Сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Казахстан как модель отношений России со странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:32, научная работа

Краткое описание

Для достижения цели ставятся следующие задачи:
изучить исторический и географический аспекты взаимоотношений РФ и РК;
анализировать существующие сферы сотрудничества между Россией и Казахстаном и определить уровень их развития;
изучить существующие экономические, политические и культурные проблемы между РФ и РК и описать возможности их решения для дальнейшего развития двусторонних отношений

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Общее положение Казахстана в зоне внешней политики Российской Федерации………………………………………………………….5
1.1 Исторический аспект общего положения Казахстана в рамках распада СССР и создания СНГ…………………………………………………..5
1.2 Двустороннее сотрудничество Казахстана и России в первые годы развития СНГ……………………………………………………………………...7
1.3 Обзор современной ситуации в отношениях между Россией и Казахстаном……………………………………………………………………….9
Глава 2. Анализ важнейших сфер сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан……………………………………....11
2.1 Торгово-экономическая сфера сотрудничества…………………………...11
2.1.1 Общая информация о торгово-экономическом положении Казахстана и развитии его торгово-экономических отношений с Российской Федерацией………………………………………………….11
2.1.2 Сотрудничество в сфере торговли………………………………...14
2.1.3 Сотрудничество в отраслях ТЭК………………………………….15
2.1.4 Инвестиционное сотрудничество………………………………….17
2.2 Политическая сфера сотрудничества……………………………………..18
2.3 Военно-техническая сфера сотрудничества……………………………...19
2.4 Сотрудничество приграничных районов России и Казахстана…………20
2.5 Культурно-гуманитарная сфера сотрудничества………………………...21
2.5.1 Сфера образования и гуманитарных наук………………………...21
2.5.2 Культурный обмен и религиозный аспект международных
отношений…………………………………………………………...23
Глава 3. Проблемы между Россией и Казахстаном в различных сферах сотрудничествах и возможности их решения для дальнейшего развития двусторонних отношений……………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………...32
Список литературы…………………………………………………………….34
Приложения……………………………………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

НАУЧНО_ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА!.docx

— 572.74 Кб (Скачать файл)

Однако в последние  годы в силу разных причин усиливается  процесс дезинтеграции экономик стран СНГ, функционировавших многие десятилетия как составные части  единого хозяйственного комплекса. Это не может не иметь отрицательных  последствий для любой из стран.

Ситуация в области  экономических отношений России и Казахстана имеет ярко выраженную тенденцию к ухудшению. Правительством Казахстана осуществляется активная политика по приватизации крупных государственных  предприятий (горнодобывающих, цветной  металлургии, топливно-энергетического  комплекса, машиностроительных), которые  в своей деятельности были в наибольшей степени ориентированы на связи  с российской промышленностью. Российские фирмы очень вяло участвуют в  процессе приватизации крупных предприятий  казахстанской промышленности, здесь  инициативу прочно захватили западноевропейские, американские, японские и южнокорейские  компании. Управление тяжелой промышленностью  Казахстана таким образом постепенно переходит в руки владельцев из третьих стран, которые мало заинтересованы в сохранении и развитии российско-казахстанских хозяйственных связей. Конечно, большая доля экспорта казахстанской нефти идет на мировой рынок через территорию России, но вместе с тем существует тенденция ослабления влияния России в Казахстане и вообще в Средней Азии в последнее время (в связи с созданием в регионе военных баз США)39.

На сегодняшний момент к Казахстану повышенный интерес  проявляют США и страны Западной Европы, а также Турция, Иран, Пакистан, Япония и Китай. Это, прежде всего, объясняется  высоким потенциалом республики в стратегических сырьевых ресурсах, в первую очередь нефти и газа. В Казахстане сегодня известно 14 перспективных бассейнов, расположенных  практически по всей его территории, где пока разведаны только 160 месторождений  нефти и газа, а извлекаемые  запасы нефти составляют 2,7 миллиарда  тонн. Однако далеко не все эти месторождения, не говоря о целых бассейнах, эксплуатируются, а в случае их умелого использования  и эксплуатации Казахстан по своему нефтяному потенциалу не уступал  бы Саудовской Аравии, Кувейту, Объединенным Арабским Эмиратам. Съёмки последних лет из космоса, а также наземные исследования позволяют предположить, что главные действующие в Западном Казахстане нефтяные месторождения у берегов Каспийского моря - Тенгиз, Прорва, Каламкас, Каражанбас - всего лишь «окраина» мощной нефтяной залежи, ядро которой находится в северной части Каспийского моря, где общие запасы оцениваются очень внушительными размерами - 3-3,5 миллиарда тонн нефти и 2-2,5 триллиона кубометров газа.

