Шпаргалка по дисциплине "Международные отношения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 16:27, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Международные отношения".

Вложенные файлы: 1 файл

ГОСЫ ОТВЕТЫ1.doc

— 741.50 Кб (Скачать файл)

• создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства;

• формирование добрососедских отношений с сопредельными государствами;

• обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан РБ за границей;

• содействие реализации национальных, культурных и иных прав и законных интересов этнических белорусов, выходцев из РБ и лиц, идентифицирующих себя как белорусы, проживающих за пределами ее территории;

• содействие укреплению международной безопасности, нераспространению оружия массового поражения и контролю над вооружением;

• расширение международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, в информационной и гуманитарной сферах;

• привлечение внешних интеллектуальных и научных ресурсов в интересах образовательного, научного и культурного развития РБ;

• участие в международном сотрудничестве в области поощрения и защиты прав человека.

 

44. Финансово-промышленные группы и транснациональные корпорации как основной субъект внешнеэкономической деятельности.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) — объединение промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установленных между ними отношений экономического и финансового взаимодействия. Может быть в форме коммерческой организации.

Это совокупность экономических субъектов (обычно юридических лиц), либо действующих как основное и дочерние общества, либо объединивших свои активы в целях технологической или экономической интеграции.

Наиболее важным видом финансово-промышленных групп является концерн — объединение нескольких торгово-промышленных предприятий под общим финансовым руководством.

Задачи:

- активизация  преобразований в экономике;

- улучшение  инвестиционной ситуации;

- развитие  конкурентоспособности отечественных  товаров.

Финансово-промышленные группы имеют следующие преимущества:

возникают новые возможности для оптимального использования и перераспределения капитала в соответствии с главными стратегиями группы;

создаются реальные возможности для структурной перестройки производственных подразделений группы;

происходит укрепление технологических связей между различными этапами — от добычи сырья до выпуска конечной продукции;

улучшаются перспективы будущего развития компании за счет активного аккумулирования капитала для новых, инновационных проектов.

Одним словом, тенденции формирования ФПГ отражают закономерности развития всего мирового производства. К таким закономерностям относятся: концентрация капитала (слияние, поглощение, создание альянсов); интеграция промышленного и финансового капиталов; диверсификация форм и направлений деятельности; глобализация и интернационализация капитала; использование новейших информационных технологий, международных стандартов регулирования национальных рынков.

ТНК – компания, включающая хозяйственные единицы в двух или более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности, оперирующие в рамках системы принятия решений, позволяющих проводить общую политику, в которой отдельные единицы связаны посредством собственности или каким-либо другим образом (финансово, технологически). В рамках ТНК одни элементы влияют на другие, происходит распределение знаний, ресурсов и ответственности.

Место ТНК в мировой экономике. Насчитывается свыше 11 тыс. корпораций, имеющих дочерние компании в двух или нескольких странах.Организационные формы ТНК: 1. ТНК – преимущественно мононациональные по составу ядра акционерного капитала материнской компании и характеру контроля над деятельностью всей корпорации («Дженерал моторс», «ИБМ»). 2. Мультинациональные корпорации (МНК) – международные не только по масштабам и характеру деятельности, но и по капиталу и контролю над ним. («Ройял Датч-Шелл», «Юниливер»). 3. Новые формы сотрудничества на неакционерных началах: совместные научно-исследовательские программы; субподряд; предоставление услуг (финансовых, сбытовых и т. д.); соглашения об обмене лицензиями, патентами и др.

 

45. Современные перспективы  и проблемы развития ВЭД в  РБ.

 

 

46.Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности: содержание, функции.

Государственное регулирование экономики – это скоординированное воздействие на экономические процессы для развития в желаемом направлении, обеспечивающем эффективное функционирование националь¬ной экономики посредством мер законодательного, исполнительного и кон¬тролирующего характера. Государство при регулировании ВЭД не должно ущемлять интересы других стран

и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны междуна¬родными организациями (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Всемирной таможенной организацией и др.).

Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нета¬рифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законо¬дательстве.

Целью регулирования являются стабилизация и приспособление вне¬шнеэкономического комплекса страны к изменяющимся условиям между¬народного разделения труда, мирового рынка и форм международного сотрудничества, решение национальных стратегических и тактических задач.

Функции государственного регулирования ВЭД:

1) системообразующие:

• разгосударствление, отмена государственной монополии ВЭД;

• формирование конкурентной среды, курс на открытость экономики;

• формирование рыночных «правил игры», порядок осуществления ВЭД;

2) системоутверждающие:

• структурная трансформация, обеспечение конкурентоспособности

на мировых рынках;

• рост уровня и качества жизни;

3) системовоспроизводящие:

• достижение устойчивого экономического развития;

• обеспечение и защита общенациональных экономических интересов

в мировой экономике;

• упрочение и расширение поля страны в мировом экономическом

и политическом пространстве.

 

47. Внешнеэкономическая политика  государства и ее составляющие.

ВЭП. – деятельность государства, направ¬ленная на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами. Главная цель ВЭП – создание благоприятных внешних экономических условий для рас¬ширения воспроизводства внутри страны, т. е. для роста ВВП.

Разработка ВЭП государства должна осуществляться на основе анализа

и учета ряда внутренних и внешних факторов.

К группе основных внутренних факторов следует отнести:

• уровень развития и структуру производительных сил страны;

• состояние природных ресурсов и климатические условия;

• количественный и структурный баланс внутреннего производства

и потребления;

• валютно-финансовое положение страны;

• количественный и профессиональный состав экономически активного населения.

