Торгово-экономическое сотрудничество как основа эффективного функционирования экономики региона на примере РД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 21:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в определение значения торгово-экономических связей для развития экономики Республики Дагестан и как один из основных направлений устойчивого экономического развития региона. Реализация внешнеэкономического потенциала в экономическом развитии РД не может осуществляться без адекватного восприятия вызовов глобализации на региональной основе. В этой связи особый интерес представляет изучение особенностей процесса интеграции республики в мирохозяйственные связи, а также практики формирования механизма внешнеэкономической деятельности регионов.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- формирование предложений по методологии разработки концепции развития внешнеэкономической деятельности региона, обеспечивающей повышение эффективности социально-экономического развития региона;
- анализе современных тенденций развития межрегиональных экономических связей;
- характеристике деятельности Ассоциация экономического взаимодействия «Северный Кавказ»;
- определение тенденций межрегиональной и международной интеграции на Северном Кавказе;
- характеристике межрегиональной и внешней торговли Республики Дагестан и проблемам развития торгово-экономического сотрудничества Республики Дагестан со странами дальнего зарубежья.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты механизмов функционирования и регулирования межрегиональных экономических связей субъектов РФ. 3
1.1 Сущность и типология основных форм межрегиональных экономических связей и их влияние на развитие регионов. 3
1.2 Необходимость и специфика регулирования развития межрегиональных экономических связей в условиях рыночной экономики. 13
Глава 2. Анализ современных тенденций развития межрегиональных экономических связей. 23
2.1. Ассоциация экономического взаимодействия «Северный Кавказ». 23
2.2.Тенденции межрегиональной и международной интеграции на Северном Кавказе. 32
Глава 3. Роль и значение торгово-экономического сотрудничества для экономики Республики Дагестан. 40
3.1. Межрегиональная и внешняя торговля Республики Дагестан. 40
3.2. Проблемы развития торгово-экономического сотрудничества Республики Дагестан со странами дальнего зарубежья. 49
Заключение. 58
Список литературы. 61

Вложенные файлы: 1 файл

Димпломная работа.docx

— 156.50 Кб (Скачать файл)

Как известно, в статистике международной торговли также изолированы экспортную квоту и квоту на импорт, которые определяются в порядке, установленном государственными организациями, в случае необходимости, экспорт и импорт определенных товаров. В некотором смысле, эти понятия могут быть использованы на региональном уровне, как это установлено в стране в целом, количественные ограничения на экспорт и импорт отдельных видов товаров, распределенных в более конкретных регионах. По аналогии можно использовать показатели межрегионального квоты на ввоз или вывоз, и импортных квот в общем регионе или полного удаления региона (включая экологически чистых продуктов), где такие квоты в принципе может быть установлен как на государственном уровне, так и региональных органов власти. Последняя ситуация особенно часто встречается в кризис недопроизводства.10

В статистике международной торговли выделяют также такой показатель, как чистый экспорт товаров и услуг, под которым понимается разница между совокупным экспортом и совокупным импортом страны за год. Очевидно, что понятие чистого экспорта товаров и услуг может использоваться не только на национальном, но и на региональном уровне – в этом случае под чистым экспортом региона понимается разница между совокупным экспортом и совокупным импортом региона за год. На наш взгляд, по аналогии имеет смысл для более точной оценки объемов межрегиональной торговли ввести понятия чистого межрегионального вывоза и чистого совокупного вывоза из региона. При этом под чистым межрегиональным вывозом следует понимать разницу между межрегиональным вывозом и межрегиональным ввозом конкретного региона за определенный период времени (обычно за год). В свою очередь под чистым совокупным вывозом из региона следует понимать разницу между совокупным вывозом из региона и совокупным ввозом в регион за год.

Учитывая высокую продуктивность использования аналогии между положениями теории международных экономических отношений и положениями теории межрегиональных экономических отношений, особое внимание следует уделить анализу такого важного показателя статистики международной торговли, как внешнеторговый оборот. Как известно, под внешнеторговым оборотом понимается сумма стоимостей экспорта и импорта за определенный период: месяц, квартал, год. По аналогии можно ввести понятие внешнеторгового оборота региона, под которым следует понимать сумму стоимостей регионального экспорта и регионального импорта за определенный период. Для более точной оценки объемов межрегиональной торговли целесообразно использовать также показатели межрегионального оборота (или товарооборота), определенного для конкретного региона, и совокупного внешнеторгового оборота региона. При этом под межрегиональным оборотом региона следует понимать сумму межрегионального ввоза и межрегионального вывоза региона за определенный период: месяц, квартал, год. Под совокупным внешнеторговым оборотом региона следует понимать сумму между совокупным ввозом в регион и совокупным вывозом из региона за определенный период. Все эти показатели можно использовать и для учета экологически чистой продукции.

