Шпаргалка по дисциплине "Международные отношения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 16:27, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Международные отношения".

Вложенные файлы: 1 файл

ГОСЫ ОТВЕТЫ1.doc

— 741.50 Кб (Скачать файл)

ГОСЫ ОТВЕТЫ

 

1. Международная торговля в системе современных международных экономических отношений: итоги, особенности и тенденции развития.

Международная торговля – это специфическая сфера, объединяющая внешнеторговые сектора нац. экономик, т.е. совокупность торговых связей, внешнеторговых отношений всех стран мира, торгующих друг с другом. По некоторым оценкам на долю международной торговли приходится около 80% всего объема международных экономич отношений. Международная торговля является основной формой меж-дународных экономических отношений, опосредует многие дру-гие формы этих отношений. В частности, развитие международной специализации и кооперирования производства, международного научно-технического сотрудничества находит отражение в расширении обмена товарами и услугами между странами.

Большая часть международной торговли (около 3/4) осуществляется - США, Японией, странами ЕС. Важным регионом международной торговли явл. Зап. Европа - свыше 45% всего международ. товарооборота. Основными торговыми партнерами развивающихся стран остаются развитые страны. На них приходится около 70% внешнеторгового оборота. В последние годы увеличилась доля взаимной торговли развивающихся стран (около 24% их внешнеторг. оборота). Среди стран самые высокие темпы роста экспорта и импорта у Китая.

Основные тенденции в МТ на современном этапе:

1.Глобализация МТ. Формирование  глобального экспортно-импортного  мирового рынка товаров и услуг. Основн. черты глобализации: интеграция; рост темпов МТ и международного  движения капитала; транснационализация и корпоративность мирового экспорта; унификация правил и норм МТ.

Кроме того, на процесс глобализации, влияют такие факторы, как полит. сотрудничество, либерализация МТ, миграция рабочей силы, международные финансовые операции.

2. Возрастание роли НТП и электронных технологий. В 19 веке в МТ преобладали сырье, продовольствие и текстильные изделия. В современных условиях возросла доля готовых промышленных товаров, особенно машин и оборудования, увеличилась доля наукоемкой продукции и доля электронного и телекоммуникационного оборудования на мировом рынке. В способах ведения бизнеса в МТ появилась - электронная торговля, которая стала возможной с появлением глобальной сети интернет.

3. Доминирующая роль информационного  продукта. Глобализация МТ повлекла за собой естественную потребность в обмене информацией. Происходит формирование информационного общества, когда обладание информацией определяет способность компании реагировать на быстрые изменения во внутренней и особенно внешней среде.

Наряду с вышеперечисленными основными тенденциями, в МТ в современных условиях можно выделить еще целый ряд тенденций:

- возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона;

- уменьшение доминирующей роли США в МТ;

- возрастание роли экологических аспектов продукции мирового товарооборота;

- быстрый рост торговли между развивающимися странами;

- рост объемов рынка услуг, особенно в экспорте индустриальных стран;

- увеличение объемов внутриотраслевой торговли между развитыми странами и т.д.

 

2. Международная торговая политика на современном этапе и тенденции развития.

Международная торговая политика охватывает обмен продуктами производственной деятельности – внешнюю торговлю товарами и услугами и затрагивает практически все аспекты ВЭД, в которые вовлечена страна.

Во внешнеторговой политике выделяют следующие основные направления:

Торговля товарами. Торговля услугами. Международное движение капитала включает меры гос. регулирования в области ин. инвестиций и инвестиций за рубежом, которые могут оказывать влияние на развитие международной торговли;

Торговля объектами интеллектуальной собственности. Международная миграция рабочей силы включает меры, которые направлены на регулирование использования ин. рабочей силы. Региональное сотрудничество и создание торгово-политических группировок. Валютная политика и валютное регулирование.

Торговая политика страны – это политика в области регулирования доступа на внутренний рынок ин. продуктов, а также обеспечения доступа продуктов данной страны на зарубежные рынки.

Торг. политика затрагивает две области МЭО: торговлю товарами и услугами.

Регулирование доступа на внутренний рынок и обеспечение доступа на зарубежные рынки осуществляются при помощи инструментов торговой политики.

Инструменты торговой политики – это эк., правовые, административные и полит. средства, которые используются для осуществления торг. политики. Инструменты торговой политики применяются в форме мер регулирования.

