Дипломатические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:23, дипломная работа

Краткое описание

Наличие в мире системы государств – объективный факт. Государства не могут существовать, не взаимодействуя так или иначе друг с другом. То или иное государство вступает в разного рода связи с другими странами через посредство своей внешней политики, через нее же реагирует на всевозможные явления международной жизни. Проводя внешнюю политику исходя из своих интересов, государство устанавливает те или иные отношения с другими странами. Вычленение всех этих связей позволяет представить определенную систему международных отношений, которая охватывает сложный комплекс процессов и регулируется различными отраслями международного права.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 99.91 Кб (Скачать файл)

Во-первых, отношения между  государственными органами власти и  управления, можно сказать, межгосударственные отношения. Дипломатия по сути предназначена для обслуживания этого уровня отношений, но монополии она не имеет. Как уже отмечалось, в последние десятилетия вошло в традицию, что главы государств и правительств общаются между собой непосредственно, обмениваются телеграммами и посланиями, разговаривают по телефону, встречаются на официальных переговорах и т. д. Дипломатия при этом международном общении на высшем уровне играет служебную роль. В непосредственные контакты между собой вступают парламенты, в Европе действуют несколько межпарламентских объединений: всемирное, западноевропейское, ОБСЕ, НАТО и СНГ. Напрямую поддерживают деловые отношения министерства путей сообщения: тысячи поездов ежедневно пересекают государственную границу, в них из страны в страну перемещаются миллионы пассажиров и множества грузов. Диспетчеры международных авиалиний без дипломатических согласований открывают международные коридоры для иностранных авиалайнеров, в случае необходимости подыскивают, не взирая на границы, запасные аэродромы. Устанавливают между собой прямые связи регионы, что особенно характерно для Беларуси, России и других стран СНГ. Уже несколько десятилетий ширится движение породненных городов: исполкомы, мэрии, магистры организуют культурный и научный обмен, проводят различные конференции, выставки, ярмарки, о которых в министерствах иностранных дел и посольствах порой даже и не догадываются.

Тем не менее, межгосударственные отношения представляют собой главное  поле деятельности дипломатии. Сама дипломатическая  служба является государственным институтом и предназначена для поддержания  дипломатических (т. е. официальных, политических) отношений между государствами. Все другие, государственные структуры, вступая в контакты с зарубежными  партнерами, действуют в соответствии с характером и содержанием политических (дипломатических) отношений между данными государствами, консультируют, а в необходимых случаях и согласовывают их с дипломатическими учреждениями и представительствами. Отступления от их правил представляют собой лишь некие исключения, но не закономерность.

Еще в более независимом  от государственного и дипломатического влияния режиме взаимодействуют  между собой различные объединения  граждан, что составляет, по нашей  схеме, второй уровень международных  отношений. Политические партии, особенно оппозиционные, нередко предпочитают вовсе не информировать власти и  посольства своей страны о поездках за рубеж, проведенных там переговорах  и принятых решениях. Некоторые из них, в частности, объединившиеся в  Социалистическом Интернационале, сотрудничество с зарубежными партнерами считают  весьма важным направлением своей деятельности. Богатыми интернациональными связями  известны профессиональные союзы, молодежные организации, спортивные объединения, религиозные конфессии. Международный  характер носит деятельность многих торговых и туристских фирм, промышленных и финансовых корпораций, совместных предприятий. Большинство из перечисленных субъектов международного общения с готовностью прибегли бы к помощи дипломатических представительств, но возможности последних весьма ограничены.

Несколько иначе обстоят  дела с третьим уровнем международных  отношений, где субъектами выступают  физические лица, граждане различных  стран, взаимодействующие между собой. Миллионы людей ежедневно отправляются за рубеж в служебные командировки, к родственникам и друзьям за покупками, на отдых, где они вступают в международное общение. С одной стороны, граждане совершают эти действия совершенно независимо от властей (за исключением момента получения въездной визы, если она требуется, и пересечения границы, где действуют таможенные и пограничные режимы). С другой стороны, граждане, выезжающие за рубеж, весьма нуждаются в правовой опеке и защите своих интересов со стороны государства. Этим задачам издавна подчинена целая отрасль дипломатической службы – система консульских учреждений за рубежом. В среднем около двадцати процентов дипломатов различных стран занято консульской службой. Оформление въездных виз, оказание правовой помощи людям, попавшим в трудное положение, опека над соотечественниками заключенными в тюрьму за рубежом – это далеко не полный перечень консульских услуг.

По-разному дипломатия обслуживает  различные сферы международных  отношений. Политические отношения  между государствами составляют стержень всей дипломатической деятельности, но, как отмечалось выше, дипломаты  не имеют здесь монополии [11, с.60].

Внешнеэкономическая деятельность государства и международная  торговля в целом также один из главных предметов внимания. До половины сотрудников посольств Англии, Германии, Японии, ряда других стран занимается вопросами международного обмена товарами, капиталами и услугами, другими словами  – добиваются лучших возможностей для отечественного экспорта в страны их пребывания. В Республике Беларусь после слияния в 1998 г. Министерства иностранных дел с Министерством  внешних экономических связей внешняя  торговля в объеме работы дипломатической  службы вышла на первое место.

