Шпаргалка по дисциплине "Международное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 00:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Международное право".

Вложенные файлы: 1 файл

Международное право.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

Состав: сухопутная тер-ия (вся суша в пределах гос.границ), недра ((под сухопутной и водной поверхностью без ограничений по глубине), воздушное простр-во – в пределах сухопутных и водных границ гос-ва;  водная тер-рия: внутр. нац. воды (озера, реки в пределах суши, внутр. морские воды) и тер-ное море (полоса прибрежных морских вод, не более 12 миль).  Условная гос-я тер-ия – тер-ия дипломатического представит-ва, консульства, морские, воздушные суда и космич-е объекты – в отн-ии них распространяется юрис-ция соотв. гос-ва.

Правовой режим:  территориальное верховенство сводится к следующему:власть гос-ва явл-ся высшей по отн-ю ко всем ЮЛ и ФЛ, гос-во не м.б. насильно лишено его тер-рии, его границы нерушимы и неприкосновенны, в пределах гос.тер-рии исключается публичная власть другого гос-ва, юрисдикция гос-ва м.распространяться  за пределы его тер-рии (юрисдикция над морскими и возд.судами), земля и ресурсы не могут использоваться другими без согласия тер-го суверена, в пределах своей тер-рии гос-во м.применять все зак.ср-ва властного понуждения к своим гр-нам и иностранцам, если иное не установлено МД. «гос.тер-рия – не вещь, принадлежащая гос-ву, а пространственный предел, в котором оно существует и действует как политическая организация власти».

 

53. Гос.границы: виды, порядок установления, режим.

- это линия и проходящая по  ней вертикальная поверхность, определяющие  пределы гос. тер-рии.

Границы м/у сопредельными уч-ками обычно опред-ся дог-рами м/у ними. Гос. границы на суше обычно устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориетирам. На реках – либо по линии наиб.глубины, либо по середине русла. На море это линия внешнего предела тер-ного моря.

Процесс уст-ния включает:

1. делимитацию – опр-ие в дог-ре общего направления прохождения границы и нанесение её на карту;

2. демаркацию – уст-ие границы с помощью уст-ия пограничных знаков, демаркац-ые док-ты – протоколы.

Режим гос.границы включает:

  • сод-ие гос.границы, т.е. поддержание в надлежащем состоянии пограничных знаков, осмотры, проверки;
  • пересечение гос.границы лицами и т/с и перемещение ч/з неё товаров, грузов – т. в пунктах пересечения границы, за искл. чрезвычайных обстоят-в;
  • пропуск лиц, т/с, товаров, грузов, животных предполагает осущ-ние пограничного контроля, заключается в признании з-нности пересечения гос. границы;
  • ведение на гос.границе хоз-ой, промысловой, иной д-ти – эта д-ть на д. причинять ущерб тер-рии сопредельного гос-ва, наносить вред здоровью нас-ия;
  • разрешение с иностр.гр-нами инцидентов, связ-ых с нарушением указанных правил – отв-сть (выдворение, АО, УО).

Пограничный режим – особый правовой статус прилегающей к гос. границе тер-рии гос-ва (до 5 км вдоль гос. границы).

 

54. Внутренние морские воды: правовой режим.

Уст-ся м/н дог-ми, Конв-ция 1982г., двусторонние м/н дог-ры о морском торговом судоходстве, внутригос-ми норм-правовыми актами (в РФ – кодекс торгового мореплавания, водный и ФЗ «О внутр. морских водах, тер-ном море и прилегающих зонах» 16.07.1998г.). Состав: воды заливов, бухт, губ, лиман, ширина входов в к-ые не больше 24 морских миль, исторические заливы, воды портов, воды, расположенные в пространстве  от береговой линии и прямыми исходными линиями, от к-ых отсчитывается тер-ное море. Правовой режим: нах-ся под исключительным суверенитетом прибрежного гос-ва, для захода в эти воды гос-во определяет порты (открытые) – уст-ся Пост-ем Прав-ва РФ, порядок захода. Для различных судов свой порядок: 1) военные корабли и гос-ые суда, используемые в некоммерческих целях. Общие правила – разрешит-ый порядок, т.е. д. получать разрешение на вход за 30 дней до предполагаемого захода. Искл.: Если есть приглашение прибрежного гос-ва, Если на борту нах-ся глава ин-го гос-ва,Форс мажорные обстоятельства, Принцип взаимности. 2) иные корабли – нет никакихъ требований, но прибрежное гос-во в целях обеспечения безоп-сти или охраны окр-й среды м. предусмотреть особый порядок ограничений или запрет входа судов с ядерными установками или с яд-ым оружием на борту.

