Проблемы и направления развития услуг как объекта международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, актуальность данной проблемы предопределила цель и задачи нашего исследования. Целью данной работы является изучение особенностей услуг как объекта международной торговли, их значение в экономике различных стран, в том числе и в России.
Чтобы достичь поставленной цели, нами были выделены следующие задачи:
изучить теоретические основы особенностей услуг как объекта международной торговли;
проанализировать процесс осуществления международных торговых операций в сфере услуг, их долю в общей мировой торговле;
выявить проблемы и направления совершенствования мирового рынка услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ УСЛУГ КАК ОБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.....................................................
1.1. Понятие и сущность услуг, их виды, особенности и отличия от других объектов международной торговли............................................................
1.2. Сущность мирового рынка услуг, его структура..................................
1.3. Способы регулирования мирового рынка услуг, нормативно-правовая база..............................................................................................................
Глава 2. Анализ осуществления международных торговых операций в сфере услуг.................................................................................................................
2.1. Доля операций по торговле услугами в общем объёме международных операций, их значение и влияние на экономику стран............................................................................................................................
2.2. Позиции России на мировом рынке услуг.............................................
2.3. Основные международные компании, оказывающие услуги..............
Глава 3. Проблемы и направления развития услуг как объекта международной торговли.........................................................................................
3.1. Проблемы осуществления международных торговых операций в сфере услуг в мире и в России.................................................................................
3.2. Направления совершенствования мирового рынка услуг....................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 304.10 Кб (Скачать файл)

Рисунок 3. Структура ИТ-рынков отдельных стран и регионов за 2012 год (Источник: IDC, 2012).

Неодинаков и вклад разных стран в общий процент роста мирового ИТ-рынка. Здесь традиционно доминируют страны БРИК, в то время как ИТ-расходы стран Западной и Центральной Европы практически не растут уже несколько лет. Лидером роста среди развитых стран являются США. Темп роста ИТ-рынка этой страны вкупе с гигантскими абсолютными значениями объема рынка благоприятно сказывается на динамике мирового рынка информационных технологий в целом.

Рисунок 4. Темпы роста ИТ-рынка США (Источник: IDC, 2013) [38].

Наряду с компьютерными и информационными услугами также увеличился экспорт строительных и страховых услуг (3% и 2% соответственно), на 2% выросли прочие виды деловых услуг, охватывающие юридические и бухгалтерские услуги, консалтинг, рекламу, маркетинг, а также такой важный для коммерциализации инновационной деятельности сегмент, как инжиниринговые услуги.

Ведущие позиции на мировом рынке в области инжиниринговых услуг устойчиво занимают фирмы США, Франции, Англии, Японии, Германии, Италии, Канады и Швеции. Для географической структуры рынка инжиниринговых услуг характерно преобладание экспорта в развивающиеся страны, основная часть которых приходится на нефтедобывающие государства Ближнего и Среднего Востока и Азии. В последние годы инжиниринговые компании развитых стран сталкиваются с конкуренцией со стороны местных фирм и экономоператоров из Бразилии, Мексики, Индии, Кореи, Китая и др. [35]

Вместе с тем, в наибольшей степени в 2012 г. пострадал экспорт финансовых услуг (- 4%). В целом в 2012 г. произошло уменьшение поставок финансовых услуг из развитых стран на 6% при параллельном увеличении экспорта из развивающихся государств и стран СНГ на 3%. Кроме того, сократились поставки услуг связи, включая почтовые, курьерские и телекоммуникационные услуги (- 3%), а также  роялти и лицензионные платежи (-2%).

На глобальном уровне в сфере поставок коммерческих услуг в 2012 г. лидеры не изменились. Первые позиции вновь заняли США (614 млрд долл., доля в глобальном экспорте – 14,1%), а также Великобритания (278 млрд долл., 6,4%) и Германия (255 млрд долл., 5,9%). Среди потребителей услуг на первом месте также были США (406 млрд долл., удельный вес в мировом импорте – 9,9%), на втором – Германия (285 млрд долл., 6,9%), и на третьей позиции – Китай (281 млрд долл., 6,8%).

