Торгово-экономические отношения России с Белоруссией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 00:55, реферат

Краткое описание

Ещё в рамках Советского Союза республики, впоследствии ставшие независимыми государствами, обладали своей собственной спецификой. С годами уникальность экономик каждой из них только увеличивалась. Однако сегодня это не мешает постсоветским государствам формировать единое экономическое пространство и развивать 2торгово-экономическое сотрудничество.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………….3
2. Союзное государство России и Белоруссии………………………………………...…4
3. Товарооборот России и Белоруссии……………………………………………………6
4. Российский экспорт в Белоруссию……..………………………………………………8
5. Белорусский экспорт в Россию…………………………………………………….…...9
6. Транзит………………………………………………………………………………….10
7. Заключение……………………………………………………………………………..11
8. Список использованных источников…………………………………………………12

Вложенные файлы: 1 файл

торгово-экономические отношения белоруссии.docx

— 45.86 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

 

 

Кафедра «Таможенное дело»

 

 

РЕФЕРАТ

 по дисциплине: «Торгово-экономические отношения России в современных условиях»

На тему: «Торгово-экономические отношения России с Белоруссией»

 

 

Выполнил: студентка группы 1Т761-ВЗ

Моченова Светлана Владимировна

Проверил:

Старший преподаватель

Федоровская Марина Анатольевна

Оценка _______________2012

 

                                           

 

 

 

Москва 2012

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение………………………………………………………………………………….3
  2. Союзное государство России и Белоруссии………………………………………...…4
  3. Товарооборот России и Белоруссии……………………………………………………6
  4. Российский экспорт в Белоруссию……..………………………………………………8
  5. Белорусский экспорт в Россию…………………………………………………….…...9
  6. Транзит………………………………………………………………………………….10
  7. Заключение……………………………………………………………………………..11
  8. Список использованных источников…………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 
Ещё в рамках Советского Союза республики, впоследствии ставшие  независимыми государствами, обладали своей собственной спецификой. С  годами уникальность экономик каждой из них только увеличивалась. Однако сегодня это не мешает постсоветским  государствам формировать единое экономическое пространство и развивать 2торгово-экономическое сотрудничество. 
 
В настоящее время среди стран СНГ Белоруссия занимает лидирующие позиции в участии в торгово-экономических отношениях РФ. По белорусским транспортным путям осуществляется почти 2/3 экспорта России в страны ЕС. По территории соседнего государства проходят занимающие значительные по протяженности площади магистральные газо- и нефтепроводы. Среди российских военных объектов, расположенных в Белоруссии – радиолокационная станция «Волга», следящая за ракетными пусками в Европе, и радиотехнический центр, обеспечивающий связь штаба ВМФ РФ с подлодками в Атлантике - основы системы обеспечения оборонно-стратегической безопасности России на западном направлении. Через Белоруссию лежит кратчайший сухопутный путь, связывающий Калининградский анклав с Россией. 
 
Одна из ключевых черт глобализирующегося мира – превращение природных ресурсов из статьи внешнеторгового обмена в эффективный инструмент внешней политики обладателя и распорядителя этих ресурсов. Вот и Россия решила применить этот действенный инструмент с целью ужесточения своих позиций в зоне ближнего зарубежья. 
 
В начале текущего 2007 г. отношения двух соседних государств были «поставлены на рыночные рельсы» - рост цен на экспортируемый российский газ, введение таможенных пошлин на нефть, установление квот на сахар и ряд других нововведений в экономическом сотрудничестве между странами. 
 
Объектом исследования является национальная экономика государства. 
 
Грамотное регулирование отношений со странами-партнерами является первоочередной задачей для любого государства, стремящегося к успеху, а поиск компромиссного решения по выходу из кризиса на основе баланса национально-государственных интересов – ведущей темой для дискуссий не только на межгосударственном уровне, но и на мировом. Вышесказанное определяет актуальность данной дипломной работы, в которой рассматривается целесообразность российских нововведений в торгово-экономических отношениях с Белоруссией, их последствия и перспективы развития. Цель работы: определить потенциал сотрудничества России и Белоруссии в сфере торгово-экономических отношений.

В задачи работы входит:

    1. выявление характера торгово-экономических отношений России и Белоруссии;
    2. анализ структуры внешнего товарооборота стран;
    3. определение возможных сфер сотрудничества;
    4. выявление существующих проблем торгово-экономических отношений;
    5. построение перспектив сотрудничества.
  1. Союзное государство России и Белоруссии

Российско-белорусские отношения  носят характер союзного сотрудничества. 8 декабря 1999 г. подписан Договор о  создании Союзного государства и  Программа действий по реализации его  положений, которыми были определены основные направления и этапы интеграции, включая создание единого таможенного  и экономического пространства, углубление взаимодействия в гуманитарной области, в сферах внешней политики, обороны  и безопасности. Подписанию Договора о создании Союзного государства  предшествовало образование в апреле 1996 г. Сообщества России и Белоруссии, а в апреле 1997 г. - Союза Беларуси и России.

