Торгово-экономическое сотрудничество как основа эффективного функционирования экономики региона на примере РД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 21:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в определение значения торгово-экономических связей для развития экономики Республики Дагестан и как один из основных направлений устойчивого экономического развития региона. Реализация внешнеэкономического потенциала в экономическом развитии РД не может осуществляться без адекватного восприятия вызовов глобализации на региональной основе. В этой связи особый интерес представляет изучение особенностей процесса интеграции республики в мирохозяйственные связи, а также практики формирования механизма внешнеэкономической деятельности регионов.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- формирование предложений по методологии разработки концепции развития внешнеэкономической деятельности региона, обеспечивающей повышение эффективности социально-экономического развития региона;
- анализе современных тенденций развития межрегиональных экономических связей;
- характеристике деятельности Ассоциация экономического взаимодействия «Северный Кавказ»;
- определение тенденций межрегиональной и международной интеграции на Северном Кавказе;
- характеристике межрегиональной и внешней торговли Республики Дагестан и проблемам развития торгово-экономического сотрудничества Республики Дагестан со странами дальнего зарубежья.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты механизмов функционирования и регулирования межрегиональных экономических связей субъектов РФ. 3
1.1 Сущность и типология основных форм межрегиональных экономических связей и их влияние на развитие регионов. 3
1.2 Необходимость и специфика регулирования развития межрегиональных экономических связей в условиях рыночной экономики. 13
Глава 2. Анализ современных тенденций развития межрегиональных экономических связей. 23
2.1. Ассоциация экономического взаимодействия «Северный Кавказ». 23
2.2.Тенденции межрегиональной и международной интеграции на Северном Кавказе. 32
Глава 3. Роль и значение торгово-экономического сотрудничества для экономики Республики Дагестан. 40
3.1. Межрегиональная и внешняя торговля Республики Дагестан. 40
3.2. Проблемы развития торгово-экономического сотрудничества Республики Дагестан со странами дальнего зарубежья. 49
Заключение. 58
Список литературы. 61

Вложенные файлы: 1 файл

Димпломная работа.docx

— 156.50 Кб (Скачать файл)

К федеральным органам государственного управления межрегиональных связей должны включать Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов и Министерство регионального развития. Формы их участия в регулировании межрегионального сотрудничества является разработка прогнозов социально-экономического развития в среднесрочной перспективе (3 года) и долгосрочной перспективе, федерального и консолидированного бюджета Российской Федерации на период до трех лет, целевой федеральные программы, а также разработка национальных проектов в области здравоохранения, образования, жилья, развития сельского хозяйства. В соответствии с этими прогнозами, Сценарные условия функционирования экономики и программы макета модель для экономического и социального развития Российской Федерации, Министерство экономического развития России, разработанной, каждый регион разрабатывает свой план для экономической и социальной сферах. Таким образом, федеральные агентства предоставляют методологическое единство региональных программ и их координации с государственной стратегии экономического и социального развития. Министерство финансов отвечает от имени Правительства Российской Федерации для обеспечения от имени правительства России Федерации гарантирует субъектам Федерации, записывать миссию своих кредитов. Минфин организует исполнение региональных бюджетов, выполняет предварительную и постоянный мониторинг исполнения региональных бюджетов.

Участие в организации экономической деятельности и развития межрегиональных связей в регионах вместе с областной администрацией принять территориальную структуру федеральных органов исполнительной власти. Конституция РФ предусматривает два пути реализации федеральных органов исполнительной власти своих полномочий в области: они отведена роль своего рода «агентов» в соответствующей территории и предоставлена ​​возможность создавать свои территориальные органы.

Для субъектов организации экономической жизни в регионах, развитие межрегионального экономического сотрудничества, и применяет ряд государственных органов, таких, как Ассоциация государств регионах экономического взаимодействия, объединений и организаций промышленников и предпринимателей. Они являются субъектами Российской Федерации в целях координации работы по развитию решений общих проблем межрегиональных экономических отношений и интеграционных процессов и тесно взаимодействовать с государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.14

Схема межрегиональных экономических связей дана на рисунке 1

 

Основными методами регулирования и стимулирования межрегиональных экономических связей в условиях рыночной экономики становятся экономические методы, а административным методам принадлежит вспомогательная роль. Под экономическими методами и механизмами межрегиональных связей понимаются схемы инвестирования средств, привлечения ресурсов и получения прибыли, финансовых взаимоотношений и взаиморасчетов участников процесса межрегионального сотрудничества. Задача экономических механизмов – сделать процесс межрегионального хозяйственного взаимодействия прибыльным и обеспечить реализацию экономических интересов всех его участников.