Осущ-ние юрисдикции прибрежного гос-ва:

«А» - военные корабли и гос-ые суда – не распростр-ся, они обладают иммунитетом от юрис-ции гос-ва пребывания. Если данное судно нарушает з-ны и правила прибрежного гос-ва, то оно м. потребовать покинуть внутр. морские воды и тер-ное море. Иные корабли и суда – в полном объеме распростр-ся юрис-ция прибрежного гос-ва. Исключения предусматр-ся двусторонними м/н дог-ми. Эти м/н дог-ры предусм-ют осн-ия для осущ-ия юрис-ции прибрежного гос-ва: Если правонар-ие посягает на общественный хар-р, порядок или безоп-сть прибрежного гос-ва, Если последствия правонар-ия распростр-ся на тер-ию прибрежного гос-ва, Если есть просьба капитана судна или консула гос-ва – плана о помощи, Если преследование н. в целях борьбы с незак-м оборотом наркотиков.                                        

 

55. Правовой режим  территориального моря (ТМ).

– это морской пояс, примыкающий к сухопутной тер-ии или к внутр. морским водам, протяженностью до 12 морских миль. Правовой режим уст-ся м/н дог-ром и внутригос-ми норм-правовыми актами. ТМ отсчитывается 2 способами: нормальных исходных линий, т.е. по линии наибольшего отлива; прямых исходных линий, если береговая линия глубоко изрезана или где вдоль берега или в непосредственной близости к нему есть цепь островов. Берутся крайние точки и от этой линии отмеряют ТМ. Правовой режим: распростр-ся суверенитет прибрежного гос-ва. все иност-ые гос-ва имеют право мирного прохода в ТМ. Ст.18 конвенции ООН по морскому праву 1982г. закрепляет право прохода ч/з ТМ. Цель – 1) транзит (пересечь), 2) заход во внутр. морские воды или выход из них.

Ст.19 мирный проход – д.б. быстрым и непрерывным; не допускается высадка, посадка, погрузка, разгрузка;  м.б. стоянка на якоре. Немирный проход: судно нарушает любой осн-й принцип, закрепленный в уставе ООН; судно ос-ет маневры/учение с оружием любого вида; судно совершает любой акт по сбору информации или пропаганды для причинения ущерба обороне или безопасности прибрежного гос-ва; любой акт, связ с преднамеренным и серьезным загрязнением; ос-ет рыболовную или исследовательскую д-ть без согласия прибрежного гос-ва.

На ТМ распростр-ся суверенитет гос-ва. → гос-во принимает аклт: а) регламентир-ся проход ч/з ТМ путем уст-я морских коридоров; б) обесп-ют безоп-ть судоходства в ТМ.

По юрис-ции прибрежного гос-ва: морские суда, к-ые осущ-ют транзит: уг-ая юрис-ция не осущ-ся, за искл оснований, предусмотренных в п.1 ст.27 конвенции 1982г. гражд-я юрис-ия не осущ-ся; к-ые пересекают ТМ с целью захода/выхода во внутр. морские воды: угол-ая и граж-ая юрисдикция действуют, если уг. и гр. отв-сть судно навлекло на себя во внутр. морские воды или ТМ или во время захода во внутр. морские воды прибрежного гос-ва. Двусторонними м/н дог-ми м.б. изменен порядок осущ-ия юрисдикции

 

56. Правовой режим в исключит  эк-кой зоне.

– это район, наход-ся за пределами ТМ и прилегающих к нему, ширина к-го не более 200 морских миль, отсчитывается от исходных линий для отсчета ТМ. Смешанный правовой режим следовательно не распростр-ся суверенитет прибрежного гос-ва, но распростр-ся юрис-ция по реал-ции след. прав (ст. 56 конв ООН по морскому праву):  разведка, разработка и сохр. природных рес-в (живых и не живых), Упр-ние этими рес-сами, Использование энергии воды и ветра, Возведение искусств-ых остовов, установок и сооружений, Осущ-ть морские научн. исслед-ия, Принятие мер для сохранения и защиты морской среды, Эти права -  в водном простр-ве, на поверхности, на дне и его недрах.