Для реализации задач Союза  государства — участники Союза  образуют Высший Государственный Совет  Союза, Парламентское Собрание Союза, Исполнительный Комитет Союза и, в случае необходимости, другие органы Союза.

Высший Государственный  Совет Союза является высшим органом Союза. В него входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств — участников Союза, а также председатель Исполнительного Комитета Союза с правом совещательного голоса.

Высшим Государственным  Советом Союза решаются важнейшие  вопросы развития:

  1. рассматривает вопросы, затрагивающие права и свободы граждан Союза;
  2. образует в пределах своей компетенции органы Союза, обеспечивает их взаимодействие, определяет местонахождение и условия пребывания;
  3. утверждает бюджет союза, рассмотренный Парламентским Собранием Союза;
  4. принимает нормативные правовые акты Союза и утверждает международные договоры Союза, рассмотренные Парламентским Собранием Союза;
  5. обеспечивает взаимодействие органов Союза с органами государственной власти государств — участников Союза;
  6. принимает решения по вопросам обеспечения безопасности государств — участников Союза, их коллективной защиты от посягательств извне, охраны границ Союза, военного строительства, борьбы с преступностью;
  7. не реже одного раза в год заслушивает отчет Исполнительного Комитета Союза о реализации принятых органами Союза решений, в том числе об исполнении бюджета Союза.

Председателем Высшего Государственного Совета Союза поочередно является один из Президентов государств — участников Союза. Обязанности Председателя Высшего  Государственного Совета Союза:

  1. организовывать работу Высшего Государственного Совета Союза;
  2. председательствовать на его заседаниях;

по поручению Высшего  Государственного Совета Союза вести  международные переговоры, заключать  от имени Союза и с согласия Высшего Государственного Совета Союза  и в пределах предоставленных  Высшим Государственным Советом  Союза полномочий международные  договоры, представлять Союз в отношениях с иностранными государствами и  международными организациями.

Решения, принятые Высшим Государственным  Советом Союза, подписываются Президентами государств — участников Союза.

Парламентское Собрание Союза является представительным органом Союза и решает вопросы развития нормативной правовой базы интеграции государств — участников Союза в политической, правовой, экономической, социальной, гуманитарной и других областях:

  1. принимает нормативные правовые акты, имеющие статус законодательной рекомендации Союза, подлежащие первоочередному рассмотрению и принятию в установленном порядке парламентами государств-участников Союза в целях унификации их законодательства;
  2. вносит предложения по вопросам развития нормативной правовой базы Союза в Высший Совет Союза и в органы государств — участников Союза, обладающие правом законодательной инициативы;
  3. содействует унификации законодательства государств — участников Союза;
  4. обеспечивает взаимодействие парламентов государств — участников Союза по вопросам, представляющим взаимный интерес;
  5. заслушивает информацию о деятельности Исполнительного Комитета Союза;
  6. рассматривает проект бюджета Союза;
  7. осуществляет контрольные функции в пределах, установленных Уставом Союза;
  8. заслушивает послания Высшего Совета Союза об основных направлениях развития Союза;
  9. рассматривает международные договоры, заключенные от имени Союза;
  10. содействует обмену правовой информацией, участвует в создании единой информационно-правовой системы Союза;
  11. заключает соглашения о сотрудничестве с парламентами иностранных государств и международными парламентскими организациями;
  12. осуществляет иные полномочия в соответствии с Уставом Союза.

Парламентское Собрание Союза  состоит из депутаций, делегируемых соответственно Федеральным Собранием  Российской Федерации и Национальным Собранием Республики Беларусь. Каждая парламентская депутация включает равное число представителей: по 36 от государства — участника Союза. Делегирование представителей в  состав Парламентского Собрания Союза, а также их отзыв осуществляются парламентами государств — участников Союза в соответствии с их регламентами. Срок действия и порядок прекращения  полномочий депутаций определяются соответствующим парламентом самостоятельно.

Исполнительный Комитет  Союза является постоянно действующим  исполнительным органом Союза. Председатель Исполнительного Комитета Союза  и его заместители назначаются  на должность и освобождаются  от должности Высшим Советом Союза. Исполнительный Комитет Союза формируется  Высшим Советом Союза. В состав Исполнительного  Комитета входит равное число представителей государств — участников. Персональный состав представителей государств —  участников в Исполнительном Комитете утверждается главой соответствующего государства.

Принципиальные подходы  к развитию российско-белорусского интеграционного сотрудничества и  конкретные вопросы практического  взаимодействия рассматриваются в  рамках регулярного политического  диалога. В 2008 г. состоялось восемь встреч Президентов России и Белоруссии в двустороннем и многостороннем формате. 3 февраля с.г. проведено очередное заседание Высшего госсовета Союзного государства.