Наряду с экономическими механизмами в регулировании межрегиональных связей широко применяются экономические стимулы, представляющие собой комплекс экономических льгот и преимуществ, которые получают хозяйствующие субъекты – предприятия и инвесторы, участвующие в процессе межрегионального сотрудничества. Задача стимулов – вовлечь наибольшее число участников в процессы межрегионального экономического сотрудничества, повысить эффективность экономических механизмов.

На федеральном уровне предпринимаются попытки законодательного обеспечения развития процессов интеграции. В целях создания инструментов и методической базы развития межрегиональных экономических связей субъектов РФ в 1998 г. Государственным антимонопольным комитетом РФ были подготовлены Методические рекомендации по развитию межрегионального товарообмена и формированию конкурентной среды на межрегиональных товарных рынках (приказ ГАК РФ от 26 июля 1998 г. № 235). Это один из немногих документов федерального уровня, посвященным вопросам межрегионального экономического взаимодействия, который актуален и по сегодняшний день.

В данном документе сформулирована цель государственной политики развития межрегионального товарообмена и межрегиональных товарных рынков (МТР) – создание единого экономического пространства Российской Федерации на основе оживления местного производства и повышения его конкурентоспособности, расширения ассортимента и увеличения объемов взаимных поставок между регионами, что способствует росту уровня занятости и благосостояния населения.

Достижение поставленных целей предполагает решение следующих основных задач:

- снижение значимости  или полная ликвидация барьеров  для межрегионального товарообмена, осуществляемого с использованием  услуг железнодорожного, автомобильного, речного, морского, авиационного транспорта;

- размещение филиалов  основного производства в других  регионах страны;

- выравнивание условий  хозяйствования, влияющих на факторы  производства и стоимость продукции  субъектов одного товарного рынка, расположенного на территориях  разных субъектов Российской  Федерации;

- создание организационно-правовой  базы для взаимодействия органов  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления в решении  проблем и вопросов межрегионального  товарообмена и МТР;

- развитие инфраструктуры  МТР;

- недискриминационное  решение проблемы собственности  элементов межрегиональной инфраструктуры  и ее использования по назначению, развитие коллективных форм собственности  для обеспечения долевого участия  в собственности на производственные  и инфраструктурные объекты хозяйствующих  субъектов из различных регионов;

- создание условий  равного доступа к информации  любым субъектам рынка;

- формирование положительного  общественного мнения о важности  межрегионального товарообмена  для развития экономики и повышения  благосостояния населения на  территории каждого субъекта  Российской Федерации, вовлеченного  в товарооборот и (или) охваченного  МТР;

- изменение монопольной  структуры межрегиональных рынков  по выделенным приоритетным товарным  группам или проведение мероприятий  с аналогичным ожидаемым не  более двух лет эффектом;

- повышение конкурентоспособности  местных товаропроизводителей при  возникновении конкурентов со  стороны хозяйствующих субъектов  из других регионов.

Таким образом, актуальность значения межрегиональных связей в настоящее время резко возросло в связи с получением субъектами Федерации экономической самостоятельности и независимости от центра в принятии решений по рациональному использованию имеющихся ресурсов. В этих условиях, с учетом исторически сложившегося территориального разделения труда, специализации и кооперации производства, стало очевидно, что эффективно решать многоплановые и масштабные задачи в экономической и других сферах в одиночку, без сотрудничества с партнерами не под силу ни одному региону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ современных тенденций развития межрегиональных экономических связей.

2.1. Ассоциация экономического взаимодействия  «Северный Кавказ».

Формы взаимодействия субъектов Российской Федерации в 2012-2013 гг., как и в прежние годы, были различны. Это участие региональных властей в деятельности межрегиональных ассоциаций, сотрудничество в рамках муниципальных ассоциаций и союзов, совместная работа при реализации крупных инвестиционных проектов, затрагивающих интересы нескольких регионов (в том числе в рамках федеральных целевых программ), заключение двусторонних договоров и соглашений, участие в межрегиональных выставках, ярмарках и т. п.

Ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации являются некоммерческие организации, учредителями которых являются органы государственной власти субъектов РФ. Создаются на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов РФ.

В июле 1994 подписано Соглашение о сотрудничестве между Федеральным Собранием Российской Федерации и межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации.

Федеральный Закон от 17 декабря 1999 г. N 211-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» определил общие принципы организации и деятельности ассоциаций в целях обеспечения правовых, экономических и организационных гарантий их деятельности, создания условий, способствующих социально-экономическому развитию субъектов РФ и страны в целом.

Вопросы деятельности ассоциаций обсуждаются на заседаниях советов ассоциации с участием руководителей органов государственной власти входящих в них субъектов РФ. Ассоциации обычно имеют в своей структуре исполнительные органы, а также комитеты по направлениям деятельности.

