Налоговая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:34, дипломная работа

Краткое описание

Налоги относятся к числу ключевых инструментов государственной политики. Они затрагивают самые важные стороны жизни человека и общества, а сам процесс разработки налогового законодательства и его применение неразрывно связаны с острыми противоречиями и компромиссами. С одной стороны, государство должно иметь достаточно средств для осуществления своих неотъемлемых функций (оборона, наука, образование и др.), а с другой – налоговая ноша предприятий и граждан не может быть слишком тяжелой, чтобы не отнимать стимулы к труду и не сдерживать экономический рост. Поэтому налоговая тематика всегда и во всех странах актуальна. Ее особенная острота состоит сегодня в том, что реформа налогов во многом определяет глубину и характер современных экономических,

Содержание

Введение
Глава 1. Основные аспекты развития и сущность налоговой системы РФ
1.1. История развития налоговой системы в России
1.2. Структура действующей налоговой системы РФ
Глава 2. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ
2.1. Проблемы налоговой системы по изъятию налогов в бюджет и пути их решения
2.2. Достоинства и недостатки налоговой системы РФ
2.3. Анализ налоговой системы на примере Инспекции ФНС по Челябинской области
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

НС (Автосохраненный).docx

— 681.04 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ СПО «Миасский геологоразведочный колледж» 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Налоговое и финансовое право»

на тему:  «Налоговая система Российской Федерации» 
 
 
 
 

  Выполнил:
   
  Проверил:
 
 

Дата защиты __________________

Оценка_______________________

Подпись______________________ 
 

Миасс    

2010          

     Содержание 

     Введение

     Глава 1. Основные аспекты развития и сущность налоговой системы РФ

     1.1. История развития налоговой системы  в России

     1.2. Структура действующей налоговой  системы РФ

     Глава 2. Проблемы совершенствования налоговой  системы РФ

     2.1. Проблемы налоговой системы по изъятию налогов в бюджет и пути их решения

     2.2. Достоинства и недостатки налоговой  системы РФ

     2.3. Анализ налоговой системы на примере Инспекции ФНС по Челябинской области

     Заключение

     Список  литературы

     Приложения

3 

5

5

8

15 

15

18 

22

25

27

29

 

 

     Введение 

     Налоги  относятся к числу ключевых инструментов государственной политики. Они затрагивают  самые важные стороны жизни человека и общества, а сам процесс разработки налогового законодательства и его  применение неразрывно связаны с  острыми противоречиями и компромиссами. С одной стороны, государство  должно иметь достаточно средств  для осуществления своих неотъемлемых функций (оборона, наука, образование  и др.), а с другой – налоговая  ноша предприятий и граждан не может быть слишком тяжелой, чтобы  не отнимать стимулы к труду и  не сдерживать экономический рост. Поэтому налоговая тематика всегда и во всех странах актуальна. Ее особенная  острота состоит сегодня в  том, что реформа налогов во многом определяет глубину и характер современных  экономических, социальных и политических преобразований в стране.

     Фактически  полное отсутствие налоговых отношений  на протяжении длительного времени (1930-1980-е годы) потребовало создания российской налоговой системы почти  «с нуля». При этом пришлось столкнуться  с двумя группами естественных трудностей. Первая выражалась в отсутствии необходимого опыта налоговых начинаний у  государственных органов (не было ни кадров, ни необходимых технических  средств, ни исследований, ни учебников). Вторая связана с полной утратой  населением налоговой культуры. Эти  трудности еще долго будут  влиять на российские налоги, и их следует  учитывать а налоговой системе  и налоговой политике.

     Цель  данной работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения  и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе России.

     Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

    • раскрыть теоретические аспекты понятия «налоговая система;
    • рассмотреть структуру налоговой системы России;
    • провести анализ действующей налоговой системы России;
    • выявить достоинства и недостатки налоговой системы РФ;
    • рассмотреть проблему изъятия налогов в бюджет;
    • проанализировать налоговую систему, на примере ИФНС по Челябинской области.

