Анализ качества конкурентоспособности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 07:21, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью любой организации в условиях рыночной экономики - получение максимально-возможной прибыли, а из неё вытекает основная цель, которой в свою очередь является выживание и активное развитие в современной конкурентной среде. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой организации, её устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется высокой конкурентоспособностью.
В настоящее время эта проблема приобретает всё большую актуальность, прежде всего в тех сферах экономики, где начинает формироваться конкурентная среда. Достижение высокой конкурентоспособности – важная задача для каждой организации, поэтому эта тема актуальна на сегодняшний день, что и послужило выбором мной данной темы курсовой работы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсавая (экон. орг.) Конкурентоспособность.docx

— 63.78 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Главной целью любой организации  в условиях рыночной экономики - получение максимально-возможной прибыли, а из неё вытекает основная цель, которой в свою очередь является выживание и активное развитие в современной конкурентной среде. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой организации, её устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется высокой конкурентоспособностью.

В настоящее время эта  проблема приобретает всё большую  актуальность, прежде всего в тех сферах экономики, где начинает формироваться конкурентная среда. Достижение высокой конкурентоспособности – важная задача для каждой организации, поэтому эта тема актуальна на сегодняшний день, что и послужило выбором мной данной темы курсовой работы.

Чем выше конкурентоспособность  организации, тем выше конкурентоспособность промышленности страны, эффективность всей деятельности и благосостояние населения. Следовательно, проблема обеспечения и повышения конкурентоспособности организаций, в условиях усиления конкуренции – одна из самых значимых в современной экономике.

В свою очередь, конкурентоспособность  связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых  можно выделить два основных –  уровень цен и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Качество является самым эффективным средством  удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим снижения издержек производства.

Цель работы – исследование теоретических и методических аспектов качества и конкурентоспособности  организации.

Достижение устойчивой рыночной позиции с помощью позиционирования, позволяет организации добиваться высокой конкурентоспособности, развиваться и совершенствовать свои производственные и сбыточные технологии, т.е. повышать конкурентный потенциал. А повышение конкурентного потенциала современных организаций является сегодня одним из важнейших условий выхода из экономического кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Экономическое  содержание конкурентоспособности 

Конкуренция – признак  особого устройства хозяйственной  системы, где антагонистическая  борьба выступает основополагающим принципом отношений, а её результат является условием выживания и развития конкурентов. Способность выстоять в конкурентной борьбе становится, с одной стороны, непременной составляющей конкурентного процесса, а с другой – важнейшей характеристикой участвующих в нём субъектов. Именно поэтому в настоящее время понятие «конкурентоспособность» используется едва ли не чаще, чем понятие «конкуренция».

Вместе с тем, при кажущейся  очевидности заключённого в «конкурентоспособности»  смысла, это понятие таит в себе многозначное содержание, что становится причиной многочисленных трактовок. Все они говорят о способности, но содержание этой способности определяют по-разному:

1) как способность противостоять  соперникам (конкурировать);

2) как способность эффективно  производить и продавать товары;

3) как способность удерживать  и увеличивать свою долю на рынке;

4) как способность обеспечивать  эффективное использование ресурсов;

5) как способность обеспечивать  высокий доход;

6) как способность создавать  добавленную стоимость;

7) как способность управлять  конкурентными преимуществами.

Все указанные, да и другие, не попавшие в этот перечень, трактовки  содержания конкурентоспособности  являются лишь гипотезами, требующими проверки на достоверность. Между тем уже здесь можно утверждать, что все они обладают одним общим для них недостатком: в них не раскрывается содержательная сторона конкурентной способности. Любое из приведённых определений отражает не содержание способности, а свойства и действия, обеспечивающие эту способность, либо последствия, к которым приводит её наличие. Но главный их изъян – отсутствие связи с природой самой конкуренции. Исходным методологическим принципом конкурентоспособности является положение о том, что конкурентоспособность – явление, производное от конкуренции. Это означает, что конкурентоспособность проявляется только там, где имеет место конкурентный процесс. При отсутствии конкуренции, например в условиях абсолютной монополии, теряет смысл и конкурентоспособность. Но более существенным является вытекающее из этого положение о том, что конкурентоспособность – это форма выражения отношений соперничества, реализуемых посредством конкурентной борьбы. Другой принцип – принцип историзма. Он означает, что конкурентоспособность всегда является отражением конкретно-исторических условий конкурентного процесса. В то же время она представляет собой развивающее явление. Её развитие – следствие развития самой конкуренции, а его содержание – процесс эволюции конкурентоспособности от простых форм своего существования к более сложным. Причём согласно принципу системного подхода конкурентоспособность должна исследоваться, не как обособленный элемент, а как органическая часть конкурентного процесса.

