Торгово-экономическое сотрудничество как основа эффективного функционирования экономики региона на примере РД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 21:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в определение значения торгово-экономических связей для развития экономики Республики Дагестан и как один из основных направлений устойчивого экономического развития региона. Реализация внешнеэкономического потенциала в экономическом развитии РД не может осуществляться без адекватного восприятия вызовов глобализации на региональной основе. В этой связи особый интерес представляет изучение особенностей процесса интеграции республики в мирохозяйственные связи, а также практики формирования механизма внешнеэкономической деятельности регионов.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- формирование предложений по методологии разработки концепции развития внешнеэкономической деятельности региона, обеспечивающей повышение эффективности социально-экономического развития региона;
- анализе современных тенденций развития межрегиональных экономических связей;
- характеристике деятельности Ассоциация экономического взаимодействия «Северный Кавказ»;
- определение тенденций межрегиональной и международной интеграции на Северном Кавказе;
- характеристике межрегиональной и внешней торговли Республики Дагестан и проблемам развития торгово-экономического сотрудничества Республики Дагестан со странами дальнего зарубежья.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты механизмов функционирования и регулирования межрегиональных экономических связей субъектов РФ. 3
1.1 Сущность и типология основных форм межрегиональных экономических связей и их влияние на развитие регионов. 3
1.2 Необходимость и специфика регулирования развития межрегиональных экономических связей в условиях рыночной экономики. 13
Глава 2. Анализ современных тенденций развития межрегиональных экономических связей. 23
2.1. Ассоциация экономического взаимодействия «Северный Кавказ». 23
2.2.Тенденции межрегиональной и международной интеграции на Северном Кавказе. 32
Глава 3. Роль и значение торгово-экономического сотрудничества для экономики Республики Дагестан. 40
3.1. Межрегиональная и внешняя торговля Республики Дагестан. 40
3.2. Проблемы развития торгово-экономического сотрудничества Республики Дагестан со странами дальнего зарубежья. 49
Заключение. 58
Список литературы. 61

Вложенные файлы: 1 файл

Димпломная работа.docx

— 156.50 Кб (Скачать файл)

Основную номенклатуру экспортных товаров за 2012 год составили продовольственные товары, машиностроительная продукция, продукция нефтехимического комплекса.

По объемам внешнеторгового оборота Республика Дагестан находится на 2 месте среди субъектов СКФО после Ставропольского края с объемом внешнеторгового оборота равной 21%.23

В целях развития торгово-экономических связей Республики Дагестан с субъектами Российской Федерации и зарубежными странами для продвижения дагестанской продукции на внутренние и внешние рынки Правительство Республики Дагестан приняло Постановление от 10.07.2013г. № 348 о создании «Торгового дома «Дагестан» с уставным капиталом 20 млн. рублей, который формируется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.

Пока еще рано говорить о результатах  деятельности «Торгового дома «Дагестан», но при грамотно организованной работе результаты незамедлительно скажутся на экономическом положении субъектов малого и среднего предпринимательства нашей республике.

В контексте проводимых мер весьма органично встраивается и Концепция развития торговли в Республике Дагестан на период до 2016 года,  принятая распоряжением Правительства Республики Дагестан от 6 ноября 2013 г. N 354-р которая хотя и направлены на дальнейшее развитие инфраструктуры потребительского рынка республики, внедрение прогрессивных технологий продаж, использование современных форм торговли, создание эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики республики и обеспечивающей эффективность системы дистрибуции для производителей и максимальное удовлетворение потребностей населения в качественных товарах.

Реализация намеченных мер позволит повлиять на как качественно, так и количественно на торгово-экономическое сотрудничество нашей республики  и повлиять на повышение эффективности функционирования ее экономики.

 Одним из эффективных методов установления прямых экономических контактов между хозяйствующими субъектами Республики Дагестан и регионами России является организация и участие в торгово-экономических миссиях и выставочных мероприятиях.