При описании торгового взаимодействия часто используется такое широкое  понятие, как демократизация. Это формирование более свободного режима перемещения товаров, капитала и рабочей силы между государствами; снижение уровня бюрократизации и риска введения ограничений тарифного и нетарифного характера40.

С точки зрения теории, Таможенный союз и сформированное на его базе Евразийское экономическое сообщество предполагают достаточно высокий уровень  взаимного товарооборота, отсутствие ограничений в торговле и пошлин, упрощенное таможенное оформление грузов. Но несмотря на то, что соглашение о Таможенном союзе формально начало действовать с 1995 г., на практике его положения подвергались нарушениям много раз, например, со стороны Республики Казахстан неоднократно в одностороннем порядке вводился запрет на импорт определенных категорий товаров из России.

Принципам интеграции противоречат также отношения двух стран в  вопросе о границе. В 1999 г. активизировался  процесс по делимитации и демаркации границы между Россией и Казахстаном. Интеграционные процессы, подразумевающие  по своей сути, создание единого  рынка товаров, труда и капитала, не предполагают возведения границ. В  российско-казахстанских отношениях вопрос о делимитации и демаркации границы сохраняет свою актуальность и сегодня, что противоречит заявлениям о демократизации двусторонних отношений.

Существуют проблемы в  сближении национальных валютных систем. Из-за отсутствия свободной конвертируемости рубля и тенге, участники внешнеэкономической  деятельности предпочитают использовать евро и доллар США. Кроме того, значительная часть товарооборота (45 - 50 %) обслуживается  бартером и двусторонним клирингом.

Для создания более демократичных  условий в двусторонних торгово-экономических отношениях необходимо:

  • сформировать более эффективный способ расчетов на основе движения денежных средств, а не валютного бартера;
  • продолжить унификацию таможенных тарифов двух государств, что предполагалось еще в 1995 г. при образовании Таможенного союза;
  • упростить системы таможенного оформления;
  • усовершенствовать механизм изъятия и возврата НДС на экспортируемую продукцию41.

При анализе взаимодействия международных отношений между  Казахстаном и Россией почти  всегда присутствует слово «экономика»  и совсем редко – «политика», «культура», «ценности». Это определенно  можно считать упущением, ведь только экономическим проектом мало кого можно увлечь. Важно предлагать некие ценности, идеологию, то, от чего мы в последнее время усиленно отказываемся. Мы же пытаемся построить новое интеграционное объединение на голом техническом расчете. Но расчет – это зыбкая основа, потому что у каждого он свой. Людей же увлекают только высокие идеи. Они должны видеть ясные перспективы не только для государства, но и для себя, как улучшится их жизнь42.

Потребовали разъяснения  на высшем уровне недавно вспыхнувший конфликт вокруг космодрома «Байконур» и острая полемика политологов двух стран, касающаяся участия Астаны в интеграционных проектах на постсоветском пространстве. По мнению экспертов, двусторонние отношения ждет «ранняя, но холодная весна». Недавно вспыхнувший конфликт вокруг «Байконура» загасить не удалось ни на уровне глав МИДов обеих стран, ни на двусторонней межправительственной комиссии в Москве.

На вопрос, насколько затянется  похолодание между ведущими партнерами по интеграции и не ждет ли нас полноценный  «ледниковый период» и радикальная  смена геополитических ориентиров, директор по международным проектам Института национальной стратегии (ИНС), политолог Юрий Солозобов ответил, что это временные трудности  между Москвой и Астаной и  они будут вскоре преодолены. «Астана  полна решимости по всем векторам восстановить доверие своего главного стратегического союзника – России. Полагаю, что встреча президента Казахстана и откровенный диалог с Владимиром Путиным способны снять любые проблемы. Гарантией от наступления политического «ледникового периода» служат теплые отношения между народами», – сказал Солозобов.