Гос-во может принимать норм. пр. акты – только для осущ-я этих прав в РФ – ФЗ об искл. эк-кой зоне от 18.11.98 Если прибр гос-во не осущ-ет эти права, то оно может разрешить реализ-ть эти права другим гос-м. Д. б. разрешение. Неприбрежные гос-ва имеют права: прокладка кабеля, трубопровода – это неотъемлемые права. Прибр. гос-во не м. препятствовать реал-ии этих прав, к-ые обесп-ют их реал-цию. Неприбрежные гос-ва д. выполнять з-ны и правила прибр гос-ва в данной отрасли. Иначе прибрежное гос-во м. принимать меры, включая досмотр, инспекцию, арест и судебные разбират-во в обеспечении соотв-вия актов, однако арестованное судно и экипаж сразу дб освоб-ны после предоставления разумного залога или другого обеспечения. Нак-ие, налагаемое прибрежным гос-м за наруш-е з-нов о рыболовстве в искл. эк-кой зоне, не м. содержать тюремное заключение или другую форму личного наказания, если иное не предусмотрено в соглаш-ии сторон.  Правовой режим континентального шельфа. КШ – включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы тер-го моря на всем протяжении естест-го продолжения его сух-й терр-ии до внешней границы подводной окраины материка или 200 морских миль. Смешанный правовой режим – то же, что в искл. эк-кой зоне: не распростр-ся суверенитет прибрежного гос-ва, но распростр-ся юрис-ция по реал-ции опред-ых прав. Права прибрежного гос-ва: разведка и разработка прир-ых ресурсов морского дна и его недр. Неприбрежные гос-ва: прокладка кабеля и трубопровода. ФЗ «О КШ РФ» 1995.

 

57. Открытое море.

ОМ – все части моря, к-ые не входят в искл. эк-кую зону, тер-ное море или внутр. морские воды к.-л. гос-ва. Правовой режим устан-ся т. конв-цией 1982г. ОМ – простр-во, к-ое относится к м/н тер-ии, → , все гос-ва м. осущ-ть свободы: судоходство, полеты, прокладка кабеля и трубопровода, возведение искусственных островов, установок и сооружений, руболовство, научные исследования. ОМ д. исп-ся т. в мирных целях, т.е. запрещ-ся осущ-ть испытание оружия, проводить военные маневры и учения. Морские суда в ОМ подчин-ся юрис-ции гос-ва флага. Если судно имеет нес-ко национальностей, то оно признается как неимеющее нац-сти. Это судно м.б. остановлено и досмотрено любым военным кораблем, к-ый м. осущ-ть д-ть по отн-ию к судам св. гос-ва.  Военные корабли обладают иммунитетом. Военный корабль в отн-ии любого судна м. осущ-ть действия, если есть достаточные осн-ия полагать, что судно занимается пиратством или работорговлей, либо несанкционированными вещами, если неподнят флаг и отказ-ся это сделать. Любое прибрежное гос-во м. осущ-ть преследование по горячим следам, если прибрежное гос-во имеет основание считать, что судно нарушило законы и правила данного гос-ва.  Такое преследование д. начаться во внутр. морских водах или тер-ном море или в прилежащей зоне, если судно нарушило з-ны и правила прибрежного гос-ва, регламентир-щего правовой режим искл эк зоны и конт-го шельфа. Преследование д. вестись непрерывно, до захода судна в тер-ное море др гос-ва. Это право осущ-ся т. военными кораблями или летательными аппаратами.

 

58. Моря и океаны.