В республике дважды был проведен экономический форум, в работе которого принимают участие официальные делегации и предпринимательские структуры ряда регионов России. Среди участников форума - ученые, эксперты, бизнесмены, руководители, как российских предприятий, так и компаний из Австрии, Италии, Венгрии, Турции, Молдовы, Чехии, Азербайджана, Туркменистана, Ирана, Казахстана, США. Общее число участников форума превысило 1300 человек. Основные проблемы, обсуждаемые на форуме были связаны с созданием нормальных условий для развития малого, среднего бизнеса и предпринимательства.24

В июне 2013 году правительственная делегация Республики Дагестан во главе с Президентом Республики Дагестан принимала участие в Петербургском Международном экономическом форуме, который состоялся в городе Санкт-Петербург.

Также делегация Республики Дагестан принимает ежегодное участие в Международном инвестиционном форуме в городе Сочи Краснодарского края. В рамках форума проводятся встречи руководителей дагестанских предприятий и предпринимателей Краснодарского края.25

В апреле 2013 года в г. Стамбул прошел экономический форум «Презентация Республики Дагестан в Турции. Торгово-экономический потенциал и возможности инвестиционного сотрудничества», в работе которого принимала участие официальная делегация Республики Дагестан во главе с Президентом РД Абдулатиповым Р.Г. С турецкой стороны в форуме принимали участие представители деловых кругов Турции.

В 2013 году министерством торговли, инвестиций и предпринимательства республики совместно с Союзом экспортеров Восточного Причерноморья Турции организован бизнес-форум в городе Трабзон с целью проведения двухсторонних переговоров между предпринимательскими структурами Турции и Дагестана.

Представители министерства также принимали участие в V сессии проекта «Италия встречает Северный Кавказ», проходившего в г. Кавказские Минеральные Воды.

22-23 апреля 2014 года в столице  нашей республики прошёл Всероссийский  культурно-инвестиционный форум, проводимый в рамках Года культуры и организованный в целях обсуждения важнейших проблем развития культурной среды и экономики в регионах России, выработке их территориальных моделей, позволяющих гармонизировать культурную и социальную среду.

В рамках Всероссийского культурно-инвестиционного форума в Дагестане подписано множество соглашений.

Так, было заключено соглашение между ОАО «Дагагроснаб» и министерством торговли, инвестиций и предпринимательства РД о сотрудничестве сторон в сфере развития торговли, инвестиций, осуществления предпринимательской деятельности, проведения выставок, презентаций, ярмарок, привлечения потенциальных инвесторов.

Кроме того, был подписан меморандум о сотрудничестве между министерством торговли, инвестиций и предпринимательства РД и Открытым акционерным обществом «Агрохолдинг «Старый сад» о реализации инвестиционных проектов в сфере агропромышленного направления. Предприятие готово инвестировать в республику 250 млн евро, то есть где-то 12 млрд рублей.. Это строительство свыше 100 га тепличного комплекса, сады, логистические центры.

Пять соглашений было заключено Комитетом по туризму Республики Дагестан. Одно из них – соглашение о совместной деятельности в области развития туризма на территории российских регионов между Комитетом и ООО «Спортивно-оздоровительный комплекс «Малиновка» Архангельской области.

Также было заключено трехстороннее соглашение между Комитетом, Кизлярским районом и ОАО «Газинжсети». Оно заключено в рамках реализации инвестиционных проектов «Создание туристско-рекреационного комплекса «Золотые дюны», «Создание бальнеологической туристской базы «Живой родник» и «Строительство туристско-рекреационного комплекса «Большой Ачиколь».

В рамках реализации инвестпроекта «Создание оздоровительного комплекса «Алмак» заключено соглашение между Комитетом по туризму РД и ООО «Совхоз «Алмакский». Соглашение о совместной деятельности в области развития туризма в Республике Дагестан подписано между Комитетом и компанией «Tez Tour» в лице председателя Комитета Магомеда Исаева и гендиректора компании Ислама Исламова.26

В рамках форума были подписаны соглашения о намерениях между Правительством Республики Дагестан и итальянскими компаниями «ИталТехИнжиниринг» и «Tecnotest». Первое соглашение предусматривает модернизацию существующих лабораторных комплексов для тестирования строительных материалов, второе – поставку оборудования для промышленного производства, его компьютеризацию и автоматизацию.

