Шпаргалка по дисциплине "Международное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 00:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Международное право".

Вложенные файлы: 1 файл

Международное право.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

 

43. Европейский  суд по правам чел-ка. (Страсбург)

На основе евр конв-ции 1950г. Сначала предусм-сь создание евр комиссии по правам чел-ка и евр суда по правам чел-ка. Обращаться м.б. т. в комиссию. Затем возросло кол-во членов Совета Европы – н. реорг-ция.  Прин-ся протоколы, к-ые изменяют комп-цию комиссии и суда.Протокол № 11 вст в силу 1.11.98 – ликв-сь комиссия, закреплена стр-ра Евр Суда. Цель – обеспечить выполнение гос-ми конв-ции 1950г.  Стр-ра Суда: кол-во судей = гос-ва члены Совета Европы = 44. Суд делится на секции (составы). Из них форм-ся комитеты, палаты. Есть большая палата, секретариат. Комп-ция – инд и межгос жалобы. Инд-я жалоба направл-ся физ лицом, группой лиц и неправит-ми орг-циями (ю/л). обращаться д. непосредственная жертва или косвенная жертва. Треб-ия: д.б. указано на нарушение того права, к-ое закреплено в конв-ции; нарушение д.б. после вступления в силу конв-ции 1950 в отн-нии соотв. гос-ва после 5.05.98- для РФ; до обращения н. исчерпать все имеющиеся внутригос-ые ср-ва правовой защиты. Ср-ва будут исчерпаны, если заявитель обращался во все доступные инстанции суд учреждений. Для РФ последняя – кассационная инстанция. При обращении н. делать ссылки на Евр конвенцию. обращ-ся н. в теч 6 мес с момента вынесения последнего решения по делу. Срок (по штампу на письме) не восстанавливается; жалоба не д.б. анонимной; д.б. обоснованной, н. отправить док-ты, подтверждающие факты нарушения; не д. рассм-ся жалоба в другом м/н органе по защите прав чел-ка; не д. представлять злоупотребление правом на подачу жалобы, д. составляться в корректной форме. Не н. себя популяризировать. Жалоба расс-ся по существу в палате. Решение м. обжаловать в большую палату. Реш-е носит обяз-й х-р.  Исполнение реш-я д.б. добросовестное. Сущ-ет контроль за исполнением, к-ый осущ-ет комитет министров Совета Европы. Иначе: членство гос-ва приостанавливается из СЕ или  исключается. Правила процедуры. Предусм-ся предоставление правовой помощи – осв-ие заявителя от всех суд-ых расходов. Н. предоставить декларацию о доходах. Палата рассм-ет все «за» и «против» и решает, предоставлять ли помощь.

 

44. Усл-ия приемлемости инд-ых  жалоб в Европейский суд по  правам чел-ка.

Ст.34 Конвенции: Евр. суд по правам чел-ка м. принимать жалобы от лиц или групп лиц, к-ые утв-ют, что явились жертвами нарушения одним из гос-в-уч-ков Конвенции их прав, признанных в Канвенции или в протоколах к ней. Договаривающиеся гос-ва обязались не препятствовать праву инд-дов направлять жалобы в суд. Регламентом Суда чётко определено сод-ие инд-ой жалобы, её компоненты. Секретариатом Суда разработана форма жалобы.

Суд м. принимать дело к рассм-нию т. после того, как были исчерпаны все внутренние ср-ва правовой защиты, и в теч. 6 мес. с даты вынесения нац-ми органами окончательного реш-я по делу. Жалоба подаётся заявителем непосредственно или ч/з представителя. Н. квалифицированное составление жалобы, согласование её с нормами конвенции.

Заявителю н. пройти инстанции, обращение в к-ые обусловлено его волеизъявлением, т.е. первую и кассационную суд.инстанцию.  Использование процедур надзорного про-ва не явл-ся обязат-ым предварит-ым усл-ем. Обращения в Евр. суд. Возм-но принятие жалобы и в случае неоправданной задержки, т.к. Суд ориентируется на разбир-во дела в нац-ом суде в разумный срок.