Ключевой элемент конкурентоспособности  – способность. Обычно под ней  подразумевают состояние конкурента, которое даёт ему возможность  осуществлять какую-то деятельность либо действия: эффективно производить и  продавать товары, завоёвывать ранок, эффективно использовать производственные ресурсы, создавать добавленную  стоимость, проявлять конкурентными преимуществами. Каждое из названных свойств, несомненно, характеризует возможности соперников. Вместе с тем указанное определение конкурентной способности нельзя признать удовлетворительным по целому ряду причин. Во-первых, оно является весьма неопределённым, так как все субъекты, хотя и в разной степени, обладают возможностями для осуществления указанных действий. Во-вторых, оно не отражает специфику того особого свойства, которое заключено в понятии «способность», а именно потенциальных возможностей соперников. В-третьих, и это главное оно не отражает связи с конкуренцией, то есть не отражает того содержательного наполнения, которое в ней заключено.

Поскольку конкурентоспособность  – характеристика, отражающая потенциальные  возможности конкурентов, то способность  должна пониматься, как возможность преодолевать разрыв между намерениями и достигнутыми результатами. Проще говоря, речь идёт о способности достигать поставленных целей. Что касается вопроса о связи конкурентоспособности с конкуренцией, то даже в том случае, если такая связь проводится, сознательно или нет, но чаще всего она выстраивается на основе упрощённого понимания конкуренции, трактующего её как борьбу за редкое благо. В результате мы получаем поверхностное и искажённое представление о содержании конкурентоспособности. В действительности борьба за редкое благо лишь скрывает подлинную суть конкуренции – отношение, заключающее в себе сознательное стремление к завоеванию превосходства над соперниками посредством ограничения их возможностей. Поэтому конкурентная способность не может быть выражена в наборе признаков или действий, обеспечивающих выживание в конкурентной борьбе. Являясь атрибутом конкурентных отношений, категория «конкурентоспособность» должна отражать специфику этих отношений – ограничительное воздействие на возможности соперников. В этом смысле конкурентоспособность должна пониматься, как способность ограничивать возможности соперников, а уровень конкурентоспособности – как степень этой способности.

Такая трактовка конкурентной способности обладает рядом преимуществ. Во-первых, понятие «способность»  обретает содержательную отчётливость. Во-вторых, оно предполагает сравнение  не результатов, а потенциалов соперников, что является определяющим с точки  зрения динамики конкурентного процесса. В-третьих, оно позволяет ранжировать  конкурентов по уровню способности. Главное, состоит в том, что такая трактовка отражает ключевой для понимания содержания конкурентной способности признак – присущий ей состязательных характер, чего не обнаруживает в себе ни одно из действий, осуществляемых конкурентами. Оно указывает на то, что конкурентоспособность состоит не в возможности что-то делать или чего-то достигать. Она заключается в способности «делать и достигать» лучше соперников.

Что касается смыслового наполнения содержания конкурентоспособности, то оно определяется посредством выявления  целевой функции конкурентоспособности, то есть того мотива, который заставляет участвовать в конкурентной борьбе, и способа реализации этой функции, то есть тех качеств, которые обеспечивают превосходство над соперниками. Иначе говоря, чтобы ответить на него, необходимо задаться простым  вопросом: ради чего экономические  субъекты вступают в борьбу с витальным  исходом. Внешне целевая функция  конкурентоспособности может принимать  разные формы: повышение эффективности или рентабельности бизнеса, увеличение доли рынка, занятие доминирующего положения на рынке и т.п. Однако каждая такая форма лишь маскирует подлинный мотив участия в конкурентной борьбе. Не за эффективность и не за долю рынка ведётся борьба среди соперников. Подлинным объектом соперничества между ними является ценность (стоимость), созданная ими в данный период, а борьба ведётся за распределение этой стоимости, где каждый соперник претендует на большую долю для себя. Рассматривая  способность как возможность достигать лучших результатов, а мотив участия в конкурентной борьбе – увеличение присваиваемой стоимости, мы непременно придём к выводу о том, что содержание конкурентоспособности заключается в способности субъекта конкуренции перераспределять созданную в хозяйственной системе стоимость в свою пользу.

