Шпаргалки МО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:42, шпаргалка

Краткое описание

Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов. Важнейшее средство внешней политики — дипломатия.

Внешняя политика неразрывно связана с внутренней политикой государства.

Главное внешнеполитическое ведомство государства — внутригосударственный орган внешних сношений, осуществляющий практическую деятельность по проведению внешней политики государства, — во многих странах именуется министерством иностранных дел и возглавляется министром иностранных дел.

Комплексный, полный анализ политики предполагает ее изучение как на национальном, так и на международном уровнях. Внутренняя политика изучается через анализ ее различных направлений и их реализацию внутри государства, через развитие национального политического процесса (процессов). Система международных отношений – это взаимодействие между двумя или более государствами, а внешняя политика – внешнее действие одной нации, одного государства. Внешняя политика государства формируется под воздействием как внутренних, так и внешних факторов. В целом существует тесная взаимосвязь и взаимовлияние внутриобщественных и международных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по международным отношениям.docx

— 73.83 Кб (Скачать файл)

Международные отношения  носят анархический характер. Каждый руководствуется только своими интересами, поэтому основной стимул государств на международной арене — национальные интересы. Так как в международных  отношениях отсутствует верховная  власть, то в них господствует принцип  «помоги себе сам».

В международных отношениях в условиях существования интересов  у каждого из государств невозможно избежать конфликтных ситуаций. Поэтому  в основе международных процессов  лежит межгосударственный конфликт или его крайняя форма —  война. Хотя представители политического  реализма не исключают существования  других видов международных процессов, все они носят, по их мнению, подчинённый  характер по отношению к войне, а  мир — это идеальная ситуация, имеющая временный характер. Международное  же сотрудничество проявляются, прежде всего, в форме военных и военно-политических союзов. Самым эффективным средством  обеспечения мира, согласно политическому  реализму, является баланс сил, который  возникает как из столкновения национальных интересов, так и из уважения прав друг друга, общности культур[7].

Так как в международных  отношениях национальные интересы государств постоянно сталкиваются, то основной целью государств является обеспечение  собственной безопасности. Главный  ресурс её обеспечения — власть в самом широком смысле, главным  признаком которой является способность  контролировать поведение других участников международных отношений. Другие мотивы поведения государства на международной  арене — повышение престижа государства  и удовлетворение экономических  интересов слоёв, имеющих политический вес в государстве[8].

Главным средством обеспечения  безопасности государства является сила или угроза применения силы, которые  являются основным материальным фактором, обеспечивающим политическую мощь государства. Анархический характер международных  отношений невозможно преодолеть с  помощью совершенствования норм международного права, которые наоборот должны поддерживать превосходство  силы и иерархии.

Природу международных отношений  нельзя изменить, можно лишь изменить конфигурацию политических сил[9].

  1. История становления международных отношений. Вестфальская система. Венская система. Версальско-Вашингтонская и Ялтинско-Потсдамская системы. Биполярный мир. Роль ООН в системе формирования международных отношений прошлого, настоящего и будущего.

 

Вестфальская система  международных отношений — создана  после окончания Тридцатилетней войны в 1648 году.

Этой системе присуща  идея баланса сил. Признание в  качестве одного из ключевых «принципа  национального государственного суверенитета», когда каждое государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Характерна деидеологизация, то есть устранение конфессионального фактора как  одного из основных факторов политики. Межгосударственные союзы в новых  условиях становились более гибкими  и ситуативными. Смена партнёра по коалиции стала не таким уж редким явлением. Суть её сводилась к тому, чтобы политическим или дипломатическим  маневром не позволить какому-либо одному европейскому государству или  коалиции государств аккумулировать силы, значительно превосходящие мощь их вероятных соперников. Версальско-Вашингтонская  система международных отношений  — мировой порядок, основы которого были заложены по завершении Первой мировой войны 1914—1918 Версальским мирным договором 1919, договорами с союзниками Германии, а также соглашениями, заключёнными на Вашингтонской конференции 1921—1922.

Европейская (Версальская) часть  этой системы в значительной степени  была сформирована под влиянием политических и военно-стратегических соображений  стран-победительниц в Первой мировой войне (главным образом, Великобритании, Франции, США и Японии) при игнорировании интересов побеждённых и вновь образованных стран (Австрия, Венгрия, Югославия, Чехословакия, Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония), что делало эту структуру уязвимой из-за требований её преобразования и не способствовало долговременной стабильности в мировых делах.

