Сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Казахстан как модель отношений России со странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:32, научная работа

Краткое описание

Для достижения цели ставятся следующие задачи:
изучить исторический и географический аспекты взаимоотношений РФ и РК;
анализировать существующие сферы сотрудничества между Россией и Казахстаном и определить уровень их развития;
изучить существующие экономические, политические и культурные проблемы между РФ и РК и описать возможности их решения для дальнейшего развития двусторонних отношений

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Общее положение Казахстана в зоне внешней политики Российской Федерации………………………………………………………….5
1.1 Исторический аспект общего положения Казахстана в рамках распада СССР и создания СНГ…………………………………………………..5
1.2 Двустороннее сотрудничество Казахстана и России в первые годы развития СНГ……………………………………………………………………...7
1.3 Обзор современной ситуации в отношениях между Россией и Казахстаном……………………………………………………………………….9
Глава 2. Анализ важнейших сфер сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан……………………………………....11
2.1 Торгово-экономическая сфера сотрудничества…………………………...11
2.1.1 Общая информация о торгово-экономическом положении Казахстана и развитии его торгово-экономических отношений с Российской Федерацией………………………………………………….11
2.1.2 Сотрудничество в сфере торговли………………………………...14
2.1.3 Сотрудничество в отраслях ТЭК………………………………….15
2.1.4 Инвестиционное сотрудничество………………………………….17
2.2 Политическая сфера сотрудничества……………………………………..18
2.3 Военно-техническая сфера сотрудничества……………………………...19
2.4 Сотрудничество приграничных районов России и Казахстана…………20
2.5 Культурно-гуманитарная сфера сотрудничества………………………...21
2.5.1 Сфера образования и гуманитарных наук………………………...21
2.5.2 Культурный обмен и религиозный аспект международных
отношений…………………………………………………………...23
Глава 3. Проблемы между Россией и Казахстаном в различных сферах сотрудничествах и возможности их решения для дальнейшего развития двусторонних отношений……………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………...32
Список литературы…………………………………………………………….34
Приложения……………………………………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

НАУЧНО_ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА!.docx

— 572.74 Кб (Скачать файл)

В этой связи представляется, что политика России, Казахстана и других государств-членов СНГ в отношении новых независимых государств должна проводиться параллельно на двух уровнях. Во-первых, следует развивать связи на двусторонней основе, во-вторых, важно не снижать активности по превращению СНГ в дееспособное объединение, способное решать крупные задачи в целях повышения эффективности экономики государств - участников и совершенствования сотрудничества между ними7.

Что касается первой задачи, то за время, прошедшее после обретения  Казахстаном независимости, была наработана достаточная правовая база двустороннего сотрудничества с большинством стран-членов СНГ, определены приоритеты внешней политики на постсоветском пространстве. Говоря о приоритетах необходимо отметить большое значение взаимоотношений с Российской Федерацией. Стабильное и динамичное развитие казахстанско-российских связей в новых исторических условиях обеспечивается серьезной договорно-правовой базой. Основу составляет Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РК и Российской Федерацией от 25 мая 1992г., а также - договоры и соглашения, подписанные в ходе первого официального визита в Россию Президента Н. А. Назарбаева в марте 1994 г. и его рабочей встречи с Президентом Б. Н. Ельциным в январе 1995 г. 28 марта 1994 г. был подписан пакет из 22 договоров и соглашений, в том числе 4 на уровне глав государств. Прежде всего - это Договор о дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции, Договор о военном сотрудничестве, Соглашение об основных принципах использования космодрома Байконур и Меморандум по вопросам гражданства и правового статуса граждан двух стран. 20 января 1995 года в Кремле были подписаны Соглашение между двумя правительствами о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности, Протокол о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений при объединении таможенных территорий РК и РФ, целый ряд двусторонних соглашений в области военного сотрудничества, в финансовой сфере и, наконец, трехстороннее Соглашение о Таможенном союзе между Казахстаном, Россией и Беларусью8

Сегодня можно с удовлетворением  констатировать, что, несмотря на известную  противоречивость политических и социально-экономических процессов, протекавших в 1991-1993 годах как в России, так и в Казахстане, между двумя государствами характер двусторонних отношений неизменно сохранялся добрососедским и дружественным. Все эти годы продолжалось последовательное и планомерное наращивание сотрудничества во всех сферах9.  

1.3  Обзор современной ситуации в отношениях между Россией и Казахстаном

По словам президента Н. Назарбаева, Казахстан, выстраивая свою внешнюю  политику, заинтересован в установлении «подлинно нового миропорядка, построенного на доверии и сохранении безопасности»  при непосредственном участии республики в «насыщенном диалоге между  странами - как развитыми, так и  развивающимися, как с устоявшейся  государственностью, так и молодыми»10.