Такое понимание содержания конкурентоспособности обладает рядом  достоинств. Во-первых, в противовес технократическим и управленческим трактовкам, она характеризует конкурентоспособность как экономическую категорию, акцентируя внимание на социально-экономической определённости её содержания – борьбе экономических интересов. Во-вторых, она не только отвечает природе экономической конкуренции, но и раскрывает содержание конкурентной борьбы, процесс которой является механизмом, обеспечивающим перераспределение стоимости. В-третьих, выражая способность присваивать стоимость в объёме больше созданного, категория конкурентоспособности становится подлинной формой отражения ограничительной функции конкуренции, а потому и способом оценки витального потенциала конкурентов: способности к выживанию и развитию каждого из них. В-четвёртых, она позволяет устранить проблему несопоставимости используемых для оценки конкурентоспособности признаков, возникающую при сведении содержания конкурентоспособности к возможностям конкурентов осуществлять деятельность или действия.

Наконец, предложенная трактовка  позволяет снять неопределённость, возникающую при характеристике состояния конкурентоспособности  субъектов конкуренции. Должна ли конкурентоспособность определяться на основе сравнения потенциалов реальных соперников или с учётом и потенциальных, с которыми субъект конкуренции в данный момент времени не сталкивается? Быть конкурентоспособным значит превосходить всех существующих конкурентов или достаточно быть лучше самого слабого? Наша трактовка даёт однозначный ответ: конкурентоспособным является соперник, перераспределяющий стоимость в свою пользу. Следовательно, конкурентоспособность должна определяться только в отношении тех субъектов, между которыми возникают отношения перераспределения, а конкурентоспособным – признаётся всякий субъект, присваивающий стоимость, больше произведённой. При этом показателем конкурентоспособности будет выступать степень (мера), к которой каждый конкурент способен обеспечить подобное перераспределение.

Разные конкуренты действуют  с разным уровнем эффективности (производительности). Соответственно, величина стоимости, заключённая в  продуктах-заменителях, обладающих одинаковой потребительской ценностью, но произведённых  при разном уровне эффективности  производства, будет разной. У тех, кто работает более эффективно, она  будет ниже, а у работающих менее эффективно – выше. Однако благодаря конкуренции продукты-заменители будут продаваться по одной цене. Вследствие этого часть стоимости, созданной менее эффективно работающими производителями, посредством действия рыночного механизма будет перетекать к производителям, которые работают более эффективно. Поэтому способность перераспределять рыночную стоимость сводится к способности действовать более эффективно. Работать эффективно означает возможность создавать большую ценность (стоимость) при равных затратах. Такая возможность может появиться только благодаря обладанию лучшими навыками замещения низкоэффективных видов деятельности более эффективными видами. Способность замещать низкорезультативную деятельность более результативной и есть способ достижения цели.

Теперь мы можем дать полное определение содержания конкурентоспособности. Конкурентоспособность – это способность субъекта конкуренции перераспределять в свою пользу созданную товаропроизводителями стоимость благодаря обладанию лучшими навыками замещения низкоэффективных видов деятельности более эффективными видами. Что же касается конкурентоспособности организации, то под ней считают признание потребителем товаров и услуг, производимых данной организацией, их полезности для общества.

Конкурентоспособность организации в широком смысле можно определить как способность к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов. Цели, как правило, имеют временную привязку, что позволяет утверждать, что конкурентоспособность организации – способность вести успешную (в отношении достижения поставленных целей) деятельность в условиях конкуренции в течение определённого времени.

1.2. Понятие качества  и конкурентоспособности организации

Под качеством продукции  понимают совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность  удовлетворять определённые потребности  в соответствии с назначением.

Качество – один из основных факторов, способствующих росту реализации и определяющих конкурентоспособность  выпускаемой продукции и самой  организации. Однако повышение качества, как правило, требует дополнительных затрат и увеличения себестоимости  продукции.

Повышение качества продукции  позволяет:

• увеличить повышение  качества товаров и услуг;

• улучшить структуру экспорта;

• осуществить на практике НТП и др.

Таким образом, высокий уровень  качества продукции для государства: ускорение НТП, увеличение экспорта, могущество, процветание, новые рынки  сбыта.

А для организаций в  условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает очень многое. Прежде всего, формирование имиджа организации.

Таким образом, решение проблемы качества продукции в организации  – это высокий имидж у покупателей, это выход также на внешний  рынок, это основа для получения  максимальной прибыли, и устойчивого  качества продукции.

В каждой организации на качество продукции влияют разнообразные  факторы, как внутренние, так и  внешние.

К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью организации выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самой организации. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально-психологические.

Информация о работе Анализ качества конкурентоспособности организации