Космодром Байконур - не только самый большой и лучше всего  оборудованный, но и единственная точка, откуда Россия способна выводить спутники на геостационарную орбиту, имеющую  уникальное значение в коммерческом и военном отношениях. По этой причине договоренности по вопросу развития сотрудничества в космической сфере являются одним из важнейших аспектов двусторонних отношений обоих стран.

 «Деликатно, но твердо наши партнеры по интеграции затрагивают еще одну болевую точку этого процесса – вопрос создания единой валюты. Принудительное введение рубля подорвут главное – доверие партнеров», – сказал политолог. По его мнению, межгосударственная интеграция – процесс позитивный, который не противоречит политической самостоятельности каждого суверенного государства. «Главное, чтобы всеми участниками интеграционного проекта одинаково четко понимались конечная цель интеграции и основные вехи на этом пути. Реализованный ранее формат Таможенного союза – согласование тарифов и снятие таможенных барьеров – это лишь первый этап интеграции. Вторым важным этапом станет дееспособный Евразийский экономический союз; третьим – появление своей региональной системы валютного регулирования и своей Евразийской энергетической хартии», – сказал Юрий Солозобов43.

Свое видение интеграционных процессов между Казахстаном  и Россией выражают как российские, так и казахстанские политологи, чьи мнения могут кардинально различаться друг между другом. Так казахстанский политолог Михаил Сытник сформулировал в своей статье несколько  тезисов, раскрывающих тенденции дезинтеграционных процессов, происходящих между Россией и Казахстаном. В статье главный тезис, выражающий сущность дезинтеграции на постсоветском пространстве, сформулирован следующим образом: «примат экономической интеграции в интересах энергетических корпораций и крупного бизнеса России парадоксальным образом усугубляет и увеличивает духовно-идеологический раскол между нашими государствами и ведет к окончательному разводу народов России и Казахстана». Также фиксируется следующий тезис: «политика России, как это видится многим русским из Казахстана, обменяла экономическую интеграцию своих сырьевых корпораций на духовно-идеологическую дезинтеграцию наших народов. После смены В. Путина и Н. Назарбаева вопреки всем лихорадочным попыткам новой российской власти удержать Казахстан в поле своего влияния, процессы политико-идеологической дезинтеграции будут усиливаться, и народы России и Казахстана будут окончательно разведены в границах своих государств и во внешнеполитических векторах. Причем чем сильнее Россия будет притягивать к себе Казахстан и делать уступки в ущерб себе, тем сильнее казахские олигархические кланы будут стремиться на Запад». В качестве ключа к решению этого парадокса политолог приводит слова, произнесенные классиком коммунизма: «только по-настоящему разделившись можно вновь стать едиными. Иными словами, только испытав на практике и глубоко осознав все недостатки разделенного существования, можно оценить то, что потерял и снова захотеть быть вместе».  

Данное мнение вызывает массу  критики со стороны политологов как Казахстана, так и России. Считается, что Казахстан и Россия, невзирая на объективные и субъективные проблемы, уверенно продолжают непростой путь по углублению региональной интеграции. Руководство обоих стран отдает себе отчет в том, что реальная интеграция – сложный и болезненный процесс, который требует времени, осмысления опыта, накопленных ошибок и их разумного преодоления44.

Благодаря быстрому и мудрому  решению всех проблем весь ход сотрудничества, его нынешнее состояние свидетельствуют о том, что альтернативы тесным, взаимовыгодным и конструктивным взаимоотношениям двух стран не существует. Они по праву являются примером прагматического подхода в решении многих вопросов, дающим необходимый импульс дальнейшему развитию межгосударственных связей. 

Заключение

20 лет назад два независимых  государства, образовавшихся на  постсоветском пространстве, установили  дипломатические отношения. А в мае 2012 года они отпраздновали 20-летие Договора о дружбе и сотрудничестве - ключевого документа в системе наших взаимоотношений. За эти годы страны сумели не только развить братские и добрососедские связи, но и стать стратегическими партнёрами.

