Дипломатические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:23, дипломная работа

Краткое описание

Наличие в мире системы государств – объективный факт. Государства не могут существовать, не взаимодействуя так или иначе друг с другом. То или иное государство вступает в разного рода связи с другими странами через посредство своей внешней политики, через нее же реагирует на всевозможные явления международной жизни. Проводя внешнюю политику исходя из своих интересов, государство устанавливает те или иные отношения с другими странами. Вычленение всех этих связей позволяет представить определенную систему международных отношений, которая охватывает сложный комплекс процессов и регулируется различными отраслями международного права.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 99.91 Кб (Скачать файл)

Целью информационно-культурной работы считается ознакомление общественности страны пребывания с историей, экономикой, политикой, культурой своего государства, формирование в глазах общественности благоприятного имиджа государства, его  руководства и политики.

Следует отметить, что наряду с указанными функциями дипломатические  представительства выполняют и  консульские функции. Для этого  в составе посольств и миссий существуют консульские отделы.

Кроме того, Венская конвенция  налагает ряд обязанностей на дипломатические  представительства, а именно: соблюдать  законы и правила страны пребывания, не вмешиваться в ее внутренние дела, а также не использовать помещения дипломатического представительства в целях, не совместимых с функциями дипломатического представительства. 

4 Дипломатический  корпус. Дуайен

В дипломатическом праве  есть понятие дипломатический корпус. В узком смысле этого слова  – это совокупность глав иностранных  дипломатических представительств, аккредитованных в данной стране. Ими являются послы, посланники, постоянные поверенные в делах, временные поверенные в делах, а также нунции и интернунции, являющиеся главами дипломатических представительств Ватикана.

В широком смысле слова  под понятием «дипломатический корпус»  кроме глав дипломатических представительств подразумеваются все дипломатические  работники дипломатических представительств, признанные в этом качестве правительством страны пребывания, а именно: советники-посланники, советники, первые, вторые, третьи секретари и атташе посольств и миссий; торговые представители и их заместители; военные, военно-морские и военно-воздушные атташе, помощники этих атташе; специальные советники и специальные атташе (промышленные, сельскохозяйственные, экономические, торговые, по науке, труду и т. д.). К дипломатическому корпусу относятся члены семей дипломатических работников: жены, незамужние дочери и несовершеннолетние сыновья [34, с. 145].

МИД страны пребывания, признавая  за дипломатическим работником и  членами его семьи дипломатический  статус, выдает им дипломатические  карточки. Естественно, дипломатическое  качество дипломатического работника  и членов его семьи должно быть прежде всего признано его правительством путем выдачи ему дипломатического паспорта. Министерство иностранных дел страны пребывания может отказать в признании дипломатического качества за тем или иным дипломатическим работником, если его должность не соответствует общепринятой номенклатуре дипломатических работников или же номенклатуре этих работников, существующей по традиции в данном дипкорпусе.

Министерство иностранных  дел регулярно издает справочник дипломатического корпуса, в котором  указываются фамилии дипломатических  работников и членов их семей, сгруппированных  по соответствующим посольствам  и миссиям, их адреса, номера служебных  и домашних телефонов.

Дипломатический корпус не является институтом, основанным на какой-либо норме международного права, он не является также политическим объединением или  организацией, обладающей правами юридического лица. Таким образом, дипкорпус, будучи совокупностью отдельных независимых друг от друга дипломатических представителей, общностью которых является лишь место пребывания и род деятельности, не является объединением с какими-либо правами юридического лица, не может действовать и выступать как политическая организация. И лишь в исключительных случаях, защищая свои конвенционные права, дипкорпус может выступить коллективно, как организация, перед правительством страны пребывания.

Важнейшими правилами  дипломатического протокола, соблюдаемыми в отношении дипломатического корпуса, являются старшинство между главами  дипломатических представительств и старшинство между дипломатическими представителями и властями страны пребывания. Дипломатическому корпусу, приглашенному на официальное публичное  мероприятие, церемонию, предоставляется  первое почетное место в непосредственной близости от главы государства или  правительства, присутствующих на этом мероприятии или церемонии. Должно уважаться единство дипломатического корпуса, в силу чего нельзя разделять (размещать в разных местах) послов, посланников и поверенных в делах.

