Прокуратуры Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:25, контрольная работа

Краткое описание

10 февраля был принят новый закон о прокуратуре Российской Федерации, позднее он немного изменялся и дополнялся, но кардинально не менялся, в этом законе указаны задачи, стоящие перед прокурорскими органонами, определены полномочия по осуществлению высшего надзора за соблюдением законности в нашей стране. За годы, прошение после принятия данного закона, прокуратурой накоплен опыт по его применению и, прежде всего по осуществлению полномочий в борьбе с различными правонарушениями. В связи с этим возникла необходимость тщательного изучения нового законодательства о правовом положении прокуратуры и практики его применени

Содержание

Вступление
Глава 1
История Российской Прокуратуры
Глава 2
Структура Прокуратуры Российской Федерации
Глава 3
Компетенция Прокуратуры Российской Федерации
Глава 4
Статус Прокуратуры
Заключение
Список Использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Правоохранительные органы.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

  Содержание 

  Вступление

  Глава 1

     История Российской Прокуратуры

  Глава 2

     Структура Прокуратуры Российской Федерации

  Глава 3

     Компетенция Прокуратуры Российской Федерации

  Глава 4

     Статус  Прокуратуры

  Заключение

  Список  Использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Вступление 

  10 февраля был принят новый закон  о прокуратуре Российской Федерации,  позднее он немного изменялся  и дополнялся, но кардинально  не менялся, в этом законе  указаны задачи, стоящие перед  прокурорскими органонами, определены  полномочия по осуществлению высшего надзора за соблюдением законности в нашей стране. За годы, прошение после принятия данного закона, прокуратурой накоплен опыт по его применению и, прежде всего по осуществлению полномочий в борьбе с различными правонарушениями. В связи с этим возникла необходимость тщательного изучения нового законодательства о правовом положении прокуратуры и практики его применения.

  Передо  мной стоят несколько основных групп  вопросов: вопросы, касающиеся раскрытия  содержания компетенции прокурорских органов, определения объема их полномочий, соотношения прав и обязанностей прокуроров и т.д.; и вопросы, касающиеся изучения отраслевых полномочий; истории развития данного правоохранительного органа и так далее.

  На  эти вопросы я и постараюсь ответить в данной контрольной работе 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1

  История Российской Прокуратуры 

  Слова «прокурор», «прокуратура» имеют  своим корнем латинское «procuro», что буквально означает: «забочусь», «управляю». Уже в древнем Риме существовала должность прокуратора, который мог быть и доверенным лицом римского гражданина в судебных и коммерческих делах, и домоуправителем, и наместником, то есть управляющим провинциями, с сосредоточением в своих руках всей полноты власти, включая судебную.

  Прокуратура Российской Федерации, являясь органом федеральной государственной власти,  в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и  федерального законодательства,  защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов Российской Федерации  и ее  субъектов,  муниципальных образований  осуществляет надзор за соблюдением законности и правопорядка в России.

  - Фундамент современной российской прокуратуры закладывался Петром I, который учредил прокуратуру в России 12 января 1722 года. В Именном Высочайшем Указе Петра 1 Правительствующему Сенату отмечалось: "Надлежит быть при Сенате Генерал-Прокурору и Обер-Прокурору, а также во всякой Коллегии по Прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-Прокурору". Спустя несколько  дней были введены должности прокуроров и при надворных судах.  При создании прокуратуры  Петром 1   перед ней ставилась  задача  "уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония".

  18 января император Петр I назначил  графа Павла Ивановича Ягужинского первым Генерал-прокурором  Сената. Представляя сенаторам Генерал-прокурора. Указ устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.

  - Екатерина II придавала должности генерал-прокурора исключительно важное значение. В 1764 году, при вступлении в должность генерал-прокурора, князь Александр Алексеевич Вяземский получил от императрицы собственноручно написанное ею "секретнейшее  наставление", в котором не очерчивались какие-либо границы его служебных обязанностей, а давались принципиальные установки его взаимоотношений с Сенатом и сенаторами, обращалось внимание на те вопросы, которым он должен был уделить внимание в первую очередь.

  - В отдельные периоды российской истории генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но и как министр финансов, внутренних дел. Особенно наглядно это проявилось во времена царствований Екатерины II и Павла I. Начиная же с 1802 года, генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции. Судебная реформа 1864 года установила "Основные начала судебных преобразований", которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что "при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей", а также констатировали, что "власть обвинительная отделяется от судебной".

  - 24 ноября 1917 года высшим органом власти в стране - Советом Народных Комиссаров был принят Декрет о суде №1, согласно которому были упразднены существовавшие до Октябрьской революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

  - Уже в 1922 году, 28 мая было принято Положение о прокурорском надзоре, согласно которому в составе Народного комиссариата (наркомата) юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:

  - осуществление надзора от имени  государства за законностью действий  всех органов власти, хозяйственных  учреждений, общественных, частных  организаций и частных лиц  путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;

  - непосредственное наблюдение за  деятельностью следственных органов  дознания в области раскрытия  преступлений, а также за деятельностью  органов Государственного Политического  Управления;

  - поддержание обвинения на суде;

  - наблюдение за правильностью  содержания заключенных под стражей.

