Шпаргалка по дисциплине "Международная торговля"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 16:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Международная торговля".

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 63.24 Кб (Скачать файл)

которую также надо разработать и начать наконец-то практически осуществлять. Подход к внешнеторговой политике в таком контексте придаст ей необходимую стратегичность, устойчивость, предсказуемость.

Факторы торгово-политического характера — унификация и снижение импортных пошлин, активизация переговорного процесса по присоединению России к ВТО, расширение сотрудничества с Евросоюзом и другие — формируют благоприятную основу для дальнейшего развития внешнеторговых связей, повышения их стабильности и

предсказуемости.

 

 

35.Международная  лицензионная торговля

Международная торговля лицензиямиявляется основным экономическим механизмом международного технологического обмена и в настоящее время приобрела широкое и быстрое распространение.

Рост международной торговли лицензиями обусловлен рядом факторов, стимулирующих фирмы продавать и покупать лицензии на мировом рынке:

· коммерческая заинтересованность в осуществлении технологического трансферта, как со стороны лицензиара (продавая лицензию он в короткие сроки окупает расходы на НИОКР, получает дополнительную прибыль за счет быстрого освоения изобретения и выпуска на его основе новых видов продукции), так и со стороны лицензиата (покупая лицензию он экономит на НИОКР, имеет доступ к передовым научно-техническим достижениям, получает доходы от использования новейших технологий);

· усиление конкурентной борьбы на мировом рынке;

· ускорение выпуска на рынок новой продукции;

· получения доступа к дополнительным ресурсам;

· проникновение и завоевание труднодоступных рынков в странах, где широко используются тарифные и нетарифные барьеры;

· получение прибыли от продажи лицензий на продукцию, не соответствующую новым стратегическим приоритетам. Так, фирмы с диверсифицированным производством постоянно корректируют ассортимент продукции, переключая ресурсы на производство наиболее прибыльных изделий. При этом «за бортом» могут оказаться виды продукции или технологии, которые для самих фирм уже не представляют интереса, но могут быть с выгодой переданы зарубежным предприятиям, заинтересованным в их продаже;

· страны с ограниченными ресурсами научно-технического развития, участвуя в международном технологическом обмене, имеют возможность занять твердую позицию на мировом рынке без дополнительных затрат;

· с помощью лицензий создается реклама отечественной продукции и благодаря этому возрастает спрос на нее в других странах, а также изучаются зарубежные рынки;

· политические и правовые мотивы. Так, лицензирование является более выгодным способом интернационализации при желании лицензиара защитить свои активы в условиях несовершенного законодательства, нестабильной политической ситуации в стране-лицензиате, которая к тому же проводит политику по ограничению господства иностранного капитала и укреплению государственной собственности.

Помимо преимуществ международное лицензирование имеет и недостатки, которые для лицензиара оборачиваются следующим:

· ограничение возможностей получения будущих прибылей, связанных с самостоятельным использованием нематериальных активов, вследствие передачи прав на достаточно длительный период;

· потеря контроля над качеством своей продукции и технологии, а также над сохранением репутации своей фирмы в случае передачи права другой фирме. Основными последствиями контроля являются: неадекватное использование лицензий, низкое качество продукции, превращение лицензиата в конкурента;

· снижение ценности технологий в тех случаях, когда они могут стать широко известными и доступными.

Объектами лицензий являются:

· запатентованное изобретение или технологический процесс;

· технологические знания и опыт, «ноу-хау»;

· промышленные образцы (новое художественно-конструкторское решение, определяющее его внешний вид);

· товарный знак.

Лицензии бывают патентные, т.е. подтверждающие передачу права использования патента без соответствующего «ноу-хау», и беспатентные, т.е. подтверждающие право использовать «ноу-хау» без патентов на изобретение.

По объему передаваемых прав по использованию научно-технических знаний лицензиара различают три вида лицензий:

· простая (неисключительная), при продаже которой за лицензиаром остается право самостоятельно использовать объект лицензии, а также предоставлять лицензии на данную технологию и другим лицензиатам на данной территории;

· исключительная, предусматривающая монопольное право лицензиата использовать технологию и отказ лицензиара от самостоятельного использования запатентованных изобретений или «ноу-хау» и их продажи на оговоренной территории;

· полная, предоставляющая лицензиату исключительное право на использование патента или «ноу-хау» в течении срока действия соглашения и отказ лицензиара от самостоятельного использования предмета лицензии в течении этого срока.

