Анализ внутренней и внешней среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретической базы для проведения изучения внешней и внутренней среды предприятия, определение ключевых компонентов обоих сред и предоставление методик для их изучения.
В соответствии с поставленной целью в данной курсовой работе предприняты попытки решения следующих задач:
1. Рассмотреть поэтапно понятие внешней и внутренней среды предприятия.
2. Изучить связь элементов внутренней и внешней среды предприятия.
3. Провести анализ внутренней и внешней среды на примере ОАО «КОГ».
4. Выявить основные сильные и слабые стороны ОАО «КАДВИ».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… 2
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ……………………………………. 3
АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ……………………………. ….. 10
ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ……………………………………….. 15
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОАО "КОГ"……………………………………………………….………. 16
АНАЛИЗ ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ И ТЕХНОЛОГИЙ ОАО "КОГ"………………………………………………..………...……. 18

АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОАО "КОГ"……………………… 21

РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ НА ПРИМЕРЕ ОАО "КОГ"……………… 24

СВОТ - АНАЛИЗ ОАО "КОГ"……………………………………. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….. 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………. 32

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ 2012.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….      32

ВВЕДЕНИЕ

 

      Организация - важнейшее понятие в менеджменте. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она включает в себя потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Важной задачей управленческих работников является рассмотрение элементов внутренней среды организации.

      Такие тенденции, как увеличение спроса и предложения, новые информационные технологии, усиление конкуренции необходимо учитывать российским компаниям в целях эффективного управления ими.

      В прошлом многие фирмы могли функционировать,  занимаясь лишь внутренними проблемами организации. Но с 60-70-х годов важнейшей задачей является обеспечение адаптации  компании во внешней среде , к быстроменяющимся условиям бизнеса.

      Таким образом, анализ внутренней и внешней  среды организации необходим  для определения стратегии поведения предприятия и принятия более эффективных управленческих решений.

      Актуальность  темы вполне  очевидна и имеет  большое  практическое значение на современном этапе развития  предприятий, поскольку  анализ  внешней и  внутренней среды предприятия  позволяет  решить широкий круг производственных задач:  выполнение планов,  обеспечение нормального функционирования подразделений  предприятия, выработка наиболее эффективной современной системы работы с клиентами и обслуживания клиентов, увеличение объемов производства востребованной рентабельной продукции, а также повышает уровень  мотивации  сотрудников,  определяя направления их развития и стимулируя  потребность  в обучении  и повышения  квалификации.

      Целью данной курсовой работы является изучение теоретической базы для проведения изучения внешней и внутренней среды предприятия, определение ключевых компонентов обоих сред и предоставление методик для их изучения.

      В соответствии с поставленной целью  в данной курсовой работе предприняты  попытки решения следующих задач:

1. Рассмотреть поэтапно понятие внешней и внутренней среды предприятия.

2. Изучить связь элементов внутренней и внешней среды предприятия.

3. Провести анализ внутренней и внешней среды на примере ОАО «КОГ».

4. Выявить основные сильные и слабые стороны ОАО «КАДВИ».

5. Предоставить перспективы развития по каждой сильной стороне, а по каждой слабой предоставить мероприятия по их устранению.

      Объектом  исследования данной работы является ОАО «КОГ».

      Предмет исследования – анализ внутренней и внешней среды исследуемого предприятия и выявление сильных и устранение слабых сторон ОАО «КОГ».

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

АНАЛИЗ  ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

      Как и факторы внутренней среды, факторы внешнего окружения взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других.

      Если  говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, положим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается.

      Внешняя среда не постоянна, в ней все  время происходят изменения. Многие исследователи указывали, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако при том, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Например, было обнаружено, что скорость изменения технологии и параметров конкурентной борьбы в фармацевтической, химической и электронной промышленности выше, чем в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям и кондитерской промышленности. Быстрые изменения происходят в авиационно-космической промышленности, производстве компьютеров, биотехнологии и сфере телекоммуникаций. Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом. 

      Для принятия эффективных управленческих решений, руководство фирмы должно понимать и анализировать внешнее  окружение. Для сканирования внешней  среды компании могут использовать исследования и сбор информации, изучение потребительского рынка с помощью рыночных исследований и фокус-групп. Более того, компании должны постоянно отслеживать события и тренды, происходящие во внешней среде, наряду с отслеживанием действий конкурентов. Отслеживание внешней среды включает в себя сбор информации о социальных, культурных, демографических, экономических, политических, государственных и технологических трендах. Для данной цели работники компании могут использовать как собственные наблюдения, так и другие информационные ресурсы, такие как журналы, периодические издание и газеты. Для оптимального изучения компонентов внешней среды, в современных исследованиях стратегического менеджмента выделяют общую и конкурентную среду.

      Основной  целью работы большинства организаций является получение прибыли. Прибыль это ключевой показатель организации. Принятый в 1995 г. Гражданский кодекс России (ст. 50 ч. I) зафиксировал, что основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли. Выделяют три основных типа ориентации организации на прибыль:

• ее максимизацию;

• получение «удовлетворительной» прибыли, т.е. суть состоит в том, что при планировании прибыли она считается «удовлетворительной», если будет учитываться степень риска;

• минимизацию прибыли. Этот вариант обозначает максимизацию минимума ожидаемых доходов наряду с минимизацией максимума потерь.

      Но  не у всех организаций получение  прибыли является главной целью. Это касается некоммерческих организаций, например  церквей, благотворительных  фондов. Однако, как и в предыдущих случаях, фирма может существовать только в условиях ее прибыльности.

Общая среда

 

      Факторы, составляющие внешнюю среду компании, могут влиять на то, каким образом  она будет разрабатывать и  применять стратегии. Общая среда  не поддается контролю со стороны фирмы и ее поведение и не может быть спрогнозировано с абсолютной точностью. Внешняя среда слагается из шести основных сил или компонентов.  
 
 
 

 

Факторы общей  среды 

      Демографические изменения имеют значительный эффект на то, какие продукты компания будет производить, какой сервис предоставлять, какие рынки и каких покупателей обслуживать.  

Демографическая компонента

Изменение возраста населения и колебания  рождаемости
 

      Изменение в среднем возрасте населения  означает существенное изменение структуры общества по возрасту. Падение или рост рождаемости это угроза для одних сфер деятельности и благо для других. Например, постоянный или снижающийся уровень рождаемости может привести к увеличению среднего возраста населения. Это скажется на появлении большего спроса на услуги для пожилых людей.

Изменения в этническом соотношении

 

      В данном аспекте изучается появление  новых групп потребителей. Например, для США таким изменением стало  увеличение процента потребителей из Испании и Португалии, а также афро-американцев. Это стало результатом того, что эта группа стала более образованной, располагать более высоким уровнем дохода и получила больше влияния на рабочих местах. Также здесь большую роль играют миграционные волны – повышение населения  одной стране или регионе и снижение такового в другой стране или регионе. Особенно это касается переездов из пригородных и сельских районов в города.

Социокультурная компонента

Изменение в культурных ценностях
 

      В первую очередь, изменение в культурных ценностях в какой-то степени перекликаются с изменением в этническом соотношении. Появление большего числа групп меньшинства и увеличивающиеся число женщин на рабочих местах можно отнести к смене в расстановке культурных ценностей. Также сюда можно изменение отношения к вопросу о заботе о здоровье. Например, в США на смену возросшему числу желающих заняться спортом, пришел спад интереса к занятию фитнессом  в 1990-х. Это обусловило спад продаж у производителей спортивной одежды, таких как Nike, Reebok.

Политическая и законодательная компонента

 

      Политическая  составляющая макроокружения должна изучаться  в первую очередь для того, чтобы  иметь ясное представление о  намерениях органов государственной  власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику

Изменения в политической ситуации или законодательстве также могут являться значительным фактором, влияющим на то, как компания будет работать в дальнейшем.

Государственные органы

 

      Применительно к государственным органам, компании должны отслеживать какие программы пытаются провести в жизнь различные партийные структуры, какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти, как правительство относится к различным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и новых норм, регулирующих экономические процессы. Законы, принимающиеся на государственном уровне относительно деятельности конкретной отрасли, затрагивают операционную деятельность таких отраслей в конкретной стране или регионе. Такие изменения могут как сказаться и положительно на деятельности компании, так и сделать среду более враждебной. Например, дерегуляция таких отраслей как авиа – и телефонных компаний, банковской инфраструктуры, позволило большому количеству новых компаний войти на рынок, в то время, как компании-монополии утеряли доминирование на рынке.

Законотворчество  местных органов управление
 

      При изучении правовой компоненты макроокружения стратегическое управление интересует степень правовой защищенности, динамизм правовой среды, уровень общественного контроля за деятельностью правовой системы общества. Очень важными являются выяснение степени обязательности действия правовых норм, а также того, распространяется ли их действие на все организации или же существуют исключения из правил, и, наконец, уяснение того, насколько неотвратимо применение санкций к организации в случае нарушения ею правовых норм. 

Технологическая компонента

 

      Анализ  данной компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным для них последствиям.

Технологические инновации
 

      Создание  новых продуктов, процессов, или  усовершенствование старых – все  это относится к категории  инноваций. Компания должна отслеживать  технологические инновации по двум причинам. Первая, это отслеживание технологий, напрямую соотносящихся  к ее бизнесу с целью поддерживать конкурентоспособность на рынке. В этом случае использование инноваций дает компании конкурентные преимущества. Второй случай, это отслеживание технологических трендов в отраслях, которые могут быть и не связаны напрямую с деятельностью компании. Например, мировые производители фотоаппаратов и другой фотопродукции должны быть обеспокоены техническим прорывом в области цифровых технологий. В данном случае, цифровая технология позволяет производить цифровые фотоаппараты, обладающие большими возможностями по сравнению с обычными фотокамерами.

Информация о работе Анализ внутренней и внешней среды предприятия