     Курсовая  работа состоит из двух разделов: теоретической  и практической частей. Теоретическая  часть раскрывает основные аспекты развития и структуру налоговой системы РФ, а практическая часть дает анализ ее сущности и рассматривает  проблемы ее совершенствования.

     При написании работы были изучены и  использованы основные  акты, регулирующие налоговое законодательство в РФ, подзаконные нормативные акты, учебная  и научная литература, а также  статистические материалы, статьи, опубликованные в экономических и финансовых журналах.

 

     Глава 1. Основные аспекты  развития и сущность налоговой системы  РФ

     1.1. История развития налоговой системы в России 

     Финансовая  система Древней Руси начала складываться только с конца IX века, в период объединения  древнерусских племен и земель в  связи с принятием в 988 году христианства - крещением Руси.

     Основной  формой поборов в княжескую казну  была Дань. После свержения татаро - монгольского ига налоговая система  кардинально реформирована Иваном III (конец XV - начало XVI вв.): введены Прямые (подушный налог) и Косвенные Налоги (акцизы и пошлины), в это же время  вводится первая налоговая декларация - Сошное Письмо.

     В царствование Алексея Михайловича (1629 - 1676 г.) система налогообложения  России была упорядочена. Так, в 1655 г. был  создан специальный орган - Счетная  Палата.

     Эпоха реформ Петра I (1672 - 1725) сыграла особую роль в становлении и развитии налогообложения. Именно в это время  государство превращалось в светское общество, а поэтому церковное  право отделилось от гражданского, которое ориентировалось на потребности  международной торговли. Насаждались  западные установки, которые заключались  в непротиворичивости закону, в это  время начинается бурное развитие промышленности. Развитию промышленности предшествовала реформа налоговой системы. Появились  новые налоги, даже налог на бороды.

     Подушной  налог составлял половину всех бюджетных  доходов империи. Были введены: гербовый сбор, подушной сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с церковных  верований и другие.

     В период правления Екатерины II (1729 - 1797) совершенствуется управление государственными органами: вводятся экспедиции государственных  доходов, ревизий, Взимание Недоимок. Для  купечества была введена гильдейская подать - процентный сбор с объявленного капитала. Характерно, что размер капитала записывался "по совести каждого".

     Налоговая система России XVIII в. отличалась взиманием  Косвенных налогов, их доля составляла 42 % доходов казны. Интересно это  время тем, что в 1810 году Государственный  совет России утверждает программу  финансовых преобразований, разработанную  М. М. Сперанским (1772 - 1839). Многие идеи организации  государственных доходов и расходов актуальны и в наши дни.

     Начало XIX в. - время развития финансовой науки. В 1818 году Н. И. Тургенев (1789 - 1871) издает труд "Опыт теории налогов" - основательное  исследование государственного налогообложения. "Налоги, - писал Н. И. Тургенев, - суть средства к достижению цели общества или государства, т. е. той цели, которую  люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении  государства"1. Требование "уничтожить налоги" он приравнивал к "уничтожению самого общества". В своем исследовании Н. И. Тургенев предлагал пять Правил установления и взимания налогов: "Равномерное распределение налогов" - налоги должны соответствовать доходам налогоплательщика. "Определенность налога" - неясность в отношении количества налогов и времени платежа обрекает налогоплательщика на зависимость от произвола сборщика. "Собирание налогов в удобнейшее время" - уменьшение налоговой нагрузки предполагает не только снижение ее количественной величины, но и ее перераспределение по времени. "Ориентация большей части налогового бремени на чистый доход" - следует взимать больше "с дохода, притом с чистого дохода, а не с самого капитала". "Дешевое собирание налогов" - стремление к наименьшим затратам на издержки собирания налогов.

     Прошло  почти два века, а эти правила  являются основополагающими в деле налогообложения наших дней.

