Анализ внутренней среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических исследований и изучении основных элементов внутренней среды организации и их влияния на её деятельность. Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
-изучение теоретических и методологических аспектов анализа внутренней среды организации;
-оценка внутренней среды OOO «Дилижанс» ;
-привести основные направления улучшении состояния внутренней среды организации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты анализа внутренней
среды организации
1.1 Понятие внутренней среды и классификация ее факторов……….4
1.2 Подходы к выделению параметров внутренней среды
организации…………………………………………………………6
1.3 Методы анализа внутренней среды организации………………..12
Глава 2. Оценка внутренней среды ЗАО «Александр»
2.1 Общая характеристика организации…………………………….18
2.2 Анализ факторов внутренней среды организации………………19
2.3 Анализ ОСУ………………………………………………………..21
2.4 Оценка сильных и слабых сторон организации…………………24
Глава 3. Основные направления улучшении состояния внутренней среды
организации……………………………………………………….
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

        В единичном производстве выпускаются отдельные образцы изделий или их небольшие партии, которые и повторяются через неопределенный промежуток времени. Единичное производство характеризуется большим удельным весом неповторяющихся операций.

       Серийное производство представляет собой выпуск партий изделий через определенные промежутки времени. Однородные операции здесь повторяются.

       Массовое производство характеризуется выпуском небольшой номенклатуры изделий, постоянной достаточно длительное время. Такой тип производства имеет большой удельный вес однородных, повторяющихся операций.

      Технология, или способ соединения отдельных видов работ, бывает складывающейся, последовательной, связанной, групповой.                     Складывающаяся технология предполагает, что все работы в рамках организации слабо связаны друг с другом и завершенность им придает последняя операция [1].

       Последовательная технология характеризуется тем, что работы по созданию продукции вытекают друг из друга и ни одна не может начаться раньше, чем закончится предыдущая.

        Наконец, групповая технология заключается в том, что работы выполняются на одном стационарном объекте (например, строящийся дом) последовательно или параллельно в зависимости от ситуации.

      Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкурентной технологии как средства преобразования ресурсов, поступающих на входе, в форму, получаемую на выходе. Влияние этой переменной на управление в значительной мере определялось четырьмя крупными переворотами в технологии: промышленной революцией, стандартизацией и механизацией, применением конвейерных сборочных линий и компьютеризацией [8].

       5)Никакая технология не может быть полезной и никакая задача не может быть выполнена без сотрудничества людей, которые являются пятой внутренней переменной организации. Руководство достигает целей организации через своих сотрудников. Следовательно, люди являются центральным фактором в любой системе управления. Если руководство —

отдельные менеджеры — не признают, что  каждый работник представляет собой личность с ее неповторимыми переживаниями и запросами, способность организации достичь поставленных целей невелика.

       Существуют три основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных людей; поведение людей в группах; характер поведения руководителя как лидера, его влияние на поведение отдельных людей и групп. Понимание и успешное управление человеческой переменной - сложная задача. Поведение человека в обществе и на работе является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней среды. Особенно важными индивидуальными характеристиками считаются способности человека, его потребности, ожидания, характер восприятия и социальные установки.

        Одной из наиболее известных в России и за рубежом точек зрения на выделение факторов внутренней среды является точка зрения М. X. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури, согласно которой основными переменными внутренней среды выступают цели, задачи, структура, технология, а также люди (персонал организации). На наш взгляд, эта точка зрения предполагает развитие модели «Алмаз» Гарольда Ливитта, который вьщелил четыре переменные организации: задание или миссия; структура; технология; индивиды. Г. Ливитт подчеркивал значение каждого элемента и существующих между ними взаимосвязей: изменение в одном из них обусловливает трансформации в других (рис.1).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.1. Модель взаимосвязи внутренних переменных. «Алмаз»

Г. Ливитта

          По аналогичному принципу построена и известная модель 7-S компании «МакКинси» (Т. Питере, Р. Уотермен), которая предполагает выделение таких переменных внутренней среды, как совместные ценности, стратегия, структура, системы, стиль, сотрудники, способности. Недостатком этой модели внутренней среды организации, на нащ взгляд, является отсутствие выделения в качестве важной составляющей целей и миссии организации, а достоинством — достаточно больщое внимание к мягким переменным управления, или к субъективным параметрам внутренней среды (совместные ценности, стиль, способности). Т. Питере, Р. Уотермен, также как и Г. Ливитт, подчеркивали взаимозависимость переменных, что представляет собой естественное явление, так как они — элементы одной системы.

       Интересен подход к формированию внутренней среды организации европейских управленцев Д. Бодди и Р. Пэйтона, которые сформировали интегральную модель организации, включив такие переменные, как цели, бизнес-процессы, технология, люди, власть, структура, культура организации.

       Одним из современных подходов к выделению внутренних переменных, имеющих интегрирующее значение, необходимо признать подход, изложенный в учебнике «Управление организацией» под редакцией А. Г. Поршнева, 3. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина, где отмечено, что внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (производства продукции, услуг). Это структура предприятия, его культура и ресурсы.

        Взаимосвязанные внутренние переменные, которые составляют только часть совокупности факторов, влияющих на организацию, называют «социотехнические подсистемы». Они получили это название, так как имеют социальный компонент (людей) и технический компонент (другие внутренние переменные). Изменение в одной из них в определенной степени влияет на все другие. Совершенствование одной переменной, например технологии, не обязательно может привести к повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно надругой переменной, например людях[13]. 

1.3 Методы  анализа внутренней среды организации

         Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В управленческое обследование включаются пять функций - маркетинг, финансы, (операции) производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ корпораций.

         Существует большое количество методов анализа внутренней среды организации, рассмотрим некоторые из них:

1. SWOT- анализ

Для того чтобы получить ясную оценку сил  предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.

SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

Сильные стороны (Strengths) - преимущества организации;

Слабости (Weaknesses) - недостатки организации;

Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;

Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Для проведения анализ необходимо:

  • Определить основное направление развития предприятия (его миссию)
  • Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
  • Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия)

        Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п. [14] .

       Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

       Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.

      Рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

2. SNW – анализ

SNW - анализ - это усовершенствованный SWOT-анализ. Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральная сторона), Weakness (слабая сторона).

В отличие  от анализа слабых и сильных сторон SNW - анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S.

         Для составления SNW - анализа необходимо заполнить таблицу, можно предложить такой вариант:

Таблица 1.

Таблица SNW - анализа

Наименование стратегической позиции Качественная  оценка позиции
Сильная (S) Нейтральная

(N)

Слабая

(W)

Стратегия организации      
Бизнес  – стратегии      
Оргструктура      
Финансы      
Продукт конкурентоспособность      
Структура затрат      
Дистрибуция как система реализации продукции      
Информационная  технология      
Инновации как способ к реализации на рынке  продуктов      
Дополнительные  стратегические позиции (с учетом специфики  организации)      
       
 

3. PEST – анализ

         PEST - анализ - это инструмент, предназначенный для выявления: политических (Policy),  экономических (Economy),  социальных (Society), технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST - Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов [14].

  Основные положения PEST - Анализа:

       Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны.

        Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее.

PEST - Анализ  не является общим для всех  организаций, так как для каждой  из них существует свой особый набор ключевых факторов. 

Таблица 2.

Таблица PEST – анализа

Политика Экономика
1 1
2 2
Социум Технология
1 1
2 2
   
 

4. Профиль среды

        Для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.

Информация о работе Анализ внутренней среды предприятия