В отношениях между Россией  и Белоруссией создана отдельная  правовая база. В настоящее время  действует более 140 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. Многосторонние соглашения о сотрудничестве связывают наши страны и в рамках СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ.  

  1. Товарооборот России и Белоруссии

Россия является ведущим  торговым партнером Белоруссии. В 2008 г. товарооборот между Россией и  Белоруссией достиг 35,2 млрд. долл. Российский экспорт в Белоруссию увеличился на 37,2%, импорт из Белоруссии – на 19,2%. В общем объеме товарооборота  России на долю Беларуси приходится порядка 4,5%, а в белорусском на долю России – около 56%1.

Таблица1

Взаимная торговля России и Беларуси в 2002-2009 гг. (млн. долл. США)

Год

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

 

Товарооборот

9899,4

12481,8

17704,2

15834.0

19944,4

26000

34100

 

В том числе:

               

экспорт России

5922,3

7601.9

11219,2

10118,2

13099,1

17204,9

23603,8

 

импорт России

3977,1

4879,9

6485,0

5715,8

6845,3

8878,6

10585

 

Сальдо

1945,2

2722,0

4734,2

4402,4

6253,8

6850

13015

 
                 
                 

В составе экспорта России в Беларусь основную долю по-прежнему занимали минеральные продукты, доля которых в товарной структуре  экспорта в 2008 году составила около 60,5% (в 2007 году - 70%). Как видно из таблицы, основной статьей белорусского импорта  из России являлись энергоресурсы, доля которых продолжала расти. Это отразилось на снижении доли машин и оборудования, продукции легкой промышленности, а  также продовольственных, товаров, несмотря на рост их стоимостных показателей. Так, доля машин, оборудования и транспортных средств сократилась на 0,6 процентного  пункта. На 0,1 процентного пункта снизилась  доля импорта продовольственных  товаров и сельскохозяйственного  сырья.

Экспорт из России минеральных  продуктов в стоимостном выражении  вырос на 40%. Однако во многом рост произошел  за счет ценового фактора. Также нужно  отметить рост поставок из России по некоторым  позициям товаров химической промышленности. Поставки каучука, пластмасс, резиновых  изделий увеличились на 34,2%. Примечательно, что и в группе Машины, оборудование и транспортные средства по некоторым  позициям наблюдался значительный рост экспортных поставок. Так, в Беларусь продано машин и механизмов на 38,4% больше, чем в 2007 году. На 41,1% выро экспорт наземных средств транспорта. Также вырос экспорт оборудования для производства бумаги и картона - в 18,0 раза, локомотивов - в 10.4, тракторов - в 3,2, оборудования для термообработки материалов - в 1,9 раза.

Экспорт электроэнергии за период 2008 г. вырос на 51,8%.

Экспорт российских продовольственных  товаров в Республику Беларусь по сравнению с 2007 годом вырос на 17,4%, но их доля в общем объеме экспорта уменьшилась до 4,5% (в 2007 году - 5,3%).

В основном из России ввозились  в Беларусь рыба мороженая, макаронные изделия, масло подсолнечное, мучные кондитерские изделия, шоколад, крупы, пиво, рыбные консервы, воды минеральные  и газированные, пшеничная мука.

Прирост импорта из России практически по всем видам топливных  ресурсов и сырьевых товаров в  Беларусь рассматривался как положительный  фактор, так как это позволило  обеспечить нормальное функционирование промышленных предприятий, увеличить  объем выпуска продукции на 11,4% и, следовательно, нарастить экспорт  белорусских товаров в третьи страны. А доходы от продажи своих  товаров в страны дальнего зарубежья  Беларусь направляла на пополнение своих  инвестиционных и инновационных  ресурсов.

Таблица 2

 Товарная структура экспорта Российской Федерации во взаимной торговле с Республикой Беларусь в 2005-2008 гг

 

Товар

Импорт 

2008 к 2007 %

 
 

2005

2006

2007

2008

   

Всего

10118

13099

17205

23604

37,2

 

1. Минеральные продукты  в том числе

5547

7285

10069

14099

40,0

 

2. Машины, механизмы оборудование

780

1024

1342

1724

28,4

 

3. Продукция химической  отрасли

403

572

650

981

50,9

 

5. Готовые пищевые продукты

328

377

467

548

17,4

 

6. Текстиль и изделия  из него

154

175

179

202

12,9

 

7. Средства наземного  транспорта

249

287

355

501

41,1

 

8. Недрагоценные металлы  и изделия из них

1325

1762

2210

3100

40,3

 

9. Пластмассы, каучук, резиновые  изделия

375

483

593

796

34,2

 

10. Электроэнергия

40

51

54

82

101

 

11. Бумага, картон

170

221

256

310

21,1

 
             

Информация о работе Торгово-экономические отношения России с Белоруссией