Проблема реформирования ООН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Следует отметить, что Россия также заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества государств и опирающейся на международное право. Центром регулирования международных отношений и координации мировой политики в XXI веке должна оставаться ООН, которая доказала свою безальтернативность и наделена уникальной легитимностью.

Содержание

Введение 3
1 Организация объединенных наций: структура, цели и задачи функционирования 5
2 Вопросы реформы миротворческой деятельности ООН, Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН 12
3 Проблемные вопросы реформирования ООН 18
Заключение 27
Список использованных источников 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Проблемы реформирования ООН.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

Лидеры стран  договорились об установлении привязанных  к конкретным срокам и поддающихся  оценке целей и показателей в  области борьбы с нищетой, голодом, болезнями, неграмотностью, ухудшением состояния окружающей среды и  дискриминацией в отношении женщин. И все страны-члены ООН - 191 государство - взяли на себя обязательство достичь этих целей к 2015 году.

Для отслеживания прогресса в достижении 8 основных целей на глобальном, национальном и местном уровнях было поставлено 18 более конкретных задач и отобрано 48 показателей для оценки успешности их решения. Начиная с июля 2002 года, Генеральный секретарь ООН уже четыре раза докладывал мировой общественности о ходе осуществления «Декларации тысячелетия».

Цели в области  развития, сформулированные в Декларации тысячелетия, определяют для всех подразделений системы ООН рамки, в пределах которых они будут последовательно и сообща добиваться общей цели. ООН обладает уникальной возможностью, действуя на местах практически в каждой развивающейся стране, пропагандировать перемены, обеспечивать различным странам доступ к знаниям и ресурсам и содействовать координации более широкомасштабной работы на уровне стран. Прогресс в достижении целей, сформулированных в Декларации тысячелетия, в мире в целом очевиден, однако этот процесс идет неровно и слишком медленно. Значительному большинству стран удастся решить поставленные задачи только при условии, если они получат значительную поддержку извне - в форме информационно-пропагандистской работы, специальных знаний и ресурсов. Главная задача, стоящая перед мировым сообществом - как развитыми, так и развивающимися странами, - заключается в мобилизации финансовой поддержки и политической воли, активизации усилий правительств, изменении приоритетов и политики развития, создании потенциала и вовлечении партнеров из гражданского общества и частного сектора [2, c. 79].

В таблице будут  приведены основные цели деятельности ООН из «Декларации тысячелетия» [3].

Таблица 1 – Цели и задачи, поставленные в «Декларации Тысячелетия»

Цели

Задачи, которые необходимо решить для достижения целей

 Ликвидация крайней нищеты  и голода

Сократить вдвое долю населения, имеющего доход менее 1 доллара в день

 Обеспечение всеобщего начального  образования

Сократить вдвое долю населения, страдающего  от голода

Поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин

Обеспечить для всех мальчиков  и девочек возможность получать в полном объеме начальное школьное образование

Сокращение детской смертности

Ликвидировать, желательно к 2005 году, неравенство между полами в сфере начального и среднего образования, а не позднее, чем к 2015 году – на всех уровнях образования

Улучшение охраны материнства

Сократить на две трети смертность среди детей в возрасте до 5 лет

Борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и  другими заболеваниями

Снизить на три четверти коэффициент  материнской смертности

Обеспечение экологической устойчивости

Остановить распространение ВИЧ/СПИДа  и положить начало тенденции к  сокращению заболеваемости

Формирование глобального партнерства  в целях развития

Остановить распространение малярии  и других основных болезней и положить начало тенденции к сокращению заболеваемости

 

Включить принципы устойчивого  развития в страновые стратегии  и программы и обратить вспять процесс утраты природных ресурсов

 

 Сократить вдвое долю людей,  не имеющих постоянного доступа  к чистой питьевой воде

 

К 2020 году обеспечить существенное улучшение  жизни как минимум 100 миллионов  обитателей трущоб

 

Продолжить создание открытой, регулируемой, предсказуемой и недискриминационной торговой и финансовой системы

 

Удовлетворять особые потребности  наименее развитых стран: освобождение их экспортных товаров от тарифов  и квот; облегчение долгового бремени  бедных стран с крупной задолженностью и списание официального двустороннего долга; оказание более щедрой помощи странам, взявший курс на уменьшение нищеты

 

Удовлетворять особые потребности  стран, не имеющих выхода к морю, и малых островных государств

 

Комплексно решать проблемы задолженности  развивающихся стран с помощью  национальных и международных мер, чтобы уровень задолженности был приемлемым в долгосрочном плане

 

В сотрудничестве с развивающимися странами разрабатывать и осуществлять стратегии, позволяющие молодым  людям найти достойную и продуктивную работу

 

В сотрудничестве с фармацевтическими компаниями обеспечивать доступность недорогих лекарств

 

В сотрудничестве с частным сектором принимать меры к тому, чтобы все  могли пользоваться благами новых  технологий, особенно информационно-коммуникационных


 

 Итак, в данном разделе нами были рассмотрены структура, цели и задачи деятельности ООН. Установлено, что Организация объединенных наций была создана для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. ООН имеет сложную и разветвленную структуру для того, чтобы следить за постоянно меняющимися событиями в современном мире.