Основным принципом внешней  политики Казахстана является многовекторность и сбалансированность отношений  со всеми странами мира. В отношениях с ведущими мировыми державами Казахстан  следует политике сохранения баланса  между их политическими и экономическими интересами. Такой внешнеполитический курс был принят казахстанским государством потому, что он позволяет уравновешивать влияние других стран, привлекать необходимые  национальной экономике иностранные  инвестиции, создавать нормальную внешнюю  среду, являющуюся важным фактором развития, укреплять независимость страны и обеспечивать внешнюю безопасность.

Однако позиция поддержания  ровных отношений со всеми странами мира претерпела некоторые изменения  весной 2001 г., когда Советом Безопасности РК была принята новая концепция  внешней политики страны. По словам министра иностранных дел РК Е. Идрисова, «внешняя политика Казахстана остается многовекторной и диверсифицированной, но сейчас эта многовекторность будет приобретать разновесность»11. Согласно новой концепции, важнейшими внешнеполитическими партнёрами Казахстана являются, прежде всего, его ближайшие соседи: Россия, страны Центральной Азии, Китай, страны СНГ. Отдельное место в ряду важных стратегических партнёров занимают США и Евросоюз. Особое значение также придаётся сотрудничеству с влиятельными странами Азии: Японией, Китаем, Индией, Турцией и Ираном.

Дружественные казахстанско-российские отношения - мощный фактор стабилизации ситуации на огромной части евразийского пространства, весомый вклад в  глобальную стабильность и безопасность. Партнерству, добрососедству и сотрудничеству России и Казахстана альтернативы не существует. Демократическое развитие России является необходимым условием стабильного и безопасного развития Казахстана. Равноправное и взаимовыгодное партнерство с Россией имеет стратегический характер и оказывает серьезное влияние на укрепление взаимовыгодного экономического, оборонного, информационного и гуманитарного пространства в рамках СНГ. Масштабный характер носит экономическое сотрудничество между двумя странами, охватывающее ключевые сферы - топливно-энергетическую область, транспорт, инвестиции, разработку ресурсов Северного Каспия.  

В целом традиционные интересы Казахстана в отношении России базируются на четырех факторах, имеющих долговременный характер и определяемых такими вечными  категориями, как география и история12.

Во-первых, поддержание партнерских  отношений с Россией необходимо в силу внутриконтинентального расположения Казахстана, для которого выход на мировые рынки является жизненно важным для экономического развития. Россия в этом отношении занимает стратегически важное положение, являясь  государством, по территории которого проходят ключевые транспортные коммуникации.

Во-вторых, Россия является одним из важных субъектов международной  системы, имея значительный политический вес и сравнительно большие военно-технические  возможности. Российский фактор во многом определяет внешнеполитическую ситуацию вокруг Казахстана, как на региональном, так и на международном уровне.

В-третьих, Россия является важнейшим экономическим партнером  РК. Она не только импортирует различную  продукцию и технологии в Казахстан, но и является рынком сбыта казахстанской  продукции.

В-четвертых, оба государства объединяет историческая общность, духовные и культурные связи. На территории России находится казахская диаспора, насчитывающая 740 тыс. человек. В Казахстане русские являются второй по численности этнической группой, составляя около 30 процентов населения страны.

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что российско-казахстанские  отношения являются самыми перспективными на постсоветском пространстве. Между  двумя странами осуществляется регулярное взаимодействие в различных областях, как в рамках СНГ, так и в  рамках таких организаций, как Организации  Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического сообщества, Шанхайской организации сотрудничества и Единого экономического пространства.

Глава 2. Анализ важнейших  сфер сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан

 

2.1   Торгово-экономическая сфера сотрудничества

2.1.1 Общая информация  о торгово-экономическом положении Казахстана и развитии его торгово-экономических отношений с Российской Федерацией

Сегодня, спустя 20 лет после распада СССР, вполне очевидно, что Россия и страны-участники Содружества Независимых Государств являются друг для друга важнейшими стратегическими партнерами. Желание этих государств объединиться видится совершенно естественным, поскольку они имеют длительную совместную историю и очень тесно связаны экономически. Усиление и развитие экономической интеграции в рамках СНГ определено как важнейшая цель внешней, в частности внешнеэкономической политики России.

Среди республик бывшего  СССР, вставших на путь самостоятельного развития, Казахстан играет особую геостратегическую роль. Он занимает второе после России место в СНГ  по площади (5-е в мире) и запасам  полезных ископаемых, имеет наиболее протяженную с ней границу  и располагается на перекрестке  важнейших международных торговых путей, культур, традиций и верований  и поэтому играет особую роль в  системе стратегических приоритетов  России. Экономические отношения  между странами строятся на основе Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об экономическом  сотрудничестве на 1998-2007 гг., Программы  экономического сотрудничества между  Российской Федерацией и Республикой  Казахстан и перечня Мероприятий к Программе13.

