Проблемы и направления развития услуг как объекта международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, актуальность данной проблемы предопределила цель и задачи нашего исследования. Целью данной работы является изучение особенностей услуг как объекта международной торговли, их значение в экономике различных стран, в том числе и в России.
Чтобы достичь поставленной цели, нами были выделены следующие задачи:
изучить теоретические основы особенностей услуг как объекта международной торговли;
проанализировать процесс осуществления международных торговых операций в сфере услуг, их долю в общей мировой торговле;
выявить проблемы и направления совершенствования мирового рынка услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ УСЛУГ КАК ОБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.....................................................
1.1. Понятие и сущность услуг, их виды, особенности и отличия от других объектов международной торговли............................................................
1.2. Сущность мирового рынка услуг, его структура..................................
1.3. Способы регулирования мирового рынка услуг, нормативно-правовая база..............................................................................................................
Глава 2. Анализ осуществления международных торговых операций в сфере услуг.................................................................................................................
2.1. Доля операций по торговле услугами в общем объёме международных операций, их значение и влияние на экономику стран............................................................................................................................
2.2. Позиции России на мировом рынке услуг.............................................
2.3. Основные международные компании, оказывающие услуги..............
Глава 3. Проблемы и направления развития услуг как объекта международной торговли.........................................................................................
3.1. Проблемы осуществления международных торговых операций в сфере услуг в мире и в России.................................................................................
3.2. Направления совершенствования мирового рынка услуг....................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 304.10 Кб (Скачать файл)

Постепенно возрастает роль в международной торговле некоторыми видами услуг и ряда развивающихся стран (прирост за два последних года составил около 30% в среднем по развивающимся странам), хотя в целом их позиции остаются слабыми из-за низкой концентрации капитала. Крупными экспортерами услуг в этой группе государств являются: Республика Корея – в области инженерно-консультационных и строительных услуг, Мексика – туристических, Сингапур – финансовых и др.

 

3.2. Направления совершенствования  мирового рынка услуг.

 

Опережающее развитие сферы услуг - один из атрибутов «сервисной экономики», возникающей в условиях постиндустриальной трансформации общества. Относясь к «третичному сектору» современной экономики, сфера услуг играет все более весомую роль в производстве валового продукта и структуре занятости; в развитых странах в этой сфере ныне занято от 2/3 до 80% экономически активного населения.

Фактически объемы и темпы роста международной торговли услугами выше официальных, что объясняется несовершенством и большими различиями национально-государственных систем подсчета услуг, в том числе их международных форм [5].

Одной из важнейшей закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг.

По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. Постепенно выросли потребности промышленных компаний в высококачественных деловых услугах, связанные с разнообразными и сложными проблемами их реструктуризации и развития – техническими, сбытовыми, управленческими и т.д. Одновременно из состава крупных фирм в массовом порядке выделялись и переходили на самостоятельный бизнес их непрофильные подразделения, специализирующиеся на услугах. Итогом взаимодействия и взаимовлияния долговременных и преходящих факторов было существенное повышение вклада отраслей услуг в экономический рост, эффективность хозяйства, социальный прогресс и глобализацию хозяйственной жизни [13].

Расширение позиций и структурное усложнение сферы услуг происходит как в результате возникновения новых производств (таких как компьютерные услуги, услуги электронных информационных сетей, видеобизнес и др.), так и путем «экстернализации» услуг – выделения в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства. «Экстернализация» услуг – явление качественного порядка, и оно не сводится к механическому перемещению операций из одной сферы в другую. Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции. В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг, по всей вероятности, сохранится, но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой сферы услуг. Мировой рынок услуг состоит из множества более узких «специализированных» рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг.

Причинами, стимулирующими быстрое возрастание мирового рынка услуг, являются следующие:

- зрелая экономика и  высокий уровень жизни повышают  спрос на услуги; 
         - развитие всех видов транспорта стимулирует международную мобильность как предпринимателей, так и населения;

- новые формы связи, в  том числе спутники, иногда позволяют  заменить личные контакты продавцов  и покупателей;

- ускорившийся процесс  расширения и углубления международного  разделения труда, что ведет к  образованию новых видов деятельности, прежде всего в непроизводственной  сфере.

