Дипломатические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:23, дипломная работа

Краткое описание

Наличие в мире системы государств – объективный факт. Государства не могут существовать, не взаимодействуя так или иначе друг с другом. То или иное государство вступает в разного рода связи с другими странами через посредство своей внешней политики, через нее же реагирует на всевозможные явления международной жизни. Проводя внешнюю политику исходя из своих интересов, государство устанавливает те или иные отношения с другими странами. Вычленение всех этих связей позволяет представить определенную систему международных отношений, которая охватывает сложный комплекс процессов и регулируется различными отраслями международного права.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 99.91 Кб (Скачать файл)

Теория дипломатических  функций (функциональной необходимости) исходит из того, что основанием предоставления иммунитетов и привилегий является необходимость обеспечить эффективное выполнение функций дипломатического представительства. Иммунитеты должны предоставляться только в тех случаях и в том объеме, когда и в каком объеме они необходимы для обеспечения нормального функционирования дипломатического представительства и его персонала.

Таким образом можно отметить, что в рамках современного дипломатического права и международного публичного права все еще не выработано единое, общеприемлемое теоретическое обоснование привилегий и иммунитетов.

Имеющиеся теоретические  конструкции не могут в отдельности  раскрыть суть, содержание и назначение дипломатических иммунитетов и  привилегий, т. к. со временем содержание дипломатических иммунитетов и  привилегий меняется, меняются и подходы  к ним. Каждая теория отвечала тому запросу, который предъявляла ей своя эпоха. Мы можем взять от них  только те положения, которые в общих  чертах на уровне основополагающих принципов  будут определять суть, содержание и значение дипломатических привилегий и иммунитетов.

 

2 Привилегии и иммунитеты дипломатических  представительств

Венская конвенция 1961 г. закрепила  в международном праве ряд  привилегий для дипломатических  представительств, призванных создать  им наиболее благоприятные условия  для реализации своих задач.

Первая среди них –  это неприкосновенность помещений, переданных в пользование диппредставительству. Неприкосновенность означает, прежде всего, что власти государства пребывания не могут вступить в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства. На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства [16, с. 298].

Термин «помещения представительства» означает здания или части здания, используемые для целей представительства, в том числе резиденцию главы  представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая  обслуживающий данное здание или  часть здания земельный участок.

Помещения представительства, предметы его обстановки и другое находящееся в нем имущество, а также средства передвижения представительства  пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.

Однако неприкосновенность помещения представительства не дает права использовать его как  убежище для лиц, преследуемых властями страны пребывания. Подобного рода случаи, имевшие место в практике, являются нарушением международного права и расцениваются как использование помещения в целях, несовместимых с функциями представительства.

Архивы и документы  представительства неприкосновенны  в любое время независимо от их местонахождения [1, ст. 24].

В случае разрыва дипломатических  отношений между государствами, либо окончательного, либо временного отозвания представительства и  даже в случае вооруженного конфликта  государство пребывания должно уважать  и охранять помещения представительства  вместе с его имуществом и архивами.

Помещения представительства  обладают фискальным иммунитетом, т. е. они, как собственные, так и арендованные, освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые являются платой за конкретные виды обслуживания.

Следующей привилегией считается свобода сношений представительства. Свобода сношений с органами аккредитующего государства является жизненно необходимым условием для обеспечения нормальной деятельности дипломатического представительства, включая возможность поддержания дипломатическим представительством засекреченной связи.

Государство пребывания должно разрешить и охранять свободные  сношения представительства для  всех официальных целей, - говориться в Венской конвенции. При сношениях  с правительством и другими представительствами  и консульствами аккредитующего государства, где бы они ни находились, представительство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая  дипломатических курьеров и закодированные или шифрованные депеши. Такая  же обязанность разрешать и охранять свободные сношения возлагается  и на третьи государства, через территорию которых осуществляются эти сношения.