Кроме того, действуют и внешние факторы, к важнейшим из которых относятся:

• глобализация мировой экономики, приводящая к расслоению стран

на «золотой миллиард» и «нищие миллиарды»;

• тенденция к либерализации международной торговли и роста степени открытости стран;

• поляризация мирового экономического пространства, доминирование

в нем триады;

• функционирование региональных интеграционных группировок;

•  регулирующая роль международных организаций и др.

Основными принципами ВЭП являются:

• независимость;

• открытость;

• равноправие;

• признание приоритета международных договоров.

Структурообразующими элементами ВЭП выступают:

• внешнеторговая политика;

• валютно-кредитная политика;

• внешняя инвестиционная политика; 

• научно-техническая (инновационная) политика; 

• миграционная политика. 

 

48.Система органов гу, основные  задачи и функции законодательных  и исполнительных органов в  сфере ВЭД.

Высшими органами управления внешнеэкономической деятельностью в Республике Беларусь являются Президент (уполномочен подписывать указы, предоставлять те или иные льготы в торгово-экономической области, выступать инициатором экономических программ), Парламент  (как высший законодательный орган издает законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность, разрабатывает основы внешнеэкономической политики государства, ратифицирует торговые договоры с зарубежными странами. К его компетенции относится определение общих принципов валютной политики, утверждение по представлению Совета Министров РБ плана формирования и использования государственного валютного фонда республики, лимита внешнего государственного долга)

и Совет Министров (высший исполнительный и распорядительный орган власти в республике, издает постановления и распоряжения во исполнение законов по внешнеэкономической деятельности, осуществляет общее руководство в области отношений республики с иностранными государствами и международными организациями).

Немаловажную роль в развитии внешнеэкономической деятельности регионов играют администрации свободных экономических зон, призванные управлять процессом привлечения инвестиций.

Специальным государственным органом, осуществляющим общую координацию внешнеэкономической деятельности в республике, является МИД РБ. В своей деятельности оно подчиняется непосредственно Совету Министров РБ.

Важное место в системе управления внешнеэкономической деятельностью в республике занимают Министерство экономики, Министерство торговли и Министерство финансов.

 

49.Механизм гос. регулирования ВЭД и характеристика его элементов.

Механизм государственного регулирования ВЭД включает:

• механизм целеобразования – представляет собой совокупность прин¬ципов и нормативов, предопределяющих состав и величину целевых параметров по всей совокупности интересов – общегосударственных, корпоративных, частных;

• экономический механизм – образует базис, объективную основу механизма государственного регулирования ВЭД и представлен системой экономических отношений, складывающихся во внешнеэкономической сфере по поводу реализации государственных, корпоративных, индиви¬дуальных целей и интересов;

• механизм управления – представляет собой направляющее воз¬действие государственных органов власти на внешнеэкономическую сферу с использованием определенного инструментария на основе созданной правовой базы. Таким образом, в механизм управления ВЭД включены государственные органы власти, нормативные правовые основы и инстру¬менты воздействия.

Механизм государственного регулирования ВЭД призван обеспечить баланс взаимных интересов, согласование функций, прав и ответственности субъектов внешнеэкономического комплекса на государственном, региональ¬ном и микроуровнях регулирования.

 

50.Таможенные режимы и  их характеристика.

Таможенный режим является одной из основных категорий таможенного законодательства РБ. С его помощью определяются:

—  порядок перемещения товаров через таможенную границу РБ в зависимости от цели такого перемещения;

— условия нахождения и допустимое использование товаров на таможенной территории РБ либо вне таможенной территории РБ;

—  права и обязанности бенефициара таможенного режима;

—  требования к товару, правовому статусу лица, перемещающего его через таможенную границу РБ.

Kаждый из  таможенных режимов во многом  обуславливает порядок исчисления и уплаты таможенных платежей, а также их размер.

Законодательством РБ установлено 14 видов таможенных режимов: свободное обращение; экспорт; переработка на таможенной территории (дает право декларанту совершать на таможенной территории операции переработки иностранных товаров в течение установленного срока, чтобы получить продукт переработки, предназначенный для последующего вывоза);  переработка вне таможенной территории; временный ввоз;  временный вывоз;  таможенный склад;  реимпорт (постоянное размещение и использование на таможенной территории РБ товаров, ранее вывезенных с таможенной территории республики и ввезенных на ее территорию в установленные сроки, без возникновения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов);  реэкспорт (вывоз и постоянное размещение товаров за пределами таможенной территории РБ без возникновения налогового обязательства по уплате вывозных таможенных пошлин); уничтожение (уничтожение товаров под таможенным контролем на таможенной территории РБ); отказ в пользу государства (безвозмездную передачу товаров в государственную собственность);  свободная таможенная зона; беспошлинная торговля; свободный склад.

 

51. Методы государственного регулирования ВЭД.

В соответствии с мировой практикой гос-ва используют 2 набора методов регулирования: экономические (тарифные, косвенные); административные (нетарифные, прямые).

Экономические методы – это стимулирование или дестимулирование участников внешнеторговой деятельности осуществить или воздержаться от совершения конкретных операций (сделок): налоги, пошлины, субсидии, льготное кредитование и страхование, валютное регулирование, направление из госбюджета ресурсов на развитие экспортных производств и информационной инфраструктуры внешнеторговой деятельности и т.д. Косвенным подобное регулирование считается потому, что при этом гос-во не запрещает осуществление внешнеторговых операций, а только регулирует уровень прибыльности операций.

Главным инструментом при регулировании внешней торговли явл. использование тарифного регулирования посредством таможенного тарифа. Таможенный тариф – это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин на товары, провозимые через границу данной страны, устанавливаемый на зак-ном уровне. Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская и фискальная. Протекционистская функция связана с защитой нац. производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость при реализации их на внутреннем рынке. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Международные отношения"