Проблемы и направления развития услуг как объекта международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, актуальность данной проблемы предопределила цель и задачи нашего исследования. Целью данной работы является изучение особенностей услуг как объекта международной торговли, их значение в экономике различных стран, в том числе и в России.
Чтобы достичь поставленной цели, нами были выделены следующие задачи:
изучить теоретические основы особенностей услуг как объекта международной торговли;
проанализировать процесс осуществления международных торговых операций в сфере услуг, их долю в общей мировой торговле;
выявить проблемы и направления совершенствования мирового рынка услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ УСЛУГ КАК ОБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.....................................................
1.1. Понятие и сущность услуг, их виды, особенности и отличия от других объектов международной торговли............................................................
1.2. Сущность мирового рынка услуг, его структура..................................
1.3. Способы регулирования мирового рынка услуг, нормативно-правовая база..............................................................................................................
Глава 2. Анализ осуществления международных торговых операций в сфере услуг.................................................................................................................
2.1. Доля операций по торговле услугами в общем объёме международных операций, их значение и влияние на экономику стран............................................................................................................................
2.2. Позиции России на мировом рынке услуг.............................................
2.3. Основные международные компании, оказывающие услуги..............
Глава 3. Проблемы и направления развития услуг как объекта международной торговли.........................................................................................
3.1. Проблемы осуществления международных торговых операций в сфере услуг в мире и в России.................................................................................
3.2. Направления совершенствования мирового рынка услуг....................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 304.10 Кб (Скачать файл)

1. Услуга предлагается на территории  ее потребления. Примером такого «перемещения» является миграция рабочей силы капитала — сеть ресторанов «Макдональдс», банковские и страховые услуги, которые связаны с открытием дочерних отделений, филиалов за рубежом и обслуживанием клиентов на их территории.

2. Услуга потребляется за рубежом, что предопределяет перемещение потребителя услуги. Примером может выступать туризм, когда туристы выезжают за рубеж для отдыха, развлечений, деловых встреч и т.д.; обслуживание судов, самолетов, которое происходит в иностранных портах и аэропортах; медицинское обслуживание — проведение курса лечения, операций в зарубежных клиниках, больницах; образование — учеба в зарубежных университетах, колледжах.

3. Услуга предлагается и на  территории ее потребления и  за рубежом. Например, чтение лекций  профессорами университетов, гастроли театров, артистов.

4. Услуга не перемещается из  страны в страну. В такую группу входят услуги транспортных фирм, предоставляющих свой транспорт для перевозки грузов за границу, подготовка проектно-сметной документации, которая затем может быть передана по каналам связи.

 Как правило, услуги первых трех групп относятся к факторным услугам, четвертой — к не факторным. В целом же к международным услугам можно отнести: транспортные, услуги связи, туризма, консалтинговые, инжиниринговые, инженерно-строительные, информационные, юридические, страховые, посреднические, финансовые, образования, медицинские и т.д.[6]

Услуги, в том числе и международные, в отличие от товаров имеют свои особенности: во-первых, они не обладают овеществленной формой, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации; во-вторых, услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению, в связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране их производства; в-третьих, не все виды услуг пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги; в-четвертых, сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.

 

1.2. Сущность мирового  рынка услуг, его структура.

 

Мировой рынок услуг, представляющий собой сферу обмена между странами услугами, является неотъемлемой частью международных экономических отношений наряду с мировыми рынками товаров, капитала и рабочей силы. Предметом обмена на этом рынке являются услуги, выступающие как результаты важнейших сфер человеческой деятельности: науки, техники, производства и управления. Формы реализации услуг на рынке достаточно многообразны: от классических лицензионных соглашений и продажи машин и оборудования, произведенных по новой технологии, до заключения компенсационных сделок.

В целом основными стимулами роста международных услуг являются:

• развитие научно-технического прогресса, внедрение новых технологий, которое создает необходимые условия для дальнейшего углубления специализации экономики и усиления тенденции к социализации сферы услуг;

• долговременный экономический подъем, приведший к росту доходов, что соответственно не могло не вызвать дополнительной потребности в ряде услуг, например в области туризма;

• деиндустриализация развитых стран и трансформация их национальных хозяйств в так называемые «экономики услуг»;

• переквалификация рабочих мест, увеличивающая численность занятых в сфере услуг;

• индифферентность к невосполнимым природным ресурсам и развитие производительных сил за счет специализации и кооперации производства продукции, сокращающее малоэффективный экспорт [26].