 

45. Международное УП: понятие и  источники.

- сов-сть принципов и норм, реглам-щих  сотруд-во гос-в в борьбе с  прест-стью. Хар-ка: это новая отрасль  права, возн. в кон.19 – нач.20 в. для обознач-я юр-ких норм, касающихся взаимопомощи гос-в при осущ-нии ими своей карательной д-ти в области м/н общения. После 2 Мировой войны в пон-е м/н угол. право стали включать нормы, касающиеся прест-ий против мира, чел-ва, военные прест-ия. S-ты: гос-ва,  м/н межправит-ые орг-ции, инд-ды.  Ист-ки: м/н дог-р и м/н обычай. МД:

1. многосторонние, реглам-щие сотр-во гос-в в борьбе с прест-ями, посягающими на интересы 2-х и более гос-в (с прест-ми м/н хар-ра). Напр., м/н конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.; конвенция о борьбе с незаконным захватом возд-х судов 1970 г.; конвенция о борьбе с подделкой ден.знаков 1929 г.; конвенция ООН по борьбе против незаконного оборота наркотич-х  ср-в и психотропных вещ-в 1988 г. 2. многосторонние, реглам-щие сотруд-во гос-в в борьбе с м/н прест-ми. Напр., Женевская конвенция о защите жертв войны 1949 г.; доп. протоколы к ним 1977 г.; конвенция о неприменении срока давности к воен. Прест-ям против чел-ва 1968 г.; Устав Нюрнбергского трибунала 1945 г.; Устав Токийского трибунала 1946 г.; Устав м/н трибунала по бывшей Югославии 1993 г.; Устав трибунала по Руанде 1994 г. 3. м/н дог-ры, хар-щие правовой статус нек-ых м/н орг-ций о органов, координир-щих д-ть гос-в в борьбе с прест-тью. Напр., Устав м/н орг-ции угол. полиции 1956 г. (Интерпол); положение о бюро по координации борьбы с орг-ной прест-стью и иными опасными видами прест-ий на тер-рии СНГ 1993 г. Борьба с преступностью на основе многосторонних соглашений: пиратство, рабство, порнография, торговля женщинами и детьми, подделка ден.знаков, геноцид (гитлеризм), расовая дискриминация, апартеид, незаконный оборот наркотиков и межд.терроризм.

 

 

46.Прес-я п\в мира и безопасности  и прес-я м\н хар-ра.

