Основные принципы формирования внешнеэкономической политики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является формирование основных принципов и перспектив внешнеэкономической политики России.
Раскрытие темы осуществляется через достижение следующих задач: определение понятия экономической политики государства, рассмотрение функций регулирования государством внешнеэкономической деятельности, раскрытие проблем становления внешнеэкономической политики России начала 90-х годов и основные направления формирования от начала XXI века, рассмотрение мер, принимаемых правительством для инновационного развития внешнеэкономической политики России и Ростовской области.

Содержание

Введение 3
1 Внешнеэкономическая политика 4
2 Основные принципы формирования внешнеэкономической политики современной рыночной экономики России 9
3 Перспективы формирования внешнеэкономической политики России
Заключение 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

2 выщка.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

ограниченное использование административных средств регулирования экспорта, применяемых к группе специальных товаров.

Эти меры (в основном ограничительного характера) обусловлены участием России в международных режимах экспортного контроля. Меры регулирования внешнеэкономической деятельности носят весьма либеральный характер, благодаря чему и российский внутренний рынок приобрел беспрецедентно открытый характер. Существующая система регулирования внешнеэкономической деятельности предусматривает минимальное вмешательство государства в формирование количественных и качественных параметров российского экспорта и в большой степени обусловлены нормами Всемирной Торговой Организации.

Самую существенную часть экспорта России (рисунок 1) занимают минеральные продукты. Структура российского экспорта остается недиверсифицированной. Более 70% в нем составляют углеводороды и сырьевые товары, дальнейшее наращивание вывоза которых неэффективно, связано с большими затратами и ведет к повышению внешней уязвимости отечественной экономики.

рисунок 1

 

Следует признать, что государство фактически уклонилось от организационной и финансовой поддержки национального экспорта продукции несырьевого профиля, а частные производственный и банковский секторы не заинтересованы в решении общегосударственных задач развития машиностроительного комплекса и пополнения экспортных ресурсов готовой продукцией.

Рассмотрим особенности современного регулирования импорта в Россию. Необходимо отметить характерную особенность российского внутреннего рынка: это недостаточный уровень развития ряда отраслей российского производства: легкой промышленности, сельскохозяйственного производства, бытовой электротехники и электроники и др.

Первым законом, вводящим в практику внешнеторговой деятельности страны таможенно-тарифные инструменты государственного регулирования, был Закон РФ "О таможенном тарифе" (принят 21.05.1993 г. с последующими дополнениями и изменениями. Этот Закон был принят только в мае 1993 г., в то время как государственная монополия внешней торговли была официально отменена Президентом РСФСР еще в ноябре 1991 г. В течение 1992-1994 гг. Это обусловило ничем не оправданную открытость российского рынка, что в условиях кризисного состояния российского производства привело к активной экспансии зарубежных поставщиков во внутренний российский рынок.

Российская экономика вступила в фазу становления рыночных отношений с минимальными импортными пошлинами на готовые изделия, в то время как развивающиеся страны на аналогичном этапе догоняющего развития и закрепления на своем собственном внутреннем рынке защищали его высокими таможенными барьерами. Помимо этого импортная политика России в тот период отличалась также заметным присутствием субъективных факторов, что достаточно часто приводило к мало обоснованному предоставлению таможенных льгот в форме освобождения от оплаты пошлин, снижения их ставки, возврат уплаченных пошлин и пр. В этих условиях резко возрос импорт в рамках т.н. неорганизованной торговли, стоимостные объемы которой в отдельные годы достигали 10-12 млрд долл., этот товаропоток и до настоящего времени не находит необходимого отражения ни в таможенной статистике, а, следовательно, и в таможенных и налоговых поступлениях.

Очевидно, что с помощью импорта значительно быстрее можно заполнить внутренний рынок, нежели через развитие национального производства. Но это объяснение никак не может быть оправданием, поскольку этот путь в длительной перспективе ведет к окончательному разрушению основных отраслей отечественного производства и не может служить стратегией развития национальной экономики.

Облегченный доступ зарубежных товаров на внутренний рынок России поставили национальных товаропроизводителей в неравные конкурентные условия. Это существенно затрудняет до сих пор работу российских товаропроизводителей на собственном рынке и влечет за собой гибель в неравной конкурентной борьбе с зарубежными поставщиками целых отраслей производства.

