Дипломатические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:23, дипломная работа

Краткое описание

Наличие в мире системы государств – объективный факт. Государства не могут существовать, не взаимодействуя так или иначе друг с другом. То или иное государство вступает в разного рода связи с другими странами через посредство своей внешней политики, через нее же реагирует на всевозможные явления международной жизни. Проводя внешнюю политику исходя из своих интересов, государство устанавливает те или иные отношения с другими странами. Вычленение всех этих связей позволяет представить определенную систему международных отношений, которая охватывает сложный комплекс процессов и регулируется различными отраслями международного права.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 99.91 Кб (Скачать файл)

Провозглашение Республики Беларусь положило начало современной  белорусской дипломатии.

 

ГЛАВА II ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

1 Установление дипломатических отношений.

Назначение дипломатических  представителей

Несмотря на кажущуюся  завершенность процесса образования государств политическая карта мира продолжает претерпевать изменения. В результате происходящих в отдельных странах социально-политических событий, их экономического, этнического развития, борьбы народов за независимость появляются новые государственные образования, старые государства становятся подчас достоянием истории.

Логическим следствием появления  нового государства является его  признание членами международного сообщества и установление с ним  дипломатических отношений, учреждение по взаимной договоренности дипломатических  представительств, развитие в дальнейшем взаимовыгодных торгово-экономических, культурных и иных связей. Форму установления дипломатических отношений представительства государств выбирают по взаимной договоренности. Это может быть специальный визит министра иностранных дел одной страны в другую, официальные переговоры и подписание специального соглашения об установлении дипломатических отношений. В другом случае может быть использована оказия встречи высоких представителей двух государств на международном мероприятии в третьей стане и опять-таки подписание ими официального соглашения или совместного заявления. Нередко применяется также форма заочных переговоров, обмена нотами, согласованного двухстороннего заявления, коммюнике. В любом случае установление дипломатических отношений – это акт двусторонний, добровольный и формальный. Кроме констатации решения двух государств установить между собой дипотношения, в принимаемом документе обычно определяется уровень этих отношений, т. е. класс дипломатических представительств, которыми договаривающиеся стороны намерены обменяться.

В современном международном  праве установлены следующие  виды дипломатических представительств:

  1. посольства – представительства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайными и полномочными послами; к ним приравниваются представительства Ватикана, называемые нунциатурами, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества (их глав называют «верховными комиссарами»);
  2. миссии – представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками;
  3. иные официальные представительства, имеющие специфический статус (например, представительство Российской Федерации по поддержанию контактов с Ватиканом и соответствующее представительство Ватикана в России) [12, с. 208].

За последние годы резко  сократилось число миссий и увеличилось  число посольств. В настоящее  время миссии стали весьма редки.

Все дипломатические представительства, независимо от их вида, имеют одинаковый правовой статус, одни и те же привилегии и иммунитеты.

Дипломатическое представительство  может возглавлять Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник, Поверенный в делах. Глава дипломатического представительства назначается, как  правило, главой государства. Дипломатический  представитель в одном государстве  может быть одновременно дипломатическим представителем в другом (или нескольких) государстве, если нет возражений со стороны какого-либо принимающего государства (кумуляция, совмещение) [16, с. 123].

Глава дипломатического представительства  – это единственное лицо, которое  представляет свое государство в  государстве пребывания по всем вопросам. Глава дипломатического представительства  является также высшим представителем по сравнению со всеми другими  представителями данного государства  в стране пребывания.

Венская конвенция 1961 г. закрепила  практику деления глав дипломатических  представительств на три класса: послы  и папские нунции; посланники и  папские интернунции; поверенные в делах. Согласно Конвенции 1961 г. между дипломатическими представителями разных классов не должно проводится никакого различия, кроме различия в отношении старшинства и этикета. По старшинству в дипломатическом корпусе послы стоят на первом месте.

В настоящее время поверенные в делах и посланники назначаются  весьма редко. Обычно государства обмениваются послами, что соответствует принципу суверенного равенства государств. Следует отличать постоянного поверенного  в делах, который возглавляет  подведомственное ему дипломатическое  представительство в качестве постоянного  руководителя, от временного поверенного  в делах, который исполняет обязанности  главы представительства при  отсутствии постоянного дипломатического представителя (например, на период болезни, отпуска).

Послы и нунции, а также  посланники и интернунции аккредитуются при главах государств, а постоянные поверенные в делах – при министре иностранных дел страны пребывания.

Класс главы дипломатического представительства определяется соглашением  заинтересованных сторон. Назначение главы представительства осуществляется в соответствии с общепринятыми международными правилами и национальным законодательством аккредитующей страны и сводится к следующим стадиям:

    1. запрос агремана;
  1. назначение на должность;
  1. прибытием в страну назначения;
  2. официальное вступление в должность после вручения верительной грамоты [22, с. 193].

Запрос агремана – согласие государства пребывания на назначение именно данного гражданина в качестве главы дипломатического представительства. Форма запроса – совершенно произвольная, иногда его направляют с вербальной нотой, в других случаях передают в Министерство иностранных дел письмо от Министерства иностранных дел направляющей страны. У некоторых стран существует традиция в отношениях между собой делать устный запрос.

Ответ, т. е. агреман на диппредставителя, направляется в той же форме, что и запрос. Обычно он дается в течение одной-двух недель. Отказ в агремане, что случается крайне редко, не объясняется и не мотивируется. Однако дипломатическая практика свидетельствует, что круг причин для отказа в агремане не широк, они сводятся к следующим: кандидат в диппредставители воевал против страны его предстоящей аккредитации, совершил преступление против народа или властей этой страны, вмешивался в ее внутренние дела, нанес оскорбление главе государства, поддерживал каких-либо повстанцев, заговорщиков, сепаратистов. Наконец, причиной в отказе агремана новому послу может быть нежелание принимающей стороны поддерживать в дальнейшем с направляющим государством дипотношения на уровне послов.

