Современные модели совершенства деятельности организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Задачей данной курсовой работы является разработка системы менеджмента качества для станции технического обслуживания ООО «Птицевод», которая включает:
1) описание инструментов контроля и управления качеством;
2) разработка Миссии, Политики и Целей предприятия в области качества;
3) разработка структурной и функциональной схемы СМК организации;
4) разработка календарного план-графика внедрения и сертификации

СМК, матрицы полномочий и ответственности персонала;
5) разработка структуры документации СМК, структуры Руководства по качеству и перечня стандартов организации;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач по Карпузу.doc

— 784.00 Кб (Скачать файл)

Введение


Чтобы успешно  руководить организацией и обеспечивать ее функционирование, необходим соответствующий  инструмент. Одним из таких инструментов является система менеджмента качества (СМК). Наибольшую популярность приобрела  модель СМК, описанная в стандартах ISO серии 9000. Стандарты ISO разработаны International Standard Organization. Фактически СМК представляет собой систему качественного менеджмента компании, включающую: взаимосвязанные и взаимодействующие процессы и процедуры, организационные и технические мероприятия, цели, планы, компетентный персонал, основные средства, документацию, т.е. все то, что необходимо компании для достижения целей хозяйственной деятельности.

Разработанная и внедренная Система Менеджмента  Качества (СМК), действующая в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008) влияет на следующие характеристики:

1)прозрачность;

2)управляемость;

3) развитие;

4)конкурентоспособность.

СМК повышает прозрачность организации в части его организационной структуры, бизнес-процессов и функций. При разработке процедур, представляющих собой алгоритм деятельности, связанной с качеством, определяются или  уточняются и организационная структура (как обязательства, полномочия и взаимоотношения, представленные в виде схемы, по которой учреждение выполняет свои функции), и бизнес-процессы и функции. Необходимо отметить, что это не относится к финансовой прозрачности, так как СМК не затрагивает финансовую деятельность учреждения.

 

Управляемость учреждения улучшается в связи с тем, что при проектировании СМК строго распределяется ответственность за выполнение процедур. В большинстве процедур предусмотрено ведение записей (отчетов) о качестве, которые формируют ответственные лица после выполнения установленных действий. В процессе создания СМК пересматриваются положения о подразделениях, должностные и рабочие инструкции. Это также повышает управляемость учреждения.

Развитие учреждения обусловлено несколькими факторами. К ним относятся повышение компетентности (обязательность подготовки) персонала, его вовлечение в процесс создания системы, повышение эффективности производства за счет устранения лишних функций и снижения доли некачественной продукции, концентрация усилий на существенном, а также улучшение отношений с потребителями и поставщиками.


Наиболее явно сертификация и эффективное функционирование СМК влияют на конкурентоспособность учреждения. Наличие сертификата значительно поднимает авторитет учреждения. Наличие сертификата увеличивает вероятность успеха при участии в конкурсах и тендерах. В некоторых случаях оно даже является обязательным условием конкурса или тендера. Перечисленные обстоятельства прямо и косвенно влияют на эффективность экономической деятельности учреждений.

Задачей  данной курсовой работы является разработка системы менеджмента качества для станции технического обслуживания ООО «Птицевод», которая включает:

1) описание инструментов  контроля и управления качеством;

2) разработка  Миссии, Политики и Целей предприятия в области качества;

3) разработка структурной и функциональной схемы СМК организации;

4) разработка  календарного план-графика внедрения  и сертификации  
 
СМК, матрицы полномочий и ответственности персонала;

5) разработка структуры  документации СМК, структуры Руководства  по качеству и перечня стандартов организации;


6) разработка  документированной процедуры СТО  СМК «Корректирующие действия» и должностной инструкции уполномоченного подразделения по качеству;

7) оформление  заявки и расчет затрат на  сертификацию СМК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1 Современные модели совершенства деятельности организаций


1 Модель самооценки  в соответствии с ГОСТ Р  ИСО 9004-2001

Особенности метода самооценки по ГОСТ Р ИСО 9004 таковы, что он может:

- применяться  ко всей системе менеджмента  качества или ее части, или к любому процессу;

- применяться  к организации в целом или  ее части;

- быть быстро  осуществлен внутренними средствами;

- быть осуществлен  многопрофильной группой или  одним работником организации  при поддержке высшего руководства;

- сформировать входные данные для более всестороннего процесса самооценки системы менеджмента;

- определить  и облегчить расстановку приоритетов  возможностей для ул

- способствовать  развитию системы менеджмента  качества в направлении уровня  мирового класса.

