Шпаргалка по "Международному частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 15:36, лекция

Краткое описание

В данной работе изложены ответы на 70 вопросов.

Содержание

1. Международное частное право в российской правовой системе. Предмет и методы МЧП. Система МЧП.
2. Понимание содержания международного частного права в различных государствах.
3. Соотношение и взаимодействие международного частного права и международного публичного права.
4. Международный договор как источник МЧП.
5. Роль международных организаций в унификации МЧП.
6. Развитие международно-частного права в рамках СНГ: вопросы унификации и гармонизации.
7. Основные внутренние источники международного частного права в Российской Федерации.
8. Роль обычаев как источников международного частного права Обычай и обыкновение в МЧП Судебный прецедент и доктрина как источники МЧП.
9. Нормативный состав МЧП. Вопрос включения национальных материальных норм в состав МЧП.
10. Состав и правовая природа коллизионных норм. Классификация коллизионных норм.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции МЧП.docx

— 181.93 Кб (Скачать файл)

Собственность государства за рубежом находится в особом положении. Она пользуется иммунитетом, связанным с иммунитетом государства, но может рассматриваться как самостоятельный вид – имущество не может быть объектом насильственных мер со стороны государства нахождения (не может быть подвержено конфискации, удержанию, секвестру и т.д., на нее не может быть обращено взыскание, административное взыскание). Этот иммунитет есть право, а не обязанность государства. 

Порядок управления и распоряжения этим имуществом определяется только российским законодательством.

За границей находятся различные категории имущества входящие в состав гос. собственности, это им-во посольств, представительств РФ при международных организациях, вклады в центральный банк, временно находящиеся за границей морские и возд суда. Имущество может находится за рубежом постоянно или временно. В состав этого им-ва входят принадлежащие росс гос-ву ценные бумаги. Значительную категорию им-ва  составляют им-во русской православной церкви, различных благотворит организаций рос.

Российское законодательство не запрещает гражданам и организациям приобретать недвижимость, акции и ценные бум иностран компаний и обществ - это все только с разрешения центра банка но это правило не действует. Собственность государства пользуется иммунитетом. - особый режим такой собственности обусловленном особым положением субъекта права собственности - суверенного государства. Собственность государства пользуется неприкосновенностью. Иммунитет дает:

1) нельзя применять иски к этой собственности;.

2) арест;

3) не распространяется принудительное решение суда.

Доктрина акта государства - если гос-во фактически обладает имуществом и заявляет что им-во принадлежит ему, то в суде иностранного государства это обстоятельство не может подвергаться сомнению. Решения о приобретен им-ва - недвиж., ценн бум, паи, принимается правительством рф. Оно также принимает решение о продаже, мене, залоге, дарении. указ президента РФ 2000 - создано гос. унитарное предприятие госзагрансобственность - инвентаризация и управление собствен за границей. только рос законодательство может определить порядок управления и распоряжения гос собственностью.

 

  1. Национализация:   принципы   проведения;   экстерриториальное   действие   актов   о

национализации.

 

Под национализацией понимается изъятие им-ва, находящегося в частной собственности и передача его в собственность государства. Право любого государства на национализацию частной собственности, в том числе и принадлежащей иностранному физ. лицу и юр. лицам вытекает из такого общепризнанного принципа МП как суверенитет государства. Условия проведения национализации определяются не МП а внутренним правом государства осуществляющего национализацию.

 Признаки:

  • всякий акт национализации это акт гос. Власти;
  • это социально экономическая мера общего характера, а не мера наказания;
  • может осуществляться в отношении собственности вне зависимости от того кому она принадлежит;
  • гос-во определяет должна ли иностранцам выплачиваться компенсация и в каком размере.

В руководстве по регулированию прямых иностранных инвестиций признается право государства  на осуществление национализации любой собствен-ти при соблюдении условий:

1 эти меры должны осущ  для достижен общественно полезной  цели 

2 на законных основаниях 

3 без дискриминации 

4 при условии компенсации.

