Шпаргалка по дисциплине "Международная торговля"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 16:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Международная торговля".

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 63.24 Кб (Скачать файл)

1. Современное  значение международной торговли. Место торговых связей в системе  МЭО.

Международная торговля – это процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками разных стран. Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом.

Международная внешняя торговля – реальный и ощутимым фактор воспроизводственного процесса, удовлетворения потребностей населения и любой хозяйственной деятельности. Каждый шестой товар или услуга попадают к потребителю через мировую торговлю. Вместе с тем это реальный фактор развития интеграционного типа мирохозяйственных отношений. Количественные и качественные характеристики современных международных экономических отношений показывают:

1. усиление взаимосвязи  и взаимозависимости национальных  экономик;

2. повышение значения  внешнеэкономического роста, предопределяя  преимущества международного интеграционного развития (связанного с формированием и развитием структуры международных рынков труда).

Рынок есть система обмена разными по своим потребительским свойствам продуктами труда как

товарами. На современном этапе международная торговля играет возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества:

1) внешняя торговля стала  мощным фактором экономического  роста; 2) произошло заметное повышение зависимости стран от международного товарообмена. Международная торговля

служит средством, позволяющим странам – участникам процесса развивать свою специализацию, повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, а также и уровень благосостояния их населения. Во второй половине текущего столетия международный обмен приобретает грандиозные масштабы. Ныне 4/5 совокупного объема международных экономических отношений приходится на мировую торговлю.

Ведущее место в системе МЭО по-прежнему занимает международная торговля, составляющая примерно 2/3 стоимости всех трансграничных экономических потоков. Однако ее характер существенно изменился - современная внешняя торговля во все большей степени нацелена на обмен промышленными товарами на базе подетального и постадийного (технологического) разделения труда. Эволюция интернационального обмена привела к интернационализации производства, которое сейчас все чаще организуется на предприятиях нескольких стран мира, соединенных звеньями единых технологических процессов.

Решающую роль в становлении международного производства играет быстро растущий вывоз капитала в форме прямых инвестиций и деятельность ТНК. Вывоз капитала, интернационализация производства способствуют интернационализации научно-технического прогресса, стимулируют международный обмен научно-техническими знаниями.

 

 

 

 

2. Международная  торговля. Ее основные показатели  и тенденции развития.

Современные тенденции развития международной торговли товарами следует рассматривать в двух аспектах.

1. Темпы роста международной  торговли товарами в целом (экспорта  и импорта) и относительно роста производства;

В настоящее время наблюдаются опережающие темпы роста мирового товарооборота, что связано с увеличением емкости мировых рынков. Ежегодно в международную торговлю вовлекается 1/5 всего, что производится и добывается на земле.

2. Сдвиги в структуре: товарной (соотношение основных  групп товаров и услуг) и географической (доли регионов, групп стран и отдельных стран).

В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей

промышленности: на ее долю приходится ? мирового товарооборота. Особенно быстро растет доля таких видов продукции, как машины, оборудование, химическая продукция, продукция обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкие товары.

Сдвиги в географической структуре проявляются в том, что наблюдается расширение торговли

промышленными товарами между развитыми странами. В связи с ростом такой торговли резко возрос обмен услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитного характера.

Активная торговля машинами и оборудованием породила ряд некоторых новых услуг, что, в свою очередь, стимулирует межстрановый обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного, финансово-кредитного характера. В то же время торговля услугами (особенно такими, как информационно-вычислительные, консалтинговые, лизинговые, инжиниринговые) стимулирует развитие мировой торговли товарами производственного назначения. 2 Поскольку в экспорте развитых стран преобладает сложная техника, развивающиеся страны представляют

для них сравнительно меньший интерес как рынки сбыта такой продукции. Сложная техника часто бывает не нужна развивающимся странам, поскольку не вписывается в сложившийся производственный цикл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Экспортные и  импортные квоты в системе  международной торговли.

Углубление разделения труда между развитыми странами, новые тенденции в разделении труда между развитыми и развивающимися странами находят свое отражение в высоких темпах роста международной торговли. Торговля между странами является самой старой и традиционной формой внешнеэкономических отношений. Как можно оценить роль внешней торговли в развитии народного хозяйства? О значении внешнеторговых связей для экономики отдельной страны можно судить по экспортной и импортной квотам, то есть долям экспорта и импорта в валовом внутреннем продукте страны.

Экспортная квота — доля экспорта товаров в валовом внутреннем продукте страны. Импортная квота — доля импорта в валовом внутреннем продукте.

Экспортные квоты развитых стран находятся в широком диапазоне: от менее 10% у одних — до более 40% у других.

В целом динамика экспортных и импортных квот в послевоенный период отличается преимущественным ростом. Это является свидетельством растущего уровня интегрированности хозяйства отдельных стран в мировое хозяйство, усиления влияния внешней торговли на внутрихозяйственное развитие.

 

4. Динамика развития  международной торговли.