Субъект РФ может входить более чем в одну Ассоциацию.

На правах ассоциированных членов в ассоциацию входят отдельные хозяйствующие субъекты, а также административные единицы государств – участников СНГ.

В РФ функционируют 8 ассоциаций. Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Южного федерального округа «Северный Кавказ» была создана в марте 1992 года. Указом Президента РФ № 82 от 19.01.2010 г., по согласованию с полномочным представителем РФ в Южном федеральном округе в марте 2011 года преобразована в Ассоциацию экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Южного федерального округа «Юг». После разукрупнения Южного Федерального округа в данной ассоциации остались Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Луганская область, а в Ассоциации «Северный Кавказ» - Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия- Алания, Ставропольский край и Чеченская Республика.

Политическая деятельность была сведена к задаче объединения лоббирование региональных интересов на федеральном уровне. По инициативе ассоциаций неоднократно правительственных постановлений. Иногда интересы региональных лидеров выражается в решениях Совета Ассоциации, коснулся даже внутренние вопросы федеральных властей

Ассоциация возникла на основе добровольного объединения органов представительной и исполнительной власти. К основным задачам Ассоциации относятся:

  • создание необходимых условий для эффективного взаимодействия субъектов Федерации в вопросах социально-экономического развития территорий Северного Кавказа на основе объединения их материальных и финансовых ресурсов;

  • координация совместной деятельности субъектов Федерации по вопросам, представляющим взаимный интерес;

  • проведение согласованных мероприятий по стабилизации экономического положения и социальной защите населения;

  • принятие совместных решений по разработке и реализации региональных и межрегиональных программ и проектов по проблемам, входящим в компетенцию субъектов Федерации и органов местного самоуправления; создание необходимых для этого финансовых источников и материальных ресурсов за счет использования промышленного, научно-технического потенциала учредителей Ассоциации, а также предпринимательской деятельности структур, создаваемых Ассоциацией в этих целях;

  • поддержка и реализация основных направлений государственной региональной политики, направленной на укрепление государственной целостности Российской Федерации, а также противодействие элементам сепаратизма и децентрализации системы государственной власти в Российской Федерации;

  • разработка предложений по совершенствованию региональной государственной политики в Российской Федерации, развитию различных форм национально-культурной автономии;

  • организация и обеспечение взаимодействия регионов, входящих в Ассоциацию, с центральными органами федеральной исполнительной власти на местах;

  • подготовка рекомендаций и осуществление совместно с соответствующими органами министерств и ведомств Российской Федерации на местах мероприятий по реализации федеральных программ и проектов, а также региональных, межрегиональных и местных соглашений и программ.

В конечном итоге основная цель деятельности Ассоциации «Северный Кавказ» - развитие взаимовыгодных экономических отношений между ее участниками, создание условий для стабильного экономического развития всех территорий региона, а главное - в повышении уровня жизни населения.

Ассоциацией «Северный Кавказ» накоплен определенный опыт по разработке отраслевых и функциональных межрегиональных программ.

Ею разработаны Программа развития транспортного комплекса Северного Кавказа, «Энергетика Северного Кавказа», «Продовольствие».

В программе по развитию транспорта выявлены и «узкие места» современного, и приоритеты будущего транспортно-дорожного комплекса. В энергетической программе выработаны конкретные предложения и механизмы их реализации с целью преодоления энергодефицитности региона. В программе по продовольствию намечено создать внутрирегиональный продовольственный рынок и условия для сдерживания роста цен на нем, в первую очередь благодаря ликвидации системы перекупщиков и рационализации схем перевозки продовольствия и сырья для его производства.

В каждой из программ выделяются конкретные инвестиционные проекты (например, в транспортной программе их 348). Среди них есть проекты быстродействующие - со сроком окупаемости до 2 лет; среднесрочные - обеспечивающие возврат вложенных затрат через 5 лет и, наконец, долгосрочные - со сроком окупаемости свыше 5 лет. По значимости проекты подразделяются на федеральные (26% в их общем количестве), региональные (44%) и местные (30%). Таким образом, большинство проектов носит интеграционный, общекавказский и даже общероссийский характер. Финансирование межрегиональных программ ведется из нескольких источников: бюджетные средства - 20-25% потребностей; привлеченные кредиты на возвратной основе - 50%; инвестиции хозяйствующих субъектов - 25-30%. Доля последнего из источников финансирования будет скорее всего расти, так как уже сегодня к Северному Кавказу проявляют интерес мощные российские компании («ЛУКойл», «Газпром»), а также зарубежные инвесторы.

Информация о работе Торгово-экономическое сотрудничество как основа эффективного функционирования экономики региона на примере РД