Шпаргалка по дисциплине "Международные отношения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 16:27, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Международные отношения".

Вложенные файлы: 1 файл

ГОСЫ ОТВЕТЫ1.doc

— 741.50 Кб (Скачать файл)

Административные (нетарифные) методы включают мероприятия, ограничивающие использование ин. товаров на внутреннем рынке страны.

По классификации ВТО нетарифные ограничения подразделяются на 5 основных групп:

количественные ограничения импорта и экспорта (квотирование и лицензирование);

таможенные и административные импортно-экспортные формальности (антидемпинговые пошлины);

стандарты и требования к качеству товаров (санитарные и фитосанитарные нормы, промышленные стандарты);

ограничения, заложенные в механизме платежей: скользящие сборы, импортные депозиты, льготы для отдельных отраслей и предприятий;

участие гос-ва во внешнеторговых операциях: субсидирование производства и экспорта товаров, система гос. закупок.

Квотирование –ограничение гос. властью ввоза (вывоза) товаров в определенном кол-ве или сумме за установленный период. Лицензирование – разрешения, выдаваемые гос. органами на экспорт или импорт товара в установленных кол-вах за определенный промежуток времени. Разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, на осуществление 1 внешнеторговой сделки. Генеральная – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений кол-ва сделок.

В группе нетарифных ограничений наибольшее распространение имеют антидемпинговые пошлины, которые применяются в случаях ввоза на тамож. территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость. В основе следующей группы лежат технические барьеры, устанавливающие необходимость проверки соответствия импортируемой продукции требованиям международных и нац. стандартов и технических норм. Устанавливаются в законодательном порядке, либо ассоциациями производителей.

 

52. Государственное регулирование ВЭД в РБ.

Высшими органами управления внешнеэкономической и внешнеторговой деятельностью в РБ явл. Президент, Нац. собрание (Парламент) и СовМин.

Президент подписывает Законы, издает Указы и Распоряжения, имеющие силу на всей территории республики, и гарантирует реализацию основных направлений внешней политики, представляет Беларусь в отношениях с др. гос-ми и международ. организациями.

Парламент как высший законодательный орган издает законы, регламентирующие ВЭД, разрабатывает основы внешнеэкономической политики гос-ва, ратифицирует торговые договоры с зарубежными странами. По решению Парламента могут применяться ответные меры в отношении стран, создающих дискриминационные условия для ВЭД страны.

Совет Министров – высший исполнительный и распорядительный орган власти. Издает постановления и распоряжения во исполнение законов по ВЭД, осуществляет общее руководство в области отношений республики с ин. гос-вами и международ. организациями. СовМин может ввести ограничения, установить определенные требования в целях обеспечения эк. интересов, для выполнения международных обязательств республики.

Координирующую и регулирующую функцию гос. регулирования и контроля ВЭД выполняют Министерства, Гос. комитеты, Исполнительные комитеты, Нац. банк. Основными министерствами, регулирующими внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность в республике, являются МИД и Министерство торговли.

Важное место в системе управления ВЭД занимают Мин. экономики и Мин. финансов. Они осуществляют регулирование экспортно-импортных операций, участвуют в выработке решений по вопросам формирования и использования Гос. валютного фонда, проводят экспертизу инвестиционных проектов.

Нац. банк определяет сферы и порядок обращения ин. валюты на территории республики, разрабатывает мероприятия по регулированию курса бел. рубля, осуществляет контроль за проведением валютных операций, выдает разрешение на открытие ин. банков. Гос.таможенный комитет осуществляет руководство таможенным делом.

В структуру аппарата регулирования и контроля ВЭД входят также Республиканские внешнеторговые объединения и организации, внешнеторговые фирмы предприятий, общественные организации такие, как Белорусская торгово-промышленная палата и различные Ассоциации делового сотрудничества с зарубежными странами.

Основным документом, регламентирующим проведение внешнеторговых операций, явл. Закон РБ от 1998г. "О гос. регулировании внешнеторговой деятельности".

 

53. Скрытые методы нетарифного регулирования.

Методы скрытого протекционизма - это разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной гос. и местной власти. Многие методы скрытого протекционизма являются нарушением согласованных принципов МТ.