Метод оценки, изложенный в стандарте ИСО 9004:2000, предназначен для оценивания уровней развития системы менеджмента качества по каждому основному разделу стандарта (посредством балльной шкалы от 1 до 5):

-уровень 1 -- нет формализованного подхода (систематический подход к проблемам отсутствует, нет результатов или они слабые),

-уровень 2 -- подход, основанный на реакции на проблемы (наличие минимальных данных о результатах улучшения),

 

 

-уровень 3 -- устоявшийся формализованный системный подход (системный процессный подход, систематические улучшения на ранней стадии),

-уровень 4 -- акцент на постоянное улучшение (хорошие результаты и устойчивые тенденции улучшения),

-уровень 5 -- лучшие показатели в классе деятельности (сильно интегрированный процесс улучшения).

В стандарте ГОСТ Р ИСО 9004 приведены типичные вопросы для самооценки в соответствии с разделами стандарта. Каждой организации предлагается разработать свой список вопросов, которые соответствуют ее потребностям.

2 Самооценка  на основе премий по качеству

Премии по качеству призваны, в первую очередь, стимулировать стремление к лидерству, основанному на внедрении принципов TQM. Кроме того, они предоставляют возможность проведения самооценки для определения целей по совершенствованию деятельности предприятия.

Наиболее известные и авторитетные модели наград за качество:

* Японская премия  им. Э. Деминга -- 1951 г., которой  в 1984 г. был придан статус  международной премии;

* Национальная  премия США им. М. Болдриджа  -- 1987 г.;

* Европейская  премия по качеству -- 1991 г.;

* Премия Правительства  РФ по качеству -- 1996 г., которая по своему содержанию ориентируется на Европейскую премию.

Каждая из моделей  имеет свои особенности, критерии оценки и значимость.

3.2.1 Модель «Делового  совершенства»

 

Европейский фонд менеджмента качества (EFQM) был создан с целью пропаганды передовых технологий менеджмента в Европе. Эта организация ежегодно

 

присуждает  премии по качеству на основе соответствия системы менеджмента

 

«Модели Совершенства», разработанной ведущими специалистами  стран Европы.

 

«Модель совершенства»  близка к ISO 9004:2000, но менее детальна.

 

В основе этой методологии  лежит совокупность следующих принципов:

 

* ориентация  на результат,

 

* ориентация  на потребителя,

 

* лидерство  и постоянство целей,

 

* управление  процессами и данными,

 

* развитие и  вовлечение персонала,

 

* постоянное  изучение передового опыта, нововведения  и улучшения,

 

* развитие партнерства,

 

* социальная  ответственность.

 

При разработке критериев модели рассмотрен опыт всех ранее созданных премий по качеству и проанализированы их сильные и слабые стороны. В результате были сформированы 9 критериев, которые сгруппированы в два класса: критерии возможностей и критерии результатов. В свою очередь каждый из критериев разделяется на несколько субкритериев (показателей). Структура первого варианта модели Европейской премии по качеству показана на рисунке 1. Здесь представлены также весовые коэффициенты каждого критерия и их краткое содержание.

 

Премия Российского  правительства по качеству также  основана на этой модели. EFQM предлагает простой способ самооценки, позволяющий определить, в какой точке на пути к совершенству находится организация.

 

Модель Делового Совершенства - ключевая структура  для помощи организациям в движении к повышению конкурентоспособности и стабильному успеху.

