Проблемы и направления развития услуг как объекта международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, актуальность данной проблемы предопределила цель и задачи нашего исследования. Целью данной работы является изучение особенностей услуг как объекта международной торговли, их значение в экономике различных стран, в том числе и в России.
Чтобы достичь поставленной цели, нами были выделены следующие задачи:
изучить теоретические основы особенностей услуг как объекта международной торговли;
проанализировать процесс осуществления международных торговых операций в сфере услуг, их долю в общей мировой торговле;
выявить проблемы и направления совершенствования мирового рынка услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ УСЛУГ КАК ОБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.....................................................
1.1. Понятие и сущность услуг, их виды, особенности и отличия от других объектов международной торговли............................................................
1.2. Сущность мирового рынка услуг, его структура..................................
1.3. Способы регулирования мирового рынка услуг, нормативно-правовая база..............................................................................................................
Глава 2. Анализ осуществления международных торговых операций в сфере услуг.................................................................................................................
2.1. Доля операций по торговле услугами в общем объёме международных операций, их значение и влияние на экономику стран............................................................................................................................
2.2. Позиции России на мировом рынке услуг.............................................
2.3. Основные международные компании, оказывающие услуги..............
Глава 3. Проблемы и направления развития услуг как объекта международной торговли.........................................................................................
3.1. Проблемы осуществления международных торговых операций в сфере услуг в мире и в России.................................................................................
3.2. Направления совершенствования мирового рынка услуг....................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 304.10 Кб (Скачать файл)

В области инжиниринговых услуг первое место в различных рейтингах занимает Корпорация Fluor. Она выполнила первый проект в России в конце 1970-х годов. С тех пор корпорация Fluor продолжает привлекать квалифицированный проектно-конструкторский персонал для качественной реализации проектов для заказчиков в России.

На данный момент Корпорация Fluor предлагает услуги по проектированию, снабжению, строительству, техническому обслуживанию и управлению проектами заказчикам из разных отраслей в различных странах мира. Благодаря способности обеспечить круглосуточную работу без выходных, корпорация Fluor выполняет проекты качественно и безопасно в любом регионе мира [43].

Выше были представлены наиболее успешные международные компании, оказывающие различного рода услуги. Несомненно, стоит отметить, что в мире существует ещё огромное количество подобных корпораций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ УСЛУГ КАК ОБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.

3.1. Проблемы осуществления  международных торговых операций  в сфере услуг в мире и  в России.

Позиции России в международной торговле услугами в целом в настоящее время, в силу ряда объективных причин и ее исторического прошлого, относительно слабые (уступают позициям в международном товарообороте) и не позволяют в полной мере реализовать экономические преимущества этой торговли. Вместе с тем, потенциал сферы услуг в нашей стране, базирующийся прежде всего на высококвалифицированных кадрах, представляется существенным.

Поставка Россией услуг за границу может рассматриваться как перспективная область ее внешнеэкономических связей и как источник увеличения валютных доходов. Эта область торговли заслуживает приоритетного внимания, направленного на установление оптимальных условий для динамичного роста. Услуги иностранных поставщиков России могли бы стать одним из главных факторов ускорения развития отечественных производительных сил при условии, что структура поставляемых услуг будет в большей степени сориентирована на подъем экономики, как и в других странах Запада, а на российском внутреннем рынке будет поддерживаться устойчивый баланс интересов между отечественными и иностранными поставщиками услуг, максимально удовлетворяющий потребителей и обеспечивающий полноценную конкурентную среду. Такой баланс обычно достигается сочетанием частичной либерализации торговли с временным применением протекционистских мер [19].

В последние годы внешняя торговля услугами России имеет устойчивое отрицательное сальдо, причем прослеживается тенденция возрастания импортной зависимости. Это объясняется сохраняющейся потребностью в импорте некоторых традиционных видов услуг и растущим спросом на прогрессивные, технически и технологически сложные услуги. Кроме того, значительное отрицательное сальдо в торговле услугами явилось следствием возросшей открытости российского общества, сопровождавшейся, в том числе, значительным увеличением масштабов выездного туризма.

Неизменно отрицательным является баланс России по статьям, связанным с предоставлением туристических, строительных, новых деловых услуг, страховых услуг. При этом решающее влияние на формирование итогового сальдо оказывает образующийся крупный дефицит по статье «поездки». Доходная часть внешней торговли услугами формируется за счет транспортных услуг, услуг связи (главным образом за счет космических разработок), торговли роялти, патентами, за счет лицензионных платежей, а также компьютерных услуг [3].