В общем, прослеживаются следующие основные направления совершенствования международного рынка услуг:

  1. с каждым годом все больше будет разрабатываться и внедряться новых услуг в мировую экономику за счет глобализационных процессов;
  2. произойдет внедрение и совершенствование новых систем, способствующих расширению международного рынка услуг;
  3. повысится уровень инфраструктуры на международном рынке услуг за счет развития НТП и интернет технологий;
  4. международный рынок услуг займет доминирующее положение на мировом рынке и постепенно вытеснит рынок товаров;
  5. будут разработаны рациональные системы измерений и оценки 
    качества мировых услуг, эффективности и производительности [22].

Произойдет совершенствование и обновление следующих основных сфер рынка услуг:

  1. Электронная торговля может радикально изменить структуру производства и распространения туристических услуг, устранив потребность в таких вспомогательных структурах, как распределительные сети, туроператоры-оптовики и турагенты. Телекоммуникационные и информационные технологии позволяют получить информацию с любого расстояния и в любом режиме времени, в том числе on-line.
  2. Высокими темпами будет развиваться индустрия транспортного обслуживания. Одной из крупнейших отраслей является сектор авиатранспортных услуг. Примерно 70 % рынка авиатранспортных услуг приходится на пассажирские перевозки, причем 40 % общего числа международных туристских прибытий приходится на воздушный транспорт.
  3. Расширение международного и внутреннего туризма, включая поездки на отдых с деловыми целями, тенденция к осуществлению нескольких непродолжительных поездок в течение года (дробление отпуска) способствуют дальнейшему повышению спроса на услуги воздушного транспорта.
  4. По прогнозу ВТО, до 2015 г. предполагается увеличение числа пассажиров, пользующихся воздушным транспортом, на 3 % ежегодно. Наиболее значительный рост ожидается на Ближнем Востоке - 4,8 % в год. Быстрыми темпами будет возрастать число пассажиров на европейском континенте - 3,15 % ежегодно. В Азиатско-Тихоокеанском регионе также прогнозируются высокие темпы роста числа пассажиров - 2,7 % в год.
  5. Еще наиболее высокими темпами будет развиваться индустрия морских и речных круизов - около 5 % ежегодного роста.
  6. Индустрия железнодорожных перевозок будет развиваться за счет трансконтинентальных и внутриконтинентальных скоростных железных дорог. В то же время будет постепенно уменьшаться удельный вес автомобильных перевозок. Наиболее важными критериями оценки транспортного средства будут являться уровень комфорта, безопасность движения, экологическая безопасность, стоимость перевозки, скорость и вместимость.
  7. Еще больше возрастет значимость услуг по обслуживанию внешнеэкономической деятельности, увеличиться объем инвестиционных, консультационных, информационных услуг, возрастет роль услуг в сфере финансового консультирования, управления активами, на передний план выходят банковские услуги в сфере информационных технологий с использованием Интернета [11].

Таким образом, главную роль в развитии международного рынка услуг играет глобализация. Глобализация резко усиливает процесс потоков услуг, а также капитала, информации и технологий, обычно не попадающих под регулирование национальных правительств. Глобализация имеет долговременный характер, а ее движущей силой является, прежде всего, революция в сфере информационно-коммуникационных технологий, либерализация рынков и обострение международной конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В ходе проведённого  исследования были определены  особенности услуг: их неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство  качества, недолговечность. Также были выделены основные виды услуг: туристические, информационные, коммерческие, банковские, страховые, финансовые, инжиниринговые, консалтинговые и т.д. Что касается форм реализации услуг, то стоит отметить среди них такие, как: услуга предлагается на территории её потребления; услуга потребляется за рубежом; услуга предлагается на территории её потребления и за рубежом; услуга не перемещается из страны в страну.

2. Мировой рынок услуг  – сфера обмена услугами между  странами, где основными производителями  и потребителями услуг выступают  транснациональные корпорации. Структура  мирового рынка услуг заключается  в следующих видах услуг: международный  туризм, международный рынок технологий, инжиниринг, реинжиниринг, консалтинг, рынок информационных услуг, транспортные  услуги, рынок банковских и страховых  услуг.