 

2.2. Позиции России на мировом  рынке услуг.

 

По итогам прошедшего года позиционирование Российской Федерации в мировой торговле товарами и услугами практически не изменилось. Доля страны в глобальных поставках составила всего 1,3%, что свидетельствует о низкой степени вовлеченности российских компаний в международный обмен услугами и недостаточном развитии данного сектора в системе внешнеэкономических связей страны.

Баланс торговли услугами Российской Федерации, в отличие от торговли товарами, имеет устойчиво отрицательное сальдо: в 2012 г. дефицит торговли услугами достиг своего исторического максимума в 46,2 млрд долл. (Данные ЦБ РФ). При этом почти 70% всего дефицита по услугам приходится на статью «поездки», что объясняется устойчивой ориентацией выездного туризма и бизнеса на дальнее зарубежье.

Что касается рынка страховых услуг, то стоит отметить, что Российская Федерация в 2012 году заняла 24-е место по объему собранных премий на мировом страховом рынке, получив долю рынка в 0,56%. Совокупный объем премий, подписанных страховщиками по всему миру за этот период, вырос по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года на 2,4% - до 4,613 триллиона долларов. При этом объем премий по страхованию жизни увеличился на 2,3% - до 2,621 триллиона долларов; по общему страхованию – на 2,6%, до 1,992 триллиона долларов [37].

Лидером на глобальном страховом рынке по-прежнему остаются США с долей 27,55%. Годом ранее доля этой страны была на уровне 26,22%. За ней следуют Япония (14,18%) и Великобритания (6,75%). В пятерку лидеров вошли Китай с долей 5,32% и Франция – 5,26%. Выбыла и топ-5 Германия, сместившись на 6-е место с долей в 5,03%.

Россия в этот раз заняла 24-е место с премиями 26,027 миллиарда долларов и долей в 0,56%. Годом ранее РФ занимала 19-е место с премиями в 43,257 миллиарда долларов и долей 0,94%.

Помимо этого традиционно отрицательным складывается баланс России по статьям, связанным с предоставлением строительных, финансовых, страховых, телекоммуникационных, технических и компьютерных услуг, а также по большинству прочих видов деловых услуг.

Россия осталась на 22 месте в мире среди экспортеров услуг, несмотря на прирост его объема в 10%. В сфере импорта коммерческих услуг (102 млрд долл., рост на 13%) страна поднялась на одну строчку и заняла 14 место в мире, а ее удельный вес увеличился до 2,5% по сравнению с 2,3% в 2011 г.[34]

Таблица 1 - Динамика позиций России в рейтинге ВТО и ее доли в мировой торговле товарами и услугами в 2000–2012 гг. Источник: рассчитано по статистике ВТО за соответствующие годы

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Экспорт товаров

17/1,7

13/2,4

13/2,5

12/2,5

9/ 2,9

13/2,4

12/2,6

9/ 2,9

8/ 2,9

Импорт товаров

29/0,7

19/1,2

18/1,3

16/1,6

16/1,8

17/1,5

18/1,6

17/1,8

16/1,8

Экспорт услуг

31/0,7

26/1,1

25/1,1

25/1,2

22/1,3

22/1,3

23/1,2

22/1,3

22/1,3

Импорт услуг

22/1,2

17/1,6

18/1,7

16/1,9

16/2,2

16/1,9

16/2,0

15/2,3

14/2,5





* Первая цифра – место  в рейтинге; вторая – доля в %.

* Первая цифра – место  в рейтинге; вторая – доля в %.

На рынке транспортно-логистических услуг в России складываются такие результаты: объем рынка транспортных услуг составляет $58,8 млрд., из них ж/д –74,5%, авто –11%, перевалка в портах –10%. Доля в рынке транспортно-логистических услуг более 87%. Коммерческий сегмент обеспечивает 43% транспортировки грузов и 95,4% грузооборота. Однако происходит снижение темпов роста коммерческих перевозок (до 2,2%), грузооборота (4,3%), стоимостного объема рынка (11%).