Как упоминалось выше, дипломатическое  старшинство между главами дипломатических  представительств установлено Венской  конвенцией о дипломатических отношениях 1961 г. Внутри каждого класса глав дипломатических представительств старшинство определяется в зависимости от местной практики: или датой приезда дипломатического представителя в страну пребывания, или датой вручения ему верительной грамоты. В случае, если глава дипломатического представительства заново вручает верительные грамоты в результате смены или смерти главы своего государства, изменения политического строя государства и т. п., его прежнее старшинство в дипкорпусе сохраняется. Старшинство временных поверенных в делах определяется классом дипломатического представителя, которого они замещают, и датой извещения об их (временных поверенных в делах) вступлении в должность.

Порядок, соблюдаемый  в каждом государстве при приеме глав представительств, - гласит Венская конвенция – должен быть одинаков в отношении каждого класса. Это означает, что при применении на практике этих положений следует соблюдать существующее старшинство среди дипломатических представителей и не предоставлять по каким-либо соображениям старшинство тому или иному дипломатическому представителю в ущерб старшинству других дипломатических представителей. Нарушение этого важного правила, наносящего ущерб достоинству дипломатических представителей, может дать основание к обвинению в дискриминации и привести к осложнениям в отношениях со страной дипломатического представителя.

Дуайен дипломатического корпуса – старейший по времени  вручения верительных грамот глава  дипломатического представительства  среди своих коллег по дипломатическому корпусу. Дуайеном дипломатического корпуса  всегда является дипломатический представитель  первого класса (посол или нунций); в отдельных странах, как уже  отмечалось, в силу установившейся в них традиции, дуайеном дипломатического корпуса является нунций, независимо от даты вручения им верительных грамот. Дипломатические представители стран, не имеющих отношений со страной, представляемой дуайеном дипкорпуса, связь по вопросам, входящим в компетенцию дуайена, поддерживают со следующим по старшинству после дуайена главой дипломатического представительства [34, с.148].

Он является посредником  между службой протокола и  своими коллегами. Например, передает извещения МИД о намечаемых мероприятиях с участием дипкорпуса. Дуайен реагирует от имени дипкорпуса на разного рода события в стране пребывания, как празднично-торжественного, так и траурного порядка. Он выступает на различных церемониях, приносит поздравления, соболезнования, организует преподнесение подарков и т. д.

Дуайен должен выражать мнение всех своих коллег, которые, естественно, придерживаются разных взглядов и оценок. В то же самое время он не может забывать, что представляет свое правительство и, следовательно, не может не отражать в своих акциях принципов проводимой им внешней политики и оценки того или иного конкретного явления или события. Дуайена дипкорпуса не обязательно согласовывть тексты своих выступлений со своими коллегами, если он уверен, что его выступление более или менее удовлетворит всех их и не вызовет дезавуирования со стороны отдельных коллег.

Одна из функций дуайена  дипкорпуса – это реагировать на события в самом дипкорпусе. Он организует от имени дипкорпуса проводы того или иного главы дипломатического представителя, вручает ему подарки. Дуайен является консультантом своих коллег, в особенности вновь прибывших, по вопросам местного протокола и этикета взаимоотношений с властями страны пребывания. С этой целью он сосредотачивает у себя всю необходимую информацию и, кроме того, поддерживает постоянный и тесный контакт с правительственными кругами и с местной службой протокола.

Дуайен может выступать  в защиту привилегий дипломатического корпуса протокольного (церемониального) порядка, например старшинства членов дипкорпуса по отношению к представителям местных властей, по вопросу участия дипломатического корпуса в каких-либо церемониях, места дипломатического корпуса на этих церемониях и т. д.

Положение дуайена дипкорпуса позволяет послу занять в стране пребывания особое, более выгодное положение, нежели обыкновенному главе дипломатического представительства. 

ГЛАВА 3 ИММУНИТЕТЫ И ПРИВИЛЕГИИ

1 Понятие дипломатических привилегий и иммунитетов.

Основные теории дипломатического иммунитета

Термин  «иммунитет» можно понимать как  льготное положение или льготы, предоставляемые  дипломату или консулу [30, с. 76].

Иммунитет – это совокупность привилегий и  иммунитетов субъекта международного права, осуществляющего внешние  сношения, и как следствие этого  – совокупность особых личных прав и преимуществ, облегчающих работу зарубежных представителей.