Казахстан и Россия являются общепризнанными «локомотивами» интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Данная роль во многом обусловлена  уровнем их экономического развития, глубиной и успехом структурных  преобразований в экономике. Ключевую роль при этом играет политическая воля руководителей обоих государств и далее развивать эти процессы.

В последние годы Казахстан  удивляет мир высокими темпами экономического роста: в среднем 10% ежегодно на протяжении последних пяти лет. И при этом нельзя не заметить очевидной политической стабильности и успехов в социальной сфере. У Казахстана есть стратегия  долгосрочного развития, которая называется "Казахстан-2030"14. Это программный документ, принятый по инициативе Президента Казахстана Нурсултана А.Н. Согласно стратегии, в 2030 году Казахстан должен выйти в ряд высокоразвитых стран мира. Сегодняшнее положение Казахстана показывает, что "Стратегия 2030" - вполне реалистичный документ. С момента начала реформ (который отсчитывается со времени введения национальной валюты - тенге, то есть в течение последних 20 лет) в экономику Казахстана привлечено порядка 70 миллиардов долларов США прямых иностранных инвестиций. Все эти деньги работают на экономический подъём страны. К 2015 году Казахстан сможет уже удвоить свой ВВП. Всё это вполне реальные прогнозы, основанные на конкретных результатах. Финансовая система Казахстана признана одной из самых прогрессивных. Казахстанские банки имеют самые высокие рейтинги в СНГ, это подтверждают ведущие международные эксперты и рейтинговые агентства15.

Долгосрочная задача Казахстана - построение высокотехнологичной экономики, способной производить современные  продукты с высокой добавленной  стоимостью. Исходя из этого, Казахстан начал реализацию индустриально-инновационной стратегии, направленную на диверсификацию экономики. Это - государственная программа, обращённая в будущее. Выбрана модель экономики с приоритетными отраслями, имеющими высокий потенциал повышения конкурентоспособности. В своём Послании Президент Казахстана выделил семь ключевых направлений, развитию которых будет уделено особое внимание. Это - туризм, нефтегазовое машиностроение, пищевая и текстильная промышленность, транспортно-логистические услуги, металлургия и строительные материалы. Они и определят долгосрочную специализацию экономики страны в не сырьевых отраслях16.

Вообще, основные экономические  интересы Казахстана в отношениях со странами мирового сообщества состоят  в следующем. Прежде всего, Казахстан  заинтересован в полноценной  интеграции в мировую экономическую  систему с учётом национальных особенностей и потенциальных возможностей страны на основе принципа национальной и  экономической безопасности. Важным условием такой интеграции является сохранение постоянного и всеобъемлющего суверенитета над своими природными ресурсами и всеми видами экономической деятельности.

Что касается стратегических интересов ведущих держав мира в  Казахстане, здесь необходимо иметь  в виду несколько моментов.

Во-первых, в последнее  время существенно возросла значимость для мировой экономики энергоресурсов Каспийского моря, и в частности, его наиболее богатого казахстанского сектора. Освоение богатых месторождений  нефти и газа в Казахстане позволит мировым державам не только получить экономическую выгоду в виде сверхприбыли и доступа к новым дополнительным источникам углеводородного сырья, но и создать рычаги давления на ОПЕК17.

Во-вторых, каспийско-центральноазиатский  регион и, прежде всего, Казахстан как  ключевое государство региона, сегодня  приобретают в силу нефтяного  фактора не только экономическую, но и геополитическую ценность, что  во многом объясняет стремление мировых  держав укрепить свои лидирующие позиции  за счёт экономического присутствия  в стране и в регионе, в целом.

В-третьих, большой экономический  интерес для мировых держав представляет транзитный (транспортно-коммуникационный) потенциал Казахстана, позволяющий  ему стать мостом между Европой  и Азией для осуществления  торговых и грузовых потоков. Возможности  развития международной транзитной торговли через территорию Казахстана расширяются с началом функционирования нового Шёлкового пути - Транспортного  Коридора Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА), а также с расширением торговли России с Ираном, Пакистаном и Индией.

В-четвёртых, Казахстан представляет собой новый достаточно перспективный  рынок сбыта для российских товаров18.

Ввиду данных 4 стратегических моментов казахстанской экономики  Россия заинтересована в сохранении устоявшихся торгово-экономических связей с РК.

 

2.1.2 Сотрудничество  в сфере торговли

20 лет назад перед Россией  и Казахстаном стояли вполне  понятные и простые задачи  – выйти из состояния глубочайшего  социально-экономического кризиса,  построить новую систему межгосударственных  отношений, сохранить стабильность  и устойчивость в полиэтнических  государствах, преодолеть кризис  самоидентификации и обрести  собственную национальную идентичность. В 2012 году Россия продолжала удерживать одну из лидирующих позиций в качестве основного торгового партнера Казахстана с удельным весом 17,4% в его товарообороте со всеми странами мира19 (см. Приложение А – Таблица 1).

Информация о работе Сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Казахстан как модель отношений России со странами СНГ