Лицензия может быть открытой, если патентом имеет право воспользоваться любое заинтересованное лицо. Открытая лицензия оформляется в соответствующем патентном ведомстве, при этом патентная пошлина взимается в половинном размере.

Лицензия бывает принудительной в случае, если компетентные органы принуждают патентовладельца передать другим лицам право на использование патента.

Продажа лицензий осуществляется на основе заключения лицензионного соглашения.

Лицензионное соглашение – это договор, в соответствии с которым лицензиар (продавец) предоставляет лицензиату (покупателю) разрешение на использование в определенных пределах своих прав на патенты, «ноу-хау», товарные марки и за определенное вознаграждение.

Одним из наиболее важных и сложных вопросов при продаже и покупке лицензий является определение лицензионных платежей (цены лицензий). Лицензионные платежи – это определенное вознаграждение лицензиару, выплачиваемое лицензиатом в качестве возмещения за предоставление прав на использование предмета соглашения. 
Стоимость лицензии формируется на базе оценки возможной прибыли, получаемой от использования права производить продукцию в результате внедрения изобретения, «ноу-хау», а также продавать продукцию под товарным знаком. При этом учитываются все затраты на приобретение лицензии: ее цена, расходы по освоению производства, сбыту, рекламе и т.д.

Формы лицензионных вознаграждений бывают различные. В зависимости от метода подсчета они подразделяются на две группы.

К первой группе относятся вознаграждения, размер которых подсчитывается на базе фактического экономического результата использования лицензии. К этой группе относятся такие формы как периодические процентные отчисления и участие в прибыли лицензиата.

Ко второй группе относятся вознаграждения, размер которых непосредственно не связан с фактическим использованием лицензии, а заранее устанавливается и указывается в договоре, исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей лицензиата на базе использования лицензии. К этой группе относятся следующие формы: первоначальный платеж наличными, паушальный платеж, передача ценных бумаг лицензиата, передача встречной технической документации.

Периодические процентные отчисления, или текущие отчисления («роялти»)устанавливаются в виде определенных фиксированных ставок (в процентах) и выплачиваются лицензиатом через определенные согласованные промежутки времени (ежегодно, ежеквартально, ежемесячно или к определенной дате).

Участие в прибыли лицензиата как форма лицензионного вознаграждения означает отчисление в пользу лицензиата определенной части (процента) прибыли, полученной лицензиатом благодаря использованию данной лицензии. Эта доля обычно колеблется от 20 до 30 % при предоставлении исключительной лицензии и до 10 % - при неисключительной лицензии. Однако в практике лицензирования эта форма встречается крайне редко.

Паушальный платеж – это определенная, твердо зафиксированная в соглашении сумма лицензионного вознаграждения.

Первоначальный платеж наличными предусматривает оплату лицензиатом определенной установленной в соглашении суммы в виде единовременного взноса или по частям в течение установленного в соглашении срока или по выполнении определенных условий (например, через определенное число дней после подписания лицензионного соглашения или его вступления в силу; после предоставления лицензиаром технической документации).

Передача ценных бумаг – акций и облигаций – как форма вознаграждения по лицензионному соглашению встречается в чистом виде или в комбинации с другими формами примерно в 15 % лицензионных соглашений. Лицензиар получает чаще всего от 5 до 20 % акций лицензиата, хотя в отдельных случаях эта доля доходит до 40 %.

Передача технической документации как форма платежа получила распространение у японских компаний. Она предусматривает взаимное предоставление лицензий и в большинстве случаев применяется в сочетании с другими формами вознаграждения.

 

 