Основными причинами этих процессов может являться: замедление динамики ВВП (3,4%), промышленного производства (2,6%), сокращение объемов с/х производства на фоне вялого спроса на внешних рынках и снижения темпов роста импорта.

Рисунок 5. Динамика коммерческих перевозок грузов и грузооборота транспорта в 2008-2013 гг., в % (источник: Сообщество специалистов по логистике и управлению цепями поставок).

В сфере туристических услуг данные Росстата показывают, что в 2012 году выездной туризм демонстрирует прирост на уровне 6%. За границей с туристическими целями побывало более 15,3 миллиона россиян. Всего за границу выезжало более 47 миллионов человек. Лидером по приему российских туристов по-прежнему осталась Турция. За год здесь побывало более 2,5 миллиона наших туристов. Второй по популярности у россиян страной в 2012 году стал Египет. Турпоток в эту страну постепенно восстанавливается, несмотря на периодически проходящие в стране митинги. По данным Росстата, прирост составил 31% в сравнении с 2011 годом, что в общем выражении составляет 1,9 млн туристов. Третье место в рейтинге предпочтений наших сограждан занимает Китай. За год эту страну посетило 1,3 млн российских туристов. Это на 12% меньше, чем в прошлом году.

Турпоток в нашу страну вырос на 10% и составил всего 2,57 млн человек. Диапазон роста и спада по большинству стран варьируется в районе тех же 10%. Рост показали 26 из 40 рассматриваемых стран.

Больше всего туристов в Россию в 2012 году приехало из Германии: 375,3 тысячи человек и плюс 8% в сравнении с предыдущим годом. На втором месте Китай, отправивший в нашу страну более 343 тысяч туристов. В прошлом году проводился Год российского туризма в Китае, результатом чего стал прирост туристских прибытий на 47%. США дали России еще почти 180 тысяч туристов, что на 6% больше, чем годом ранее. На столько же вырос турпоток из Великобритании: почти 136 тысяч туристов из этой страны посетили Россию в 2012 году [34].

 

 Вместе с тем, значение сектора услуг для экономики России растет (доля в ВВП этого сектора – свыше 60%), однако доля экспорта услуг в совокупном вывозе страны остается практически неизменной – 10-11%, что значительно ниже среднемирового уровня в 19%.

В ближайшие годы рост поставок услуг может стать важным направлением диверсификации российского экспорта и снижения доли его сырьевой составляющей. Однако для этого требуется адекватная государственная поддержка, которая сегодня носит точечный характер и направлена, главным образом, на отрасли промышленности.

Российским экспортерам услуг для реализации имеющегося потенциала развития необходимо расширять круг поставляемых услуг с ориентацией на их новые и наукоемкие виды, повышать конкурентоспособность традиционных услуг, в том числе транспортных и туристических, и более активно внедряться на перспективные рынки услуг, в частности, создавая там дочерние компании и филиалы.

На ближайшие годы динамику российского экспорта, как и прежде, будет определять конъюнктура мировых цен на сырьевые товары. Так, согласно прогнозу Минэкономразвития, в 2013 г. ожидается снижение стоимостных объемов экспорта до 526 млрд долл. (при неблагоприятном сценарии – до 505 млрд долл.). При этом для России характерно ухудшение показателей диверсификации экспорта за счет постоянного увеличения удельного веса энергоносителей и сырья. Доля вывоза по статье «машины, оборудование и транспортные средства» в общем товарном экспорте сократилась с 8,5% в 2000 г. до 4,9% в 2012 г., причем более половины приходится на продукцию оборонно-промышленного комплекса [23].

Значимость экспорта услуг особенно велика в связи с низкими темпами роста мировой торговли, с одной стороны, и отсутствием потенциала роста экспортных поставок таких традиционных российских экспортных товаров как нефть, нефтепродуктов и металлургическая продукция, с другой.

 

2.3. Основные международные компании, оказывающие услуги.

 

Среди известных международных компаний, оказывающих транспортные услуги, необходимо выделить немецкую компанию DHL. Она была основана в Сан-Франциско (США) около 40 лет тому назад тремя предпринимателями – Адрианом Дэлси, Лари Хиллбломом и Робертом Линном. Компания DHL всегда отличалась высокими темпами развития. Сейчас DHL – это мировой лидер в области экспресс-доставки и логистики.