3. Также в данной работе были  изучены способы регулирования  мирового рынка услуг и нормативно-правовая  база, регламентирующая его существование. В настоящее время торговля услугами на международном уровне регулируется с помощью ГАТС – Генерального соглашения по торговле услугами. Это первое многостороннее межгосударственное соглашение по торговле услугами. Отраслевое регулирование осуществляют специализированные организации и соответствующие соглашения: гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм - Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки -     Международная морская организация (ИМО).

4. Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время, по оценкам Всемирного банка, сервисный сектор составляет около 70% мирового ВВП. К странам-лидерам, доля доходов от сферы услуг которых превысила ¾ ВВП, относятся, в частности, Люксембург (85%), Франция (77%), США (76%), Бельгия (75%), Великобритания (75%). Столь активное развитие сферы услуг в мире обусловлено влиянием политики государства, тенденцией бизнеса, развитием информационных технологий, социальными изменениями, интернационализацией сферы услуг. Глобальный экспорт коммерческих услуг в 2012 г. вырос на 2% и составил 4,3 млрд долларов.

5. Ещё одним из пунктов, рассмотренных в данной работе, является описание наиболее известных  международных компаний, которые  оказывают различного рода услуги:  в сфере транспортных услуг - DHL, в сфере связи - Vodafone , на туристическом рынке - Coral Travel, в области аудита и консалтинга - PricewaterhouseCoopers, в области инжиниринговых услуг – Fluor. Данные компании хорошо зарекомендовали себя в своей сфере и существуют уже продолжительное время на рынке услуг.

6. Нельзя не подчеркнуть  проблемы международных торговых  операций в сфере услуг, а в  России – в особенности. Пока  поставка услуг Россией за  границу является перспективной  областью её внешнеэкономической  деятельности, т.к. ещё сохраняется  импортная зависимость, возрастает  открытость российского общества. В вопросе туризма в нашей  стране существуют проблемы, главным  образом, из-за политической нестабильности  и экономических трудностей, слабого  развития туристской инфраструктуры  и низкого качества сервиса.

7. Для решения назревших  проблем в работе были выявлены  решения. Так этому поспособствует  развитие и внедрение новых  услуг, новых систем для расширения  рынка услуг, повышение уровня  инфраструктуры, разработка рациональных  систем измерений и оценки  качества мировых услуг. В качестве  направлений совершенствования  выделяется электронная торговля; развитие индустрии транспортного  обслуживания; расширение международного  и внутреннего туризма; увеличение  числа пассажиров, пользующихся  воздушным транспортом;  развитие  индустрии морских и речных круизов и железнодорожных перевозок; возрастание объёма инвестиционных, консультационных, информационных услуг.