В случае положительного ответа на запрос агремана принимается решение  о назначении дипломатического представителя. Это может быть указ президента, как, например в России, Беларуси, или постановление правительства, как в Англии, Германии. После этого решение о назначении посла публикуется в печати. Публикация фамилии будущего диппредставителя до получения агремана на него считается грубым нарушением этики межгосударственных отношений, проявлением неуважения к принимающей стороне.

Посол и посланник перед отъездов в страну пребывания получают у главы государства верительную грамоту, которая свидетельствует о доверии главы государства своему диппредставителю за рубежом. Верительная грамота – документ, удостоверяющий представительский характер дипломатического представителя и аккредитующий его в иностранном государстве. Верительные грамоты подписываются главой государства, назначающего дипломатического представителя, и адресуются главе государства, принимающего дипломатического представителя. Верительные грамоты скрепляются подписью министра иностранных дел.

Составными элементами верительных  грамот являются: соответствующее конституции  или другому основному закону страны, принимающей дипломатического представителя, титулованные главы  этого государства; фраза, мотивирующая назначение дипломатического представителя, в редакции которой отражается состояние  дипломатических отношений между  двумя странами; имя, фамилия, а также  должность дипломатического представителя, соответствующая уровню (классу), на котором обе страны обмениваются дипломатическими представителями; просьба верить всему тому, что будет излагать дипломатический представитель от имени главы своего государства или от имени своего правительства.

Верительные грамоты выдаются главам дипломатических представительств первых двух классов: послам и посланникам, а также иногда специальным миссиям (делегациям), направляющуюся по приглашению  в ту или иную страну на празднование провозглашения независимости или  вступление в должность главы  государства, или по другому случаю. Дипломатическому представителю 3-го класса – постоянному поверенному в  делах – выдается не верительная  грамота, а письмо министра иностранных  дел страны, принимающего этого дипломатического представителя.

Верительная грамота определяет общие полномочия дипломатического представителя. В случае поручения  дипломатическому представителю вести  переговоры по какому-либо вопросу  и подписать какое-либо соглашение или договор ему выдаются специальные  для такого конкретного случая полномочия от имени правительства.

Сотрудники посольства (миссии, постпредства) назначаются министром  иностранных дел. В страну пребывания они въезжают по обычным визам. В  некоторых странах делается исключение для военных атташе: на них также требуется агреман. Список сотрудников диппредставительства с указанием должности, состава семьи и домашнего адреса представляется в МИД страны пребывания, на основании этого списка они включаются в состав дипломатического корпуса, получают соответствующие удостоверения от местных властей – дипломатические карточки – пользуются на этом основании льготами и иммунитетом.

Основанием прекращения деятельности дипломатического представителя (посла, посланника или поверенного в делах) чаще всего является отозвание его аккредитующим государством в порядке замены, реже – если он утратил доверие страны пребывания и объявлен нежелательным лицом (persona non grata). Прекращения деятельности дипломатического представителя может иметь место, если: произошел разрыв дипломатических отношений между аккредитующим государством и государством пребывания; между государствами объявлено состояние войны; прекратило существование в качестве субъекта международного права либо государство, назначившее главу дипломатического представительства, либо государство, принявшее его. В указанных случаях заинтересованные государства, как правило, обмениваются нотами [13, с. 143].

Аккредитующее государство  может назначить главу представительства  в одно или несколько государств (в таком случае говорят о кумуляции  его функций), если не заявлено возражений со стороны любого из этих государств. Глава представительства или любой член дипломатического персонала может быть назначен в качестве представителя аккредитующего государства при любой международной организации. Белорусская дипломатия также использует этот экономный с финансовой стороны прием. Так, например, посол Республики Беларусь во Франции по совместительству является белорусским послом в Испании и Португалии, а также постоянным представителем при ЮНЕСКО. Посол Беларуси во Вьетнаме назначен послом по совместительству в Таиланде и Лаосе.

 

2 Структура дипломатических представительств

Штат дипломатического представительства  состоит из его главы, дипломатического, а также административно-технического и обслуживающего персонала.

Как уже отмечалось выше, возглавляет диппредставительство (посольство, постоянное представительство, миссию) диппредставитель: посол, постоянный представитель, посланник, поверенный в делах, временный поверенный в делах. Диппредставитель государства является не только административным руководителем посольства, миссии, их филиалов в стране пребывания, консульских учреждений, но и политическим руководителем для всех государственных служащих его страны, прибывших с официальным заданием в страну аккредитации представителя. Однако, в отличие от других государственных чиновников – руководителей, основное содержание работы посла заключается не в администрировании, не в руководстве «трудовым коллективом посольства», а в личном представительстве своего государства, в непосредственном участии в переговорах с политическими и государственными деятелями страны пребывания и дипломатами третьих стран, в его личном изучении ситуации в стране пребывания, в ее анализе, выработке оценок, выводов, рекомендаций своему правительству.

Руководство аппаратом диппредставительства, организация его работы, как правило, возлагается на первого заместителя  диппредставителя. Эта должность в белорусских и российских посольствах называется советник-посланник, в посольствах других стран – советник-министр, политический советник, заместитель посла. Обычно это дипломат высокого ранга (чрезвычайный и полномочный посланник, советник, чиновник I класса и др.). В малочисленных диппредставительствах (к ним относится большинство белорусских посольств) функции заместителя посла выполняет дипломат в должности советника или первого секретаря. Это же дипломат в случае отъезда диппредставителя, как правило, назначается временным поверенным в делах своей страны в стране пребывания.

Информация о работе Дипломатические отношения