С начала XIX в. до 1914 г. объем мировой торговли вырос почти в сто раз

[2].Со второй половины XX века, когда международный обмен  по определению М. Пебро приобретает«взрывной характер», мировая торговля развивается высокими темпами. ВТО констатирует, что последние десятилетия объём мировой торговли растёт значительно быстрее, чем всё мировое производство [3] . Так, за 1950—2000 гг. мировая торговля выросла в 20 раз, а производство — в 6 раз. В 1999 г. общий объём экспорта составил 26,4 % от мирового производства по сравнению с 8 % в 1950 г. В период 1950—1998 гг. мировой экспортвырос в 16 раз. По оценке западных специалистов период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. В 70-е годы мировой экспорт снизился до 5 %, ещё больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х он продемонстрировал заметное оживление. Со второй половины XX века проявилась неравномерность динамики внешней торговли. В 90-е годы Западная Европа — главный центр международной торговли. Её экспорт почти в 4 раза превышал экспорт США. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по фактам конкурентоспособности. В этот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии — Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. До кризиса 2007-2008 годов в среднем мировая торговля росла на 6 % ежегодно в течение 1990-2000-х гг. Экспорт товаров и услуг в мире в 2007 году по данным ВТО составил 16 трлн долл. США. Доля группы товаров составляет 80 %, а услуг 20 % от общего объёма торговли в мире. Годовой оборот торговли товарами и сырьём к 2012 году составляет около $20 трлн. [4] Согласно отчётуЮНКТАД (2013), темпы роста мировой торговли товарами и услугами после их быстрого восстановления в 2010 году вновь снизились до 5 % в 2011 году и до менее 2 % в 2012 году[5]. На современном этапе международная торговля играет важную роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества:

· внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста;

· зависимость стран от международного товарообмена значительно повысилась.

Основные факторы, влияющие на рост международной торговли:

· развитие международного разделения труда и интернационализация производства;

· НТР;

· деятельность транснациональных корпораций.9

Первый этап – текущее наблюдение за конъюнктурой. Получение информации о состоянии,

тенденциях и перспективах развития конъюнктуры является необходимым условием успешного проведения конъюнктурного исследования.

Второй этап – анализ конъюнктуры. Этот этап включает:

• формирование временных рядов по каждому из отобранных показателей, который описывает

последовательность изменения показателя в прошлые и настоящий периоды;

• определение степени и направления воздействия каждого фактора в отдельности на основе

применения методов экспертных оценок;

• рассмотрение в совокупности и взаимосвязи всех отобранных факторов и установление места и роли каждого из них в формировании конъюнктуры.

Третий этап – прогнозирование развития конъюнктуры. Этот этап является заключительным и самым сложным при изучении конъюнктуры.

Прогноз представляет собой научно обоснованное суждение о возможных вариантах состояния объекта в будущем (прогнозируемом) периоде, а горизонт прогноза – это срок, на который определяется прогноз.

Выделяют краткосрочный и долгосрочный прогноз.

Знание конъюнктуры позволяет продавать и покупать товары по наиболее выгодным ценам, рационально маневрировать имеющимися ресурсами, оперативно расширять или сокращать выпуск товаров в соответствии с ожидаемой обстановкой на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Важнейшие конъюнктурообразующие факторы на мировом рынке, их взаимодействие.

Прогноз товарной конъюнктуры.

Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие мирового рынка или сдерживающие

его, классифицируются на:

- постоянные;

- временные;

- циклические;

- нециклические.

К постоянно действующим факторам относится государственное регулирование экономики, научно- технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.

Факторы, воздействующие на конъюнктуру периодически, называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.

В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.

Факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.

Прогноз развития конъюнктуры — это главная цель и конечный результат осуществляемого анализа конъюнктуры. Прогноз служит основой для формирования торговой политики.

Качество прогноза развития конъюнктуры, его точность и достоверность зависят от правильности

выявления важнейших факторов формирования конъюнктуры.

Оценка конъюнктуры и ее прогноз - важнейшая составная часть работы по заключению любого

внешнеторгового соглашения, поскольку от оценки конъюнктуры зависят условия сделки, на которых вы можете настаивать, продавая свой товар или покупая чужую продукцию. Например, если в стране, у фирмы которой вы хотите купить оборудование, начался спад конъюнктуры на рынке оборудования (падает загрузка

мощностей, сокращается перспективный портфель заказов, снижаются справочные цены), вы можете более жестко добиваться продажи вам товара по более низкой цене и на более льготных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Объем и структура  международной торговли услугами

М\н торговля услугами - специфическая форма мирохозяйственных святей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. Услуга - разнообразные виды деятельности, не имеющего материального носителя в явном виде.

2 вида услуг:

1. услуги, которые опосредуются  вещно, они связаны с потребительскими товарами (материальные);

2. услуги, не связанные  с материальными продуктами. Их  действие направлено на человека  или на условия, в к-ых он находится, их пр-во неотделимо от потребления (нематери-альные).Специфической отраслью услуг является м\н туризм (м\н перемещения людей или путешествия),представляющие собой специфическую категорию МТ.Туристич-е услуги в м\н товарообороте выступают неким «невидимым товаром», он становится важным, иногда и единственным источником дохода для многих развитых и развивающихся стран).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Международная торговля"