Торгово-экономическое сотрудничество как основа эффективного функционирования экономики региона на примере РД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 21:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в определение значения торгово-экономических связей для развития экономики Республики Дагестан и как один из основных направлений устойчивого экономического развития региона. Реализация внешнеэкономического потенциала в экономическом развитии РД не может осуществляться без адекватного восприятия вызовов глобализации на региональной основе. В этой связи особый интерес представляет изучение особенностей процесса интеграции республики в мирохозяйственные связи, а также практики формирования механизма внешнеэкономической деятельности регионов.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- формирование предложений по методологии разработки концепции развития внешнеэкономической деятельности региона, обеспечивающей повышение эффективности социально-экономического развития региона;
- анализе современных тенденций развития межрегиональных экономических связей;
- характеристике деятельности Ассоциация экономического взаимодействия «Северный Кавказ»;
- определение тенденций межрегиональной и международной интеграции на Северном Кавказе;
- характеристике межрегиональной и внешней торговли Республики Дагестан и проблемам развития торгово-экономического сотрудничества Республики Дагестан со странами дальнего зарубежья.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты механизмов функционирования и регулирования межрегиональных экономических связей субъектов РФ. 3
1.1 Сущность и типология основных форм межрегиональных экономических связей и их влияние на развитие регионов. 3
1.2 Необходимость и специфика регулирования развития межрегиональных экономических связей в условиях рыночной экономики. 13
Глава 2. Анализ современных тенденций развития межрегиональных экономических связей. 23
2.1. Ассоциация экономического взаимодействия «Северный Кавказ». 23
2.2.Тенденции межрегиональной и международной интеграции на Северном Кавказе. 32
Глава 3. Роль и значение торгово-экономического сотрудничества для экономики Республики Дагестан. 40
3.1. Межрегиональная и внешняя торговля Республики Дагестан. 40
3.2. Проблемы развития торгово-экономического сотрудничества Республики Дагестан со странами дальнего зарубежья. 49
Заключение. 58
Список литературы. 61

Вложенные файлы: 1 файл

Димпломная работа.docx

— 156.50 Кб (Скачать файл)

Приоритетными для Северного Кавказа считаются Украина, Грузия, Азербайджан, Армения, а также Казахстан и Туркмения, имеющие общие границы по Каспию, и Белоруссия, как государство, вошедшее в Таможенный союз России со странами СНГ. При участии торгово-промышленных палат субъектов Северо-Кавказского региона и сопредельных территорий государств-участников СНГ в последние годы проводятся совместные выставки-ярмарки товаров, создаются постоянно действующие бизнес-центры. Положительное влияние на развитие торговых связей оказывает открытие фирменных магазинов предприятий стран Содружества на Северном Кавказе и, наоборот, предприятий республик и областей Северо-Кавказского экономического региона - в государствах СНГ.

Международным связям со странами СНГ и приграничному сотрудничеству с ними большое внимание уделяет Дагестан, соседями которого после распада СССР стали Азербайджан, Грузия, Казахстан, Туркмения. Заключены межправительственные соглашения о сотрудничестве с Азербайджанской Республикой и Республикой Казахстан.18

Распоряжением Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева  от 17 декабря 2012 г. №2408-р была принята к реализации государственная программа «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года направлена на стимулирование экономического развития регионов путём создания новых центров экономического роста, координацию инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса с учётом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений.

Ответственными исполнителями ее реализации является Министерство регионального развития, Министерство экономического развития, Министерство финансов. Государственная программа включает 11 подпрограмм, в том числе в целях стимулирования предпринимательской и инвестиционной активности, развития локальных индустриальных зон, создания новых опорных точек экономики:19

1 «Развитие инвестиционной  привлекательности Северо-Кавказского  федерального округа»;

2 «Развитие особо охраняемого  эколого-курортного региона Российской  Федерации – Кавказские Минеральные  Воды»;

3 «Развитие туристического  кластера в Северо-Кавказском  федеральном округе, Краснодарском  крае и Республике Адыгея».

Обеспечение эффективного долгосрочного планирования развития Северо-Кавказского федерального округа оценка влияния и достаточности его ресурсного обеспечения в разрезе субъектов Российской Федерации будут осуществляться в рамках 7 территориальных подпрограмм (по каждому из субъектов округа).

Обеспечение организационных, информационных, научно-методических и стратегических условий для реализации государственной программы будет выполняться за счёт реализации мероприятий подпрограммы 11 «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации  «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развития».

Программно-целевыми инструментами государственной программы являются федеральные целевые программы (далее – ФЦП) «Юг России (2008–2013 годы)» и «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010–2016 годы».