Все грузы (контейнеры, пакеты и т. д.), составляющие дипломатическую  почту, должны иметь видимые внешние  знаки, указывающие на их характер, и они могут содержать только дипломатические документы и  предметы, предназначенные для официального пользования. Освобождение дипломатической  почты от вскрытия и задержания носит  абсолютный характер; не предусматривается каких либо исключений.

Для перевозки дипломатической  почты ведомства иностранных  дел содержит штат специальных работников – дипломатических курьеров. Помимо обычных дипломатических курьеров иммунитетом пользуются и временные (ad hoc) дипломатические курьеры, однако этот иммунитет сохраняется только до момента доставки ими дипломатической почты по назначению. Дипкурьеры периодически посещают свои посольства и миссии за рубежом, забираю вализы с корреспонденцией и отвозят в МИД своей страны. При этом и курьеры и вализы с диппочтой пользуются неприкосновенностью на всем пути следования. Дипкурьеры имеют право носить оружие и применять его для защиты диппочты от воров и грабителей.

Выделяют и таможенные привилегии. Так, в соответствии со ст. 36 Конвенции государство пребывания, как принято его законами и правилами, разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин предметы, предназначенные для официального пользования предметами.

Венская конвенция узаконила  также право диппредставительств  пользоваться специальным радиопередатчиком  для передачи в свою страну радиограмм, как открытых, так и зашифрованных. Для пользования радиопередатчиком  посольства (миссии) должны получить согласие властей аккредитующего государства, они же устанавливают частоту  дипломатической радиосвязи.

К дипломатическим привилегиям  также относится право пользования  флагом и эмблемой аккредитующего государства  на помещениях представительства и  на его средствах передвижения. По принятому в большинстве государств протоколу государственный флаг поднимается с восходом солнца и опускается с его заходом. В некоторых странах государственный флаг над посольством (миссией) не поднимается, если глава диппредставительства отсутствует [1, ст. 29].

Важным фактором, позволяющим  обеспечить нормальное функционирование дипломатического представительства, являются собственные средства передвижения. Под дипломатическими средствами передвижения понимаются любые транспортные средства (как правило, автомобильные, воздушные  и водные), которые принадлежат, арендуются или предоставляются для регулярного пользования дипломатическим представительствам, сотрудникам представительства и членам их семей.

Отличительным признаком  дипломатического средства передвижения является специальный номерной знак, выдаваемый соответствующими органами государства пребывания. Однако это  не означает полной бесконтрольности дипломатического автотранспорта на дорогах. При нарушении правил дорожного  движения служба дорожного движения, конечно же, может остановить автомобиль, удостоверить личность водителя и, если он дипломат, сделать замечание или  же через МИД своей страны направить  представление о сучившемся в посольство, в котором дипломат работает.

Охрана помещений дипломатических  представительств осуществляется государствами  пребывания, как правило, путем использования  специальных полицейских или  воинских подразделений. Дипломатические  представительства нередко выражают недовольство, по их мнению, как недостаточной, так и чрезмерной охраной.

Новое явление в дипломатической  практике последних десятилетий  – организация дипломатическими представительствами собственной  внутренней охраны. Усиление террористической деятельности в отдельных странах, в частности участившиеся в последние годы случаи захвата посольств террористами, похищения и убийства дипломатов, стали причиной создания многими государствами внутренней охраны в дипломатических и иных представительствах.

Кроме перечисленных, некоторые  привилегии предоставляются дипломатическим  представительствам на основе дипломатической  вежливости, а также в силу сложившихся  в дипломатической практике обыкновений. Так, дипломатическое представительство  имеет право на внеочередную и  гарантированную отправку и получение  различной корреспонденции [29, с. 459].