Виды скрытого протекционизма:

Технические барьеры – скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что нац. технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные – требования о соблюдении нац. стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и др.

Внутренние налоги и сборы – скрытые методы, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами гос. власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (НДС, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы за тамож. оформление, регистрацию и выполнение др. формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют дискриминационную роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары, при том, что товары местных производителей налогообложению не подлежат.

Политика в рамках гос. закупок – скрытый метод, требующий от гос. органов и предприятий покупать определенные товары только у нац. фирм, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

Требование о содержании местных компонентов – скрытый метод, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена нац. производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание нац. базы, с тем, чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта.

 

54. Гос. регулирование ВЭД в зарубежных странах.

 

 

55. Направления развития экспортного потенциала РБ.

Структура белорусской экономики является экспортоориентированной. Доля экспорта в ВВП составляет более 50 %.

Экспортная продукция Беларуси разнообразна и насчитывает свыше 1000 наименований. Среди крупнейших экспортируемых товаров – нефтепродукты, калийные и азотные удобрения, металлопрокат, тракторы, грузовые автомобили, автобусы, холодильники и морозильники, хим. волокна и нити, капролактам, шины, древесина и изделия из нее, мебель, одежда, обувь, молочная и мясная продукция, сахар.

Значительный экспортный потенциал белорусской экономики сосредоточен в нефтехимической и химической отрасли. В 2009 году экспортировано нефтепродуктов на 7 млрд. долларов. Несмотря на небольшие объёмы добычи нефти внутри страны (1 млн. баррелей в год), предприятия республики ежегодно производят около 22 млн. тонн нефтепродуктов высокого качества, знач. часть которых поставляют на зарубежные рынки.

В стране выпускается широкая гамма сложнотехнической продукции, имеющей устойчивый спрос на внешних рынках: тракторы, с/х техника, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи, дорожно-строительная техника, технологич. и электротехническое оборудование, холодильники, телевизоры, газовые плиты, стиральные машины, продукция микроэлектроники и оптические приборы.

В ближайшей перспективе стоит задача инновационного развития экономики за счет увеличения потенциала наукоёмкого и высокотехнологичного производства.

 

56. Оценка инвестиц  климата нац-ной эк-ки

Инвестицион климат – это обобщенная характ-ка совокупности  соц-ных, экон-ких, организац-ных, правовых, политич-х предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему.

Инвестиционная политика в предстоящем пятилетии будет нацелена на модернизацию существующих и создание более одного миллиона новых рабочих мест.

Основн задачами инвестиц деят-ности являются:

- совершен-ние инвестиц климата и благоприят имиджа страны;

- повыш эффективности инвестиц проектов и сокращение сроков их реализации;

- создание «зеленого» коридора для привлечения инвестиций в высокотехнологичные производства и секторы экономики.

Главными направлениями их реализации станут:

- вложение инвестиций в создание новых предприятий, наукоемких и экспортно ориентированных производств;

- модернизация действующих предприятий на основе новейших технологий;

- создание условий и механизмов привлечения средств населения для инвестирования в основной капитал;

- поддержание благоприятного инвестиционного климата в целях максимального привлечения инвестиций, особенно прямых иностранных, обеспечение защиты интересов отечественных и иностранных инвесторов и создание для них равных условий;

- развитие перспективных форм привлечения инвестиций (проектное и венчурное финансирование, концессии, лизинг) с учетом внедрения государственно–частного партнерства.

Для обеспечения благоприятного инвестиционного климата наряду с либерализацией и приватизацией необходимы оптимизация налоговой системы и отчетности, изменения в сфере требований при осуществлении административного контроля; обеспечение и соблюдение прав собственности, в том числе интеллектуальной; защита миноритарных акционеров; судебное обеспечение неприкосновенности договоров; дальнейшее упрощение доступа инвесторов к рынку недвижимости и земельным участкам; развитие информационной поддержки инвесторов с созданием специализированных инвестиционных структур.

