Шпаргалки МО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:42, шпаргалка

Краткое описание

Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов. Важнейшее средство внешней политики — дипломатия.

Внешняя политика неразрывно связана с внутренней политикой государства.

Главное внешнеполитическое ведомство государства — внутригосударственный орган внешних сношений, осуществляющий практическую деятельность по проведению внешней политики государства, — во многих странах именуется министерством иностранных дел и возглавляется министром иностранных дел.

Комплексный, полный анализ политики предполагает ее изучение как на национальном, так и на международном уровнях. Внутренняя политика изучается через анализ ее различных направлений и их реализацию внутри государства, через развитие национального политического процесса (процессов). Система международных отношений – это взаимодействие между двумя или более государствами, а внешняя политика – внешнее действие одной нации, одного государства. Внешняя политика государства формируется под воздействием как внутренних, так и внешних факторов. В целом существует тесная взаимосвязь и взаимовлияние внутриобщественных и международных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по международным отношениям.docx

— 73.83 Кб (Скачать файл)

 

В начале XXI века система  глобальных проблем включает следующие  важнейшие проблемы: сохранение мира, укрепление всеобъемлющей безопасности, ограничение вооружений и разоружение; охрана окружающей среды и переход  к устойчивому развитию; разработка и реализация рациональной демографической  политики; рациональное использование  минерально-сырьевых ресурсов; создание сбалансированной инфраструктуры энергетики; исследование и использование Мирового океана и космического пространства в интересах мирового сообщества; борьба с голодом и болезнями, предотвращение распространения наркотиков; преодоление отсталости; борьба с международным терроризмом [21, С. 77].

 

Таким образом, глобализация - не благотворительность, а естественно- исторический процесс. Она, понимается как интернационализация жизни на нашей планете, движется вперед, преодолевая одни противоречия и порождая новые, ломая сопротивление одних социальных групп и выводя им на смену другие.

Важнейшей чертой современности  является рост взаимозависимости экономик различных стран, развитие интеграционных процессов на макро- и микроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему миру.

Международная экономическая интеграция (МЭИ)— это объективный, осознанный и направляемый процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих потенциалом саморегулирования и саморазвития. В его основе лежит экономический интерес самостоятельно хозяйствующих субъектов и МРТ.

Исходным пунктом интеграции являются прямые международные экономические (производственные, научно-технические, технологические) связи на уровне первичных субъектов экономической жизни, которые, развиваясь и вглубь и вширь, обеспечивают постепенное сращивание национальных хозяйств на базисном уровне. За этим неизбежно следует взаимоприспособление государственных экономических, правовых, фискальных, социальных и прочих систем, вплоть до определенного сращивания управленческих структур.

Ø             Основные цели

Интегрирующиеся страны рассчитывают повысить эффективность функционирования национальных экономик за счет ряда факторов, возникающих в ходе развития регионального международного обобществления производства, а также

·        Использовать преимущества «экономики масштаба»

·        Сократить трансакционных издержки

·        Создать благоприятную внешнеполитическую среду, стабильную обстановку

·        Решить задачи торговой политики

·        Содействовать структурной перестройке экономике, ускорить темпы ее роста 

 

Ø             Предпосылки

·        сходство уровней экономического развития интегрирующихся стран

·        территориальная близость государств

·        общность экономических и других проблем

·        демонстрационный эффект

·        эффект домино (страны, которые оказались за пределами блока хуже развиваются, они начинают стремиться в блок) 

 

Ø             Типы и виды интеграции  

 

В современном мире происходит как бы «двойная» интеграция (Хасбулатов Р.И.):

·        всемирная экономическая интеграция, порожденная процессами транснационализации и глобализации (ком. – наверное, глобальная);

·        традиционная региональная интеграция, развивающаяся в определенных институциональных формах еще с 50-х годов (ком. – наверное, региональная).

Развиваясь на двух уровнях  — глобальном и региональном, — интеграционный процесс характеризуется, с одной стороны, нарастанием интернационализации хозяйственной жизни, а с другой — экономическим сближением стран на региональной основе. Региональная интеграция, вырастающая на базе интернационализации производства и капитала, выражает параллельную тенденцию, развивающуюся рядом с более глобальной. Она представляет собой если не отрицание глобального характера мирового рынка, то в определенной мере попытку замкнуть его в рамках группы развитых государств-лидеров (ком. – противоречие глобализации и тенденции к регионализму; кстати глобализация, скорей всего, и выражает дезинтеграцию через создание международных организаций, где участвует множество различных стран, например, ВТО).