Правовой режим уст-ся конв-цией 1982г. Дно =район, нач-ся после конт-го шельфа. Район и его ресурсы (все твердые, жидкие или газообразные минеральные рес-сы, включая полиметаллин, конкреции в состоянии недвиж-сти, находящиеся на поверхности дна и в его недрах) явл-ся общим достоянием всего чел-ва. Ни 1 гос-во не м. претендовать на суверенитет части дна; ни 1 гос-во, ф/ю/л не может присваивать части дна; от имени чел-ва действует орган по морскому дну. Порядок его создания и д-ти рег-ся конвенцией по морскому дну 1982г. Орган – орг-ция, члены к-ой – участники конвенции 1982г., в рамках к-ой гос-во осущ-ет и контролирует д-ть в районе. Ресурсы морского дна не подлежат отчуждению, однако полезные ископаемые м.б. отчуждены на условиях, предусмотренных договором м/у органом и соответствующим гос-вом, ф/ю/л. В стр-ру органа входит предприятие, к-ое осущ-ет текущую д-ть, контроль за д-тью, к-ая осущ-ся на дне.  Дно открыто для научных исследований. Дно частично демилитаризировано: запрещ-ся размещение на дне и его недрах ядерного оружия и любого оружия массового уничтожения. Гос-ва несут ответ-ть за сохранение ресурсов дна. Для этого заключают м/н дог-ры. Посвящен раздел IX конвенции 1982г.

 

59. Правовой режим косм-го прост-ва  и небесных тел:

дог-р « о принципах д-ти гос-в по исследованию и использованию космич-го простр-ва, включая Луну и др небесные тела» 1967 г., соглаш-е «о д-ти гос-в на Луне и др небесных телах» 1979. Но РФ только в первом. Космич-е простр-во – м/н тер-ия, она открыта для использования и исслед-я для всех гос-в, свободна для научных исслед-й, к-ые д. осущ-ся во благо и интересах всех гос-в, а рез-ты – достояние всего чел-ва. Косм-е простр-во – является, частично,  демилитаризованной тер-ей, и там нельзя осущ-ть испытания ядерного оружия и др массового уничтожения на осн-ии дог-ра «о запрещении испытаний яд-го оружия в атмосфере, косм-м простр-ве, под водой» 1963. РФ в нем участвует. Луна и др небесные светила явл полностью демилитаризованными. Нельзя размещать воен базы и проводить воен учения (соглаш-е «о Луне» 1979). По демилитар-и действует двустор-й м/н договор СССР и США «по ограничению систем противоракетной обороны» 1972.

 

60. Правовой статус косм-х объектов  и космонавтов.

В МП нет опр-ия косм-го объекта, но под ним можно рассм-ть созданное человеком, технич. Устр-во, предназначенное для использования в косм-м простр-ве. Рег-ция. Все косм-е объекты подлежат обяз-й регистрации (конвенция «о рег-ции объектов, запускаемых в косм-е прост-во» 1975). Такая рег-ция д. осущ-ся на национ-м ур-не, путем внесения в регистр, к-ый д.б у каждого гос-ва, и так же на м/н ур-не – вносится генсеком ООН. Генсек должен предоставить инф-цию о факте рег-ции и о запуске косм-го об-та. Косм-й об-т сохраняет юрисдикцию гос-ва-регистрации. Гос-во осущ-ет контроль за ним в космич-м прост-ве и на Земле. При обнаружении косм-го объекта на Земле, обнаруж-е гос-во должно проинформировать гос-во регистрации. Возвращение объекта по просьбе запустившего гос-ва и за его счет. Космонавты. М/н право рассм-ет косм-в как посланников чел-ва в космос. На них распрост-ся юрисд-я гос-ва регистрации и сохр-ся гражданство. Соглашение «о спасании космонавтов» 1968 предусматривает обяз-сть гос-в оказывать помощь в случае аварии косм-го объекта, бедствия, вынужденной посадки на тер-рию, нах-ся под  их юрисд-ей или в откр-е море. Им должна быть обеспечена безопас-ть, д.б возвращены. Просьбы о возврате не требуется и сущ-ся безвозмездно.

 

61. Ответственность в м/н косм-м  праве.

Особ-сти:

1. Несет гос-во – это положение  явл исключением из положения  об отв-ти в МП, согл-но к-му  гос-во не несет отв-сть за своих ф/л и ю/л.

2. Абсолютная отв-ть – не зависимо  от вины гос-ва, вследствие самого  факта нанесения ущерба (Дог-р  «о космосе» 1967, конвенция «по  м/н отв-ти гос-в за ущерб  прич-й косм-м объектами» 1972)

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Международное право"