1. М/н прест-ия – совершаемые гос-вом в лице отд-х д/л через акт действия или бездействие гос-ва: прест-ия про-тив чел-ва: геноцид, расовая дискрим-ция, пытки; военные прест-ия: незак.депортация гражд. нас-ия, умышл. Причи-нение тяжких страданий или серьезного увечья. За эти прест-ия УО несут как исполнители, так и д/л. Прест-ия против мира: м/н агрессия – определение агрессии 1974 – приминение вооруженной силы гос-вом п\в суверенитета, тер-ной неприкосновенности или полит.независимости другого гос-ва или каким-л.др.образом, несовместимым с У ООН. Отв-сть – с 2-х сторон. Лица м.б. привлечены к отв-сти как нац-ми суд. учреждениями, так и м/н уг. судами, преим-во – у последних. М/н уг. суд 17.07.1998. – принят статут. Для вступл-я в силу н.б. согласие 60 гос-в – вступил в силу в июле 2002 г. РФ не ратифицировала, но подписа-ла. 2. Прест-ия м/н хар-ра- посягающие на инт-сы неск-ких гос-в; сов-ся вне связи с пол-кой к.-л. гос-ва; сов-ся для достиж-я собств. противоправных целей. Это общие уг. прест-ия с иност.эл-том: - сов-ся на тер-ии одно гос-ва, но последствия наступают на тер-ии др. гос-ва; - лица, сов-шие прест-ие, имеют разное гражд-во. Виды: прест-ия, посягающие на стаб-сть м/н отн-ий: м/н терроризм, захват заложников, пропаганда войны, вербовка, финанс-ние и обучение наёмников и их участие в воен. действиях.  Пре-ст-ия, посяг-щие на эк., соц., культурную стабильность гос-в: фальшивомонет-во, легализация прест. доходов, незак. оборот наркотиков, контрабанда. Прест-ия, посяг-щие на личные права чел-ка: рабство, работорговля, торговля детьми, женщинами, экплуатация проституции 3-ми лица-ми, распр-ние порно прод-ции, пытки. Прест-ия в открытом море: пиратство, столкновение морских судов, загрязнение моря нефтью, нарушение прав. режима эк. зоны и конт. ше-льфа.  Отв-сть – с одной стороны. К отв-сти лица привлек-ся т. нац-ми суд-ми учрежд-ями. Роль нац-го зак-ва. Эф-сть борьбы с прест-стью зависит от взаимодействия м/н и внутригос-го права, т.к. прест-ия м/н хар-ра преследуются исключ-но в соотв. с нац. уг. зак-вом. Каждое договариваю-щееся гос-во принимает такие меры, к-ые м.б. необходи-мы, чтобы уст-ть свою юрисдикцию над этим прест-ем. Опр-ся степень тяжести и вид нак-ия. Роль – без измен-я нац-го зак-ва исполнение к.-л. конвенции невозможно. РФ: в УК РФ не предусмотрено рабство и работорговля, нет отдельного состава пыток. В уг. нац-ом зак-ве м.б. закреп-лены м/н прест-ия. Если в угол. зак-ве эти прест-ия не предусмотрены, отв-сть наступит, привлеч-е  к отв-сти за м/н прест-ия не зависит от того, сод-ся ли они в нац-ом зак-ве. В больш-ве м/н прест-ий предусмотрен принцип всеоб-щей подсудности.

 

47. М/н орг-ции угол. полиции (Интерпол).

1923 г. – в Вене м/н полицейский  конгресс – была создана м/н  комиссия угол. полиции. 1941 г. – создана  картотека на м/н прест-ков. После  окончания 2 Мировой войны - вопрос  о необ-сти продолжения д-ти этой комиссии. 1954 г. – начало работы по разработке нов. Устава. 1956 г. – Устав принят. Акреплено нов. наименование – м/н орг-ция по угол. полиции. Была неправит-ой орг-цией. 1982 г. – статус межправит-ой орг-ции.  Члены – 178 гос-в. Интерпол – многосторонняя форма сотруд-ва гос-в по борьбе с прест-стью. Осн. напр-ия д-ти – координация сотруд-ва.

Стр-ра:

1. Ген. Ассамблея – м. принимать любые реш-я в рамках д-ти Интерпола: приём нов. членов, утв-ие бюджета орг-ции, избирает д/л орг-ции. Реш-е приним-ся в форме резолюции, они явл-ся обяз-ми т. для ген. секретариата.

2. Исполнит-ый комитет – выборный орган – представлены не все гос-ва-члены. Д/л выбираются ген. ассамблеей. Работают 13 чел-к, среди к-ых 1 председ-ль, 3 зама, 9 делегатов. Собир-ся 1 р. в год. Ф-ция – контроль исполнения реш-ий ген. ассамблеи ген. секретариатом. Председ-ль исполнит-го комитета представляет орг-цию в её отн-ия с гос-ми и др. м/н орг-циями.

3. Ген. секретариат – постоянно действующий, осущ-ет всю д-ть Интерпола. Состоит из отделов: адм-ый (ведётся делопро-во, документация); полицейский (координация сотр-ва нац. полиц. органов гос-в-членов); науч.-исслед-ский (осущ-ет обработку данных, заним-ся подготовкой проектов док-тов); тех. обеспечение (теле- коммуникация, автоматизированная обработка данных).

Глава – ген. секретарь. Срок – 5 лет.

4. Инст-т советников – специалисты по разл. вопросам.