В связи с завершением в 2013 году реализации ФЦП «Юг России (2008–2013 годы)» предлагается в 2014–2020 годах продолжить использование в рамках государственной программы программно-целевого инструмента в виде ФЦП.

Целями государственной программы являются формирование условий для развития реального сектора экономики СКФО и повышение качества жизни и благосостояния граждан.

Достижение указанных целей предлагается посредством решения следующих задач:

  • стимулирование инвестиционной активности в округе и привлечение капитала в экономику; создание современной туристической инфраструктуры туристско-рекреационных особых экономических зон (ОЭЗ) в СКФО; создание новых рабочих мест в конкурентоспособных отраслях экономики и сокращение естественного уровня безработицы; реализация проектов по перепрофилированию производственных мощностей оборонно-промышленного комплекса, не имеющих загрузки по государственному оборонному заказу, и диверсификации производства;
  • обеспечение роста денежных доходов населения и снижения уровня безработицы; модернизация объектов образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания населения; обеспечение доступности для населения медицинской помощи на всех её этапах;
  • обеспечение доступности для населения услуг дошкольного образования; создание условий для увеличения доли учащихся общеобразовательных учреждений, занимающихся в первую смену; создание условий для увеличения рождаемости и продолжительности жизни населения.

Целевыми индикаторами и показателями программы, направленными на формирование общих благоприятных социально-экономических условий и благоприятной среды для осуществления инноваций, являются:

объём инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных инвестиций) по СКФО; объём инвестиций (включая капитальные вложения), осуществленных резидентами ОЭЗ на территориях ОЭЗ, входящих в туристический кластер в СКФО, Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее – туристический кластер); количество рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ, входящих в туристический кластер; количество реализованных проектов по перепрофилированию производственных мощностей оборонно-промышленного комплекса.

В соответствии с положениями Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года в рамках государственной программы планируется проведение мероприятий, направленных на стимулирование субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО, к развитию экономики и улучшению качества жизни населения, обеспечение функционирования и роста опорных точек инновационного развития экономики, сокращение отставания в развитии социальной сферы (строительство объектов образования, здравоохранения, социальной защиты). Кроме того, планируются мероприятия по разработке, внедрению и сопровождению комплексной информационной системы мониторинга инвестиционной деятельности в СКФО, а также мероприятия по развитию туристического кластера, в рамках которого будут созданы новые точки экономического роста с учётом конкурентных туристско-рекреационных преимуществ регионов СКФО и мероприятий по государственной гарантийной поддержке инвестиционного развития СКФО, взаимодействию с институтами развития округа.

Срок реализации государственной программы – 2013–2025 годы.

I этап (начальный) – 2013–2015 годы (этап синхронизирован с трёхлетним  бюджетным планом на 2013–2015 годы).

II этап (основной) – 2016–2020 годы.

III этап (прогнозный) – 2021–2025 годы.

Бюджетные ассигнования федерального бюджета, предусмотренные государственной программой в 2013–2020 годах, составляют 234,9 млрд рублей, из них:

  • действующие расходные обязательства – 221,7 млрд рублей;
  • дополнительные объёмы ресурсов – 13,2 млрд рублей (протокол заседания Правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Северо-Кавказского федерального округа от 2 октября 2012 г. №6).

Прогнозный (оценочный) общий объём аккумулированных государственной программой финансовых ресурсов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников составляет:

  • средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации – 16,3 млрд рублей;
  • средства из внебюджетных источников (по итогам 2025 года) – 2281,3 млрд рублей.
  • Основными ожидаемыми результатами развития экономики СКФО и модернизации социальной сферы входящих в него субъектов Российской Федерации должны стать:
  • укрепление социальной, экономической и политической безопасности в регионе, выход на сбалансированное гармоничное социально-экономическое развитие СКФО;
  • существенное улучшение инвестиционного климата, в том числе для иностранных инвесторов, создание новых точек экономического роста в приоритетных отраслях экономики СКФО;
  • модернизация социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающая значительное повышение стандартов качества жизни населения.20

Таким образом, формы межрегионального взаимодействия  отличаются большим разнообразием и активно развиваются. Большую роль в поддержании проведения мероприятий, направленных на стимулирование субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО, к развитию экономики и улучшению качества жизни населения, обеспечению функционирования и роста опорных точек инновационного развития экономики  играет федеральный центр. Реализация намеченной программы позволить значительно улучшить инвестиционный климат и существенно повлиять на изменение взаимоотношений регионов в различных областях и, прежде всего, в на производственном, торгово-экономическом и в с сфере услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Роль и значение  торгово-экономического сотрудничества для экономики Республики Дагестан.