Меры регулирования – зак-во, практика его применения, др. действия властей, которые касаются регулирования условий доступа на внутренний рынок и/или рынки зарубежных стран.

Торг. политика конкретной страны находит свое выражение в торг. режиме.

Торговый режим – это совокупность мер, кот. применяются в данный момент времени в данной стране для регулирования доступа ин. товаров и услуг на внутренний рынок, а также для обеспечения доступа отечественных товаров и услуг на рынки др. стран.

Можно выделить два основных подхода к осуществлению торг.политики: это политика протекционизма и политика свободы торговли.

Протекционизм – политика использования ограничений, направленная на затруднение доступа ин. товаров, услуг, капиталов, рабочей силы на внутренний рынок с целью ослабления на нем ин. конкуренции (торг. барьеры, направленные на то, чтобы искусственно создать более благоприятные условия для отечественных предприятий).

Политика свободы торговли – политика устранения ограничений в международной торговле, в международном обмене факторами производства с целью активизации МЭО.

Как правило, практическая политика явл. сочетанием элементов протекционизма и свободы торговли.

Торг. политика страны может быть реализована на двустороннем (с одним торг. партнером) или многостороннем уровнях (с блоками гос-в).

Проведение торг. политики на многосторонней основе требует учета интересов страны в отношениях со всеми гос-вами – участниками соответствующих соглашений. Позиция по отношению к многосторонним соглашениям тесно связана с внешней политикой страны, более тесно взаимосвязана с эк. политикой страны, имеет более сложную и развитую международно-правовую базу, чем торговая политика в рамках двусторонних отношений, участие в многосторонних соглашениях направлено на достижение долгосрочных эк. и полит. целей и обеспечение долговременных эк. и полит. интересов страны.

 

3. Характеристика основных торговых партнеров Республики Беларусь.

Большая часть товарооборота Беларуси приходится на страны СНГ. Белорусь в основном сохранила хоз. связи с российскими предприятиями и значительный промышленный экспорт в Россию. В Россию, в частности, поступает 60-70 % всего экспорта средств транспорта, машин и оборудования из Белоруссии. В 2010г. значительно увеличился товарооборот с Россией (на 10,1 млрд. долл. США), Нидерландами (на 2,8 млрд. долл. США), Латвией (на 1,8 млрд. долл. США), Украиной (на 1,5 млрд. долл. США), Германией (на 1,4 млрд. долл. США), Бразилией (на 769,3 млн. долл. США), Китаем (на 625,9 млн. долл. США), Азербайджаном (на 573,9 млн. долл. США). Товарооборот с Украиной увеличился на 42,4% и составил 5 млрд. долл. США, сальдо внешней торговли сложилось положительное, величиной 1,6 млрд. долл. США. Экспорт возрос на 61%, импорт – на 15,8%.

Товарооборот со странами вне СНГ составил 44,7% общего товарооборота РБ.

Товарооборот со странами ЕС по сравнению с соответствующим периодом 2010 года увеличился на 72% и составил 19,7 млрд. долл. США. Товарооборот со странами, входящими в ВТО, по сравнению с 2010 года увеличился на 58,4% и составил 29,9 млрд. долл. США (42,1% общего товарооборота).

Основные торговые партнеры среди стран вне СНГ – Нидерланды, Германия, Латвия, Китай, Польша, Бразилия, Италия, Венесуэла.

Белорусь экспортирует минеральное топливо, нефть и нефтепродукты, черные металлы, грузовые автомобили, трактора, дорожно-строительную и коммунальную технику, телевизоры, холодильники, хим. волокна и нити, калийные удобрения, продукцию текстильной и легкой промышленности. Основой белорусского экспорта в страны Евросоюза явл. энергетические товары, такие как нефть, нефтепродукты, сжиженный газ. Также в ЕС экспортируются удобрения, черные металлы и древесина.

Белорусь импортирует мин. топливо, продукцию химпрома, черные металлы, пластмассы и изделия из них, транспортные средства, машины и оборудование. Большую часть нефти, природного газа и нефтепродуктов Белорусь закупает в России.

 

4. Структура и динамика развития мировой торговли товарами. Место РБ в международной торговле товарами.

