Совершенствование порядка предоставления тарифных преференций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие.docx

— 44.68 Кб (Скачать файл)

Декларация  на товары - общепризнанный в мировой практике документ. 99 стран мира использует его при внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Декларация  на товары представляется таможне в  установленный законодательством  срок, который колеблется от одного дня до двух недель, считая со дня  прибытия товара на таможню. Декларация на товары содержит номер грузового  документа, по которому товар принят на таможню (в портовых таможнях также  наименование судна, на котором прибыл товар), тарифное наименование товара или ссылку на соответствующую статью таможенного тарифа, цену и стоимость  партии товара. В декларации на товары дается также перечень обычно прилагаемых  к ней документов (счет, отгрузочная  спецификация, сертификат качества и  т. д.).

Формы и  порядок заполнения таможенной декларации, определяются решением Комиссии таможенного  союза. Предшественница декларации на товары - грузовая таможенная декларация представляла собой комплект из четырех  сброшюрованных листов ТД1 (основной лист) и ТД2 (добавочные листы). В грузовой таможенной декларации не должно быть подчисток и помарок.

 Декларация  на товары - это документ, свидетельствующий,  что участник ВЭД совершил  сделку законно, то есть имеется  соответствие всех действий в  процессе экспортной и импортной  операции законодательству РФ  и Таможенного союза.

 Декларация  на товары - это документ, свидетельствующий,  что участник ВЭД везет соответствующий  товар, что гарантируется таможней  страны Таможенного союза. Это  как бы "паспорт товарной партии", заверенный отметками российской  таможни, которому во многом доверяют таможни оставшихся 98 государств, также использующих декларацию на товары.

 Декларация  на товары выполняет также  статистическую функцию, важную  для государства.

Листы таможенной декларации распределялись следующим образом:

 - первый лист таможенной декларации — оставался в таможене и хранится в специальном архиве;

 - второй лист таможенной декларации (статистический) — оставался в отделе таможенной статистики;

 - третий лист таможенной декларации — возвращался декларанту;

- четвертый лист таможенной декларации: а) при вывозе товара прикладывался к товаросопроводительным документам и направлялся вместе с товарами в таможенный орган, в регионе которого расположен пункт пропуска на границе; б) при ввозе товаров оставался в отделе таможенной стоимости таможенного органа, осуществляющего таможенное оформление.

 Внешний  вид действующей ныне (на 15.06.2010) ГТД  утвержден приказом Федеральной  Таможенной Службы №724 от 03.08.2006, зарегистрирован в Минюсте 07 сентября 2006 г. № 8226, "Об утверждении  новых форм комплектов бланков  таможенной декларации и транзитной  декларации". Форма новой декларации  на товары в настоящее время  определяется Комиссией таможенного  союза.

Рассмотрим  декларацию на товары (приложение 1), заключенную между ООО «РосСпецПром» и ООО «УкрСпецПром 2008». Отправитель/экспортёр: ООО «УкрСпецПром 2008» Украина 61112 г. Харьков Салтановское шоссе 145-В, кв.11. Получатель, декларант и лицо, ответственное за финансовое урегулирование: ООО «РосСпецПром» Россия 308002 Белгородская область, г. Белгород, проспект Б.Хмельницкого, 131. Страна происхождения и страна отправления является Украина, а страной назначения является Россия. Грузовые места и описание товара: 1 – толкатель электрогидравлический: тэ – 30м – 192 шт, тэ – 50м – 100шт, тэ – 80м – 127 шт, тэ – 30 хл – 4 шт, предн. Для применения в качестве привода колодочных пружинных тормозов, а также других механизмов. 2 – 423, ст – 423. Код товара: 8412292009, вес брутто (кг): 5336.000, преференции: ООЭЭООО, вес нетто (кг): 5155.000. Цена товара и таможенная стоимость: 1505349.17, статистическая стоимость: 53114,12.

Таким образом, декларация на товары (до вступления в силу 01.07.2010 Таможенного кодекса Таможенного союза именовалась таможенной декларацией - сокращенно ГТД) - документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган в соответствии со ст. 180 Таможенного Кодекса Таможенного союза. Без предоставления декларации на товары таможня не принимает товары к таможенному оформлению для пропуска через границу. В следующем вопросе мы рассмотрим совершенствование порядка предоставления тарифных преференций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Совершенствование порядка предоставления тарифных преференций

 

Современная торговая политика характеризуется  возросшим распространением льготных торговых режимов. Они являются начальной  стадией создания интеграционных группировок, служат решению как экономических, так и  мполитических задач. Последний фактор часто побуждает государства идти на создание зон свободной торговли и таможенных союзов даже в тех случаях, когда их экономические преимущества далеко не предопределены (Мексика в НАФТА, многие страны Центральной и Восточной Европы в ассоциации с ЕС). Более того, геополитические соображения приводят к созданию преференциальных режимов, которые если и смогут принести экономический эффект для их инициаторов, то лишь в отдаленной перспективе.