 

2 Вопросы реформы миротворческой деятельности ООН, Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН

 

В ст.1 Устава ООН закреплены четыре важнейшие цели. Они сформулированы универсально, на все времена, но конкретные задачи, которые в наши дни решает ООН, требуют повышения эффективности ее деятельности, изменений в структуре и аппарате, иных подходов к финансированию и контролю за расходованием средств.

Эволюция Организации Объединенных Наций шла постоянно с момента  ее создания в 1945 году, но целенаправленный процесс реформирования начался  только в 1997 году с доклада Генерального секретаря «Обновление Организации  Объединенных Наций: программа реформы». В первой части доклада содержится тематический обзор основных элементов реформы, а во второй части – более подробное описание всего комплекса мер по реформе, в том числе конкретные предложения и рекомендации [4, c. 15].

8 сентября 2000 года Генеральной Ассамблеей был принят знаковый документ – «Декларация тысячелетия ООН». В нем государства отметили ценности и принципы, которые должны являться фундаментальными в XXI веке. Но самое главное, были сгруппированы по четырем основным блокам конкретные задачи, в отношении которых государства «преисполнены решимости».

Данная декларация задала вектор для  дальнейшего преобразования системы  и деятельности ООН, потому что конкретные задачи позволяют выработать реальные инициативы для повышения эффективности. Это нашло свое отражение в докладе Генерального секретаря «Укрепление Организации Объединенных Наций: программа дальнейших преобразований» и создании Группы высокого уровня для подготовки доклада по угрозам, вызовам и переменам, работа над которым была закончена в декабре 2004 года [4, c. 16].

Данный доклад стал одним из наиболее проработанных и конкретных за все  время целенаправленного реформирования ООН. Он содержал 101 рекомендацию, непосредственно  связанную с деятельностью и  структурой организации, и ряд мер  по повышению эффективности.

В 1997 году Генеральным Секретарем был предложен План реформ, который  был одобрен Генеральной Ассамблеей в своей резолюции 52/12. В вышеуказанном  документе были сформулированы основные принципы и направления реформы  ООН.

Активная работа по претворению Плана реформ в жизнь началась в 1998 году. Был создан Департамент по разоружению и введена должность первого заместителя Генерального Секретаря. Эта работа продолжается и в 1999-2000 годах.

Так в 2000 году выходит Доклад Группы по операциям Организации Объединенных Наций в пользу мира («Доклад Брахими»), в котором рекомендованы коренные изменения, касающиеся стратегии и доктрины миротворчества и операций по поддержанию мира.

В 2002 году предлагается второй пакет  реформ в «Программе дальнейших преобразований». В которой изложены вопросы, касающиеся защиты прав человека, проведения деятельности ООН и т.д [8, c. 17].

В 2004 году Главное контрольно-финансовое управление Соединенных Штатов Америки  публикует всеобъемлющий обзор  хода осуществления реформ в Организации Объединенных Наций, согласно которому 85 процентов мер, намеченных в пакетах реформ 1997 года и 2002 года, осуществлено либо полностью, либо частично. Также опубликован доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам ««Более безопасный мир: наша общая ответственность». В данном докладе были оценены угрозы международному миру и безопасности, проанализированы, как существующие стратегии и институты показали себя в деле оказания противодействия этим угрозам, и внесены рекомендации по укреплению Организации Объединенных Наций, с тем, чтобы она могла обеспечить коллективную безопасность для всех в XXI веке.

Так в данном докладе были предложены две модели реформирования Совета Безопасности ООН [8, c. 19].

Модель «A» предусматривает шесть новых постоянных мест, но никакого дополнительного права вето, и три новых непостоянных места на двухлетний срок, которые будут распределяться между основными региональными зонами следующим образом (Таблица 2).

Таблица 2 – Распределение мест в Совете безопасности ООН при реформировании по модели «А»

Региональная зона

Количество государств

Постоянные места (сохраняющиеся)

Предлагаемые новые постоянные места

Предлагаемые двухлетние места (невозобновляемые)

Африка

53

0

2

4

Азия и Тихий океан

56

1

2

3

Европа

47

3

1

2

Американский континент

35

1

1

4

Итого

191

5

6

13


Модель «B» не предусматривает никаких новых постоянных мест, но предусматривает создание новой категории в виде восьми мест на четырехлетний возобновляемый срок и одного нового непостоянного места на двухлетний (и невозобновляемый) срок, которые будут распределяться между основными региональными зонами следующим образом (Таблица 3).