Специальные структурные  подразделения – военные атташаты – созданы во многих посольствах  для работы в сфере военного строительства  и безопасности государств. Сотрудникам  военных атташатов вменено в обязанность следить за соблюдением международных соглашений об ограничении вооружений, о нераспространении оружия массового поражения, о разоружении и демилитаризации отдельных зон и регионов.

Более опосредованно дипломатия воздействует на международный культурный и информационный обмен, спортивные и туристские связи. Можно ожидать  в близкой перспективе усиление роли дипломатии в экологической  сфере, аргументами в пользу таких  ожиданий служат международные аспекты  Чернобыльской катастрофы, проблемы загрязнения международных рек  и морских берегов.

По количеству участвующих  сторон дипломатию можно разделить  на двустороннюю – дипломатические  отношения между двумя государствами, и многостороннюю – деятельность дипломатов на многосторонних международных  конференциях, на форумах и в исполнительном аппарате межправительственных универсальных  и специализированных организаций: ООН, ЮНЕСКО, СНГ, НАТО и ряда других. Задачи многосторонней деятельности весьма конкретны: укрепление международной безопасности, развитие и углубление отношений доверия и всестороннего сотрудничества между государствами мира. Дипломатическая служба Республики Беларусь принимает активное участие в многосторонней дипломатии.

 

3 Дипломатия на  Беларуси

I мировая война и революция в России возбудили в общественно-политических кругах Беларуси надежду на возрождение национальной государственности и восстановление страны как субъекта международных отношений. Попыткой реализации этой надежды стало провозглашение в феврале 1918 г. Белорусской Народной Республики. В период с весны по осень 1918 г. Рада БНР и сформированные ею органы предприняли попытки к созданию реальной государственности со всеми её атрибутами, в том числе дипломатической службой. Сношения с внешним миром находились под контролем Председателя Рады БНР, главы правительства и министра иностранных дел (первоначально народного секретаря по иностранным делам). В 1918 г. За рубеж направлялись специальные миссии с конкретными поручениями на небольшой срок: в Москву, Варшаву, Берлин, Киев, Берн, Копенгаген и другие города Европы. Попытки руководителей БНР добиться признания со стороны Германии успеха не имели; правительство Германии рассматривало Беларусь как часть России.

Уже в 1918 г. Началось формирование сети постоянных представительств БНР  за границей. К концу 1920 г. Представительства  БНР существовали в Эстонии, Латвии Литве, Финляндии, Грузии. Турции, Болгарии, Чехословакии, Германии, Дании, Франции. Основными задачами дипломатических  представительств являлось информирование общественности в странах пребывания о положении и проблемах Беларуси, обеспечение моральной, материальной и финансовой поддержки борьбы за независимость и неделимость  Беларуси, организация белорусов  за пределами этнической родины, защита прав белорусов за рубежом, налаживание  экономических и культурных связей Беларуси с зарубежными государствами. Для пропаганды идей самоопределения  белорусов в 1919-1920 гг. была использована трибуна Парижской мирной конференции, в которой участвовала делегация  БНР во главе с А. Луцкевичем.

Отказ ведущих мировых  держав признать независимость Беларуси в её этнографических границах (в 1919-1920 гг. державы Антанты рассматривали  белорусскую проблематику в контексте  взаимоотношений России и Польши) вынуждал белорусских национальных деятелей искать поддержки у сторон, которые непосредственно вели борьбу за обладание белорусскими землями. Требования сторонников БНР допустить  белорусских представителей на мирные переговоры в Риге были проигнорированы  как Польшей, так и РСФСР. Без  внимания были оставлены протесты против намеченного территориального раздела  Беларуси, направленные представителями  БНР руководству Польши, РСФСР, Парижской  мирной конференции, стран Антанты, Германии, Балтии, Скандинавии (только правительство В. Ластовского направило за рубеж около 26 меморандумов и деклараций с призывом не допустить несправедливости в отношении белорусского народа) [23, с.40].

В 1920 г. Приверженцы БНР  были вынуждены перенести свою деятельность за пределы Беларуси. Рада БНР добивалась пересмотра Рижского мирного договора 1921 г. в части, затрагивающей Беларусь. Представители БНР неоднократно обращались с соответствующими просьбами  к Лиге наций, руководителям держав Антанты. В марте 1923 г. Конференция  послов в Париже признала восточные  границы Польши, установленные в  соответствии с Рижским мирным договором 1921 г. На 2-ой Всебелорусской конференции (октябрь 1925 г.; Берлин) часть приверженцев БНР выступила за признание Минска (т.е. БССР) «единственным центром белорусского возрождения». В конце 1920-х гг. после возвращения в БССР большинства сторонников национального возрождения Беларуси Рада БНР прекратила свою деятельность в качестве коллегиального органа (от её имени выступали лишь председатель и его заместитель, одновременно считавшийся главой правительства БНР).