В сфере услуг, как и в других секторах экономики, существует ряд проблем по ее регулированию. Для решения накопившихся проблем было заключено рамочное Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), которое с 1 января 1995 года вошло в качестве неотъемлемой составляющей части в пакет документов о создании Всемирной торговой организации. Либерализация в сфере торговли услугами рассматривается как предоставление иностранным поставщикам услуг в большей или меньшей степени тех же условий, что и национальным поставщикам. Критики ГАТС на все лады заявляют, что оно вредит экономике бедных стран, угрожает стабильному развитию, противоречит интересам потребителей и вынуждает государство позволить иностранцам руководить учреждениями национальной сферы здравоохранения и образования.

Однако эти заявления не имеют под собой прочной основы. Если говорить о странах-импортерах, то расширение доступа к услугам банковского сектора, страхования, транспорта и связи может привести к снижению цен, улучшению качества обслуживания и расширению выбора для потребителей. Экономика любой страны, в том числе ее экспортные отрасли, только выигрывают от создания современной инфраструктуры сферы услуг. Связанный с этим обстоятельством экономический рост способствует не только увеличению доходов и занятости, но и росту национального сектора услуг и достижению других стратегических целей, в частности – устойчивого экономического развития.

Соглашение ГАТС не требует отсутствия регулирования или приватизации предприятий этого сектора. Это не связанные между собой вопросы, и государство в каждом случае принимает по ним самостоятельное решение. Дальнейшая либерализация не мешает государству сохранить полный контроль в отношении масштабов предоставления услуг здравоохранения и образования со стороны иностранных предприятий. Особое внимание следует обращать на либерализацию наиболее объемного и весьма динамичного в последние годы рынка финансовых услуг. Объем рынка (банковские и страховые сделки, операции с ценными бумагами) оцениваются в 1 трлн долл. В декабре 1997 г. в рамках ВТО подписано многостороннее соглашение о либерализации рынка финансовых услуг.

По его условиям около 100 государств обеспечили различную степень открытости своих финансовых рынков с 1999 г. Так, в США иностранные банки уравниваются в правах с местными, отменяются требования к иностранным страхователям в отношении проживания и гражданства США. Здесь также намерены разрешить покупку национальных банков иностранцами в 50 штатах. В свою очередь Швейцария отказывается от некоторых дискриминационных требований к иностранным банкам. Бразилия снижает степень государственного вмешательства в банковский сектор.

По мнению ВТО и основных участников соглашения о либерализации рынка финансовых услуг, принятие условий этого документа обеспечивает гораздо большую экономическую стабильность в мире. Свободная конкуренция в сфере мировых финансовых услуг открывает крупному банковскому и страховому капиталу перспективу завоевания новых рынков, в частности в Азии [7].

Высокоперспективным и весьма динамичным видом услуг становится обслуживание рынка, получаемое по системе Интернет. Функционирование глобальной системы Интернет обеспечивают коммерческие организации – поставщики услуг (провайдеры) по подключению пользователей к глобальной сети Интернет. Набор услуг по подключению к системе Интернет сформировался в высококонкурентный рынок. Он быстро растет, высокоприбылен. Мировой рынок услуг Интернет в 2012 г., по некоторым оценкам, достиг 3,5 млрд долл. Услуги, поступающие на внешний рынок, образуют мировой рынок услуг. Он в свою очередь состоит из ряда более узких рынков: лицензий и ноу-хау, инженерно-консультационных (инжиниринговых) услуг, услуг транспорта и связи, туристических услуг и др.

Участие России на мировом рынке транспортных услуг, в общем-то, затруднено. Совокупный показатель работы российских транспортных компаний далек от показателей многих других стран. В результате сегодня российские автоперевозчики способны обслуживать 36–38% всех грузов российской внешней торговли. Остальное – российские и зарубежные грузы – везут иностранные компании. По имеющимся расчетам, из общей «стоимости» данного сегмента рынка в 1 млрд долл., мы отдаем иностранным компаниям в год 600–640 млн долл.[32]

Основными направлениями международной интеграции в области транспорта являются:

– интеграция российского транспорта в европейскую транспортную систему;

– формирование и развитие общего транспортного пространства стран СНГ;

– развитие взаимодействия в рамках регионального сотрудничества;

– повышение роли России в создаваемой интегрированной транспортной системе Азиатско-Тихоокеанского региона;

– участие в международных транспортных проектах и программах.

Еще одним важнейшим продуктом на мировом рынке услуг являются туристические услуги. Туризм вносит сейчас, пожалуй, наибольший вклад в международную торговлю услугами (около 1/3 мирового экспорта). В настоящее время число международных туристических поездок в год превышает 600 млн, что в 23 раза больше, чем в 1950 г. Еще значительнее выросли поступления от туризма – с 2,1 млрд до 437 млрд долл. (не считая поступления от международных перевозок). Туристический спрос способствовал формированию индустрии туризма, в которой в мире занято примерно 100 млн человек.

Около 60% общего числа международных туристов мира и более половины всех доходов от международного туризма приходится на Европу (включая Россию). Крупным экспортером туристских услуг являются США, занимающие второе место в мире по числу принимаемых туристов и первое место по доходам, получаемым от продажи туристических услуг.