Проведение в республики форумов такого уровня и масштабов является  своеобразным обменом достижений, концентрация экономических идей, планов и предложений, которые затем должны обязательно воплотиться в реальные проекты.

Анализ участия республиканских государственных и предпринимательских структур в бизнес-форумах позволяет привлечь внимание иностранных деловых кругов к инвестиционному потенциалу и экспортным возможностям Республики Дагестан, укрепить позитивный имидж республики и определить перспективы развития экономических связей между регионами.

 

3.2. Проблемы развития  торгово-экономического сотрудничества Республики Дагестан со странами дальнего зарубежья.

Дагестан занимает особое место среди российских регионов, что в первую очередь обусловлено выгодным геостратегическим положением и развитой транспортной инфраструктурой, которая обеспечивает прямой выход к международным морским путям, а также имеет важное транзитное значение для экономических связей России с Закавказьем, Средней Азией, Казахстаном, Турцией и Ираном. В виду этого особого положения для нашей республики очень важно использовать выгодные возможности приграничного региона и на основе двустороннего сотрудничества с этими странами попытаться изменить свое социально-экономическое положение.

Для России Иран во все времена имел большое значение во внешней политике. Иран был и остается крупным торгово-экономическим партнером России, объем торговли, с которым постоянно растет. История российско-иранских отношений показывает, что основной задачей двух стран является сохранение и поддержание положительного процесса двусторонних отношений, придание им устойчивого характера, так как накоплен ценный опыт совместной работы в многосторонней дипломатии и торгово-экономических отношениях.

Сотрудничество между Республикой Дагестан и Исламской Республикой Иран осуществляется в рамках имеющихся российско-иранских договоренностей.

Торгово-экономические связи Республики Дагестан с Ираном осуществляются на уровне хозяйствующих субъектов, между представителями малого и среднего бизнеса и занимают серьезное место во внешнеэкономической деятельности Республики Дагестан.

В марте 2011 г в ходе визита официальной делегации Провинции Гилян (Исламская Республика Иран) в Республику Дагестан было подписано соглашение о сотрудничестве между Республикой Дагестан и Провинцией Гилян. В феврале этого года Республику Дагестан посетила с официальным визитом представительная делегация во главе с Президентом Торгово-промышленной палаты провинции Йезд (Исламская Республика Иран) Мохаммад-Реза Ата-баки. Целью визита иранской делегации стало укрепление двусторонних торгово-экономических связей. В ходе визита Президент Республики Дагестан провел встречу с делегацией Исламской Республики Иран.27 Иранская сторона выразила готовность финансировать открытие заводов по производству цемента, соков, высококачественных лекарственных препаратов. Кроме того, от иранской стороны поступило предложение об открытии на постоянной основе выставочного центра в Махачкале, где будет широко представлена производимая в Иранской Республике продукция.

Иран традиционно является основным торговым партнером Республики Дагестан, отношения с которым характеризуются стабильной позитивной динамикой, увеличением товарооборота и направлены на дальнейшее укрепление стратегического партнерства.

По данным Дагестанской таможни внешнеторговый оборот Республики Дагестан с Исламской Республикой Иран за 9 месяцев 2012 года составил 156 721,5 тыс. долл. США. в том числе  экспорт - 50 190,5 тыс. долл. США. импорт - 106 531,0 тыс. долл. США.28

Структуру экспорта составили зерновые, злаковые культуры, лесоматериалы, изделия столярные, плотницкие, изделия из черных металлов, центрифуги.

В структуре импорта: овощи, фрукты, чай, сахар, изделия из пластмассы, печи отопительные, мебель, ковровые и прочие текстильные изделия, предметы принадлежности одежды, посуда и.т.д.