Сеть DHL охватывает более 220 стран мира. В компании работают 300000 высокопрофессиональных сотрудников, благодаря которым DHL предоставляет быстрый и надежный сервис, учитывающий все потребности своих клиентов. Компания имеет богатый опыт работы в области экспресс-доставки, воздушных, наземных, морских перевозок, а также логистических решений.

Несмотря на то, что штат компании с момента ее основания до настоящего времени вырос с трех до трехсот тысяч сотрудников, DHL по-прежнему отличают высокий уровень профессионализма и преданности своему делу. Успех компании DHL базируется на предоставлении традиционно высокого уровня сервиса своим клиентам. Отличительными чертами бренда DHL являются преданность сотрудников компании своему делу, вывод на рынок новых продуктов и услуг, а также глубокое понимание местных рынков. Однако залог своего успеха компания видит в своих сотрудниках. Бренд DHL принадлежит корпорации Deutsche Post DHL. В 2009 году оборот корпорации составил более 46 млрд. евро [39].

К наиболее известной компании в сфере оказания услуг связи в мире можно отнести Vodafone. Компания Vodafone — крупнейший в мире оператор мобильной связи была основана в 1984-м году как дочернее предприятие фирмы Racal Electronics Plc — третьей по величине фирмы в Великобритании, занимающейся электроникой, обретя независимость только в 1991. С тех пор компания носит имяVodafone Group Plc. Само название произошло от словосочетания Voice Data Fone (правильное написание phone), такое имя отражает процесс передачи голоса и другой информации посредством сотовых сетей, что является основной задачей компании.

За два десятилетия своего существования Vodafone из крупнейшей компании Великобритании превращается в мирового мультинационального гиганта, выходя на рынки стран Европы, Америки, СНГ, Африки, Среднего Востока, Азиатско-тихоокеанского региона. Компания владеет активами в 27-ти странах мира и в более сорока странах заключила договора о партнерском сотрудничестве с местными мобильными операторами.

Vodafone предоставляет компаниям-партнерам существенные скидки при покупке оборудования, телефонов, возможность использовать свои маркетинговые наработки, в свою очередь, получая присутствие на новом для себя рынке без огромных капиталовложений. Кому такое сотрудничество более выгодно вопрос спорный. Есть смутное подозрение, что в выигрыше все-таки остается Vodafone.

На рынок СНГ компания Vodafone вышла в 2008-м году объявив о сотрудничестве с группой компаний «МТС». Планируемое четырехлетнее сотрудничество должно, по заявлению представителей двух компаний, обогатить опыт обеих сторон. Рассматривается также и вопрос сотрудничества с украинскимУкртелекомом. В сотрудничестве с Vodafone компании СНГ планируют более успешно проводить внедрение сетей 3G, за которыми видят будущее сотовой связи [40].

На туристическом рынке в России довольно известной компанией считается Coral Travel. Обладая 20-летним профессиональным опытом в сфере выездного туризма, компания предлагает на российском туристском рынке только высококачественный турпродукт.  В 2012 г. былo отправлено на отдых из России в 26 стран мира более 1 млн 340 тыс. туристов. Всего компании группы OTI обслужили в 2012 г. свыше 1 млн 900 тыс. человек. 

В совместном рейтинге газеты «КоммерсантЪ» и Ассоциации туроператоров России (АТОР) «Крупнейшие турфирмы в России» за 2011 г. группа компаний OTI - Россия заняла первое место по числу отправленных туристов и объему товарооборота. Coral Travel также входит в число самых крупных туроператоров Украины. Компанией запущены чартерные программы из всех крупнейших городов Украины [41].

PricewaterhouseCoopers является самой известной компанией в области аудита и консалтинга. Она появилась в результате слияния двух сетей фирм – «Прайс Уотерхаус» и «Куперс энд Лайбранд» — история каждой из них насчитывает около 150 лет [42].

Информация о работе Проблемы и направления развития услуг как объекта международной торговли