3.1. Межрегиональная  и внешняя торговля Республики  Дагестан.

Республика Дагестан поддерживает межрегиональные экономические связи практически со всеми субъектами Российской Федерации.

С 51 субъектом Российской Федерации заключены и действуют соглашения о сотрудничестве в экономической и гуманитарной сферах.

Среди республик Северного Кавказа Дагестан является самой крупной республикой по своей территории и имеет целый ряд конкурентных преимуществ по природным, геополитическим и ресурсным характеристикам, что позволяет Дагестану налаживать торгово-экономические связи со многими регионами России и с приграничными иностранными государствами.

Межрегиональные экономические связи включают в себя привлечение инвестиций в республику, торговые связи Дагестана с регионами России и иностранными государствами.

На сегодняшний день в регионе реализуется ряд инвестиционных проектов с участием иностранных компаний в таких отраслях экономики, как, промышленность, сельское хозяйство, строительная индустрия.

Складывающиеся сегодня межрегиональные экономические связи с субъектами России осуществляются преимущественно в форме межрегиональной торговли.

В 2012 году Республики Дагестан осуществляла товарообменные операции практически со всеми 82 субъектами Российской Федерации.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан объем товарооборота республики за 2012 год с субъектами России составил 35276235,7 тысяч рублей.21

Из них объем вывоза товара составил 10725189,1 тысяч рублей, а объем ввоза товаров составил 24551046,6 тысяч рублей.

По сравнению с 2011 годом товарооборот Республики Дагестан с субъектами Российской Федерации увеличивается на 1604649,0 тысяч рублей.

Таблица 1.

Товарооборот  Республики Дагестан с субъектами РФ за 2012 г.

Название региона

Вывоз

 Ввоз

 

Российская Федерация

10725189,1

24551046,6

 

Центральный федеральный округ

5158924,5

4890055,1

1.

Белгородская область

 

1041254,3

2

Брянская область

514,0

32012,5

3

Владимирская область

41125,0

341672,6

4.

Воронежская область

60678,7

92614,9

5.

Ивановская область

31816,0

1947,1

6.

Калужская область

16892,0

44820,1

7.

Костромская область

37437,8

9306,9

8.

Курская область

 

157137,1

9.

Липецкая область

6358,5

1609223,5

10.

Московская область

2797894,0

538433,5

11.

Орловская область

13477,2

7655,0

12.

Рязанская область

2213,0

93803,9

13.

Смоленская область

 

16170,0

14.

Тамбовская область

38693,6

53500,0

15.

Тверская область

21672,2

 

16.

Тульская область

2510,0

121726,3

17.

Ярославская область

19632,0

251080,4

18.

г.Москва

2068010,5

477697,0

 

Северо-Западный федеральный округ

380988,3

499977,4

19.

Республика Карелия

 

3620,9

20

Республика Коми

106071,0

129065,4

21

Архангельская область

2839,8

30370,8

22

Hенецкий  авт.округ

0

0

23

Вологодская область

 

41874,5

24

Калининградская область

7921,0

7841,7

25

Ленинградская область

46069,1

50792,0

26

Мурманская область

 

7536,9

27

Новгородская область

50828,2

9938,2

28

Псковская область

 

31368,5

29

г.Санкт-Петербург

167259,2

187568,5

 

Южный федеральный округ

2543953,6

6483782,4

30

Республика Адыгея

11515,7

40349,2

31

Республика Калмыкия

24228,8

1657,0

32

Краснодарский край

1475620,3

1589852,6

33

Астраханская область

405106,1

146636,6

34

Волгоградская область

205244,2

3598279,5

35

Ростовская область

422238,5

1107007,5

 

Северо-Кавказский федеральный округ

596073,1

1143051,8

36

Республика Ингушетия

33597,1

 

37

Кабардино-Балкарская Республика

63255,3

504507,5

38

Карачаево-Черкесская Республика

36168,0

75503,0

39

Республика Северная Осетия- Алания

46748,0

44175,0

40

Чеченская Республика

2269,2

856,0

41

Ставропольский край

414035,5

518010,3

 