Махачкалинским морским торговым портом осуществляются перевозки грузов в направлении п. Махачкала - морские порты Ирана Амир-Абад, Энзели, Нека, НовШахр - порт Махачкала.

Продолжается работа по подписанию аналогичного соглашения между Правительством Республики Дагестан и провинцией Мазендаран Исламской Республики Иран29.

Кроме того, в середине апреля 2012 г. в Махачкале прошла первая специализированная выставка Исламской Республики Иран, на которой были представлены ковровые и ювелирные изделия иранских мастеров, автомобильная, сельскохозяйственная и другая продукция. Дагестан в свою очередь выставил изделия народно-художественного промысла республики, в том числе изделия мастеров из Унцукуля и Кубачи. На Первой специализированной выставке были представлены многие иранские предприятия, готовые поставлять мебель, оборудование, в том числе медицинское, облицовочные материалы для развития туристического бизнеса.

Несомненно, активизация российско-иранских связей должна придать дагестанским контактам с соседями динамичный характер, потому что развитие внешних связей Дагестана неразрывно связано с внешнеполитической линией России.

В настоящее время в Правительстве Республики Дагестан рассматривается вопрос о создании рабочей группы по связям с Ираном. Целью создания данного координационного органа являются поиск приоритетных и развитие перспективных направлений сотрудничества, разработка первоочередных мероприятий, долгосрочных, стратегических проектов и реальных программ в экономической и гуманитарной сферах, базирующихся на положениях рамочных соглашений.

В первой половине апреля 2013 года иранские представители выдвинули сразу несколько идей по расширению базы сотрудничества с прикаспийской республикой в составе РФ. Регион посетила делегация во главе с послом Ирана в России Сейед Махмуд Реза Саджади. 10 апреля состоялась встреча посла с исполняющим обязанности главы (ныне Президентом) Дагестана Р. Абдулатиповым. Иранцы предложили создать в республике свободную экономическую зону (СЭЗ), обозначили свою заинтересованность в придании Дагестану статуса главного логистического центра для продвижения иранских товаров на российском рынке.30

В качестве возможной точки предполагаемой СЭЗ иранский посол предложил Махачкалинский морской порт. Последний привлекает внимание иранцев в силу таких факторов, как егo круглогодичная работа, наличие портовой инфраструктуры для перевалки грузов, железная дорога и автомобильная трасса, примыкающие к порту. Иранцы также выдвинули инициативы по созданию прямого авиасообщения между Ираном и Дагестаном, обозначили интерес в вопросе открытия в республике своего генконсульства. По информации порта, в целях организации прямого смешанного железнодорожно-паромного сообщения Махачкала-Амирабад, Махачкала-Энзели необходимо завершение строительства паромного комплекса в порту Амирабад и строительство паромной переправы в порту Энзели.

В качестве важного шага на пути углубления экономического сотрудничества и совершенствования условий взаимодействия между Республикой Дагестан и Исламской Республикой Иран мировая практика признает создание системы информационного обеспечения. Изучение условий развития экономических отношений между Дагестаном и Ираном позволяет нам утверждать, что одним из ключевых недостатков в данной сфере является отсутствие системы сбора информации не только по зарубежным рынкам, в большей степени, нарушена работа механизма отражения статистической отчетности по направлениям экономического развития самого региона.

Особо внимание следует уделить и стандартным мерам по защите внутреннего рынка с обязательной увязкой с выбранными направлениями структурной политики. На наш взгляд, это особенно актуально в связи с укреплением потенциала в ряде отраслей экономики (машиностроение, пищевая и легкая промышленность), напрямую связанных с Дагестаном. Основные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности территорий предполагают не только применение тарифных мер, но и расширение набора мер нетарифного характера путем задействования четких и жестких требований по качеству и техническому уровню поставляемых товаров, их санитарному состоянию.31

Информация о работе Торгово-экономическое сотрудничество как основа эффективного функционирования экономики региона на примере РД