Вплоть до недавнего времени международный рынок услуг был представлен мелкими и средними фирмами. Сегодня основными производителями и потребителями услуг выступают ТНК.

Специализация страны на тех или иных видах услуг зависит от уровня экономического развития. Преобладающими в промышленно развитых странах являются финансовые, телекоммуникационные, информационные и большинство отраслей деловых услуг. США, Великобритания, Франция, Швейцария, Германия являются экспортерами услуг образования и здравоохранения. Наиболее высокого уровня по размеру выставочных площадей и по количеству проводимых выставок достигли США и Западная Европа (особенно Германия).

Для развивающихся стран характерна специализация на транспортных, туристических и финансовых (оффшорных) услугах. Так, многие страны предпочитают осуществлять перевозки под панамским и либерийским флагами. Около половины доходов от экспорта услуг получает Панама за предоставление иностранным судам транзита через Панамский канал. Примерно четверть доходов в структуре торговли услугами поступает в Египет благодаря Суэцкому каналу. «Финансовыми гаванями» называют Багамские и Антильские острова, Гонконг, Сингапур и др.

Определенное влияние оказывает экономико-географическое положение страны. Например, существенные доходы получают страны, чьи портовые гавани находятся на перекрестке торговых путей, как, например, Роттердам в Нидерландах [12].

Некоторые страны могут получать высокие доходы от предоставления посреднических услуг при транзите товаров через свою территорию. Развитие торговли услугами способствует и оказанию так называемых сопутствующих услуг. Как правило, страны, предоставляющие портовые услуги, специализируются и на судоремонте. США как крупнейшие производители компьютеров широко поставляют на мировой рынок компьютерные услуги. В странах - экспортерах нефти преобладает фрахт с обслуживанием нефтеперевозок.

Среди развивающихся стран в международной торговле услугами выделяются три группы стран. К первой относятся новые индустриальные страны, особенно азиатского региона. Республика Корея, Гонконг, Сингапур, о. Тайвань, Китай, Таиланд активно выступают на мировом рынке услуг, увеличив на протяжении двух последних десятилетий его объемы более чем в 6 раз.

Вторую группу составляют страны, для которых производство услуг является главным направлением развития экономики. Как правило, это островные или малые государства. Для них характерна ярко выраженная специализация на туристических, финансовых либо транспортных услугах.

Третья группа объединяет наименее развитые страны, являющиеся экспортерами на мировой рынок преимущественно сырья (Ангола, Гана, Ливия, Иран и т. д.). Для них доля торговли услугами во внешней торговле составляет менее 10%.

Для государств Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ, несмотря на некоторое наращивание торговли услугами, характерно превышение ввоза услуг над вывозом. В этом регионе наибольший удельный вес в торговле услугами принадлежит России, а наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия [4].

Структура мирового рынка услуг включает:

1. Международный туризм - совокупность услуг, которые реально могут быть опробованы только в момент их потребления и которые в отличие от промышленных продуктов не могут воспроизводиться систематически. Успешная продажа туристических продуктов требует доверительных взаимоотношений между клиентами и продавцом.

Наиболее развитыми в отношении международного туризма являются Европа, Северная и Южная Америка, Восточная Азия - Тихий океан. Внутри этой триады главная роль принадлежит Европе - 59,3% поездок и 52,7% денежных поступлений, затем Америке - 18,5% и 26,8% соответственно. Восточная Азия - Тихий океан (АТР) принимает 14,6% международных туристских прибытий и получает 15,4% мировых доходов от туристского бизнеса. На три остальных региона - Африку, Ближний Восток и Южную Азию, - где сосредоточена треть населения планеты, приходится всего 7,6% потоков и 5,1% доходов мирового туризма.

2. Международный рынок  технологий — это обмен технологиями, научно-техническими знаниями между покупателями и продавцами.

Все многообразие форм коммерческой передачи технологии в мировом хозяйстве в конечном счете может быть сведено к трем каналам:

• экспорт технологии на изобретение в овеществленном виде, вывоз ее вместе с вещными товарами с материализацией в прямых заграничных инвестициях;

• в чистом виде, т.е. технологии являются непосредственно товаром — лицензии, управление, контроль, оказание технической помощи;

• вместе с капиталом и производительными силами, предоставление технического капитала.

Одной из составляющих рынка технологий как части рынка услуг выступает торговля лицензиями и патентами. Лицензия — это разрешение продавца на использование другим лицом — покупателем изобретения, технологических знаний, технологии, производственного опыта, секретов производства, торговых марок, которые необходимы для производства коммерческой и иной продукции в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение.