Рисунок 2

 

Рассмотрим товарную структуру современного российского импорта.

Основной товарной группой в товарной структуре импорта традиционно является группа "Машины, оборудование и транспортные средства"(рисунок 2).

Как и ранее эта товарная группа по-прежнему доминирует в товарной структуре. Большая доля импорта продукции машино-технической группы составляют такие позиции, как бытовая и электронная техника, легковые автомобили и пр., т.е. продукция, обеспечивающая потребительский спрос, но не содействующая техническому перевооружению промышленных отраслей производства.

Весьма значимыми в товарной структуре импорта являются продовольствие и товары народного потребления. В группе товаров народного потребления основной проблемой остается неорганизованный импорт. Практически более половины стоимостного объема импорта представляет собой потребительскую продукцию, удовлетворяющую сиюминутные нужды населения и компенсирующую последовательно сокращающееся национальное производство этих товаров. Отсюда и характер современного регулирования импорта, определяемого следующими достаточно простыми принципами:

либеральный таможенный режим, слабо или совсем не учитывающий интересы национального производства;

ограниченное использование административных мер регулирования. Отдельные попытки ограничения ввоза мяса из Польши, птичьего мяса из США, вина из Молдавии и Грузии носят весьма политизированный и краткосрочный характер;

слабое использование таких эффективных защитных мер, как технические нормы и стандарты, качественные и количественные ограничения и т.д.

Итак, можно выделить основные принципы формирования внешнеэкономической политики в современной рыночной экономике России:

обусловленность внешней экономической политики целевыми ориентирами и приоритетными направлениями внутренней экономической политики;

перевод экономики на инновационный путь развития;

активное обеспечение реализации национальных интересов во внешнеэкономической сфере, включая поддержку экспорта и прямых инвестиций российских компаний за рубежом, защиту интересов российского бизнеса в случае дискриминации или нарушения его прав;

открытость российской экономики, расширение возможностей доступа товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на внешние рынки на основе взаимности и справедливой конкуренции;

предсказуемость условий привлечения иностранного капитала в Россию, установление четких и понятных ограничений для иностранных инвесторов в отношении сфер, имеющих стратегический характер;

специализация России в глобальной экономике на основе реализации сравнительных преимуществ как в традиционных сферах (энергетика, транспорт, переработка сырья), так и в области высоких технологий и экономики знаний;

географическая диверсификация внешнеэкономических связей, обеспечивающая закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках, а также освоение новых рынков в соответствии с приоритетами долгосрочного социально-экономического развития;

активное участие в решении глобальных проблем с использованием гуманитарного, инновационного и технологического потенциала России при оказании содействия международному развитию;

расширение участия предпринимательского сообщества в выработке и реализации внешнеэкономической политики.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Перспективы формирования внешнеэкономической политики России

 

 

Последнее десятилетие характеризуется интенсивным развитием внешнеэкономических связей Российской Федерации, опережающим экономический рост страны. Оборот внешней торговли в 2001-2007 годах увеличился в 3,9 раза и достиг 578,9 млрд. долларов США, в том числе экспорт товаров – в 3,4 раза, до 354,5 млрд. долл., импорт товаров – в 5 раз, до 223,5 млрд. долл. В физическом выражении рост оборота внешней торговли составил 2,2 раза при общем росте ВВП за данный период в 1,6 раза (Таблица 1). По диаграммам экспорта (рисунок 3) и импорта (рисунок 4) отчетливо виден рост внешнеторгового оборота.

Таблица 1

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Импорт

41 881

46 173

57 347

75 569

98 707

137 764

199 754

Экспорт

99 970

106 712

133 656

181 663

241 473

301 530

351 930


Единица измерения: миллион долларов

 

Рисунок 3

 

 

 

 

Рисунок 4

 

Расширение внешнеэкономических связей стало одним из наиболее значимых факторов социально-экономического развития страны – как источника экономического роста, доступа российских компаний к технологиям и финансовым ресурсам и наполнения рынка качественными инвестиционными и потребительскими товарами. Вклад прироста физического объема экспорта составлял 2,3 процентных пункта (п.п.) из 6,0 % ежегодного прироста ВВП                      в 2001-2005 годах и 1,6 п.п. из 7,7 % – в 2006-2007 годах.

