Тенденции развития международной торговли услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 08:41, курсовая работа

Краткое описание

Международная торговля услугами на сегодняшний день является неотъемлемой и весьма важной частью мировой экономики, без которой немыслимо дальнейшее развитие международных отношений.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях НТР из двух сфер – реального производства и предоставления услуг – все большее и большее значение приобретает сфера услуг

Содержание

Целью данной работы является изучение современных тенденций развития международной торговли услугами.
Задачами данной работы являются:
- рассмотреть структуру и динамику международной торговли услугами;
- рассмотреть регулирование международных торговых услуг на международном уровне;
- охарактеризовать международную торговлю услугами как отрасль;
- рассмотреть проблемы определения услуг для международной торговли;
- проанализировать современные тенденции развития международной торговли услугами;
- особенности развития сферы услуг России;
- сделать выводы о проделанной работе.

Вложенные файлы: 1 файл

тенденции развития межунар торголи услугами.docx

— 145.42 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основные проблемы России на пути восстановления ее статуса промышленной державы и преодоление национального промышленного «опустошения» связаны с наследием командно-административной системы, плановой экономикой и экономической изоляцией России от глобальных процессов международной экономики, международной торговли и мирового разделения труда.

В условиях глобализации, специализации и регионализации товарного производства и рынка услуг, формирования ТНК – безоговорочных лидеров мирового хозяйства – России крайне важно занять свою нишу в мировом сообществе, которая бы позволила ей пользоваться преимуществами международного разделения труда и сократить существенное технологическое отставание от передовых в технико-экономическом отношении стран.

Экономический прорыв на основе новейших технологий, предложение мировому рынку уникальных ресурсов и услуг - реальный путь экономической трансформации и восстановления утраченного статуса промышленно развитой державы.

Международная торговля услугами на сегодняшний день является неотъемлемой и весьма важной частью мировой экономики, без которой немыслимо дальнейшее развитие международных отношений.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях НТР из двух сфер – реального производства и предоставления услуг – все большее и большее значение приобретает сфера услуг. В частности, транспортные, торговые, юридические, услуги связи, предоставление различных видов информации, образовательные услуги и многое другое. Все это безусловно связано с развитием технологии, с усовершенствованием сферы производства и с все более и более углубляющейся в связи с этим интеграцией между странами.

Объектом исследования является международная торговля услугами.

Предмет исследования: развитие международной торговли услугами в настоящее время.

Целью данной работы является изучение современных тенденций развития международной торговли услугами.

Задачами данной работы являются:

- рассмотреть  структуру и динамику международной  торговли услугами;

- рассмотреть  регулирование международных торговых  услуг на международном уровне;

- охарактеризовать  международную торговлю услугами  как отрасль;

- рассмотреть  проблемы определения услуг для  международной торговли;

- проанализировать  современные тенденции развития  международной торговли услугами;

- особенности  развития сферы услуг России;

- сделать  выводы о проделанной работе.

С развитием института международных экономических отношений цивилистическая наука сталкивалась с изучением проблемы применительно к раскрытию сущности международной торговли услугами. А в наше время особо остро проявляются недостатки в разработке международной торговли услугами, как непосредственно самого лица (юридического или физического), так и общества, вступающего в контакт с таким субъектом международных экономических отношений. Этому предшествовал резкий переход от «плановой экономики» к «рыночной», глобальные изменения в преобразовании государства, особенно за последнее десятилетие, переход к корпоративному ведению хозяйства, так сказать капиталистический путь развития.

Проблема развития международной торговли услугами и в советской науке международных экономических отношений относится к числу сложных методологических проблем.

Научно обоснованное ее решение имеет не только познавательное, но и практическое значение в плане развития совершенствования практики применения его норм.

Теории о международной торговле услугами уделено значительное внимание в экономической литературе. Такие авторы, как Быков О.Н., Пузакова Е.П., Соловьев Э.Г. и др. раскрывают теоретические основы экономической торговли. Другие же авторы – Дюмулен И.И., Терещенко С., Яновский А., Шейнов В. и др. раскрывают весьма и весьма важные практические стороны рынка услуг на мировой арене.

Однако, вместе с тем ряд вопросов, имеющих не только теоретическое, но и большое практическое значение, остается в значительной мере в стороне от научного исследования.

 

1 Структура и динамика международной торговли услугами

 

1.1 Международная торговля услугами: сущность и классификация

 

Услуга – это действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет, как правило, в момент своего потребления ту или иную человеческую потребность1.

Обращающиеся услуги разнообразны и разнородны, и поэтому они распадаются, в свою очередь, на отдельные более узкие рынки: лицензий и «ноу-хау», инженерно-консультационных услуг, объектов капитального строительства, транспортных услуг и др. В основе мирового рынка услуг лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства — сфера услуг.

Что объединяет различные виды трудовой деятельности в сферу услуг? Прежде всего, то, что этот труд производит потребительную стоимость, которая преимущественно не принимает овеществленной формы (хотя ряд услуг приобретает ее в виде программ для ЭВМ, кинолент, различной документации и др.).

Быстрый рост сферы услуг во второй половине XX – начале XXI века происходит, прежде всего, потому, что во многих странах мира достигнуты высокая степень зрелости экономики и высокий уровень жизни населения. А как показывает практика индустриально развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами спрос растет, прежде всего, на услуги. Немаловажной причиной является и ускорившийся в условиях НТР процесс разделения труда, ведущий к образованию новых видов деятельности и, прежде всего, в сфере услуг.