В законе об иностранных инвестициях предусматривается, что в случае национализации иностранному инвестору возмещается стоимость национализированного им-ва. Законы о национализации имеют экстерриториальное значение - должны признаваться за пределами государства. При рассмотрении иностранными судами вопросов касающихся национализации им-ва применяются законы государства применяющего национализацию. Советско-германский договор 1922 германия признала национализацию проведенную в советской  России.

 

  1. Правовой режим культурных ценностей в МЧП.

 

На регулирование защиты культурных ценностей направлены следующие международные акты:

• Конвенция УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям (Рим, 24 июня 1995 г.);

• Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (Париж, 17 ноября 1970 г.);

• Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 14 мая 1954 г.);

• Соглашение о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей (Москва, 15 апреля 1994 г.);

• Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам задержания и возврата культурных ценностей, незаконно провозимых через государственные границы (Пловдив, 22 апреля 1986 г.).

Культурными ценностями считаются ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки и которые относятся к перечисляемым ниже категориям:

а) редкие коллекции и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и предметы, представляющие интерес для палеонтологии;

б) ценности, касающиеся истории, включая историю науки и техники, историю войн и обществ, а также связанные с жизнью национальных деятелей, мыслителей, ученых и артистов и с крупными национальными событиями;

в) археологические находки (включая обычные и тайные) и археологические открытия;

г) составные части расчлененных художественных и исторических памятников и археологических мест;

д) старинные предметы более чем столетней давности, такие, как надписи, чеканные монеты и печати;

е) этнологические материалы:

ж) художественные ценности, такие, как: полотна, картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий, украшенных от руки); оригинальные произведения скульптурного искусства из любых материалов; оригинальные гравюры, эстампы и литографии; оригинальные художественные подборки и монтаж из любых материалов; редкие рукописи и инкунабулы, старинные книги, документы и издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный, литературный и т.д.). отдельно или в коллекциях; почтовые марки, налоговые и аналогичные марки, отдельно или в коллекциях; архивы, включая фоно-, фото- и киноархивы; мебель более чем столетней давности и старинные музыкальные инструменты.

 

  1. Коллизионное регулирование сделок в МЧП. Роль принципа автономии воли сторон и принципа наиболее тесной связи.

 

Автономия воли – возможность участников правоотношения избирать право, которое будет регулировать их права и обязанности. Критерий автономии воли есть генеральная привязка.

Законодательство  большинства гос-в позволяет странам договора самим избрать право, подлежащее применению к их договорным обязательствам. Автономия воли стран состоит в том, что страны в договоре могут устанавливать по своему усмотрению не только условия и содержание договора, но и определять право которое будет применяться к заключившим ими договору.  Данный принцип получил широкое распространение в  междунар практике, так как ни в одном договоре не возможно предусмотреть все ситуации которые могут возникнуть, именно поэтому стороны должны иметь возможность  осуществить выбор права. Выбор права сторонами д\б прямо выражен  в условиях договора или в обстоятельствах дела, или определенно следовать из них.  В законодательстве ряда стран если воля сторон о сделке не была выражена, то  применяется принцип закона места совершения контракта, если договор был заключен по телеграфу, то место последнего действия.

Способы выбора права:

    • включение в текст оговора 
    • имеется отсылка к похожим договорам о применении права.

 Воля д\б выражена  достаточно определенно. Действие  принципа “кто выбирает суд  тот выбирает и право” в  России  ограничено. Одновременно  м\примеяться несколько прав различных  гос-в. ст.1210 ГК:

Пределы автономии воли:

  1. Пространственные пределы (п.5 ст. 1210 ГК РФ)
  2. Временные пределы. (п.3 ст. 1210 ГК РФ).
  3. Пределы связанные с содержанием обязательств (п.1 ст.1210 и п.4 ст. 1210 ГК РФ).  Существуют общие ограничения автономии воли – сверхимперативные нормы, оговорка о публичном порядке.