  23 ноября 1923 года была образована  Прокуратура Верховного суда  Союза ССР. Прокурором Верховного  суда был назначен П.А.Красиков, которому были предоставлены широкие права:  законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

  После учреждения Прокуратуры Верховного суда Союза ССР, в стране начали функционировать две системы, организационно не связанные между собой: названная прокуратура и прокуратуры союзных республик в системе наркоматов юстиции.

  20 июня 1933 года была образована  Прокуратура Союза ССР на которую  возлагались:

  - надзор за соответствием  Конституциям и Постановлениям Правительства Союза ССР  постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти;

  - наблюдение за правильным и  единообразным применением законов  судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;

  - возбуждение уголовного преследования  и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;

  - надзор, на основе особого положения,  за законностью и правильностью действий милиции, уголовного розыска, деятельности исполнительно-трудовых учреждений;

  - общее руководство деятельностью  органов прокуратуры союзных республик.

  Законом, принятым Верховным Советом СССР 19 марта 1946г. Прокурору СССР присвоено наименование Генеральный прокурор СССР.

  28 декабря 1955 года было утверждено  Положение о прокурорском надзоре  в СССР, которое впервые четко конкретизировало основные функции высшего надзора по всем его отраслям.

  30 ноября 1979 года был принят Закон  о прокуратуре СССР, в котором  впервые законодательно закреплялось  то, что органы прокуратуры составляют  единую и централизованную систему  - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

  Такое построение прокурорской системы повторил и Федеральный закон "О прокуратуре  Российской Федерации", принятый 17 января 1992 года, в котором Прокуратура Российской Федерации определяется как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации1.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 2

  Структура Прокуратуры Российской Федерации 

  Специфическое положение в системе государственных  органов и функциональное предназначение прокуратуры определяют ее структуру, порядок организации деятельности. Система органов прокуратуры строится таким образом, чтобы обеспечить действенный надзор за исполнением законов во всех сферах правовых отношений. Она включает Генеральную прокуратуру Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, прокуратуры городов и районов. Это так называемые территориальные прокуроры. Наряду с ними в систему прокуратуры входит сеть специализированных прокуратур. К ним относятся военные транспортные, природоохранные, прокуратуры войсковых частей, прокуратуры по надзору за исполнением законов исправительно-трудовых учреждениях. Специализированные прокуратуры в зависимости от установленной для них компетенции приравниваются к прокуратурам субъектов Российской Федерации либо к прокуратурам городов и районов.

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
  1. Специализированные органы прокуратуры  возникли в связи с объективной необходимостью осуществления прокурорской деятельности в определенных сферах правовых отношений, имеющих особую важность для государства и общества и характеризующихся такой спецификой, которая не могла быть освоена в полной мере территориальными прокуратурами.
    1. К специализированным прокуратурам также относят транспортные прокуратуры. Как известно, управление транспортом стоится с учетом необходимости обеспечения оптимального режима перевозок пассажиров и грузов. Они осуществляют надзор за исполнением законов органами управления, учреждениями и предприятиями транспорта, органами внутренних дел на транспорте, ведут борьбу с совершаемыми на транспорте преступлениями.
    2. Природоохранительные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением природоохранительного законодательства наряду с территориальными прокуратурами.
    3. Прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях.
  2. Военные прокуратуры осуществляют свои полномочия в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с федеральными законами. В систему органов военной прокуратуры входят: Главная военная прокуратура; прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, - прокуратуры военных округов, групп войск, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратуры Федеральной пограничной службы Российской Федерации и прокуратуры других войск; прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов, - прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений. Возглавляет органы военной прокуратуры заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, являющийся Главным Военным Прокурором.
    1. Организационно – аналитическое управление
    2. Обзор за исполнением законов органами военного управления
    3. Обзор за исполнением законов при расследовании преступления
    4. Следственное управление – расследование особо важных дел
    5. Обзор за исполнением законов при федеральной безопасности
    6. Надзор за законностью судебных постановлений
    7. Управление реабилитации жертв политических репрессий
  3. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации,  им же освобождаются  от должности   без каких-либо согласований.
  4. Высшее звено системы - Генеральная прокуратура Российской Федерации. Она является своего рода штабом отрасли, аппаратом Генерального прокурора России, который непосредственно и при помощи этого аппарата осуществляет надзор за исполнением законов, руководит деятельностью органов прокуратуры,  контролирует их работу. Структуру  Генеральной прокуратуры составляют управления и отделы. В настоящее время это управления: по надзору за соблюдением федерального законодательства; по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры; по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции; по надзору за процессуальной деятельностью органов безопасности; криминалистики; по расследованию особо важных дел; по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами; по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе; по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний; управление правового обеспечения; управление методического обеспечения; международно-правовое управление; управление информации и общественных связей; управление по рассмотрению писем и приему граждан; отдел по реабилитации жертв политических репрессий и отдел по делам несовершеннолетних и молодёжи.

Информация о работе Прокуратуры Российской Федерации