Дипломатическая деятельность БССР изначально развивалась под  сильным воздействием внешнего фактора, поскольку решающую роль в провозглашении БССР сыграло стремление руководства  РСФСР имеет на своей западной границе формально независимое  Белорусское государство, которое  могло играть роль буфера в отношениях со станами Европы и одновременно служить удобным плацдармом для «поддержки пролетарской революции» в этих станах. После того, как РСФСР 31 января 1919 г. Признала независимость БССР, республика формально стала участником международного общения. В специальном обращении I Всебелорусский съезд Советов призвал все народы и правительства признать самостоятельность Беларуси и вступить с ней в непосредственные сношения. Однако в реальность дипломатия БССР в тот период не могла проявить себя. Решения I Всебелорусского съезда Советов (2-3 февраля 1919 г.; Минск) ориентировали её на создание всем ирной федерации советских республик. Приоритет отдавался укреплению связей с Советской Россией, которая рассматривалась в качестве базы мировой революции. В структуре Временного рабоче-крестьянского советского правительства Беларуси, сформированного 1 января 1919 г. предусматривался комиссариат иностранных дел. Первым наркомом БССР стал В. С. Фальский.

В составе правительства  Литовско-Белорусской ССР, сформированного  в феврале 1919 г., наркомат по иностранным  делам отсутствовал. В мае –  июне 1919 г. по указанию ЦК РКП(б) был создан военно-политический союз советских республик, фактически предусматривавший отказ от национально-территориального принципа в военном строительстве и хозяйственной жизни республик. В июля 1919 г. Литовско-Белорусская ССР была ликвидирована фактически, а в июле 1920 г., после заключения мирного договора между РСФСР и Литвой (12 июля 1920 г.) – юридически [23, с. 41].

Принятая 31 июля 1920 г. Декларация о независимости БССР (вторичное  провозглашение независимости) стала  первым юридическим актом, в котором  были ссылки на интересы Беларуси (к  примеру, указание на необходимость  добиваться объединения республики в её этнических границах). В то же время союз с РСФСР как базовый принцип внешнеполитической деятельности БССР ограничивал суверенитет БССР. В 1921-1922 гг. БССР самостоятельно или в союзе с иными советскими республиками заключила более десятка международных договоров и соглашений. 5 ноября 1922 г. На БССР было распространено действие Рапалльского договора 1922 г., между РСФСР и Германией; при этом Германия признала суверенитет БССР де-юре. К 1923 г. БССР имела своих дипломатических представителей в Польше и Германии. Республика была признан де-факто Литвой, Эстонией, Латвией, Австрией, Чехословакией, Турцией. Италией, Великобританией. 24 марта 1921 г. В Москве начало действовать полномочное представительство БССР при правительстве РСФСР, которое по своим функциям было отнесено к дипломатическим миссиям, а также включено в дипломатический корпус и являлось связующим звеном в отношениях между БССР и РСФСР.

В связи с образованием Союза ССР в 1923 г. был ликвидирован наркомат иностранных дел БССР. Первоначально  советские республики имели право  назначить своих специальных  секретарей  и советников в представительствах СССР в странах, представлявших для  них особый интерес (к примеру, представитель  БССР был советником посольства СССР в Польше). Однако с конца 1920-х  гг.республика лишилась права участвовать во внешней политике СССР.

В связи с учреждением  ООН, руководство СССР посчитало  нужным пойти на формальное расширение полномочий республик в сфере  внешней политики, рассчитывая таким  образом получить дополнительные голосов  на международной арене. В марте 1944 г. образован Наркомат иностранных  дел (с 1946 г. министерство иностранных  дел). В 1944 г. БССР заключила соглашение о репатриации с Польским комитетом  национального освобождения, в 1945 г. Вошла в число соучредителей  ООН, подписав Устав ООН, участвовала  в работе Парижской мирной конференции  и подписала мирные договоры с  Болгарией, Италией, Румынией, Венгрией и Финляндией. Однако, белорусские представители не были привлечены к переговорам о советско-польской границе, которые проводились в 1944-1945 гг. и непосредственно затрагивали суверенитет и территориальную целостность Беларуси [23, с. 42].

Со второй половины 50-х  гг. активно развивались контакты между БССР и странами «народной  демократии». В Минске были открыты  консульства ГДР и ПНР (1972 г.), Болгарии (1990 г.). С 1954 г. БССР стала членом Международной организации труда и ЮНЕСКО, в 1958 г. было создано постоянное представительство БССР при ООН. В конце 1950-х гг. БССР была уже участницей 54 международных договоров, конвенций и соглашений, в  середине 1980-х гг. – более 160. Вместе с тем, по сути участие БССР в международном диалоге оставалось формальностью, поскольку основы внешней политики вырабатывались союзными органами. Белорусская советская дипломатия не пользовалась такими понятиями, как «национальные интересы», «национальная безопасность», «внешняя политика БССР». Крайне редко в отношениях с зарубежными государствами и организациями использовался белорусский язык. Республика не имела своих дипломатических представительств в зарубежных государствах. Лишь в конце 1980-х гг. дипломатия БССР стала проявлять признаки самостоятельности. Правительство БССР официально обратилось к ООН и поставило вопрос о переводе Беларуси из страны-донора в страну-получателя международной помощи.

Информация о работе Дипломатические отношения