Таким образом, группа статистических показателей, характеризующих межрегиональной торговли, включает в себя гораздо больше производительности, чем у аналогичной группы показателей, характеризующих международную торговлю. Это связано с тем, что в регионе в качестве объекта управления в торговой системе связано с большим количеством разновидностей коммерческих объектов, чем страны как объекта управления в международной торговой системе. Поскольку регион обычно имеет торговые отношения не только с другими регионами, но и с другими странами. Именно поэтому система статистических показателей, характеризующих межрегиональной торговли, наряду с показателями экспорта, импорта, внешнеторговый оборот (т.е., наряду с показателями скважины и международной торговли), целесообразно включать в себя такие факторы, как межрегионального движения, Общий объем внешнеторгового оборота региона и ряда других, характерных для внутрирегиональных торговой статистики. Кроме того, доля этого вида конкретных показателей в общей группе показателей, характеризующих межрегиональной торговли, будет напрямую зависеть от доли, которая во внешней торговле региона занимает межрегиональной торговли, а какие - торговля с другими странами.

Также важно учитывать следующее. Так же, как в мировой торговли определяется путем суммирования внешнеторговый оборот всех стран мира, межрегиональной торговли могут быть определены путем суммирования каждой стране межрегионального оборота каждой из своего региона. Эта величина характеризует отношения на макроуровне по всей стране в области торговли и межрегиональной торговли меньше, чем в государственной оборота на величину внутрирегиональной оборота каждого региона (очевидно, что оборот любого региона состоит из двух частей: межрегиональная оборот региона и его внутрирегиональной товарооборота). В группе показателей, характеризующих межрегиональной торговле, должны рассматриваться в качестве индикаторов товарной структуре и географическом распределении внутрирегиональной торговли (в том числе экологически чистых продуктов), торговый баланс в регионе, все показатели должны учитывать не только статические, но также динамичным. Завершая обсуждение вопросов о группа показателей, характеризующих межрегиональной торговле, и мы не можем прикоснуться другой.

В соответствии с кейнсианской теорией, экспорт оказывает множительное (мультиплицированное) воздействие на доход, подобно инвестициям и государственным расходам. Поэтому экспорт и импорт, как и другие составляющие совокупных расходов, действуют с мультипликационным эффектом. В связи с этим, при анализе торговых отношений на теоретическом уровне существенную роль играет такой показатель, как мультипликатор внешней торговли, который характеризует зависимость между приростом национального дохода и вызвавшим этот прирост чистым экспортом товаров и услуг. Причем ясно, что этот показатель может использоваться и на региональном уровне. Очевидно, что по аналогии можно ввести понятие мультипликатора межрегиональной торговли, который характеризует зависимость между приростом чистого дохода региона и вызвавшим этот прирост чистым межрегиональным вывозом. Сумма мультипликатора межрегиональной торговли и мультипликатора внешней торговли региона будет равна мультипликатору совокупной внерегиональной торговли данного региона. Этот показатель характеризует зависимость между приростом чистого дохода региона и вызвавшим этот прирост чистым совокупным вывозом из региона.

Таким образом, система показателей, характеризующих межрегиональную торговлю достаточно разнообразны. К сожалению, в настоящее время приведенные показатели не рассчитываются в региональных торговых балансах. Одной из причин, на наш взгляд, является недопонимание территориальных органов статистики важности их расчета для корректировки деятельности региональных экономических структур с целью повышения их эффективного функционирования на межрегиональном уровне.

1.2 Необходимость  и специфика регулирования развития  межрегиональных экономических  связей в условиях рыночной  экономики.

Регулирование развития экономики регионов и межрегиональных экономических связей представляет собой совокупность принципов, методов и форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона и его включения в сотрудничество с другими регионами на основе межтерриториального разделения труда11 Эффективность регулирования экономического взаимодействия регионов в значительной степени зависит от темпов и масштабов преодоления разобщенности товарных рынков субъектов Российской Федерации и создания единого для страны экономического пространства. Интеграционные процессы связаны как восстановлением и развитием хозяйственных связей, приводящих к расширению товарообмена между регионами, так и с формированием значительных по географическим границам товарных рынков, охватывающих несколько территорий сразу.

В современной экономической практике выделяются следующие виды регулирования экономики:

- саморегулирование  на основе базовых законов  рыночной экономики;

- государственное  регулирование;

- общественное регулирование;

- корпоративное (фирменное) регулирование.

Двадцать с лишним лет реформирования развития страны в новых экономических условиях показал, что надежды на невидимую руку рынка себя не оправдали. Поступательное сбалансированное развитие экономики возможно только при сочетании рыночных механизмов и государственного ее регулирования.

Определяя сущность, цели и задачи регулирования межрегиональных экономических связей в условиях перехода России к рыночным отношениям, необходимо учитывать следующее.

1. Неодинаковое  распределение по территории  страны производственного, трудового, научно-технического, природно-ресурсного  потенциала, что создает объективные  предпосылки для неодинаковых  темпов экономического и социального  развития.