Данная курсовая работа основывается на материалах ООО «РосСпецПром». Рассмотрим декларацию на товары. В качестве покупателя является ООО «РосСпецПром» Россия, в роли продавца ООО «УкрСпецПром 2008» Украина. Толкатель электрогидравлический ввозится на таможенную территорию таможенного союза с преференциями (НДС и акциз), так как с Украиной у нас имеется соглашение (Приложение 1).

НДС также как и таможенная пошлина  имеет свои ставки. Однако виды этих ставок отличны от ставок таможенных пошлин.

 Во-первых, о разновидностях  ставок НДС можно говорить  только с количественной стороны.  Это 10% и 18%. И, во-вторых, эти  ставки применяются к широкому  перечню товаров (в отличие  от ставок таможенных пошлин, где каждой категории товаров  соответствует своя ставка).

Акциз подлежит уплате при ввозе  товаров на таможенную территорию ТС.

Налоговая база для исчисления суммы  акциза определяется как:

- объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении, если в отношении подакцизного товара установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);

 - сумма таможенной стоимости товара и таможенной пошлины, подлежащей уплате за данный товар, если по подакцизным товарам установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.

Нормы ГАТТ/ВТО, регулирующие применение преференциальных отношений между  развитыми странами, носят достаточно жесткий характер. Они позволяют  исключать из льготного режима "чувствительные" секторы экономики лишь в течение  периода поэтапного создания зоны свободной  торговли или таможенного союза, который, как правило, не должен превышать 10 лет.

Что касается преференций в пользу развивающихся стран, то здесь правовые возможности для регулирования  объема льгот весьма широки, поскольку  ГАТТ выводит данный режим за пределы  действия общего обязательства о  наибольшем благоприятствовании и  не дискриминации.

Применение льготного режима к  ввозу товара на рынок создает  экспортерам серьезные преимущества по сравнению с конкурентами и  позволяет не только избежать уплаты таможенных пошлин или существенно (в 2-3 раза) снизить их уровень, но и  в ряде случаев даже выводит такой  импорт из-под действия антидемпинговых  пошлин и количественных ограничений.

В этих условиях повышенное значение приобретает создание административных механизмов, обеспечивающих нормальное функционирование преференциальных режимов, и, в частности, сведение к минимуму случаев их нарушения. ЕС не только сам является таможенным союзом, но и как уже было отмечено, предоставляет  преференции (в договорной или односторонней  форме) подавляющему большинству государств и территорий (за исключением неевропейских  членов ОЭСР), в результате чего до половины импорта ЕС является преференциальным. Однако, несмотря на предпринятые КЕС  усилия по линии двусторонних соглашений (стандартизация преференциальных правил происхождения) и модификацию схемы  Общей системы преференций (ОСП), масштабы нарушений при использовании льготных режимов растут, что приводит к недоборам доходов в бюджете ЕС и нарушениям конкуренции.

Наиболее типичными нарушениями  такого рода в практике ЕС являются: предоставление недействительных или  фальсифицированных документов, заведомо неверная таможенная классификация  товара, декларирование ложной таможенной стоимости, нарушение правил определения  происхождения товара. По степени  серьезности выделяются нарушения  последнего типа, которые, как правило, с наибольшим трудом поддаются выявлению. Они, в свою очередь, бывают двух основных видов:

1. предоставление подлинных сертификатов  происхождения, но для товаров,  в действительности не происходящих  из страны-бенефициара;

2. предоставление подлинных сертификатов, но для товаров, которые лишь  частично произведены в стране-бенефициаре  и не содержат необходимой  для льготы доли местной добавленной  стоимости.

По наиболее серьезным нарушениям расследования проводятся непосредственно  Комиссией ЕС (в сотрудничестве с  государствами-членами). Весьма невысокими являются и показатели взыскания  недоплаченных пошлин. Еще ниже эффективность  действий государств-членов ЕС, которые, по оценкам КЕС, возвращают в бюджет лишь около 10% противозаконно недоплаченных  пошлин. Приведенные показатели косвенно свидетельствуют о степени серьезности  проблемы. По признанию самой КЕС, действующие методы контроля позволяют  выявить лишь незначительную часть  нарушений, а реальный ущерб многократно  превышает приведенные показатели. Данные свидетельствуют о том, что  даже при отлаженной системе таможенного  контроля, ЕС пока не удалось взять  под контроль использование существующих таможенных льгот.