Объем прямых иностранных инвестиций на душу населения составит 700 — 745 долларов США, или возрастет в 1,7 раза, доля инвестиций в основной капитал в ВВП — 37,5 процента против 32 процентов в 2010 году.

Беларусь к 2015 году войдет в тридцатку ведущих стран мира, наиболее привлекательных для зарубежных инвестиций.

Беларусь предлагает инвесторам благоприятные условия для осуществления инвестиционной деятельности:

1. Выгодное экономико-географ и  геополитич положение в центре  Европы  - РБ является транспортным и коммуникационным звеном между Россией и Европой. Через РБ проходит доступ к трем крупным рынка сбыта: Европа, СНГ и открытые границы к странам ТС. РБ явл восточной границей ЕС. Все это плацдарм для заруб инвесторов в плане освоения новых перспектив рынков стран СНГ и оптимизация логистических расходов инвестора.

2. Прогрессивное законодательство, в том числе инвестиционное - Сегодня  для работы инвестора на тер-рии республики созданы надежные правовые условия, обеспеченные как междунар соглашениями, так и нац-ным законод-ством. На междунар уровне: РБ подписаны Конвенция о защите прав инвестора (28 марта 1997 г.), Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (24 декабря 1993 г.), а с 1992 года Беларусь присоединилась к Конвенции “О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами” (18 марта 1965 г.) и Сеульской конвенции “Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантии инвестиций” (11 октября 1985 г.) и др. На уровне нац-ного законод-ва основой инвестиц деят-ности в РБ является Инвестиционный кодекс РБ, положения кот направлены на стимулирование инвестиц деят-ности и защиту прав инвесторов.

3. Государство гарантирует инвестору:

• право собственности и иные вещные и имущественные права;

• равенство прав, а также равную недискриминационную защиту прав и законных интересов инвестора;

• стабильность прав по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению;

• право самостоятельного определения и осуществления всех действий по владению, пользованию и распоряжению объектами и результатами инвестиционной деятельности, в том числе самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом) и свободно переводить полученный доход за границу;

• компенсацию рыночной стоимости инвестируемого имущества, а также возмещение других убытков, понесенных инвестором в результате проведения национализации или реквизиции, которая допускается только в исключительных случаях;

• возмещение убытков и вреда, причиненного инвестору действиями (или бездействиями) должностных лиц государственных органов.

4. Ключевой предпосылкой для  прихода в республику является  сокращение доли государ-ного сектора и приватизация государ-ной собств-сти. При этом обеспеч-ся рациональн использование ресурсов и производственного потенциала, улучшение финансового положения организаций, повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования. Нацзаконодательство предусматр-ет различ формы участия инвестора в приватизации: участие в процедуре преобразования предприятия в открытое акционерное общество, приобретение акций уже созданного акционерного общества на аукционе или по конкурсу, покупка  предприятия (возможность приобретения по льготным ценам, в размере одной  базовой величины).

5. Политич, соц-ная и эконом-кая стабильность. Стабильная внутриполитич обстановка, отсутствие конфликтов межнациональн и религиозного характера.

За 2011 год в РБ достигнут рост ВВП в размере 105,3%, кот поддерживается динамикой промышленного производства (109,1 %), увеличением объема инвестиций в основной капитал (113,3%). Прирост экономики обеспечен в условиях роста производительности труда на 6,2%, снижения энергоемкости ВВП на 3,7%, роста экспорта товаров и услуг на 57,9%. Численность населения 9 466 тыс. чел. Численность занятых в экономике  4 645 тыс. чел. Беларусь в рейтинге благосостояния стран мира заняла в 2011 году 50-е место среди 109 государств, поднявшись в сравнении с 2010 годом на 4 позиции, и опередила своих соседей (Латвия расположилась на 51-м месте, Россия – на 59-м месте, Украина – на 74-м).

6. Гос-во делает ставку на такой механизм, как частно-государ-ное партнерство. Данная форма взаимодействия между государ-ными органами и бизнесом позволяет преодолеть эконом-кое противоречие, когда стратегически важные объекты не могут быть переданы в частную собств-сть, но госуд-ный бюджет не в состоянии обеспечить их финансирование в должном объеме.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Международные отношения"