Таблица 2 – Распределение мест в Совете безопасности ООН при  реформировании по модели «Б»

Региональная зона

Количество государств

Постоянные места (сохраняющиеся)

Предлагаемые новые постоянные места

Предлагаемые двухлетние места (невозобновляемые)

Африка 

53

0

2

4

Азия и Тихий океан 

56

1

2

3

Европа 

47

3

2

1

Американский континент 

35

1

2

3

Итого

191

5

8

11


 

Также в данном докладе указан анахронический характер права вето. И указано  что любые предложения по реформе  ООН и в частности Совета Безопасности не должны затрагивать вопрос о расширении права вето. Предлагается внедрить процесс «индикативного голосования», по которому члены Совета Безопасности могут потребовать в рамках предварительного голосования по резолюциям публичного указания своих позиций по данным вопросам. Но в тоже время такое голосование не несет обязательной силы.

Особо указано, что не все делегации  представленные в Совете имеют возможность  обратиться к грамотной консультативной  помощи в военных вопросах. А также  рекомендуется расширить возможности  обращения таких делегаций к  помощи Военного советника Генерального Секретаря и его сотрудникам в свете необходимости принятия решений с военными последствиями Советом Безопасности.

Это один из множества предложенных схем реформы ООН.

В истории ООН последних десятилетий попытки осуществить реформы операций ООН по поддержанию мира, включая усовершенствование их мандатов и механизмов, предпринимались неоднократно. К началу XXI века в руководстве Секретариата ООН все более вызревала потребность в обобщении опыта операций ООН по поддержанию мира с целью повышения эффективности работы ООН на этом важнейшим направлении ее деятельности. В марте 2000 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан собрал группу международных экспертов и поручил ей проанализировать операции ООН по поддержанию мира с целью установить, «где и когда такие операции могут быть наиболее эффективными и как их можно улучшить». Группу возглавил бывший министр иностранных дел Алжира Лах- дар Брахими, многие годы работавший советником Кофи Аннана [6, c. 149].

В докладе Группы по операциям ООН в пользу мира («докладе Брахими»)1011 содержались важные рекомендации в отношении минимальных требований, соблюдение которых необходимо для успешного проведения операций ООН по поддержанию мира. К числу таких требований были отнесены четкий и конкретный мандат, согласие сторон в конфликте на проведение операций и наличие адекватных ресурсов, достаточных как для эффективного выполнения мандата, так и для сдерживания тех сил, которые могли бы препятствовать его осуществлению.

На основе доклада были приняты меры по укреплению руководства операциями ООН. Департаменту по операциям ООН по поддержанию мира (ДОПМ) Секретариата ООН было разрешено расширить свои штаты в Центральных учреждениях ООН для поддержания полевых миссий. В 2008 г. на базе ДОПМ были созданы два новых подразделения: одно с прежним названием, другое — Департамент поддержки полевых операций. В рамках ДОПМ была создана Группа по передовой практике миротворческой деятельности, которой поручалось анализировать опыт операций и обеспечивать его применение на местах, планировать программы разоружения, демобилизации и реинтеграции (РДР), разрабатывать методы охраны правопорядка и решения ряда других задач. База материально-технического снабжения ДОПМ в Бриндизи (Италия) получила финансовые средства для закупки стратегических запасов, необходимых для развертывания миссий. В целом, согласно оценкам, содержащимся в многочисленных выступлениях Генерального секретаря ООН, реализация предложенных в докладе Брахими мер существенно улучшила систему планирования, развертывания и обеспечения операций ООН по поддержанию мира [6, c. 151 ].

В докладе Генерального секретаря о работе ООН в 2006 году, как и во многих других документах, выпущенных от его имени, признавались вместе с тем крупные просчеты и недостатки в проведении операций ООН по поддержанию мира за последние годы, а также наличие острых проблемных вопросов, связанных с их деятельностью. В этой связи обращалось внимание на «непродуманный» вывод войск ООН из Сьерра-Леоне в декабре 2005 года и из Тимор-Лешти — в мае 2005 г., что потребовало, вследствие возобновившихся «беспорядков», возвращения «голубых касок» в эти страны. В Гаити и Либерии в 90-е годы ООН также пришлось проводить новые миротворческие операции притом с более широкими, чем ранее, мандатами. Высказывалось сожаление по поводу того, что правительство Судана так и не одобрило проведения операций ООН в Дарфуре. Привлекалось особое внимание к вопросам сексуальной эксплуатации и надругательств со стороны миротворцев ООН в отношении местного населения и к случаям торговли людьми, в которых некоторые из них были замешены. Громкий скандал разразился в ООН в связи с неприглядной аферой ряда высших чиновников ООН, а также сына Генерального секретаря ООН, обвиненных в коррупции при осуществлении программы ООН в Ираке «Нефть в обмен на продовольствие» [9, c. 95].

Информация о работе Проблема реформирования ООН