В России развитию международного туризма на сегодняшний день мешают политическая нестабильность и экономические трудности, слабое развитие туристской инфраструктуры и низкое качество сервиса. Можно предположить, что проведение Олимпийских игр в 2014 году решит хотя бы часть этих проблем, а пока число выезжающих за пределы России туристов в 4 раза превышает число въезжающих в нее.

Законодательное отлучение в России туризма от рынка обернулось на практике тем, что сфера коммерческих туристских услуг оказалась полностью в руках коммерческого туризма, лишенного каких бы то ни было социальных ориентиров, социальных задач, социальных целей. В итоге исчез дешевый туристский продукт. Для 90 млн. российских граждан, для большинства желающих из бывших республик СССР возможность посетить Россию, путешествуя по ней, перестала быть доступной.

По рекомендации ВТО в национальных интересах поддерживать оптимальное соотношение 4:1, т. е. на одного уезжающего путешествовать за границу должно приходиться четверо, путешествующих на внутренних туристских маршрутах. В России это соотношение сейчас 1:15. На одного отправляющегося по российскому маршруту приходится 15 граждан, отбывающих в туристские поездки за рубеж. Следовательно, если даже граждане России предпочитают заграничные курорты, что говорить об иностранцах, и их привлечении на курорты России. Сравнительно с оптимальным показателем – негативное расхождение в 60 раз [31].

Необходимо стимулировать туристический рынок в стране таким образом, чтобы наряду с происшедшим подъемом выездного туризма смог подняться внутренний туризм.

Согласно прогнозам ВТО, в ближайшие 10 лет в России ожидается наибольший прирост гостей (8,5% в год), а к 2020 г. Россия может занять 5е место среди самых популярных у туристов европейских стран, уступая только Франции, Испании, Великобритании и Италии. По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей c деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу.

Из прочих услуг следует отметить быстро растущую торговлю современными услугами, связанными прежде всего с обменом научно-техническими знаниями и производственным опытом (торговля лицензиями, ноу-хау, инженерно-консультационными и другими услугами).

Главная форма международного обмена научно-техническими достижениями – лицензионная торговля, предметом которой являются патентные и беспатентные (ноу-хау) лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, на использование товарных знаков и т. д. [30]

Мировым лидером в экспорте лицензий являются США. Положительное сальдо в торговле лицензиями из промышленно развитых стран имеют также Великобритания и Швейцария. Япония, которая с начала 50х гг. была одним из крупнейших в мире импортеров лицензий, теперь также продает лицензии. Из развивающихся стран целенаправленно закупают технологии за рубежом Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия и Турция. Кроме того, эти страны также продают (хотя и в меньших масштабах по сравнению с импортом) лицензии в соседние государства.

Ведущие отрасли лицензионной торговли – электротехника и электроника, общее машиностроение, химия и нефтехимия, транспортное машиностроение, текстильная и пищевая промышленность. Особенно высокими темпами развивается торговля лицензиями в области электротехнического производства и электроники.

Самостоятельные позиции в международной торговле услугами занимает торговля инженерно-консультационными услугами (инжиниринг), отделившаяся от НИОКР под воздействием НТР и концентрации капитала в области инженерной деятельности.

Международный рынок инжиниринговых услуг тесно связан с рынком объектов капитального строительства. Почти 95% экспорта инжиниринговых услуг приходится на фирмы развитых капиталистических стран. Основными же импортерами инжиниринговых услуг выступают страны развивающиеся (более 80% мирового импорта). Самый большой рынок инжиниринговых услуг в развивающихся странах – нефтедобывающие государства Азии. Второй по важности рынок – африканский (главным образом, Северная Африка). Доминирующее положение на международном инжиниринговом рынке занимают компании США. В последнее время, однако, они сталкиваются с острой конкуренцией со стороны фирм других капиталистических стран: на Ближнем Востоке – Великобритании и ФРГ; в других государствах Азии – Великобритании и Японии; в Африке – Франции и Великобритании; в Латинской Америке – Канады и ФРГ [25].

Говоря о географии мирового экспорта услуг в целом, отметим, что главными мировыми экспортерами и импортерами услуг являются развитые страны (почти 80% экспорта и ¾ импорта услуг). На страны «большой семерки» приходится почти половина мирового оборота услуг. Для многих компаний развитых капиталистических стран все большее значение приобретает производство услуг в своих зарубежных филиалах. В сфере услуг размещено 40% иностранных прямых инвестиций в мире. Так, американские ТНК производят за рубежом услуг на сумму, примерно в два раза превышающую весь экспорт услуг из этой страны. Да и в этом экспорте доля американских ТНК составляет около 1/2.

Информация о работе Проблемы и направления развития услуг как объекта международной торговли