А также, иммунитет – это  изъятие из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания [30, с. 78].

Сюда включается: право  на неприкосновенность служебных помещений, право на беспрепятственную связь  со своим правительством, представительствами  и консульствами, личную неприкосновенность представителей государств, изъятие от юрисдикции, неприкосновенность жилища.

Сюда же входят и «привилегии  вежливости», т. е. право на прием  с определенными почестями, на пользование  флагом на своих зданиях и экипажах, на выставление герба или щита с эмблемой своей страны на дверях здания, где представитель выполняет  свои служебные функции.

Под термином «дипломатический иммунитет» следует понимать совокупность привилегий и иммунитетов в строгом  смысле этих слов.

Дипломатический иммунитет  распространяется прежде всего на совокупность привилегий и иммунитетов субъекта международного права, глав государств, глав и членов правительств, членов парламентов, дипломатических агентов государств или наций в период становления в стране пребывания, глав и членов постоянных представительств при международных организациях, международных должностных лиц, глав и членов делегаций на встрече и конференции.

Следует различать привилегии и иммунитет. Под привилегиями следует  понимать особые правовые преимущества некоторых иностранцев как представителей государств. Наиболее существенным из них является право на усиленную  защиту от посягательств и оскорблений; право пользоваться в определенных случаях знаками и эмблемами; право на специальные средства связи  за границей; право на почетные встречи [22, с.177].

Под иммунитетом разумеется принцип изъятия глав государств, глав и членов правительств, членов правительства и представителей иностранных государств, имущества  иностранных государств и лиц, а  также иностранных военных сил  и государственных кораблей за границей от принудительного воздействия  со стороны суда, финансового аппарата и совета безопасности страны, где  такие иностранные лица и имущества находятся, изъятия в частности и из исков, арестов, обысков, эмбарго и ревизий [22, с. 180].

Охрана, как дипломатического иммунитета, так и дипломатических  привилегий является нормой международного права, обеспечиваемой как добровольным соблюдением, так и принуждением государствами в целях поддержания  и развития мирных отношений.

Одним из актуальнейших и  сложных вопросов, связанных с  иммунитетами и привилегиями дипломатических  представительств и их персонала, является теоретическое обоснование необходимости  их предоставления.

На данный момент существует практическая необходимость в более  полной кодификации норма дипломатического права, возникает потребность в  теории, раскрывающей юридическую природу  иммунитетов и привилегий. Такая  теория имеет также практическое значения для толкования действующих  иммунитетов и привилегий, при  разрешении спорных ситуаций, в случае если отсутствует договорное урегулирование и необходимо установить наличие и конкретный объем того или иного иммунитета. Теоретическое обоснование в большей мере отражается на статусе дипломатических представительств в той или иной стране, поскольку оно существенным образом влияет на государственно-правовое регулирование этого статуса, на реализацию иммунитетов и привилегий.

С конца XVI и на протяжении XVII и XVIII веков сложились три основные теории дипломатического иммунитета, которые нередко  переплетались друг с другом, это теория:

  • экстерриториальности;
  • теория представительного характера посла;
  • теория дипломатических функций.

Все три теории были обусловлены  новыми историческими особенностями  государственной и международной  жизни, которые с одной стороны  порождали новые международно-правовые нормы, а с другой стороны по-новому определяли общий характер теоретических  воззрений на государство, право  и международные отношения.

Теория экстерриториальности (внеземельности) объявляет территорию, занимаемую дипломатическим представительством, частью территории аккредитующего государства; посол и персонал представительства, находясь в стране пребывания, как бы продолжают оставаться на территории аккредитующего государства. Эта конструкция и обосновывает наличие у представительства и его персонала иммунитетов и привилегий.

Теория представительского характера посла в условиях существования постоянных посольств обосновывала не только церемониальные привилегии послов, но и их иммунитет от действия местной власти и юрисдикции, но для обоснования иммунитета от юрисдикции она требовала дополнительной юридической аргументации, которая превратила бы теоретический принцип в инструмент, пригодный для применения на практике. Поэтому эта теория развивалась в юридической литературе чаще всего в сочетании с формулой экстерриториальности посольства или с рассуждением о необходимости дипломатических привилегий для выполнения послами своих функций.

Информация о работе Дипломатические отношения