Принцип наиболее тесной связи.

Нашел отражение в Римской конвенции стран ЕС «О праве применимом к договорном обязательствам» от 19.06.1980 г.

Критерий наиболее тесной связи будет применяться, если нет автономии воли.  Ст. 1211 ГК РФ.

В п. 2 установлена общая презумпция, согласно которой правом страны, с которым договор наиболее тесно связан считается право страны где находится место жительство или основное место деятельности исполнителя договора.

п. 3 определяет «исполнителя» в различных договорах. Это рекомендации, а не закрытый перечень. (Предусмотрены ряд специальных презумпций для отдельных договоров). Применяются, если иное не вытекает из закона, условий и существа договора, либо совокупности обстоятельств дела.

 

  1. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности: взаимодействие публично-правовых и частно-правовых средств. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (Общая характеристика ФЗ «Об основах государственного регулировании внешнеторговой деятельности», ФЗ «Об экспортном контроле», ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»),

 

ФЗ об основах гос-го регулирован внешнеторговой деятельности - внешнеторговая деятельность - это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами и инф-ой интелект собствен.

Методы:

Таможенное торговое регулирование это метод гос регулирования внешнеторговой деятельности осуществляемая по средством введения ввозных и вывозных пошлин.

              1. экспортный контроль - это комплекс мер обеспечивающих установленный порядок осуществления внешней экономической деятельности в отношении товаров, услуг информации, которые могут быть использованы для производства оружия массового поражения, средств его доставки, а также иных видов вооружения. Контроль товаров и технологий. методы - идентификация товаров и технологий, разрешительный порядок осущ-я внешнеэконом деятельности, таможенный контроль, меры гос принуждения в отношении нарушителей установленного порядка. органы осущ - президент, фед служба по тех и экспортному контролю.
              2. демпинговый импорт - это импорт товара на таможенной территории РФ по цене ниже нормальной стоимости товара. Нормальная цена это цена аналогичного товара на рынке иностранного государства из которого происходит этот товар. Демпинговая мера - это отношения выраженные в процентах нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены к его экспортной цене минимум 2 процента. Антидемпинговые меры - антидемп политика. предварит антидемп пошлина. обязательство о цене. В ФЗ говорится о возросшем импорте товаров - это может угрожать экономике государства.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулировании внешнеторговой деятельности» определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

Тема 1. Федеральный закон «Об экспортном контроле» как базовый документ государственного регулирования внешнеторговой деятельности товарами и технологиями двойного примененения.

  • 1.1. Термины и определения.

  • 1.2. Сфера применения закона, цели экспортного контроля и принципы государственной политики в области экспортного контроля.

  • 1.3. Национальная система экспортного контроля Российской Федерации.

  • 1.4. Правовые основы организации экспортного контроля.

  • 1.5. Регулирование внешнеэкономической деятельности в отношении товаров и технологий двойного применения.

  • 1.6. Ответственность за нарушение законодательства РФ в области экспортного контроля.

 

  1. Внешнеэкономическая сделка: понятие, признаки, форма.

 

Под сделками в российском законодательстве, например, понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). Сделки могут быть односторонними, двусторонними и многосторонними. Последние две разновидности сделок совершаются посредством заключения договоров.

Т.о, к внешнеторговым сделкам относятся дог-ры купли-продажи товаров, а также дог-ры подряда, комиссии и ряд др дог-в, заключаемых между организациями и фирмами разн-х гос-в.

Внешнеэкономические сделки, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, должны совершаться при наличии письменного обязательства иностранного лица о том, что указанные товары и технологии не будут использоваться в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к условиям, на которых должны совершаться внешнеэкономические сделки с контролируемыми товарами и технологиями, в том числе право проверки использования иностранным лицом полученных по сделке товаров и технологий в соответствии с принятыми обязательствами. Российским лицам запрещается заключать, совершать внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности или участвовать в них любым иным образом в случае, если таким лицам достоверно известно, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности будут использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному частному праву"