Основные принципы формирования внешнеэкономической политики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является формирование основных принципов и перспектив внешнеэкономической политики России.
Раскрытие темы осуществляется через достижение следующих задач: определение понятия экономической политики государства, рассмотрение функций регулирования государством внешнеэкономической деятельности, раскрытие проблем становления внешнеэкономической политики России начала 90-х годов и основные направления формирования от начала XXI века, рассмотрение мер, принимаемых правительством для инновационного развития внешнеэкономической политики России и Ростовской области.

Содержание

Введение 3
1 Внешнеэкономическая политика 4
2 Основные принципы формирования внешнеэкономической политики современной рыночной экономики России 9
3 Перспективы формирования внешнеэкономической политики России
Заключение 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

2 выщка.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

достижение лидирующих позиций в осуществлении поставок энергоресурсов на мировые рынки на основе географической и продуктовой диверсификации экспорта, участия в формировании глобальной энергетической инфраструктуры и выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков;

реализацию конкурентных преимуществ в сфере транспорта, аграрном секторе и сфере переработки сырья;

усиление роли России в решении глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка;

географическую диверсификацию внешнеэкономических связей, обеспечивающую закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках и освоение новых рынков;

создание евразийского экономического пространства с интеграционным ядром - ЕврАзЭС, а также обеспечение благоприятных условий для налаживания пограничного и межрегионального сотрудничества с участием субъектов Российской Федерации;

выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами, повышающих долговременную устойчивость развития российской экономики;

укрепление торгово-экономических отношений с Китаем, Индией, Бразилией, Мексикой, ЮАР, Египтом, Саудовской Аравией, Южной Кореей, Турцией, странами АСЕАН и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки;

повышение эффективности содействия российским компаниям и инвесторам за рубежом, совершенствование международной договорно-правовой базы во внешнеэкономической и внешнеторговой сферах, в том числе в целях снижения технических барьеров в торговле.

Достижение стратегической цели внешнеэкономической политики обеспечивается в рамках реализации ее основных направлений, с четкой увязкой действий по каждому из них с решаемыми внутренними задачами, потребностями и возможностями российской экономики на каждом из этапов перехода к инновационному социально ориентированному типу развития.

Первое - обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере.

В настоящее время определились контуры специализации России в области высоких технологий, требующей соответствующего закрепления как на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг, так и в системе глобальных производственно-кооперационных связей. Это – авиастроение, ракетно-космическая промышленность и космические услуги, атомная энергетика, судостроение, информационные и телекоммуникационные технологии и, в перспективе, наноиндустрия.

Второе - содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей, АПК и сферы услуг.

Основной целью является формирование конкурентоспособного сектора в обрабатывающей промышленности и сфере услуг.

Будет создан механизм содействия продвижению российских товаров, основанный на их идентификации и устранении барьеров к доступу на внешние рынки, а также на комплексной поддержке экспортно ориентированных проектов, охватывающих весь жизненный цикл продукции. Предполагается содействовать формированию инфраструктуры российских испытательных лабораторий и органов по сертификации, результаты деятельности которых будут признаваться за рубежом.

Предстоит существенно развить и усовершенствовать систему обеспечения недискриминационных условий доступа российских товаров, услуг и капиталовложений на зарубежные рынки. Предстоит сформировать систему поддержки прямых инвестиций российских компаний за рубежом.

Будут созданы механизмы содействия привлечению передовых иностранных технологий и компетенций, формированию кооперационных связей российских и зарубежных компаний.

Повышение конкурентоспособности обрабатывающих отраслей будет осуществляться за счет эффективного применения инструментов таможенно-тарифного регулирования, включая реализацию принципа эскалации таможенного тарифа, расширения применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер  для защиты внутренних рынков.

Третье - интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики.

Важнейшим фактором усиления геополитических позиций страны и географической диверсификации ее внешнеэкономической активности является интеграция России в глобальную транспортную систему на основе создания современной инфраструктуры и развития мультимодальных транспортных коридоров.

Четвертое – повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов.

Основными задачами в данной области являются страновая диверсификация экспорта энергоносителей (углеводородного топлива) и сохранение суверенного контроля над энергетическими ресурсами.