 

Модель является ключом в четырех направлениях:

 

1.Как структура,  которую организации могут использовать  в помощь для развития их  видения и целей на будущее  материальным и измеримым способами.

 

2.Как структура,  которую организации могут использовать в помощь для идентификации и понимания системного характера их бизнеса, его ключевых связей, причин и влияния его отношений с заинтересованными сторонами на ключевой результат.

 

3.Как основа  Европейской Премии Качества, процесса, который позволяет Европе признавать ее самые успешные организации, продвигать их как образцы Совершенства для других и учиться у них.

 

4.Как диагностический  инструмент оценки текущего состояния  здоровья организации. С помощью  этого процесса организация значительно лучше способна сбалансировать свои приоритеты, распределить ресурсы и разработать реалистичные бизнес-планы. Это четвертое, диагностическое использование, известно как Самооценка.

 

Процесс Самооценки позволяет организации четко  определить ее сильные стороны и области, в которых могут быть произведены улучшения, и достичь высоких результатов в организованных действиях по совершенствованию.

 

Введение процесса Самооценки показало, что она предоставляет  много выгод,

 

особенно:

 

* Определяет  прогресс, связанный с Моделью Делового Совершенства.

 

* Создает прочную  основу для решений стратегического  характера и выделяет приоритеты  будущей деятельности по улучшениям.

 

* Дает сотрудникам  и группам в организации энергию  быть лучшими.

 

* Упрочняет  четкие связи между усилиями и результатами бизнеса.

 

* Составляет  основу для успешного бенчмаркинга.

 

При этом Модель может использоваться в трех связанных  по возрастанию аспектах:

 

* как инструмент  анализа -- «контроль состояния  здоровья» организации на базе  самооценки;

 

* как инструмент планирования -- включение модели в процесс бизнес-планирования;

* как стратегический  инструмент -- принятие стратегических  решений на базе модели.

3.2.2 Логика RADAR

В основе Модели лежит логика RADAR.

RADAR состоит  из четырех элементов и их критериев:

* Результаты (Results): тенденции, цели, сравнения, причины,  охват.

* Подход (Approach): рациональный, интегрированный.

* Развертывание  (Deployment): осуществленность, систематичность.

* Оценка и  Обзор (Assessment and Review): измерение, изучение, улучшение.

RADAR - это оценочный  инструмент. Для него характерно:

* Оценка организации  в соответствии с Моделью.

* Базируется  на самооценке организации.

* Оценка осуществляется  распределением очков.

* Шкала оценки  берется из карты RADAR.

Логика RADAR подразумевает, что организации необходимо следующее:

* Определение  Результатов, к которым она  стремится, как части процесса  создания ее политики и стратегии.  Эти результаты охватывают работу  организации, материально и оперативно, а также с точки зрения восприятия ее заинтересованными сторонами.

* Планирование  и развитие набора рациональных  и интегрированных Подходов, которыми  достигаются требуемые результаты  в настоящем и в будущем.

* Систематическое  Развертывание подходов, гарантирующее  полное выполнение.

* Оценка и Обзор подходов, основанных на контроле и анализе достигнутых результатов и текущих действиях по изучению ситуации. Основываясь на этом, определяют, расставляют приоритеты, планируют и осуществляют усовершенствования, где необходимо.

Результаты. Определяют достижения организации.

Подход. Определяет, что организация планирует делать, и по каким причинам.

Развертывание. Определяет степень, в которой организация  использует подход, и что это дает.

Оценка и  Обзор. Определяет, что организация  делает для оценки и обзора подхода и его развертывания.

3.2.3 Модель премии  правительства Российской Федерации  в области качества

Российская  Модель премий по аналогии с Европейской  также включает две группы критериев:

1. Первая группа  критериев характеризует, как  организация добивается результатов в области качества, что делается для этого («возможности»).

2. Вторая группа  критериев характеризует, что  достигнуто («результаты»).

Информация о работе Современные модели совершенства деятельности организаций