2. Существование огромного необоснованного разрыва в уровнях социально-экономического развития регионов России, наличие, с одной стороны, богатых субъектов Федерации (Москва, Московская область, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский округа), а с другой – бедных, кризисных и депрессивных регионов с высоким уровнем безработицы и значительной долей бедного населения

3. Нечеткое и  нерациональное разделение полномочий  между центром, субъектами РФ  и муниципальными образованиями, что вносит неустойчивость в  процессы децентрализации и автономизации  субъектов РФ, мешает наиболее  рациональному использованию имеющихся  ресурсов местными органами управления.

4. Неодинаковая  развитость и активность в  регионах России общественных  организаций (например, межрегиональных  ассоциаций экономического взаимодействия) в решении задач регулирования  сотрудничества между регионами  совместно с государственными  органами управления.

Содержание регионального управления в виде набора принципов, методов, форм и средств, ориентированных на социально-экономические процессы в регионе, трудно и разнообразно. Анализ зарубежного опыта и опыта областной администрации в России показывает, что ее эффективность во многом зависит от соблюдения четко определенных, проверенных принципов самой жизни из-за законов рыночной экономики. К основным принципам регионального управления относятся: децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, а также принцип выделенной компетенции12

Суть принципа децентрализации заключается в перемещении принятия решений от центрального правительства к агентам рынка. Этот принцип ограничивает монополию на абсолютную власть регионального управления, обеспечивает экономическую свободу хозяйствующих субъектов в регионе и полицентрической системы принятия решений и делегацию функций управления сверху вниз.

Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической подчиненности вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равноправных партнеров.

Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенного цели. Он реализуется в региональном управлении через механизмы формирования перераспределения финансовых ресурсов в целях обеспечения минимальных социальных стандартов для всего населения региона, а также минимального бюджетной обеспеченности.

Содержание принципа мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления в ответ на изменения окружающей среды. Этот принцип проявляется через постоянной трансформации функциональных и организационных структур регионального управления, что позволяет субъекты управления адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка, функционирующих.

Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разделения функций) не разграничение функций между сферами регионального управления, а внутри них. Согласно этому принципу реализована функций перераспределения лиц на федеральном, региональных и муниципальных властей, а также предоставления ресурсов для осуществления каждой функции.

В число основных задач регионального управления экономическими связями входят:

-обеспечение расширенного  воспроизводства условий жизнедеятельности  населения региона, высокого уровня и качества жизни;

-экономическая  и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;

-оптимизация финансовых  потоков, формирование условий и  механизмов укрепления экономической  базы региона и муниципальных  образований;

-обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды;

-формирование и  реализация структурной, инвестиционной  и научно-технической политики  в регионе, создание и развитие  рыночной инфраструктуры.

Исходя из сущности, содержания и задач регионального управления, сформулированных выше, его объект можно классифицировать по следующим основным признакам.

1. Принадлежность  объекта к той или иной форме собственности (федеральная, муниципальная, собственность субъекта Федерации).

2. Характер продукции  или услуг, производимых субъектом  хозяйствования (продукция целиком или в основном потребляется внутри региона, продукция имеет межрегиональное потребление, экспортная продукция и др.).

3. Характер и  степень воздействия субъекта  хозяйствования на экономические, социальные, экологические и другие процессы в регионе.

4. Воспроизводство  условий жизнедеятельности населения, удовлетворение потребностей людей  вне сферы производства (охрана  здоровья, удовлетворение потребностей в образовании и культуре, социальная защита и поддержка).

Анализ приведенной классификации объектов позволяет сделать вывод о том, что к объектам регионального управления можно отнести все хозяйственные единицы региона. Однако непосредственным объектом регионального управления являются предприятия и организации, отнесенные к собственности субъектов Федерации, а также инфраструктурные звенья, деятельность которых направлена на воспроизводство условий жизнедеятельности населения вне сферы производства. На указанные объекты региональный менеджмент оказывает прямое (непосредственное) воздействие, на все другие объекты - опосредованное.

Государственные органы, регулирующие региональные экономические отношения, можно классифицировать следующим образом: 13

- по времени действия (постоянные, временные);

- по масштабам  деятельности (федеральные, межрегиональные, региональные);

- по профилю деятельности (функциональные, отраслевые, территориальные).

В иерархии структуры управления межрегиональными экономическими связями особая роль отводится специальным подразделениям Администрации Президента Российской Федерации и аппарата федерального Правительства. Например, Территориальное управление Администрации Президента РФ осуществляет подготовку основных положений к прогнозу развития социально-экономической ситуации в стране и субъектах Федерации, способствует взаимодействию региональных органов государственной власти. Одной из задач правительственной комиссии по государственной поддержке развития регионов РФ является координация деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти по стимулированию инвестиционной активности в регионах, повышению эффективности использования выделяемых им бюджетных средств на реализацию федеральных целевых программ.

Информация о работе Торгово-экономическое сотрудничество как основа эффективного функционирования экономики региона на примере РД