Предстоит реализовать крупные инфраструктурные проекты, ориентированные на диверсификацию экспортных маршрутов и продвижение на новые рынки. Прежде всего это нефтепроводная  система "Восточная Сибирь - Тихий океан" и Балтийская трубопроводная система - 2, нефтепровод Бургас - Александруполис, Северо-Европейский газопровод, газопровод "Южный поток", Прикаспийский газопровод.

Одна из важнейших задач - выстраивание зарубежной логистической сети реализации российских углеводородов на основе перекрестного владения активами, включая газораспределительные и розничные сети продажи нефтепродуктов, подземные хранилища газа, нефтеперерабатывающие мощности, сети АЗС. Будет расширено участие России в многосторонних проектах по добыче и транспортировке нефти и газа.

Важнейшая задача энергетической составляющей внешнеэкономической политики на европейском направлении – движение к созданию интегрированного энергетического комплекса Россия-Европа, в том числе через обмен активами. Укреплению позиций России на мировых рынках будет служить строительство нефте- и газопроводов и заводов по сжижению газа на Дальнем Востоке.

Предстоит обеспечить участие России в выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков. Необходимо активизировать многостороннее и двустороннее взаимодействие с крупнейшими нефте- и газодобывающими странами, урегулировать проблемные вопросы, связанные с развитием трубопроводной сети и обеспечением стабильности транзитных поставок российских углеводородов. Будет запущена биржевая торговля нефтью марки "Юралс" и нефтепродуктами на российской площадке, осуществляемая с использованием российского рубля.

Пятое - интеграция евразийского экономического пространства с центром в России.

Главная задача – поступательное наращивание интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС, с постепенным вовлечением в эти процессы других стран евразийского пространства. У России как  интеграционного лидера ЕврАзЭС  есть потенциал выступить в качестве одного из центров международной экономической и финансовой системы.

С этой целью предстоит: усилить роль Союзного государства, сформировать таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России, а также основные элементы  единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС, обеспечить функционирование зоны свободной торговли в формате СНГ с возможным присоединением к ней ряда других стран; создать единую транспортную и энергетическую инфраструктуру; организовать реализацию совместных программ и проектов в области сельского хозяйства, водноэнергетического комплекса, экологии и других чувствительных для государств - участников СНГ сферах; эффективно использовать созданный механизм содействия производственной кооперации и взаимным инвестициям государств - участников СНГ.

Шестое – создание в России международного финансового центра и превращение рубля в региональную резервную валюту. Значительный рост капитализации российского фондового рынка ставит в повестку дня задачу создания в России международного финансового центра. Благодаря этому будет расширен круг инвесторов, в том числе зарубежных, оперирующих на российских фондовых площадках, а российские предприятия получат возможность за счет эмиссии ценных бумаг привлечь значительные финансовые ресурсы для реализации своих проектов.

Предстоит осуществить нормативно-правовое и договорно-политическое обеспечение создания международного финансового центра, на законодательном уровне закрепить требования к организациям, осуществляющим или обслуживающим торговлю ценными бумагами, ввести в правовое поле понятие производных финансовых инструментов, усилить защиту прав инвесторов на рынке ценных бумаг. Предстоит сформировать финансовую инфраструктуру международного финансового центра, обеспечить продвижение бренда России за рубежом, упростить визовый режим для иностранных граждан, прибывающих в Россию в деловых целях и (или) на короткий срок.

Другой ключевой задачей является превращение рубля в региональную резервную валюту. Основой для создания такого инструмента является ускоренная региональная валютная и финансовая интеграция стран ЕврАзЭС, разработка  коллективных мер в целях сохранения устойчивости их финансовых систем.

Седьмое - усиление роли России в формировании мирового экономического порядка.

Деятельность России в ведущих международных институтах должна заключаться в максимально активном участии в них как в решении глобальных проблем, так и в создании благоприятных условий для решения ее внешнеэкономических задач. По мере становления в качестве одного из глобальных лидеров Россия будет все больше заинтересована в стабилизации и дальнейшем реформировании многосторонних институтов экономического регулирования.

Актуальными остаются задачи присоединения к Всемирной торговой организации и вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития на условиях учета экономических интересов России. Будет активизирована работа в структурах Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и осуществлено проведение саммита АТЭС во Владивостоке.