5. Нац. центральное бюро Интерпола – каждое гос-во-участник д. создать в своей стр-ре нац. центр-ое бюро.

1996 г. – создано в СССР. Бюро входит в состав МВД РФ, в S-тах РФ есть представит-ва бюро. Их роль – связь м/у ПОО РФ и Интерполом.

 

48. Международные трибуналы.

1. М/н военный трибунал, призванный выполнить суд. ф-ции в отн-ии гос-х и военных лидеров гитлеровской Германии. Создан на основе соглаш-я, заключ-го прав-вами СССР, США, Фр., Англии, от 8.08.45. К отв-сти – 24 чел-ка. Состав: судья + зам от каждого гос-ва, создавшего трибунал (4+4) и обвинители. Обвиняемым предоставлено право на защиту и др. процессуальные права. Юрисдикция: прест-я против мира, прет-я против чел-ности (депортация гражд. нас-ия, пытки и бесчеловечное обращ-е с военнопленными, про-во бесчел-ных опытов над людьми, в т.ч. зараж-е болезнями). В кач-ве нак-ия - смерт. казнь и лишение свободы. 1946 г. – приговоры приведены в исп-ие. Этот трибунал (Нюрнбергский) создан по случаю (ad hoc).

2. М/н военный тибунал для суда над главными японскими прест-ками – трибунал ad hoc (токийский). Создан в 1946. Состав – 11 гос-в: СССР, США, Англ., Фр., Китай, Австралия, Индия, Филиппины, Нов.Зеландия, Канада, Нидерланды. Д-ть основана на д-ти первого трибунала. К отв-сти – 28 чел-к, нак-ия – лишение свободы и смертная казнь. В вину вменялись те же прест-ия. 3. М/н трибунал по бывшей Югославии. Создан для суд. преслед-ия лиц, ответсвенных за серьёзные нар-ия м/н гуманитарного права. Состав: 11 судей, к-ые назн-ся ген. Ассамблеей ООН на основе списка, представленного СБ. Юрисдикция: прест-ия против чел-сти и военные прест-ия, сов-ые в период воор. конфликта. Юрисдикция ограничена тер-но (тер-рия бывшей Югославии) и по времени (прест-я с 1.01.91.).  Соотн-ие юрисдикции трибунала и нац. суд. учреждений –юрисд-ция трибунала имеет преим-во. Трибунал м. на любой стадии суд. разбир-ва затреб-ть материалы дела. Наказания: макс. срок лишения свободы – пожизненно, смертной казни нет. 4. М/н трибунал по Руанде – создан на основе резолюции СБ в 1994 г. по просьбе прав-ва Руанды для суд. преследования лиц за геноцид и др. наруш-я м/н гуманитарного права, сов-ые на тер-ии Руанды (т.к. суд.с/ма Руанды разрушена). Юрисдикция: тер-рия Руанды. Все принципы д-ти заимствованы из Устава трибунала по Югославии.

5. 17.07.98 г. – Римский статут. Разрабатывало более 100 гос-в, 60 гос-в д.б. ратиф-ть статут.  Июль, 2002 – вступил в силу. РФ не уч-ет. Юрисдикция в отн-ии тех гос-в, к-ые уч-ют. Его юрис-ция: агрессия, геноцид, прест-я против чел-сти, военные прест-ия. Нак-ие: макс. – пожизненное закл-ие.

 

50. Выдача лиц для привлеч-я  к отв-сти или для привед-я  приговора в исполнение.

К прест-ям, влекущим выдачу, отнесены деяния, к-ые по з-ну обеих сторон явл-ся наказуемыми и за сов-ие к-ых предусм-ся нак-ие  в виде лишения свободы на срок свыше или не менее 1 года или боле тяжкое нак-ие – это выдача для привлеч-я к отв-сти. Выдача для приведения приговора в исполнение производится, если лицо было приговорено н срок свыше (не менее) 6 мес. или к более тяжкому нак-ию.