 

3Личные привилегии и иммунитеты

Что касается личных привилегий и иммунитетов, то важнейшим из них  является личная неприкосновенность. Дипломаты и члены их семей  в соответствии с Венской Конвенцией не могут быть арестованы и отданы под суд в стране пребывания. Они  не могут быть оштрафованы или  подвергнуты какому-либо иному наказанию. Дипломаты и члены их семей  могут быть задержаны лишь до установления их личности. Не допускается обыск  в жилом помещении или в  автомашине дипломата, какая-либо другая проверка его имущества. Лица, предъявляющие  дипломатический паспорт, освобождаются  от таможенного досмотра их имущества. Дипломаты и их семьи освобождаются от уплаты налогов и различных сборов, кроме налогов и сборов за коммерческую деятельность. В случае же совершения уголовного преступления дипломаты и члены их семей могут быть задержаны на месте совершения преступления и должны быть переданы представителю посольства или консульства государства, гражданами которого они являются. В этом случае, обычно, данный дипломат объявляется персоной нон грата и аккредитующее государство требует, чтобы лицо, совершившее уголовное преступление, было наказано в его стране. Некоторые государства, однако, требуют наказания виновника у себя, такая практика складывается, например, в США. Освобождение от ареста или задержания дипломатов – важная гарантия для нормального осуществления ими дипломатических функций. Случаи ареста или задержания дипломатов местными властями в нарушение положений Конвенции встречаются сравнительно редко, главным образом в практике развивающихся стран [23, с. 219].

В качестве одного из наиболее действенных способов пресечения незаконной деятельности дипломата нередко  применяется захват с поличным. Государство  пребывания должно мотивировать свои действия и предоставить доказательства виновности иностранного дипломата с тем, чтобы избежать межгосударственных осложнений.

Закрепленные в Венской конвенции иммунитеты дипломатов от уголовной и административной юрисдикции государства пребывания не предусматривают каких-либо исключений. На практике случаи уголовного преследования дипломатов в нарушение Конвенции встречаются весьма редко.

Освобождение от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания не означает, что дипломаты всегда остаются безнаказанными в случае совершения ими различных преступлений. Существуют две возможности обеспечить реальное наказание дипломатов.

В частности, Конвенцией предусматривается, что иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождают его от юрисдикции аккредитующего государства. Таким  образом, дипломат, совершивший правонарушение, может быть привлечен к ответственности  в аккредитующем государстве  по ходатайству государства пребывания или отдельных (пострадавших, заинтересованных) лиц. Хотя возможность возбуждения судебных дел в аккредитующем государстве издавна общепризнанна в международном праве, в действительности этот способ воздействия на иностранных дипломаты недостаточно эффективен, и прецедентов подобного рода весьма немного.

В дипломатической практике встречаются попытки привлечь к  ответственности виновного дипломата  путем выдвижения требования к главе  его дипломатического представительства  отказаться от иммунитетов в отношении  нарушившего закон. И такой отказ  аккредитующего государства от иммунитета дипломата и привлечение последнего к ответственности в государстве  пребывания иногда случается.

Таможенный иммунитет  дипломатов впервые был юридически закреплен в Венской конвенции. Таможенный иммунитет состоит из трех основных компонентов: свобода  ввоза и вывоза предметов, предназначенных  для личного пользования; освобождение указанных предметов от таможенных пошлин; освобождение в виде общего правила личного багажа дипломатов от таможенного досмотра.

«Государство пребывания в соответствии с принятыми им законами и правилами разрешает ввозить предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента или членов его семьи…» Таким образом, обязательным условием реализации рассматриваемой в этом смысле свободы является соблюдение законов и правил государства пребывания. Оно в праве вводить необходимые ограничения и регулировать порядок ввоза или вывоза тех или иных предметов [23, с. 226].

Освобождение от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с  этим сборов распространяется на указанные  предметы, ввозимые в государство  пребывания. Конвенция не предусматривает  освобождения от таможенных (экспортных) пошлин товаров, приобретенных в  государстве пребывания и вывозимых  за границу, законодательством ряда стран предусмотрена выплата  таких пошлин в отношении отдельных  категорий товаров. Допустимо взимание таможенной пошлины, если ввозимые дипломатами  предметы не предназначены для их личного пользования. В большинстве  государств предусматривается взимание государственной пошлины при продаже дипломатами ранее установленного срока ввезенных беспошлинно автомашин.

Информация о работе Дипломатические отношения