В завершение необходимо отметить, что услуги имеют особенный характер как объект международной торговли и существуют в многообразных видах и формах. Поэтому в процессе усиливающейся глобализации и интернационализации мирового хозяйства рынок услуг имеет чёткую тенденцию к усовершенствованию и расширению, о чём свидетельствуют статистические данные. На наш взгляд, России и другим развивающимся странам стоит учитывать этот фактор при разработке внешнеэкономической стратегии с целью улучшения экономики и, как следствие, благосостояния населения за счет пополнения бюджета посредством оказания услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ГАТС – Генеральное соглашение по торговле услугами (от 15.04.1994 г.).
  2. Агафонова В. В. Тенденции расширения сферы деятельности информационных услуг. Экономические науки. М.:ЮНИТИ,  2009.
  3. Балаева О. Н. Управление организациями сферы услуг. Учеб. пособие;— М. : Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010.
  4. Балаева О. Н. Сфера услуг в мировой экономике: тенденции развития. Учебник - Мировая экономика и международные отношения. М.: ЮНИТИ-ДАНА– 2009.
  5. Балацкий Е. Глобальные институциональные ловушки: сущность и специфика \\ Мировая экономика и международные отношения. 2010. - №9.
  6. Батманова Е. С., Томилов П. С., Мировая экономика и международные экономические отношения – Екатеринбург: УГТУ, 2009.
  7. Баширов, М. А. История формирования международно-правового регулирования финансовых услуг в переговорах ГАТТ/ВТО / М. А. Баширов // Право и государство: теория и практика. – 2009. – № 12.
  8. Бирюкова О., Пахомов А. «Итоги мировой торговли товарами и услугами в 2012 г. и перспективы ее развития, «Экономическое развитие России», статья от 5.06.2013 г.
  9. Булатов, А. С. Экономика: учебник / под ред. А. С. Булатова. – 4е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2009.
  10. Бурменко Т.Д. Даниленко Н.Н. Сфера услуг: Экономика: Сфера услуг в современном обществе: Сущность и классификация услуг; Рынок услуг и предпринимательство: Бизнес-план для малых предприятий сферы услуг; Мировой рынок услуг и др.: Учебное пособие для вузов (под ред. Бурменко Т.Д.). М.: КноРус, 2010.
  11. Буров, А. С. Конъюктура мировых рынков товаров и услуг: учебное пособие для вузов / А. С. Буров. – М.: Изд. «Экзамен», 2009.
  12. Герчикова, И.Н. Международное коммерческое дело: учебник для вузов / И. Н. Герчикова. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2012.
  13. Дюмулен И.И. Международная торговля услугами: Учебное пособие. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2011. – 343 с.
  14. Ефремов А. Проблемы организации торговли услугами // Экономист. – 2009 - № 4.
  15. Иванов Н. Человеческий капитал и глобализация // МЭ и МО. 2009. № 9.
  16. Ломакин, В. К. Мировая экономика: Учебник/ В. К. Ломакин.- 3-е изд. Стереотип. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009.- 672с.
  17. Максимова М. Проблемы стабильности мировой экономики // МЭ и МО. 2010. № 9.
  18. Мовсесян А.Г., Огнивцев С. Мировая экономика. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 349 с.
  19. Покровская, В. В. Характер современного развития мировой торговли и участие в ней России / В. В. Покровская // Международная экономика. – 2010. – № 10.
  20. Постникова, Е. В. Понятие услуги в праве Всемирной торговой организации и Европейского Союза: сравнительная характеристика / Е. В. Постникова // Право и государство: теория и практика. – 2009.
  21. Почекина В.В. Услуги в международной экономике / В.В. Почекина, Ю.П. Якубук; Под ред. В.Ф. Медведева - Мн.: НО ООО "БИП-С", 2003. - 178 с.
  22. Руднева А.О. Международная торговля и мировые товарные рынки. – М.: Восток Запад, 2009. – 344 с.
  23. Смитиенко Б. Россия на мировом рынке услуг в условиях глобализации / Б. Смитиенко // Международная экономика. – 2008. – № 5.
  24. Спиридонов И.А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА, 2008.
  25. Спиридонов Э. С. и др. Мировой рынок информационных услуг. М: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010.
  26. Суэтин А.А. Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика: Учебник. М.: КНОРУС, 2008.
  27. Турбан Г.В. Мировой рынок услуг: факторы и масштабы развития // Белорусский экон. журн. - 2008.
  28. Фомичев В. И. Международная торговля: учебник / В. И. Фомичев. – М.: ИНФРАМ, 2008.
  29. Хаксевер К. [и др.]. Управление и организация в сфере услуг /– 2е изд., пер. с англ. под ред. В. В. Кулибановой. – СПб.: Питер, 2008.
  30. Юрасов А.В. Основы электронной коммерции. М.: КноРус, 2008.
  31. www.BFM.ru - Электронная торговля отправится в регионы. Деловой портал BFM.ru — проект группы компаний "РУМЕДИА".
  32. www.cbr.ru/statistics - Официальный сайт Банка России.
  33. www.consultant.ru – Официальный сайт компании «Консультант Плюс»
  34. www.gks.ru – Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ.
  35. www.forex.ru – Портал швейцарской компании EuroBusiness Distribution AG.
  36. www.wto.org – Официальный сайт Всемирной торговой организации.
  37. www.vavt.ru/wto/wto/GenATS - Официальный сайт Всероссийской академии внешней торговли.
  38. www.rbc.ru – Официальный сайт Рос БизнесКонсалтинг
  39. www.dhl.ru
  40. www.vodafone.com
  41. www.coral.ru
  42. www.pwc.ru
  43. www.fluor.com

 


Информация о работе Проблемы и направления развития услуг как объекта международной торговли