Значительную роль будет играть политика по налаживанию конструктивного диалога с крупнейшими экономическими партнерами России - Европейским союзом, Китаем, Индией и США, в том числе в рамках стратегических партнерств и диалогов с участием представителей бизнеса. Важное значение будет придаваться развитию диалогового партнерства с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии в сфере экономики.

Будет использован потенциал других региональных экономических объединений (Шанхайская организация сотрудничества, Совет государств Балтийского моря, Черноморское экономическое сотрудничество и др.), включая участие в них на ведущих ролях и развитие сотрудничества с другими аналогичными объединениями (Рынок стран Южного конуса и др.) в целях обеспечения благоприятных условий деятельности российского бизнеса в соответствующих регионах. Предстоит сформировать национальный механизм содействия международному развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

Внешние экономические связи РФ имеют огромный потенциал, но возможности его реализации весьма неопределенны. Решающая роль здесь принадлежит самой России. Все зависит от того, перейдем ли мы, наконец, к модернизации своей экономической системы. Если этого не произойдёт, еще некоторое время будут продолжаться разговоры о прекрасных перспективах участия страны в мировых экономических процессах, но потом и они стихнут, поскольку эти перспективы будут всецело обусловливаться одни единственным фактором – степенью исчерпания природной кладовой России. Российскому государству и бизнесу предстоит приложить совместные усилия, чтобы избавить страну от подобной перспективы.

По словам Путина, необходимо продолжить "детальную настройку" таможенных тарифов, имея в виду расширение переработки сырья на российской территории, стимулирование экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости.

Очевидно, что внешняя экономика не способна к развитию, если не создать для нее подобающую инфраструктуру. И в этом аспекте тоже проделана колоссальная работа. Так, увеличиваются мощности морских портов, открываются новые маршруты транспортировки российских углеводородов, среди которых трубопроводы БТС, "Голубой поток", а целый ряд аналогичных проектов сейчас воплощаются в жизнь - ВСТО, Северо-Европейский газопровод, труба "Южный поток".

В общем, как не уставал подчеркивать Путин, "активная внешнеэкономическая политика - один из важнейших факторов долгосрочного роста экономики и эффективный инструмент для ее перехода на инновационный путь развития".

Ростовская область - динамично развивающийся регион Российской Федерации. По объемам ВРП область входит в число  первых 20 регионов России (15 место). Темпы роста ВРП Ростовской области превышают среднероссийский и средний по ЮФО уровни.

В соответствии с Областным законом от 28 ноября 2006 года № 594-ЗС с 1 января 2007 года реализуется Областная целевая Программа поддержки экспорта в Ростовской области на 2007–2008 годы. Опыт работы по ее реализации в 2007 году показал, что поддержка предприятий-экспортеров положительным образом повлияла на внешнеторговую деятельность предприятий и организаций Ростовской области. Внешнеторговый оборот области в 2007 году достиг рубежа 7 655 179 тыс. долл. США и составил 37 процентов от всего внешнеторгового оборота Южного федерального округа.

Поскольку экспорт является одним из основных факторов развития национальной и региональной экономики, его рост, увеличение в его структуре готовой продукции и повышение конкурентоспособности продукции на внешнем рынке является одним из важнейших направлений экономической политики Российской Федерации и Ростовской области.

Необходимость решения проблемных вопросов программными методами обусловлена потребностью в совершенствовании товарной структуры экспорта, росте объемов готовой продукции и услуг, поставляемых на экспорт, создании условий для продвижения готовой продукции на внешний рынок.

Решение этих вопросов позволит влиять на устойчивую тенденцию роста внешнеторгового оборота преимущественно за счет увеличения количества экспортных операций, усилит конкурентные позиции организаций-экспортеров на внешнем рынке, будет способствовать увеличению числа участников экспортного сектора экономики Ростовской области, а также увеличению поступлений от деятельности региональных организаций, производящих продукцию (товары, работы, услуги), поставляемую на экспорт, и организаций, экспортирующих продукцию (товары, работы, услуги), произведенную на территории Ростовской области, в консолидированный бюджет, созданию дополнительных рабочих мест.

Информация о работе Основные принципы формирования внешнеэкономической политики России