Выдача не производится, если:

  • лицо, выдача к-го треб-ся, явл-ся гр-ном запрашиваемого гос-ва;
  • на момент получения треб-ния, согласно зак-ву запрашиваемогогос-ва, преследование не допускается ввиду истечения срока давности или по иному осн-ию;
  • в отн-ии лица уже вынесен за то же прест-е приговор на тер-ии запрашиваемого гос-ва или дело прекращено;
  • прест-е по зак-ву обоих гос-в преслед-ся в порядке частного обвинения.

В нек-ых дог-рах (с КНР) предусмотрено, что в выдаче м.б. также отказано по гуманным соображениям (возраст, здоровье).

РФ при подписании конвенции оговорила право отказать в выдаче, если имеется в виду привлечение лица к отв-сти в чрезвычайном суде или в порядке упрощённого судопро-ва, не обеспечивающего минимальные гарантии; из гуманных соображений. РФ также предусматривает более широкий перечень деяний, явл-щихся м/н прест-ями и прест-ми м/н хар-ра.

Ч.2 ст.63 К РФ: не допускается выдача др. гос-вам лиц, преследуемых за полит-кие убеждения,  а также за действия, не признаваемые в РФ прест-ями. В новом УК РФ – особая статья – «Выдача лиц, сов-ших прест-е». Предполагается принятие ФЗ или м/н дог-ра РФ.

 

51. Клас-ция тер-рий (пространств) по  прав. режиму

– это весь земной шар с его сухопутной, водной поверхностью, недра, воздушное и космич-ое простр-во.По правовому режиму – 3 вида. 1. гос-я тер-ия, к-ая принадлежит опред-му гос-ву, границы уст-ся на основе м/н дог-ра, распростр-ся суверенитет соотв. гос-ва + его юрисдикция. В отличие от суверенитета юр-ция – это конкретное проявление суверенитета (комплекс прав). Юрис-ция м. распростр-ся за пределы тер-ии к.-л. гос-ва,  на основе м/н дог-ра. Гос-я тер-ия – сухопутная тер-ия, недра, внутр. воды (озера, реки в пределах суши), внутр. морские воды, тер-ное море, воздушное простр-во – нах-ся на  ур-не 100 – 110 км над ур-нем моря. Правовой режим опр-ся норм-пр актами соотв. гос-ва, но в силу соотв. м/н обяз-в данного гос-ва. Гос-во несёт отв-ть за все происходящее на его тер-ии.   Условная гос-я тер-ия – тер-ия дипломатического представит-ва, консульства, морские, воздушные суда и космич-е объекты – в отн-ии них распространяется юрис-ция соотв. гос-ва. 2. тер-рия со смешанным правовым режимом: прилежащая зона, искл-ая эк-ая зона, континентальный шельф. На эти тер-ии не распростр-ся суверенитет прибрежного гос-ва, но гос-ва м. осущ-ть по опред. вопросам  юрис-цию – конвенция ООН по морскому праву  1982г. опр-ет пределы. Все остальные гос-ва м. осущ-ть в этих пространствах опр-ые права, закрепл-ые в этой конв-ции. 3. м/н тер-ия: открытое море, возд. пространство над ним и над искл-й эк-ой зоной, дно морей и океанов за пределами нац-ой юрис-ции и его недра, космич-ое простр-во, Антарктида и возд. простр-во над ней. Правовой режим уст-ся т. м/н дог-ром. Ни 1 гос-во не вправе распространять суверенитет. Эти простр-ва открыты для исследования  и использования всеми гос-вами на благо и в интересах всего чел-ва. эти простр-ва полностью или частично демилитаризированы.

 

52. Государственная территория: понятие, состав

Гос-я тер-ия, к-ая принадлежит опред-му гос-ву, границы уст-ся на основе м/н дог-ра, распростр-ся суверенитет соотв. гос-ва + его юрисдикция. В отличие от суверенитета юр-ция – это конкретное проявление суверенитета (комплекс прав). Юрис-ция м. распростр-ся за пределы тер-ии к.-л. гос-ва,  на основе м/н дог-ра.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Международное право"