Отказ США от участия в  функционировании Версальской системы, изоляция Советской России и антигерманская направленность превращали её в несбалансированную и неуниверсальную, тем самым увеличивая потенциал будущего мирового конфликта.

Вашингтонская система, отличалась несколько большим равновесием, но тоже была неуниверсальной. Её нестабильность обусловливали неопределённость политического развития Китая, милитаристский внешнеполитический курс Японии, изоляционизм США и пр.

Версальская система —  это система послевоенного устройства мира. Ее характерной чертой была антисоветская  направленность. Самую большую выгоду от Версальской системы получили Великобритания, Франция и США. В  это время в России шла гражданская  война, победа в которой осталась за большевиками. Россия начала устанавливать  дипломатические отношения с  Афганистаном, Прибалтикой, Финляндией. Пыталась также установить дипломатические  отношения с Польшей, но Пилсудский вместо этого подписал соглашение с  одним из руководителей Центральной  Рады и польские войска вступили на территорию Украины. Россия попыталась вновь присоединить Украину и Польшу, но поляки нанесли ей тяжёлое поражение, в результате которого большевистское руководство вынуждено было пойти на мир с Польшей. Польша также сохранила за собой Западную Украину и Западную Белоруссию.

В 1919—1922 — сложилась Версальско-Вашингтонская  система международных договоров, призванная формально закрепить  итоги Первой мировой войны.

Особенности Дискриминация положения побеждённых государств и Советской России. Так, Германия потеряла права на свои колонии, сильно ограничивалась во владении вооружёнными силами и подавлялась экономически через механизм репараций. Подобные условия были предусмотрены и для Турции и Болгарии, а Австро-Венгрия в целом прекратила существование. К тому же все побеждённые государства понесли значительные территориальные потери. Побеждённые государства на определённое время были «исключены» из ряда системообразующих элементов и преобразованы исключительно в объекты влияния Версальской подсистемы. Советская Россия, формально не будучи побеждённой, оказалась на начальном этапе также исключённой. Формальным признанием этого факта со стороны России считается Рапалльский договор 1922 года. После заключения договора начинается широкая кооперация между Германией и Советской Россией, которая по своей сути была «блоком оскорбленных», то есть держав, которые больше всего хотели пересмотра статус-кво системы.

Закрепление лидерства США, Великобритании и Франции, в новой  системе. Значительное территориальное, политическое и экономическое (в  разной степени для этих стран) развитие стран-победительниц дало им фактически право коллегиального изменения  характеристик международной системы  и формирования ее принципов. Другие победители (наподобие Италии) остались на втором плане.

Политическая изоляция США  от европейских дел. США после  провала «14 пунктов» В.Вильсона взяли  курс на изоляцию от международной  политики в Европе, в то же время  в качестве приоритетного средства внешней политики в этом регионе  избрали экономический фактор. План Дауэса (1920 г.), а также в известной мере план Юнга (1929 г.), продемонстрировали степень экономической зависимости стран Европы от США, которые стали на 1918 год подавляющим кредитором, будучи до начала войны должником европейских стран.

Специфический тип контроля, характерный для данной системы, который можно охарактеризовать как эгалитарно-иерархичный. Тогда  как в рамках системы существовала определенная иерархия средств и  субъектов системного контроля, на практике основные элементы контроля были оформлены в эгалитарный  способ (коллективная безопасность, Лига Наций, международно-правовые соглашения универсального характера, и т. п.)…

Ялтинско-Потсдамская система международных отношений[1] — принятое в геополитике обозначение системы международных отношений, закрепленной договорами и соглашениями Ялтинской и Потсдамской конференции[2]

проявилось усиление позиции  двух держав — СССР и США, к которым  все больше переходит решающая роль в определении параметров послевоенного  мира. То есть, еще в ходе войны  зарождаются предпосылки формирования основ будущего биполярного мира. В полной мере эта тенденция проявилась уже на Ялтинской и Потсдамской конференциях, когда главную роль в решении ключевых проблем связанных с формированием новой модели МО играли две, теперь уже сверхдержавы СССР и США.

Биполярный расклад сил  быстро привел к началу противостояния между капиталистическим и социалистическим лагерями, именуемому в истории холодной войной.

Для Потсдамской эпохи  характерна чрезвычайная идеологизированность международных отношений а также постоянная угроза начала прямого военного противостояния между СССР и США.