Наиболее распространенной и применимой в наст. время явл. классификация товаров согласно Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, ГС. Она была разработана Комитетом по Гармонизированной системе Совета таможенного сотрудничества (сейчас Всемирная таможенная организация).

Основными элементами номенклатуры ГС являются две системы: система классификации; система кодирования.

В системе классификации 6 ступеней (разрядов): разделы; группы; подгруппы; товарные позиции; подпозиции; субпозиции.

В соответствии с системой классификации ГС товары группируются по следующим признакам: по происхождению (растительное, животное); по назначению товара; по степени обработки.

По назначению товары подразделяются на: продовольственные товары и напитки; промсырье; топливо и смазочные материалы; машины и оборудование; транспортные средства; пром.товары народного потребления.

По степени обработки товары делятся на: сырьевые товары; полуфабрикаты; гот. изделия;

В системе кодирования первые две цифры кода обозначают товарную группу, четыре - товарную позицию, шесть – субпозицию. Страны, подписавшие Международную конвенцию о ГС, обязаны применять ее в полном объеме, то есть сохранять в своих нац. торговых классификаторах тексты позиций, субпозиций и соответствующие им цифровые коды. Все страны, подписавшие конвенцию, могут создавать свои нац. классификаторы за пределами принятых в ГС для выделения товаров, имеющих значимость для экономики этих стран.

РБ присоединилась к Конвенции в 1998 году, хотя ГС как международная основа нац. классификатора Беларуси использовалась и раньше. За пределами шестизначного кода Гармонизированной системы Товарная номенклатура (ТН) ВЭД СНГ, применяемая на территории стран СНГ с 01.01.1997 года, была детализирована на уровне 7-9 знака кода. Детализация ТН ВЭД СНГ на 7-м и 8-м знаках соответствует детализации ГС стран Европейского союза, в то время как детализация на уровне 9-го знака отражает национальные особенности товарооборота в СНГ.

В настоящее время (с 01.07.2002 года) на территории РБ действует ТН ВЭД РБ, основанная на ГС (3-е издание) и ТН ВЭД СНГ (3-е издание), в которой используется 10 знаков кодового обозначения. ГС играет важную роль в тарифно-таможенном регулировании экспортно-импортных операций и их статистическом учете, служит основой для переговоров в рамках ГАТТ/ВТО. Она также является базой для увязки с системами классификации ООН.

С ориентацией на ГС была разработана и в 1986 году опубликована 3-я редакция Стандартной международной торговой классификации (СМТК) ООН. Классификация товаров в СМТК на уровне групп осуществлялась: по видам сырья, из которого изготовлен товар; по степени обработки товара; по назначению товара; по месту товара в международной торговле.

В СМТК десятичная система кодирования: первая цифра кода соответствует товарному разделу, две - товарной группе, три - товарной подгруппе, четыре - товарной позиции, пять субпозиции и т.д. СМТК применяется ВТО для ведения статистики международной торговли.

Для статистики международной торговли также применяется Классификатор товаров по укрупненным эк. группировкам (КУЭГ) ООН.

КУЭГ включает товары из ГС и СМТК. Структурно все товары распределены на 7 групп в соответствии с их назначением, а внутри каждой группы они классифицируются по степени обработки. Некоторые товары объединены в группы по признаку промышленного или личного потребления, а другие - в зависимости от срока пользования.

 

5. Особенности организации международной торговли сырьевыми товарами и современные тенденции ее развития. Международные товарные соглашения.

Особенности и основные тенденции:

1. Затянувшийся сырьевой кризис  для развивающихся стран с  узкой товарной структурой экспорта  как результат длительного превышения предложения над спросом на мировом рынке.

2. Ухудшение положения экспортеров  по многим видам товаров. Это  происходит вследствие ускорения  НТП, в результате которого появляются  новые синтетические материалы, внедрения материалосберегающих технологий, использования вторичного сырья и т.д.

3. Монополизация крупнейшими компаниями  развитых стран и ТНК, международной  торговли многими видами сырьевых  товаров. Это дает им возможность  диктовать цены на рынках.

4. Спрос и предложение на минеральное и с/х сырье зависят от погодных условий и состояния полит. климата.

5. Страны с рыночной экономикой  через создание и распродажу  стратегических запасов имеют  возможность регулировать спрос  и предложение на мировом рынке  по многим видам сырьевых товаров.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Международные отношения"