Главный итог двух десятилетий  взаимодействия России и Казахстана: мы были и остаёмся последовательными  сторонниками укрепления и развития отношений - и в политической, и  в экономической, и в гуманитарной сферах. Достаточно сказать, что товарооборот между нашими странами уже достиг рекордной цифры в 24 млрд долларов, превысив докризисные показатели. Динамично развиваются приграничные связи, которые ныне составляют львиную долю экономического взаимодействия. 76 субъектов РФ поддерживают постоянные торгово-экономические связи с Казахстаном. Поток прямых инвестиций из России за последние 5 лет составил 4,5 млрд долларов, а из Казахстана в Россию - 1,6 млрд. За последние годы были реализованы сотни двусторонних проектов, в том числе производство обогащённого урана и развитие производства компонентов грузовиков «КамАЗ», прокладка транспортного коридора, связывающего Западную Европу с Китаем, совместные исследования в космосе. Россия и Казахстан стали стратегическими партнёрами и на международной арене. Они активно сотрудничают в ООН и во многих других международных организациях. По многим важным вопросам, которые стоят на повестке дня, страны выступают с консолидированных позиций.

Можно многое сказать и  о других сторонах сотрудничества Казахстана и России. Однако самое важное - это  крепнущее год от года неразрывное единство наших народов. Неслучайно, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, большинство россиян считают Казахстан самым стабильным, надёжным и успешным партнером РФ, а президента республики Нурсултана Назарбаева - наиболее заслуживающим доверия политическим лидером среди глав государств СНГ.

Во время недавнего  визита президента Республики Казахстан в Москву страны подтвердили курс на стратегическое партнёрство. Как отмечено в подписанном Владимиром Путиным и Нурсултаном Назарбаевым документе, они придают большое значение дальнейшему расширению взаимовыгодного российско-казахстанского сотрудничества. В частности, главы государств заявляют о намерении продолжить взаимодействие в военно-технической сфере, в борьбе с международным терроризмом, а также придают приоритетное значение формированию объединённой транспортной системы России и Казахстана и сотрудничеству в энергетической области.

Планы лидеров двух стран  амбициозны и оптимистичны. Так, в ближайшие годы они намерены довести товарооборот до 40 млдр долларов. И это не предел. Есть у нас наработки и в совместных действиях на международной арене. Россия и Казахстан хотят повысить статус и влияние организаций, членами которых они являются, сделать их деятельность более эффективной и продуктивной.

Россия и Казахстан  сумели выстроить взаимодействие как  равноправные, независимые государства, объединённые не только общим историческим прошлым, но и схожим видением настоящего и будущего развития всего Евразийского региона и мира. Прошедшие два  десятилетия заложили прочную основу для их уверенного и последовательного  развития в интересах наших народов.

В качестве итога  хочется  процитировать слова Нурсултана Назарбаева в статье, опубликованной в «Российской газете». Президент справедливо отметил, что «казахстанско-российские отношения стали привлекательной моделью не только для стран СНГ, но и показательным примером того, как должны развиваться двусторонние отношения между государствами в ХХI веке».

 

 

Список литературы

1. Балаубаева Б.М. Казахстанско-Российское сотрудничество в сфере культуры// Вестник КазНУ-Алматы 2009, с. 173-176.

2. Баталов Ю.В., Колос Е.А.  Научно-методологические подходы  инновационного управления высшим  образованием Казахстана. – Усть-Каменогорск:  ВКГТУ, 2011. – 220 с.

3. Вардомский Л. Региональные  приоритеты зарубежных стран  в России. Внешняя торговля. –2002.

4. Влияние стратегического  партнерства вузов на повышение  эффективности экономического сотрудничества  России и Республики Казахстан// Под редакцией Н.В. Фадейкиной. – Новосибирск: САФБД, 2007.

5. Зиядуллаев Н. Экономика стран Содружества в условиях глобализации // Вопросы экономики. – 2002.

6. Иванов Э.М. Казахстан, Россия и перспективы экономического союза СНГ // Казахстан: реалии и перспективы независимого развития. - М., 1995.

Информация о работе Сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Казахстан как модель отношений России со странами СНГ