 

Антиглобали́зм — политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО). Антиглобализм часто путают с альтерглобализмом, то есть альтернативой неолиберальной глобализации[1]. Несмотря на коренные различия в стратегических целях (антиглобалисты стоят на изоляционистских и консервативных позициях, альтерглобалисты — на классической левой платформе, подразумевающей стирание национальных границ), в ежедневной политической практике антиглобалисты и альтерглобалисты обычно действуют вместе.

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.

Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов[1].

 

11.    Европейский  Союз: политические, экономические  и военные проблемы интеграции.

Мощное европейское влияние  всегда порождает политические коллизии в регионах. Местные элиты теряют власть, местные культуры теряют некотрые элементы самобытности. На этот случаай в ЕС существует механизм длительного политического урегулирования и разного рода консультаций. Выгоды от усиления в регионах непризнанных гсоударств европейского влияния — очевидны. Иного варианта у эитих регионов нет. Однако существует иная проблема. Сама европейская бюрократия и сам ЕС обычно не очень стремится заниматься урегулированием кризисных зон. В европейском обществе и в бюрократических структурах есть хорошее понимание того, что именно им придется тратиться на это урегулирование.  скорее как пространство, к которому тянутся и которое тянут к себе те, кто хотят безопасности. Стабильности, экономического процветания. Европу надо втягивать в свои дела и проблемы и только тогда можно рассчитывать на получение тех бонусов, о которых идет речь.

заявки с просьбой о  вхождении в ЕС поступают от стран  с относительно низким уровнем развития экономики, слабой технической инфраструктурой, низким по сравнению со среднеевропейским  уровнем ВВП. Эти страны по большому счету не отвечают установленным  в ЕС критериям принятия новых  членов (так называемые критерии вхождения). Таким образом, достижение экономического единения и равномерного развития всех стран - членов ЕС становится все более  проблематичным, а цена расширения может негативным образом сказаться, например, на формировании общего бюджета  ЕС, что в результате будет оказывать  сдерживающий эффект на темпы развития ЕС в целом. В этом случае может  начать играть более значимую роль принцип "усиленного сотрудничества" (или "расширенного сотрудничества", как это трактует, например, Ниццский договор) стран - членов ЕС с более высоким экономическим потенциалом. Тогда в полной мере проявит себя формула "разноскоростной интеграции", идеологами которой уже в 70-х годах прошлого столетия были Вилли Брандт и Лео Тинденманс. В этом случае следует принять во внимание существенную проблему: при большом количестве стран, входящих в ЕС, со все более и более разнящимся уровнем экономического развития предложенная формула фактически означает дифференциацию темпа интеграции (либо дифференциацию степени интеграции в данных областях) в группах стран - членов ЕС: одни государства быстрее реализуют цели объединения, другие - медленнее. Одни государства находятся как бы в привилегированном положении - быстрее достигают цели и быстрее получают от этого экономические выгоды. Другие же - в более худшем положении. Это не только проблема так называемого членства "второго сорта", или неравноправного партнерства, второразрядного и урезанного, особенно когда речь идет о процессе принятия решения в выработке согласованной интеграционной политики или их положения в институциональных органах Европейских сообществ (в Европейском Союзе). В конечном счете практическая реализация такого сценария евро-интеграции в большом масштабе влечет за собой фундаментальную угрозу: региональная экономическая интеграция становится половинчатой, и ее суть оказывается подорванной. Это возможно в том смысле, что отдельные страны - члены ЕС с разной скоростью и в разных сферах будут участвовать в реализации отдельных фаз экономической интеграции, которые описываются моделью Бела Баласа (Bela Balassa). В результате в долгосрочной перспективе достижение регионального экономического объединения становится призрачным.