     В царствование Николая II большое значение приобретают прямые налоги. В конце XIX века подушная подать заменяется на налог с городских строений, большое значение придавалось оброку - плате крестьян за пользование Землей (нынешний земельный налог). Появились новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог на прописку и т. д.

     С 1917 года открыта новая страница в  экономических преобразованиях  России. Существует утверждение, что  после Октябрьской революции "закончилась  эпоха совершенствования налогообложения"2. По меньшей мере такое утверждение некорректно по той простой причине, что 30.11.1920 года выходит проект постановления СНК о прямых налогах и записка В. И. Ленина председателю Комиссии об отмене денежных налогов С. Е. Чуцкаеву. В этом же году издается работа В. И. Ленина "О замене продразверстки продналогом". Другой вопрос, что эти документы Дали государству и какой ценой. Ошибочным этот тезис является еще и потому, что молодая Советская республика постоянно изменяла систему налогообложения. Так, в 1921 г. введен промысловый налог на обороты частных промышленных и торговых предприятий вводятся акцизы на спирт, вино, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и др. товары; в 1922 г. вводится подоходно - поимущественный налог (на зажиточных людей) , налог с грузов, перевозимых ж/д и водным транспортом, налог со строений, рента с городских земель и т. д.; в 1923 г. введен подоходный налог со ставкой 10 %, а затем 20 % от прибыли предприятий; в 1930 г. выходит в свет постановление ЦИК и СНК от 2 .09.1930 г. "О налоговой реформе"; в 1931 г. принимается еще ряд постановлений , корректирующих ход налоговой реформы; в 1936 г. была преобразована система платежей гос. предприятий и колхозно - кооперативного сектора, после чего начаты изменения налогов с населения. Подоходный налог вобрал в себя ряд мелких налогов, а часть налогов была отменена. Во время Великой Отечественной войны 1941 года введен военный налог, отмененный в 1946 г. 21.11.1946 г. введен налог на холостяков для поддержки одиноких матерей - это эхо прошедшей войны. В 60 - е годы были призывы вообще отказаться от налогов и ввести систему платежей из прибыли , плату на фонд и нормируемые оборотные средства. Реформа экономики, в том числе и налоговой системы в 1965 г., руководимая А. Н. Косыгиным, не пошла на отмену налогов. В 1970 - е годы налоговая система сформировалась такой, какой мы имели ее к 1991 году к моменту развала СССР.

     Начало  налоговой системы Российской Федерации  как самостоятельного суверенного  государства относится к 1991 году. В это время проводится широкомасштабная налоговая реформа. Принимаются  Законы 27 декабря 1991 года: "Об основах  налоговой системы в РФ", "О  налоге на прибыль", "О налоге на добавленную стоимость", "О  подоходном налоге на физических лиц". Эти законодательные акты - фундамент  налоговой системы России.

     1.2. Характеристика налоговой  системы Российской  Федерации

 

     Налоговая система - это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.

     Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы  государство реализует свои функции  по управлению (регулированию, распределению  и перераспределению) денежными  потоками в государстве и в  более широком смысле экономикой страны вообще.

     Современное российское законодательство дает определение налога в Налоговом кодексе РФ3.

     Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

     Налоги  направляются на финансирование расходов, связанных с обеспечением защиты страны (содержание армии, военного, морского и воздушного флота), защиты граждан (финансовое обеспечение полиции, пожарных, служб по ликвидации чрезвычайных ситуаций), созданием системы здравоохранения, образования, культуры, науки, содержанием  органов управления и т.д.

     Соотношение налогов, уплачиваемых юридическими и  физическими лицами, в различных  странах неодинаково. В России на современном этапе основная часть  поступлений в бюджет обеспечивается налоговыми платежами юридических  лиц4.

     Основные  положения о налогах в Российской Федерации закреплены в Конституции  РФ (п.3 ст.57, 71, 132). В этих статьях изложены основополагающие положения, касающиеся налогообложения и сборов в РФ. Развитие этих положений содержится в принятых Государственной Думой налоговых законах5.

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации