Шпаргалки МО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:42, шпаргалка

Краткое описание

Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов. Важнейшее средство внешней политики — дипломатия.

Внешняя политика неразрывно связана с внутренней политикой государства.

Главное внешнеполитическое ведомство государства — внутригосударственный орган внешних сношений, осуществляющий практическую деятельность по проведению внешней политики государства, — во многих странах именуется министерством иностранных дел и возглавляется министром иностранных дел.

Комплексный, полный анализ политики предполагает ее изучение как на национальном, так и на международном уровнях. Внутренняя политика изучается через анализ ее различных направлений и их реализацию внутри государства, через развитие национального политического процесса (процессов). Система международных отношений – это взаимодействие между двумя или более государствами, а внешняя политика – внешнее действие одной нации, одного государства. Внешняя политика государства формируется под воздействием как внутренних, так и внешних факторов. В целом существует тесная взаимосвязь и взаимовлияние внутриобщественных и международных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по международным отношениям.docx

— 73.83 Кб (Скачать файл)

Председатели Совета[2] сменяются ежемесячно согласно списку его государств-членов, расположенных в порядке латинского алфавита.

Постоянные члены

Постоянные члены совбеза ООН имеют «право вето». 

Великобритания  

Китай, до 25 октября 1971 года место занимала  Китайская Республика, с 1949 года контролирующая только Тайвань и некоторые прилегающие к нему острова 

Россия, до 24 декабря 1991 года[3] —   СССР  

США  

Франция

Совет Безопасности уполномочен  «расследовать любой спор или  любую ситуацию, которая может  привести к международным трениям  или вызвать спор, для определения  того, не может ли продолжение этого  спора или ситуации угрожать поддержанию  международного мира и безопасности». Решения СБ (кроме процедурных) требуют 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что каждому из пяти постоянных членов СБ принадлежит право вето в отношении решений Совета. При этом воздержание постоянного члена от голосования не считается препятствием к принятию решения.

Как правило, решения СБ оформляются в виде резолюций.

Совет безопасности часто  подвергается критике из-за права вето его постоянных членов. Любое важное решение, наносящее какой-либо ущерб стране-постоянному члену, может быть заблокировано, а другие члены помешать этому не могут.

 

8.    Роль региональных  правительственных организаций  в формировании международных  отношений (ОБСЕ, ШОС, АТЭС и  др.).

ОБСЕ (англ. OSCE, Organization for Security and Co-operation in Europe, фр. Organisation pour la sécurité et la coopération en Europe) — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» было созвано по инициативе СССР и социалистических государств Европы как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств, а также США и Канады для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Евро

Шанхайская организация  сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные  страны являлись участницами «Шанхайской  пятёрки», основанной в результате подписания в 1996—1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном  соглашений об укреплении доверия в  военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в  районе границы. После включения  Узбекистана в 2001 году, участники  переименовали организацию. Деятельность ШОС первоначально лежала в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, а также сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. егионального торгово-экономического сотрудничества, развития ШОС

В Декларации о создании ШОС страны — участницы заявили  и о необходимости развивать  и культурное сотрудничество.

 

Впервые министры культуры стран-участниц встретились в Пекине 12 апреля 2002 года. Правительства государств активно поддержали проведение Дней культуры, участие художественных коллективов  и деятелей искусств. тношение США к Шанхайской Организации Сотрудничества постепенно изменялось: от пассивного наблюдения за ее деятельностью до активной заинтересованности. В настоящее время среди западных исследователей широко распространено мнение, что ШОС имеет антиамериканскую направленность и создана в противовес блокам США и западных стран. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — форум 21 страны Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества. В 1994 году в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 году в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые страны должны осуществить либерализацию к 2010 году. Каждая страна самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий. 

9.    Влияние государств  на мировые процессы (в сфере  экономики, безопасности, права). Типология  государств.

Государства активно влияют на мировые процессы. В сфере экономики: создание ВТО, кризис в США во многом увлёк за собой и другие страны, игры курсами валют, например, сознательное занижение цены юаня. В сфере безопасности: создание ООН, НАТО и т.п. организаций, которые оберегают страны от войн и террора, а так же индивидуальная агрессивная или сдерживающая политики. В сфере права: суд в Гааге, влияние на правовую систему в  международных организациях.

 

При формационном подходе  основным критерием классификации  выступают социально-экономические формации, основой которых является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Исторический  тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств:

Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.

Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне;

Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат;

Социалистическое государство — сущность этого государства заключается в организации политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. В таком государстве, рабочий класс должен был построить важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма.

Недостатки Формационного  подхода

Не универсальная схема, не все государства попадают под  эту схему, наша история многовариантна и далеко не всегда вписывается в  начерченные для нее схемы;

Весьма схематичная и  одномерная;

Недооцениваются духовные факторы (национальность, религия, культура и т. д.)..

При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Тойнби выделил до 100 самостоятельных  цивилизаций, но затем сократил их число  до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько  этапов:

Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);

Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

У. Ростоу классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою очередь, от научно-технических достижений:

Традиционное (аграрное);

Индустриальное;

Постиндустриальное (информационное).

По отношению к религиозным  организациям

В светском государстве религиозные организации не входят в систему государственной власти. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности:

1) государство не вмешивается  в определение гражданином своего  отношения к религии и религиозной  принадлежности, в воспитание детей  родителями или лицами, их заменяющими,  в соответствии со своими убеждениями  и с учетом права ребенка  на свободу совести и свободу  вероисповедания;

2) государство не вмешивается  в деятельность религиозных объединений,  если не нарушается действующее законодательство;

3) государство оказывает  содействие и поддержку(материальную, финансовую, какую-либо иную помощь) благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий;

4) государство регулирует  предоставление религиозным организациям  налоговых и иных льгот, оказывает  финансовую, материальную и иную  помощь религиозным организациям  в реставрации, содержании и  охране зданий и объектов, являющихся  памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания  общеобразовательных дисциплин  в образовательных учреждениях,  созданных религиозными организациями;

5) не возлагает на религиозные  объединения выполнение функций  органов государственной власти, других государственных органов,  государственных учреждений и  органов местного самоуправления;

6) светскость государства  не влечет за собой ограничений  прав членов религиозных объединений  участвовать наравне с другими  гражданами в управлении делами  государства, выборах в органы  государственной власти и в  органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других  общественных объединений.

В зависимости от уровня экономического развития

развивающиеся или страны третьего мира (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых то есть развита сырьевая промышленность и т. д.);

индустриальные (основу экономики  этих государств составляет промышленность);

постиндустриальные (это  современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая  революция; основные богатства этих государств создаются в сфере  услуг, в индустриальной сфере).

В зависимости от политического  режима

демократические государства;

авторитарные  государства;

тоталитарные  государства.

Следует добавить, что это  не единственная общепризнанная классификация, некоторые авторы «Авторитаризм» выделяют как один из видов «Тоталитаризма»  чаще именуемый «Автократия». Поэтому  выделяется только 2 типа государств: демократические и антидемократические.

В зависимости от формы  правления государства

Монархия, то есть власть одного лица;

Республика:

Олигархия, то есть власть немногих лиц;

Полиархия, то есть власть большинства; другое название — либеральная демократия.

Джамахирия.

В зависимости от господствующей идеологии государства

идеологизированные;

деидеологизированные

 

 

10.    Закономерности  развития международных отношений.  Интеграция и дезинтеграция в  современном мире. Глобализм   и альтерглобализм.

Понятие 

 

 

происходит продвижение  к многополярности, что означает снижение удельного веса США в мировой экономике и мировой политике, постепенное растворение однополюсного мира в иной структуре международных отношений. Зависимость мира от США съеживается. Хотя мы продолжаем, зависит от США, но также Америка зависит от нас вследствие глобализации. Можно утверждать, что на протяжении столетия трансформация глобальной структуры международных отношений совершила полный цикл. От многополярности, которая сложилась до конца XIX столетия, она прошла через двухполярность, которая сулила закончиться однополярностью и в начале XXI столетия вернулась к многополярности.

 

2.2 Глобализация международных  отношений

 

 

v Глобализация - это более тесное и широкое взаимодействие государств и международных организаций в оценке состояния и поисках решений обостряющихся проблем, затрагивающих интересы не только отдельных государств, но и всего человечества, составляющих сущность всеобъемлющей безопасности и самым непосредственным образом влияющих на жизнеспособность биосферы [21, С. 76].

 

v Глобализация - совокупность современных явлений, процессов и структур, которую можно выразить в взаимозависимости, взаимопроникновении и взаимообусловленности самых различных компонентов современного мира и мирового сообщества [4, С.501].

 

глобализация заключа-ется в интернационализации экономики, развитии единой сис-темы мировой связи, изменении и ослаблении функций нацио-нального государств, активизации деятельности транснациональ-ных негосударственных образований. На этой основе формируется все более взаимозависимый и целостный мир; взаимодействия в нем приняли системный характер, когда мало-мальски серьезные сдвиги в одной части мира неизбежно дают отзвук в других его ча-стях, независимо от воли, намерений участников таких процессов. В международной области эта тенденция стремительно реа-лизуется в форме взрывоопасного роста международного сотруд-ничества, влияния международных институтов -- политических, экономических, гуманитарных, -- а также создания по своей сути наднациональных органов. Признание факта взаимозависимости участников международных отношений было во многом обусловлено обострением глобальных проблем.

Информация о работе Шпаргалки МО