  Приволжский федеральный округ

1365840,0

9804420,6

42

Республика Башкортостан

136312,0

3922377,8

43

Республика Марий Эл

1921,0

86117,8

44

Республика Мордовия

12349,0

146096,4

45

Республика Татарстан

375449,2

495587,2

46

Удмуртская Республика

62794,8

29294,2

47

Чувашская Республика

6757,0

293066,2

48

Пермский край

55094,4

187599,1

49

Кировская область

108809,5

39609,0

50

Hижегородская область

38156,9

594413,5

51

Оренбургская область

19831,7

390114,4

52

Пензенская область

44153,0

37377,8

53

Самарская область

367646,1

2055892,1

54

Саратовская область

105668,9

1365389,1

55

Ульяновская область

30896,5

161486,0

 

  Уральский федеральный  округ

456276,4

1040322,2

56

Курганская область

29590,0

8888,0

57

Свердловская область

28100,0

319731,5

58

Тюменская область

127906,8

55634,3

59

Ханты-Мансийский авт.округ

49097,0

9939,0

60

Ямало-Hенецкий авт.округ

7158,2

 

61

Челябинская область

270679,6

656068,4

 

  Сибирский федеральный  округ

149016,9

688095,1

62

Республика Алтай

6989,9

 

63

Республика Бурятия

0

0

64

Республика Тыва

3812,7

0

65

Республика Хакасия

5354,9

27016,5

66

Алтайский край

16135,6

8484,0

67

Забайкальский край

6909,1

 

68

Красноярский край

22617,0

18631,9

69

Иркутская область

38936,9

440580,6

70

Кемеровская область

3961,0

101709,7

71

Новосибирская область

25299,1

57464,3

72

Омская область

9859,8

34208,1

73

Томская область

9140,9

 
 

Дальневосточный федеральный округ

74116,3

1342,0

74

Республика Саха(Якутия)

22060,8

1342,0

75

Камчатский край

21321,3

0

76

Приморский край

2254,0

0

77

Хабаровский край

25239,3

0

78

Амурская область

3240,9

 

79

Магаданская область

0

0

80

Сахалинская область

0

0

81

Еврейская автономная область

0

0

82

Чукотский авт.округ

0

0


 

Составлено по данным Министерства торговли, инвестиций и предпринимательства

 

Торгово-экономические связи Республики Дагестан наиболее активно развивались с Приволжским федеральным округом, что составляет почти 32% всего товарооборота среди субъектов Российской Федерации, на Центральный федеральный округ приходится 28%, затем Южный федеральный округ (25%), СКФО (около 5%) и Уральский федеральный округ чуть больше 4%.

Анализ структуры товарооборота показывает преобладание доли ввоза продукции из регионов России в Республику Дагестан по отношению к вывозу дагестанской продукции из республики.

Основу ввозимых товаров в регион в 2012 году составили следующие товары: автомобили (грузовые, легковые), автобусы, машины для коммунального хозяйства, шины, консервированная продукция (рыбная, плодоовощная), молочная продукция, масла, сыры, вино-водочные изделия, кондитерские изделия, чай, макаронные изделия, мука, а также ткани, бензин, топливо (горюче-смазочные материалы), железобетонные конструкции, лакокрасочные изделия, химические и минеральные удобрения.

Структуру вывоза товаров формировали такие виды продукции как комбикорма, мясо, колбасные изделия, молочные продукты, напитки безалкогольные, вина, рыба, нефтепродукты (мазут) и строительные нерудные материалы (гравий, щебень и т.д.).22

Анализ данных ввоза и вывоза свидетельствует о том, что вывозимый из республики товар в большей степени относится к сырьевой продукции, а ввозится продукция, которая либо не производится на территории республики, либо местное производство не может удовлетворить спрос на данную продукцию (это относится к нефтепродуктам (бензин, топливо и т.д.), молочной продукции, мясным изделиям и т.д.).

Неудовлетворение населения продукцией собственного производства является на сегодняшний день одной из самых важных задач в решении проблем экономики республики. Весь пореформенный период в республике шло изменение производственной структуры в сторону ее деградации и исчезновения. В республике сложились условия, при которых извлечение торговой прибыли на торговый капитал гораздо выгоднее и менее затратно, нежели получение производственной прибыли на производственный капитал.

Исходя из понятия о региональной торговле, к ней можно отнести и внешнеторговые операции.

По данным дагестанской Таможни внешнеторговый оборот Республики Дагестан за 2012 год составил 730,7 млн. долларов США, что выше по сравнению с 2011 годом (613,2 млн. долларов США).

В том числе: экспорт - 104,6 (млн. долларов США), импорт - 626,1 (млн. долларов США).

Основными странами контрагентами Республики Дагестан в 2012 году явились: Иран, Азербайджан, Украина, Турция, Китай, Туркменистан, Грузия, Молдова.

Информация о работе Торгово-экономическое сотрудничество как основа эффективного функционирования экономики региона на примере РД