Высокая доля безработных  в экономически активном населении - проблема всех стран ЕС, имеющая  долговременный характер. Причины повышенного  уровня безработных кроются в  демографической ситуации (рост численности  рабочих-иммигрантов, высокая активность женщин, ускоренные темпы роста активного  населения в районах, где проблема безработицы наиболее остра), а также  зависят от конъюнктуры. 

12.    Международные  экономические отношения и роль  ТНК в их формировании.

Международные экономические  отношения (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства. Включают валютно-финансовые, торговые, производственные, трудовые и другие отношения. Лидирующей формой международных экономических отношений является валютно-финансовые отношения[1]. В современном мире особенно актуальным является глобализация и регионализация международных экономических отношений. Доминирующая роль в установлении мирового экономического порядка принадлежит транснациональному капиталу и международным институтам, среди которых важная роль принадлежит Всемирному Банку и Международному валютному фонду (МВФ). В результате международного разделения труда сформировались мировые полюса экономического и технологического развития (Североамериканский, Западноевропейский и Азиатско-Тихоокеанский). Среди актуальных проблем международных экономических отношений выделяются проблемы создания свободных экономических зон, международных транспортных коридоров и интернет-экономики[2].

Выделяют следующие формы  МЭО:

  • международная специализация производства и научно-технических работ;
  • обмен научно-техническими результатами;
  • международная кооперация производства;
  • международная торговля;
  • информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами;
  • движение капитала и рабочей силы;
  • деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.

Поскольку МЭО основываются на международном разделении труда, значение и соотношение основных форм и направлений МЭО определяется углублением МРТ и переходом  к его высшим типам. В этой связи  необходимо отметить следующее: Общий  тип МРТ предопределяет межотраслевой  международный обмен, в частности  товарами добывающих и обрабатывающих отраслей отдельных стран.

На рубеже XX – XXI вв. наблюдается  необычайный рост внешнеэкономической  деятельности, в которой ТНК являются торговцами, инвесторами, распространителями современных технологий, стимулируют  международную трудовую миграцию. ТНК  играют ведущую роль в интернационализации  производства, в процессе расширения и углубления производственных связей между предприятиями разных стран. Основной формой экспансии ТНК является вывоз капитала. Международная миграция долгосрочного капитала ускорила процесс  взаимопроникновения и переплетения финансового капитала, усилила мощь ТНК. Все возрастающая роль зарубежных инвестиций как важнейшего и необходимого средства обеспечения процесса воспроизводства  является следствием ускорения объективного процесса обобществления производительных сил в международном масштабе. Благодаря системе международного производства, основанной на вывозе капитала, ТНК обеспечивают себе значительные доходы даже в условиях обострения кризисных явлений в мировой  экономике. В первой половине 80-х  годов темпы роста прямых зарубежных инвестиций ведущих капиталоэкспортирующих стран продолжали значительно превышать темпы их экономического роста, а также темпы мировой торговли.

Как уже было сказано выше, государство  играет важную роль в становлении  национальных международных корпораций, на встречах и консультациях между  руководителями развитых государств вопросы  поддержки и стимулирования ТНК  занимают видное место. Такая практика получила широкое распространение прежде всего в отношениях между странами «большой семерки» (США, Япония, Англия, Франция, ФРГ, Италия и Канада), главы государств и правительств которых, начиная с 1975 г., регулярно проводят встречи в верхах.

 

13.    Последствия  вступления России в ВТО.

антидемпинговые процессы против наших предприятий  – экспортеров. И на этом мы сэкономим, в случае вступления, реальные, сиюминутные  и довольно большие деньги. См. выше – (от $ 2 млрд. в год – до $ 18 млрд. за несколько лет)

1. Первый  аспект: стабильность правовой базы.

 В соответствии с условиями членства в ВТО, Россия не может произвольно менять свое законодательство, касающиеся, прежде всего, таможенного регулирования, стандартов  качества,  вопросов инвестиций, и собственности на территории России.

При благополучном исходе этого  процесса мы получим в результате стабильное государственное устройство с надежной государственно-правовой системой, основанной на нормальном общемировом  законодательстве. А это в конечном итоге многократно поднимет инвестиционную привлекательность России. Ведь большинство  инвесторов отпугивает в России именно нестабильность государственно-правовых механизмов и их частые изменения  иногда даже на 180 градусов.

Информация о работе Шпаргалки МО