали возможности производства по их удовлетворению. Особенно динамично процесс развития и изменения сущности качества, его параметров происходил в последние десятилетия, когда быстро менялись само понятие качества, требования и подходы к нему.

Вообще некорректно отождествлять  «конкурентоспособность» с  «уровнем качества» и «техническим уровнем продукции» по следующим соображениям. Согласно ГОСТ 15.467 - 79, уровень качества продукции - это относительная характеристика качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. Технический уровень продукции, согласно тому же стандарту, также относительная характеристика качества, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство продукции с соответствующими базовыми значениями.

Сравнение с базой - необходимый элемент оценки, как уровня качества, так и технического уровня. Выбор продукции, принимаемой за базу сравнения, зависит от цели, для которой проводится сравнение, и является непростым делом. Что касается конкурентоспособности, то для ее оценки необходимо сравнить параметры анализируемого изделия и конкурирующего товара с уровнем, заданным потребностями покупателя, а затем сопоставить полученные результаты.

Следующее замечание относительно нетождественности оценки качества и конкурентоспособности состоит в том, что с позиций качества сравнимы лишь однородные товары. Группы продуктов классифицируются по показателям, характеризующим не только основные области их применения, но и существенные конструктивные и технологические особенности. Это значительно сужает рамки классификации. С позиций оценки конкурентоспособности, где за базу сравнения берется конкретная потребность, возможно сопоставление и неоднородных товаров, коль скоро они представляют иные возможности и способы удовлетворения одной и той же потребности [5, c. 56-78].

Наконец, отметим еще одно принципиальное различие между качеством и конкурентоспособностью товара. Конкурентоспособность товара - важная рыночная категория, отражающая одну из существенных характеристик рынка - его конкурентность. Качество - категория, присущая не только рыночной экономике. Конкурентоспособность товара носит более динамичный и изменчивый характер. При неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в довольно широких пределах, реагируя на изменение конъюктуры, действия конкурентов - производителей и конкурирующих товаров, колебания цен, на воздействия рекламы и на проявления других внешних по отношению к данному товару факторов.

1.2. Конкурентоспособность изделия

 

Конкурентоспособность товаров определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами предложения, устанавливаемыми продавцами товаров. На конкурентоспособность товаров влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя.

Конкурентоспособность фирм на рынке  проявляется через конкурентоспособность  товаров. Фактически конкурентоспособность товаров является индикатором конкурентоспособности не только фирмы, но и всей цепочки конкурентоспособности "товар - фирма - отрасль - страна".

В условиях рыночной экономики важнейшей  составляющей промышленной политики является конкурентоспособность товаров и услуг.

Конкурентоспособность товара - совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, которые отражают отличия его от товара-аналога и обеспечивают этому товару преимущества на конкретном рынке в заданный промежуток времени.

Понятие "конкурентоспособность товара" тесно связано с понятием "качество". Конкурентоспособность товаров характеризуется их соответствием конкретной общественной потребности. В этом случае при оценке уровня конкурентоспособности товаров возможно сопоставление и неоднородных товаров, но удовлетворяющих одну и ту же потребность. 
На уровень конкурентоспособности товаров значительное влияние оказывают такие факторы рынка, как степень удовлетворения спроса на товар, емкость отдельных сегментов рынка 

Внутренние конкурентные преимущества, определяющие рыночные позиции хозяйствующего субъекта, предлагается сгруппировать по шести наиболее значимым аспектам:

  1. конкурентоспособность изделия;

  2. финансовое состояние предприятия;

  3. эффективность маркетинговой  деятельности;

  4. рентабельность продаж;

  5. имидж (марочный капитал)  предприятия;

  6. эффективность менеджмента [5, c. 96-111].

важной составной частью конкурентоспособности  товара является уровень затрат потребителя  за время его эксплуатации. Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских, стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих        товаров - аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются.

Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает  тот товар, который максимально  удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей - тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары. Поэтому конкурентоспособность товара можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой.

Информация о работе Анализ критерий и факторов конкурентоспособности товаров и их взаимосвязь с его качеством