Конец Потсдамской эпохи  ознаменовался развалом мирового социалистического  лагеря, последовавшим за провальной попыткой реформировать экономику  Советского Союза, и был закреплен  Беловежскими соглашениями 1991 года.

конфронтационный характер — системное, комплексное противостояние в экономической, политической, военной  идеологической и других сферах, противостояние, которое время от времени приобретало  характер острого конфликтного, кризисного взаимодействия. Такой вид противостояния в формате взаимных угроз использования  силы, балансирования на грани реальной войны, получил название «холодной  войны».

Послевоенная биполярность складывалась в эпоху ядерного оружия, что привело к революции, как  в военных, так и в политических стратегиях.

Распределение мира на сферу  влияния двух сверхгосударств как в Европе, так и на периферии, возникновения «разделенных» стран (Германия, Корея, Вьетнам, Китай) и становления военно-политических блоков, под руководством СССР и США привело к глобализации и углубленной геополитической структуризации системного противостояния и конфронтации.

Ялтинско-потсдамский порядок не имел крепкой договорно-правовой базы. Договоренности, были или устными, официально не зафиксированными, или были закреплены преимущественно в декларативной форме, или же их полноценная реализация была заблокирована в результате остроты противоречий и конфронтацией между основными субъектами послевоенных международных отношений.

ООН, один из центральных  элементов Ялтинско-Потсдамской системы, становилась главным механизмом координации усилий с целью исключения из международной жизни войн и конфликтов путем гармонизации отношений между государствами и создания глобальной системы коллективной безопасности. Основные принципы Вестфальской системы международных отношений: приоритет национального интереса принцип баланса сил приоритет государств — наций принцип государственного суверенитета: право требовать невмешательства в свои дела равенство прав государств обязательство выполнять подписанные договоры

Принципы Вестфальской системы  являются идеалом, эталоном отношений  между государствами[

 Организация Объединенных Наций преследует четыре цели: поддержание мира и безопасности на планете; развитие дружественных отношений между странами; сотрудничество в решении международных проблем и в обеспечении уважения прав человека; и согласование действий разных стран. В достижении этих целей сотрудничают более 30 родственных организаций, которые вместе образуют систему ООН.

Она предоставляет возможности  для урегулирования международных  конфликтов и выработки стратегий  по вопросам, которые касаются каждого  из нас.

В этом процессе все государства  — члены имеют право голоса. Организация Объединенных Наций  дает странам возможность в условиях всеобщей взаимозависимости соблюдать  национальные интересы при решении  международных проблем.

6.    Устав ООН.  Принципы международного права. 

Принципы международного права — это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни,так же являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.

Основными источниками принципов  международного права являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

Устав ООН -  международный договор, учреждающий международную организацию ООН; подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по созданию Международной Организации пятьюдесятью государствами. Все страны, подписавшие Устав, обязаны соблюдать его статьи; кроме того, их обязательства по Уставу ООН превалируют над всеми другими обязательствами, вытекающими из других международных договоров. Устав был ратифицирован большинством стран мира; единственное исключение среди общепризнанных стран составляет Святой престол, который предпочёл сохранить за собой статус постоянного наблюдателя, в связи с чем не является стороной, которая подписала документ в полном объеме.

В доктрине международного права выделяют десять универсальных  принципов:

Принцип неприменения силы и угрозы силой;

Принцип разрешения международных  споров мирными средствами;

Принцип невмешательства  в дела, входящие во внутреннюю компетенцию  государств;

Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;

Принцип равноправия и  самоопределения народов;

Принцип суверенного равенства  государств;

Принцип добросовестного  выполнения обязательств по международному праву;

Принцип нерушимости государственных  границ;

Принцип территориальной  целостности государств;

Принцип уважения прав человека и основных свобод.

Принцип неприменения силы и угрозы силой

 

 

7.    Совет Безопасности  ООН: структура, полномочия, степень  влияния на международные отношения.

Совет Безопасности ООН  — постоянно действующий орган Организации Объединённых Наций, на который, в соответствии со статьей 24 Устава ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Относится к числу шести «главных органов» ООН.

В состав Совета входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Соответствующие поправки в Устав ООН были внесены 17 декабря 1963 года резолюцией ГА ООН 1995 (XVIII) (до этого в Совет входило лишь 6 непостоянных членов). Согласно указанной резолюции, 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:

пять — от государств Африки и Азии;

один — от государств Восточной Европы;

два — от государств Латинской Америки;

два — от государств Западной Европы и других государств[1] .

Информация о работе Шпаргалки МО