Решение проблемы зависит прежде всего от налаживания прямого диалога с импортерами, которые, как правило, имеют достаточную информацию как об истинной таможенной классификации и стоимости товара, так и о его происхождении. Другая задача - таможенное сотрудничество с правительствами стран-бенефициаров, призванное содействовать разработке ими необходимых нормативных актов и соблюдению должного контроля за действиями своих административных органов, уполномоченных устанавливать таможенную стоимость и происхождение товаров. В этих целях Комиссия ЕС предполагает шире практиковать учебные мероприятия и в полной мере использовать возможности консультаций в рамках действующих соглашений и, при необходимости, применять санкции.

Россия, как и ЕС, предоставляет  преференциальные торговые режимы целому ряду государств: членам Таможенного  союза (Белоруссия, Казахстан и Киргизия, Таджикистан), странам СНГ в рамках двусторонних зон свободной торговли, а также развивающимся государствам в рамках национальной схемы ОСП. К документам, регулирующим применение ОСП в России, относятся постановление  Правительства Российской Федерации  от 13 сентября 1994 г. № 1057 "Об утверждении  перечня стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации  и списка товаров, на которые при  импорте на территорию Российской Федерации  преференциальный режим не распространяется".

В настоящее время пользователями российской схемы тарифных преференций, помимо действительно слаборазвитых  стран, являются также ряд экономически быстро прогрессирующих государств, которые относятся к "развивающимся" в силу традиций или политической установки ведущих развитых стран  на предоставление таким "развивающимся" государствам известных привилегий в международных экономических  отношениях. Новый, все более дифференцированный подход к различным по уровню развития странам-бенефициарам национальных схем тарифных преференций давно является актуальным и уже проводится в жизнь многими странами (соответствующая схема ЕС была описана выше). Россия также должна пойти по этому пути, что, с одной стороны, увеличило бы в перспективе поступления в бюджет от импортных таможенных пошлин, а с другой стороны, повысило бы эффективность российской схемы тарифных преференций как торгово-политического инструмента в отношениях с третьим миром.

Однако, простое исключение каких-либо стран из списка пользователей оказало бы неблагоприятное воздействие на весь комплекс политических и торгово-экономических отношений с ними. Такой шаг оказал бы неблагоприятное воздействие и на переговоры о вступлении России в ВТО. Ограничение круга стран-бенефициаров пошло бы, кроме того, вразрез с современной международной практикой предоставления тарифных преференций.

России следовало бы пойти по пути совершенствования системы  преференций на основе схем, используемых в ЕС и США. Принятие в России упрощенного  подхода к изменению системы  преференций путем исключения ряда прогрессивно развивающихся стран  не приведет к ожидаемому бюджетному эффекту. Необходимо принимать во внимание, что основной объем торговли России приходится на промышленно развитые страны, а также страны СНГ, Центральной  и Восточной Европы. Импорт из развивающихся  стран не играет заметной роли в  общем внешнеторговом обороте России.

Фискальные цели в рамках реформирования ТС системы преференций можно было бы достичь без особого ущерба для всего комплекса отношений России с соответствующими странами в случае исключения из российской схемы ряда наиболее «чувствительных» товарных групп. Это соответствовало бы и интересам защиты отечественных производителей.

Внесение существенных изменений  в российскую схему тарифных преференций  политически и экономически допустимо  лишь на основе разработки новой, с  учетом международных обязательств и мирового опыта, схемы тарифных преференций, сохранив при этом достаточно широкий страновой охват, но существенно уточнив товарную номенклатуру, размеры и механизм предоставления льгот и отказа от них. Такой подход способствовал бы дальнейшему совершенствованию национальной схемы тарифных преференций в целях превращения ее в действительно эффективный механизм регулирования торговых отношений с развивающимися странами, который соответствовал бы принципам Общей системы тарифных преференций и учитывал опыт других государств в этой области. В частности, можно было бы подумать о градации тарифных ставок в рамках национальной схемы преференций, введении тарифных квот в зависимости от «чувствительности» того или иного товара с точки зрения национального производства.

Информация о работе Совершенствование порядка предоставления тарифных преференций