Возросла роль внешнеэкономического фактора в повышении конкурентоспособности российской экономики, в том числе машиностроения. В период с 2001по 2007 год экспорт машинно-технической продукции возрос в 2,2 раза и достиг 19,7 млрд. долл., а его доля в конечной продукции машиностроения составила 17,4% в 2007 году. Существенным фактором модернизации экономики стали прямые иностранные инвестиции: их объем увеличился с 2,5 млрд. долл. (6% внутренних инвестиций) в 2000 году до 45,1 млрд. долл. (17,4%) в 2007 году ( таблица 2).

 

 

 

 

 

Основные показатели развития внешнеэкономической сферы в 2000-2010 годах

Таблица 2

 

2000

2007

2010

 

отчет

отчет

прогноз

Экспорт товаров, всего

105,0

354,4

503

темп роста экспорта товаров к предыдущему году в физическом выражении, процентов

-

104,6

103,6

экспорт топливно-энергетических товаров

54,7

226

313

экспорт машин и оборудования

9,1

19,7

30

Импорт товаров, всего

44,9

223,5

434

темп роста импорта товаров к предыдущему году в физическом выражении, процентов

-

126,0

115,7

доля импорта готовых изделий во внутреннем конечном спросе на товары, процентов

32,1

28,6

29

Сальдо торгового баланса

60,2

130,9

69

Прямые инвестиции российских компаний за рубежом

3,3

16

46

Прямые иностранные инвестиции в Россию

2,5

47,1

64


(млрд. долларов США)

 

Однако, несмотря на ряд позитивных сдвигов, ситуация во внешнеэкономической сфере далека от благополучия. За последние годы качественные параметры ее развития ухудшаются. Во внешней торговле сохраняется модель «импорт готовых товаров в обмен на экспорт сырья и энергоносителей», что означает скрытый отток добавленной стоимости из экономики и закрепление экспортно-сырьевой модели развития страны.

При сохранении такой структуры увеличение объемов экспорта перестает быть источником экономического роста и превращается в фактор его сдерживания. Уже в период с 2011 по 2012 год сальдо по текущим операциям платежного баланса может стать отрицательным. Это означает, что при сохранении сложившихся  тенденций дальнейшее наращивание экспорта сырья и энергоносителей не будет покрывать импорт готовых товаров, обеспечивающих конечное потребление.

Действующая в настоящее время система внешнеэкономических институтов не обеспечивает в должной мере ни эффективной защиты внутренних рынков, ни поддержания конкурентоспособности российских товаров за рубежом.

Отрицательное сальдо во внешней торговле машинно-технической продукцией возросло с 1,5 млрд. долл. в 2000 году до 82,1 млрд. долл. в 2007 году, а к 2010 году может увеличиться до 218 млрд. долл.

Приток капитала из-за рубежа не стал двигателем инновационного обновления экономики и повышения ее конкурентоспособности. На обрабатывающие производства приходится лишь 15% прямых иностранных инвестиций, в то время как почти 80% инвестиций направляется в добычу полезных ископаемых, операции с недвижимостью, торговлю и финансовую деятельность.

Отмеченные выше неблагоприятные тенденции являются во многом следствием нынешнего состояния всей системы внешнеэкономического регулирования, которая характеризуется отсутствием ряда институтов, обеспечивающих поддержку необходимых структурных сдвигов в экономике, повышение ее конкурентоспособности и переход на инновационный путь развития. 

Целью внешнеэкономической политики является создание условий для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.

Достижение этой цели предполагает:

специализацию российской экономики на производстве высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью переработки, а также на предоставлении интеллектуальных услуг;

усиление позиций России на мировом рынке в качестве экспортера аграрной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

обеспечение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей с использованием инструментов таможенно-тарифной политики, регулирования внутренних рынков, привлечения иностранного капитала и формирования в отраслях центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости;

Информация о работе Основные принципы формирования внешнеэкономической политики России