36.Международный  туризм как важнейшая форма  международной торговли услугами

Услуги это экономическая продукция, являющаяся невидимой и не осязаемой. Невидимая торговля находится вне поля зрения таможенных органов и трудно поддается государственному контролю. Особый рост наблюдается в настоящее время в торговле туристическими услугами.  
Индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами в Украине. Во многих странах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данного государства и его народа. Помимо значительной статьи дохода в казну, туризм является одним из мощных факторов усиления престижа страны и роста значения в глазах мирового сообщества. Развитие международного туризма приводит к развитию экономической инфраструктуры страны и мировых процессов. Международный туризм является источником валютных поступлений, обеспечения занятости населения и расширения межличностных контактов.  
Туризм это специфическая форма международной торговли услугами; вид предпринимательской деятельности по предоставлению собственным гражданам или гражданам других стран различных услуг.  
По численности путешественников различаются индивидуальный (семейный) и групповой. По характеру проведения туризм подразделяется на организованный (заранее оговариваются все аспекты пребывание туриста за рубежом) и неорганизованный (путешественник сам определяет режимы питания, досуга, передвижения по стране и т.д.).  
В Украине организованным международным туризмом туроператоры (оптовый посредник на рынке туристических услуг, которые устанавливают контакты с фирмами по транспортировке, размещению, питанию, организации досуга, обеспечивает им максимальный оборот и получает вследствие этого скидки). Турагенство – посредник между клиентом и туроператором, оно создает собственные туристические продукты.  
Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее 10% - на Азию, Африку, и Австралию вместе взятые.  
В 1950 г. в мире было совершено 25 млн международных туристических поездок, в 2000 г. – 800 мил, 2020 г. ожидается 1,5 млрд. В 2004 США посетили 45,5 млн туристов (доход страны от туризма – 68,4 млрд долл.), Францию – 76,5 млн туристов (29,3 млрд долл.), Испанию – 49,5 млн туристов (27,3 млрд долл.), Россию – 20,2 млн туристов (6,3 млрд долл.), Международный туризм входит в число трех крупнейших отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6 соответственно [2. c.68].  
Всемирная организация по туризму в своей классификации выделяет страны, являющиеся преимущественно поставщиками туристов: США, Бельгия, Дани, Германия, Голландия, Нова Зеландия, Швеция, Канада, Англия и страны являющиеся, в основном, принимающими туристов :Австралия, Греция, Кипр, Португалия, Франция, Швейцария, Египет.  
Развитие международных туристических связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы мировой торговли.  
Наиболее влиятельной среди туристических организаций Всемирная организация по туризму (ВОТ), которая создана в 1975 г. На протяжении многих лет эта организация была известна как Международный союз официальных туристических организаций, которые не входили в систему специальных органов ООН, но по инициативе Экономического и социального совета ООН 2 января 1975г. ВОТ получила официальный статус специального органа ООН и свое нынешнее название. [1, C.33-36]  
Важной особенностью современного этапа развития международного туризма и изменения его организационных форм является проникновение в туристический бизнес транспортных, торговых, банковских, промышленных, страховых компаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53. Участие России  в международных торговых организациях.

Активное и прагматичное включение в деятельность международных организаций является одним из внешнеэкономических и внешнеполитических приоритетов России. С уходом в прошлое конфронтации и утверждением многополюсного мира объективно повышается значение механизмов многостороннего взаимодействия. Значимость участия в международных организациях тем более высока, что позволяет в немалой степени компенсировать сужение внешнеэкономических и внешнеполитических возможностей России по сравнению с СССР. Ведь в большинстве этих организаций Российская Федерация признана государством - преемником Советского Союза.

Международные организации, в которых участвует Россия, а их более 300, можно условно

подразделить на три группы:

- организации системы  ООН;

- специализированные экономические  и научно-технические организации;

- многосторонние валютно-финансовые  и торговые учреждения - организации  так называемой Бреттон-Вудской системы.

В строгом смысле слова все эти организации не призваны напрямую осуществлять

внешнеэкономические связи. Их целью не является извлечение прибыли, они финансируются из бюджета, составленного из взносов стран-членов и внебюджетных добровольных средств. В то же время в своей совокупности они имеют важнейшее

значение для российской и мировой экономики. В них (прежде всего в первой и третьей группе) во многом создается как бы правовое пространство, в рамках которого осуществляются внешнеэкономические связи.

Участие России в международных финансовых организациях несет не только плюсы, но минусы:

- заимствование кредитов, особенно МВФ, не всегда отвечает  интересам самой России, так как МВФ выдвигает условия, позволяющие им влиять на экономику, денежное обращение, банковскую систему, чаще всего негативно, а ВБ, представляя кредиты, требует выполнения его рекомендаций по развитию кредитуемой отрасли без учета

специфики этой отрасли в самой России;

-Россия одновременно  является крупным должником и  кредитором. Как кредитор она сталкивается с неспособностью, а иногда и с нежеланием должников из числа развивающихся стран погашать свои обязательства, а в качестве заемщика она испытывает серьезные трудности и неоднократно прибегала к процедуре урегулирования государственного (суверенного долга);

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Международная торговля"