Выделение из материального производства все новых видов услуг и рост производства традиционных услуг способствуют увеличению числа специализирующихся в данной отрасли компаний и организаций. Этому помогает информатика, дающая производителям услуг возможность расширять географию своей деятельности, опираясь на современные средства связи и вычислительной техники. Услугами с целью их продажи все шире занимаются также компании и организации сферы материального производства. Примером могут быть производители ЭВМ, продающие не только свои компьютеры, но также программное обеспечение и вычислительные услуги. В результате, услуги во все возрастающей степени поступают на рынок, в том числе внешний.

Хотя международная торговля услугами моложе торговли товарами, у нее также солидный стаж. Первыми крупными экспортерами услуг были финикийцы: еще 3,5 тыс. лет назад они регулярно занимались фрахтом товаров для торговцев из других стран. Родоначальниками международного туризма были древние греки: 2,5 тыс. лет назад и философ Пифагор, и историк Геродот путешествовали по другим странам с познавательной целью1.

Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами2. Их можно представить в следующем виде.

Во-первых, услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах производителями и потребителями. Это обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой многие операции основываются на торговом посредничестве и возможности хранить товары. Международная торговля услугами требует большего присутствия за рубежом непосредственных производителей услуг или же присутствия иностранных потребителей в стране производства услуг. Вместе с тем, информатика все больше позволяет осуществлять куплю-продажу услуг на расстоянии.

Во-вторых, международная торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Особенно велико воздействие услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующими больших объемов технического обслуживания, информационных и различных консультационных услуг. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства, продажи и реализации (во многих случаях и для послепродажного обслуживания).

Одновременно международная торговля услугами тесно взаимодействует с международным движением капиталов и перемещением рабочей силы, которые вообще невозможны без банковских, информационных, транспортных и других услуг. В то же время рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует увеличение мирового рынка услуг.

В-третьих, сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают общественность и правительства многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами.

В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающим преимущественно в личное потребление. Вряд ли можно надеяться на заметный рост международной торговли такими видами услуг, как коммунальные и бытовые, хотя у других видов потребительских услуг перспективы лучше. Так, успехи здравоохранения и образования в ряде стран все больше привлекают туда иностранцев для лечения и учебы, высокий уровень развития культуры и искусства страны увеличивает ее доходы от гастролей и проката фильмов за рубежом, а быстрое развитие туризма все шире привлекает к обслуживанию иностранцев розничную торговлю, общественное питание, гостиничное хозяйство, музеи и другие предприятия культуры.

Однако и сейчас, и в перспективе доминирующее положение в международной торговле услугами занимают и будут занимать услуги, связанные в основном с обслуживанием трудовой деятельности.

Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым (invisable) экспортом и импортом1. Более того, в отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи их продавца и покупателя. Однако и в данном случае существуют многочисленные исключения. Например, некоторые услуги вполне осязаемы (распечатанный доклад консультанта или компьютерная программа на дискете), вполне видимы (модельная стрижка или театральное представление), поддаются хранению (услуги телефонного автоответчика) и далеко не всегда требуют прямого взаимодействия покупателя и продавца (автоматическая выдача денег в банке по дебиторской карточке).

Классификация услуг основана на Международной стандартизированной промышленной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций и признаваемой в большинстве стран мира.

Несмотря на всю условность определения понятия и классификации услуг, многие из них, особенно в последние десятилетия, являются предметом международной торговли, находят свое отражение на счете текущих операций платежного баланса и поэтому являются предметом рассмотрения наукой международной экономики. В соответствии с руководством по составлению платежного баланса МВФ, которым пользуются практически все страны мира, в состав торгуемых услуг входят следующие их виды (табл.1).

 

Таблица 1.

Классификация торгуемых услуг1

Вид

Подвид

Платежи между резидентами и нерезидентами

I. Транспорт

пассажирский

Международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта на оказание сопутствующих услуг

 

грузовой

Международная перевозка грузов всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг

2. Поездки

Деловые

Товары и услуга, приобретенные нерезидентами, путешествующими по делу (командировки)

 

Личные

Товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по личным вопросам (туризм)

3. Связь

 

Услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами

4. Строительство

 

Строительство объектов за рубежом, осуществляемое на временной основе резидентами

5. Страхование

 

Страхование нерезидентов страховыми компаниями-резидентами *

6. Финансовые услуги

 

Финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами (комиссия за открытие аккредитивов, за обмен валюты, брокерские услуги и т.д.)

7. Компьютерные и информационные услуги

 

Консультации в области компьютерных программ, информационные услуги (обработка данных, пользование базами данных, подписка на информационные линии), обслуживание компьютеров

8. Роялти и лицензионные платежи

 

Пользование правами собственности (торговая марка, патент, копирайт и т.д.) и использование оригиналов или прототипов (фильмов, рукописей) на основе лицензии

9. Другие бизнес-услуги

Посреднически услуги

Комиссия за посредничество

 

Лизинг

Лизинг и фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного оборудования

 

Прочие деловые, профессиональные и технические услуги

Правовые, бухгалтерские, управленческие, рекламные и иные услуги, а также услуги по проектированию, картографии, надзору за строительством, защите урожая, разведыванию полезных ископаемых и пр.

10. Личные, культурные и рекреационные услуги

Аудиовизуальные услуги

Производство фильмов, радио- и телевизионных программ, компакт-дисков, гонорары артистов

 

Прочие

Показ выставок, проведение спортивных и иных мероприятий

11. Правительственные услуги

 

Поставка товаров в посольства, консульства, представительства международных организаций, операции ООН по поддержанию мира

Информация о работе Тенденции развития международной торговли услугами