Рынок лицензий и патентов представлен в основном монополизированными фирмами, ТНК и МНК. Так, более 75% экспортных поступлений приходится на внутрифирменную торговлю, т.е. торговлю между головной (материнской) компанией и филиалами (дочерними фирмами) ТНК [33].

3. Одной из составляющих мирового  рынка услуг выступает инжиниринг. Инжиниринг — это обособленный  в самостоятельную сферу деятельности комплекс услуг коммерческого характера по подготовке процесса производства и реализации продукции по обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов. Это услуги интеллектуального характера, направленные на оптимизацию инвестиционных проектов на всех этапах их реализации [14].

Международная торговля инжиниринговыми услугами заключается в предоставлении одним государством другому инженерно-расчетных, консультационных и инженерно-строительных услуг в процессе проектирования и сооружения за рубежом промышленных и иных объектов.

Объектом рынка инжиниринговых услуг выступают:

• услуги, связанные с подготовкой процессов производства, к которым относят, как правило, предпроектные, проектные, послепроектные и специализированные услуги (прединвестиционные); наиболее широко они применяются в жилищном и промышленном строительстве, а также в сооружении объектов инфраструктуры; на них приходится около 8% всего оборота услуг в европейском строительстве;

• услуги, связанные с обеспечением нормального хода производственного процесса и реализации продукта, т.е. работы, направленные на оптимизацию процессов эксплуатации и управления предприятием и реализацию его продукции.

Реинжиниринг (англ. re-engineering) - это инженерно-консультационные услуги по перестройке систем организации и управления производственно-торговым и инвестиционным процессами хозяйствующего субъекта в целях повышения его конкурентоспособности и финансовой устойчивости.

4. Консалтинг — это обособленный  в самостоятельную сферу комплекс  услуг коммерческого характера, имеющий целью подготовку и  обеспечение процесса производства  и реализации продукции. Иначе  говоря, это совокупность услуг, связанных с обработкой информации  по заказам клиентов и информационным обслуживанием на ЭВМ в режиме разделения машинного времени в виде информации, консультации и экспертизы различных видов хозяйственной деятельности.

5. Не последнее место среди  услуг занимает сфера информационных услуг, т.е. продажа разнообразных видов информации. В частности, в информационный рынок входит: деловая, правовая, экологическая, медицинская и другая информация, информация для специалистов и массовая потребительская информация. Наиболее динамичной частью мирового информационного рынка является сектор деловой информации, включающий информацию об отдельных товарных рынках и рынках конкретных стран [2].

6. Рынок транспортных услуг представляет  собой куплю-продажу услуг по  перевозке, транспортировке грузов  из одной страны в другую. Транспорт  является ведущим связующим звеном во внешней торговле товарами. Товары сами по себе перемещаться от продавца к покупателю не могут, поэтому возникают определенные посреднические операции по их перемещению, выделяющиеся в самостоятельную сферу услуг, — транспортные операции, осуществляемые транспортными организациями. Такие операции наряду с национальными (транспортировка внутри страны) могут быть и международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних, относительно страны-продавца и страны-покупателя, участках маршрута перевозки.

7. Значительное место среди мировых  услуг занимают купля-продажа  страховых и банковских услуг.

Страховые услуги — это комплекс услуг по страхованию самых разнообразных рисков. Их зарождение связано с развитием рынка услуг, что в немалой степени было обусловлено наличием рисков при продаже таких услуг, как транспортные. Международный товарооборот, прежде всего, подвержен рискам, связанным с транспортировкой грузов. Поэтому центральное место в страховании внешнеэкономической деятельности занимает транспортное страхование — морское, воздушное, сухопутное. И в первую очередь морское, ибо большая часть внешнеэкономических грузов транспортируется морем. Страхование транспорта и грузов — каско и карго является основным в имущественном страховании международных страховых компаний [9].

Рынок банковских услуг, как и страховой, сформировался достаточно давно, и его роль в экономике нельзя переоценить. Агентами рынка выступают крупные национальные и международные банки, представляющие услуги не только клиентам собственной страны, но и иностранным либо у себя, либо за рубежом путем открытия своих филиалов и отделений. Большое количество банков в силу своего международного характера превратилось в транснациональные банки, имеющие широкую зарубежную институциональную сеть, объем операций которых из года в год растет. Причем процесс концентрации и централизации банковского капитала приводит, несмотря на определенные ограничения, к слиянию банков. Крупным банкам проще не только конкурировать, но и расширять сферу своего действия, увеличивать число видов и объемы проводимых операций.

Информация о работе Проблемы и направления развития услуг как объекта международной торговли